1. Подробнее об архитектуре RDNA 4

RDNA 4: взгляд изнутри.

Мы подробно разбирали все обновления RDNA 4 в недавнем обзоре Radeon RX 9070 XT, поэтому тут пробежимся вкратце. Итак, архитектура RDNA 4 принесла существенные изменения: AMD отказалась от модульной схемы RDNA 3 в пользу монолитного кристалла. Он объединил в себе потоковые процессоры, отдельные ускорители трассировки лучей и тензорные блоки, ориентированные на задачи ИИ. При меньших габаритах кристалла AMD смогла добиться заметного прироста производительности, особенно в сценариях с трассировкой лучей и нейросетевыми алгоритмами. В основном за счет глубокой переработки контроллера VRAM и логики работы с памятью.

Вместе с архитектурой RDNA 4 презентовали новую версию FSR, без этого никуда. И это уже не просто алгоритмический фильтр Ланцоша, а более куда более сложная технология апскейлинга, которая по качеству заметно опережает FSR 3 и вплотную приближается к DLSS 4 от NVIDIA. В сравнении с FSR 3.1 новое решение куда увереннее работает с подвижными объектами, практически исчезли шлейфы при быстрых поворотах камеры, волосы больше не мерцают в темных сценах, а итоговое сглаживание местами даже превосходит традиционное TAA. Особенно хорошо апскейлинг выглядит в 2K и более высоком разрешении.

Рекомендуем к прочтению: AMD FSR 3.1 – бесплатная альтернатива NVIDIA DLSS 3

Также в FSR 4 обновили генератор кадров FMF и снизили инпут-лаг во время генерации. Единственный минус, что для комплексной обработки требуются отдельные ядра как у NVIDIA, поэтому FSR 4 не совместим с предыдущими поколениями видеокарт Radeon. Не лучшие новости для владельцев старых видеокарт Radeon, хотя в AMD несколько раз намекали, что работают над обратной совместимостью.

Кроме того, Navi 44 получил обновленный медиаблок, ускоряющий видеороенедринг с использованием кодека H.264.

2. Обзор Sapphire Radeon RX 9060 XT PURE 16GB

 
Дизайн, габариты, скромное энергопотребление, 16 ГБ памяти.
 
 
Не обнаружено.
 

Radeon RX 9060 XT построена на графическом чипе Navi 44 и предлагает 2048 потоковых процессоров, 64 ускорителя ИИ и 32 блока трассировки лучей. Частота GPU достигает 3290 МГц, а 16 ГБ видеопамяти работают на скорости 20 Гбит/с по 128-битной шине, обеспечивая пропускную способность до 320 ГБ/с.

В новых ускорителях RDNA 4 появились тензорные блоки, ориентированные на ИИ-задачи и генерацию контента. AMD обещает заметный прирост производительности по сравнению с прошлыми поколениями, хотя конкретных цифр пока не приводит. В компании признались, что уперлись в потолок алгоритмических возможностей и чтобы успешно конкурировать с NVIDIA им придется идти по тому же пути.

По позиционированию RX 9060 XT явно нацелена на массовый сегмент — это один из тех вариантов, где цена действительно влияет на выбор. В версии Sapphire PURE видеокарта получила не только заводской разгон и усиленную подсистему питания, но и стильный белый корпус с аккуратной подсветкой логотипа.

Система охлаждения с двумя вентиляторами работает тихо и стабильно, оставляя запас даже для на удивление эффективного ручного разгона (можно выжать 5-10% сверху). Вишенка на торте ― при довольно солидной производительности, видеокарта потребляет всего 170 Вт (т.е. хватит блока питания на 450 Вт) и благодаря своей миниатюрности (длина 240 мм, толщина 2.2 слота) вполне поместится даже в небольшой современный корпус.

3. Замеры производительности в играх

Официальное сравнение производительности между Radeon RX 9060 XT 16 ГБ и GeForce RTX 5060 Ti.

По классике, тестирование проводилось на крупнейших ААА-играх последних лет, включая прожорливые игры на Unreal Engine 5. Основная цель теста ― измерить чистую производительность модели без учета аппаратной трассировки лучей, генерации кадров, апскейлинга и других второстепенных факторов, которые могут существенно повлиять на итоговую картину.

Учитывая, что Radeon RX 9060 XT является прямым конкурентом GeForce RTX 5060 Ti первое тестирование показало ожидаемые результаты: в разрешении 1080p карточка чувствует не просто как дома, а как на элитном курорте, где ей можно все. Как видно из таблицы ниже большинство игр с выкрученными на максимум настройками графики выдают 90-100 кадров в секунду, и даже в Black Myth: Wukong этот показатель слегка превышает 60 кадров в секунду.

Radeon RX 9060 XT 16 ГБ средний FPS (1080p/Ultra, no FSR, no FG).
Radeon 9060 XT 16 GB GeForce RTX 4060 Ti 16 GB GeForce 5060 Ti 16 GB
Alan Wake 2 80 67 72
Baldur's Gate 3 135 124 142
Black Myth: Wukong 68 64 73
Cyberpunk 2077 117 92 110
God of War: Ragnarök 93 82 98
Horizon Forbidden West 90 81 93
Kingdom Come 2 95 88 99
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl 63 60 65


Можно сказать, что разрешение 1440p выступает оптимальной средой для Radeon RX 9060 XT. Во многих играх видеокарта стабильно демонстрирует средний FPS около 60, предлагая небольшой запас производительности на ближайшие пару лет. Однако есть и обратные примеры, когда фреймрейт просаживается чуть ниже 60 FPS, поэтому в условном Black Myth: Wukong придется снизить самые тяжелые графические настройки или воспользоваться возможностями апскейлера FSR.

Radeon RX 9060 XT 16 ГБ средний FPS (1440p/Ultra, no FSR, no FG).
Radeon 9060 XT 16 GB GeForce RTX 4060 Ti 16 GB GeForce 5060 Ti 16 GB
Alan Wake 2 55 45 55
Baldur's Gate 3 96 82 98
Black Myth: Wukong 49 50 51
Cyberpunk 2077 76 61 73
God of War: Ragnarök 71 67 75
Horizon Forbidden West 70 63 68
Kingdom Come 2 67 63 66
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl 44 44 46


В тестах NVIDIA GeForce RTX 5060 Ti мы отмечали, что ей откровенно не хватает сил для 4K. Поэтому вполне логично, что и тестовая Radeon RX 9060 XT не справилась ― большинство игр на средних настройках выдают менее 30 FPS, а фреймрейт скачет и зависает даже с апскейлером и генератором кадров. Зачем в такое играть ― вопрос скорее риторический, поэтому едем дальше.

4. Пару слов о VRAM или берегитесь 8 ГБ

AMD выпустила 2 версии Radeon 9060 XT: одну с 8 ГБ памяти, вторую с 16 ГБ.

Пока NVIDIA фокусируется на сверхдоходном ИИ-сегменте и все реже делает ставку на геймеров, у AMD появляется отличный шанс укрепить позиции и занять освободившуюся нишу. Тем более, подобный опыт у нее уже есть ― успех процессоров Ryzen до сих пор аукается Intel. Однако нельзя просто так взять и не выстрелить себе в колено поэтому в Radeon решили закосплеить релиз NVIDIA GeForce RTX 5060 Ti, выпустив 2 версии видеокарты с 8 и 16 ГБ видеопамяти. На обзоры, разумеется, попала старшая с 16 ГБ, а насчет младшей в компании отнекивались «дескать, вас плохо слышно, перезвоним завтра».

И как выяснилось, урезанный вариант демонстрирует заметное снижение производительности при использовании PCI-E 4.0 и особенно PCI-E 3.0. А именно такие конфигурации часто встречаются в бюджетных сборках, ради которых, собственно, эта карта и создавалась. По данным Hardware Unboxed, видеокарта работает как нужно лишь при подключении PCI-E 5.0. Пока до конца непонятно, в чем проблема и возможно ее исправят на уровне драйверов. Поэтому нужно зафиксировать, что что все сказанное в обзоре касается версии на 16 ГБ, а версия на 8 ГБ пока выглядит лотереей.

При этом мы ни в коем случае не утверждаем, что видеокарты с 8 ГБ это мусор, который нужно сжечь в костре инквизиции. Скорее спор на тему «8 или 16 ГБ» скорее уместен в разрезе покупки новой видеокарты. А учитывая гарантированные проблемы с нехваткой памяти в будущем покупка Radeon 9060 XT с 8 ГБ выглядит как откровенная экономия на спичках.

5. Вывод

Подробности с презентации Radeon RX 9060 XT.

У Radeon получилась довольно интересная видеокарта, которая с большой долей вероятности станет народной альтернативой среднебюджетным моделям от NVIDIA а-ля GeForce RTX 4060, RTX 5060 и их Ti-модификациям. Согласно официальным ценам Radeon 9060 XT стоит почти на 40 Евро дешевле базовой GeForce 5060 Ti c 8 ГБ, и при этом едет быстрее. В общем довольно интересный вариант среднего класса, единственный нюанс, что FSR отстает по развитию от DLSS и игр с поддержкой DLSS 4 куда больше, чем с FSR 4.