1. Особенности архитектуры RDNA 4

Обзор архитектуры AMD RDNA 4.

Новая архитектура RDNA 4 привнесла больше ключевых изменений, чем мы видели в предыдущих обновлениях. Инженеры AMD и TMSC отказались от чиплетной компоновки с использованием отдельных кристаллов с графикой и контроллерами памяти, как это было в RDNA 3. Вместо этого перед нами монолитный кристалл под названием Navi 48, в состав которого, помимо потоковых процессоров, теперь входят отдельные тензорные ускорители для работы с ИИ и отдельные RT-акселераторы, как у NVIDIA. Площадь кристалла при этом почти на 30% меньше, чем у флагманских решений Radeon предыдущего поколения.

Графическая архитектура RDNA включает в себя усовершенствованную подсистему памяти, двойной вычислительный блок, новое поколение AI Accelerator для вычисления матриц и RT-ускоритель. Благодаря архитектурным и логическим усовершенствованиям прирост производительности в некоторых случаях составлял почти 100% по сравнению с предыдущей архитектурой. Дело в том, что трассировка лучей и ускорение для нейросетей очень чувствительны к подсистеме графической памяти, поэтому AMD внесла довольно существенные изменения в систему управления VRAM.


Вместе с новыми видеокартами Radeon также представила четвертую версию комплекса AMD FidelityFX Super Resolution с улучшенной системой масштабирования изображения и доработанным генератором кадров. По качеству картинки FSR 4 все ближе и ближе к NVIDIA DLSS, однако пока она не умеет генерировать по несколько кадров за раз как DLSS 4. По словам представителей Radeon четкость деталей даже в режиме «Производительность» сопоставима с режимом «Качество» в FSR 3.1 и практически неотличимо от нативного рендеринга. А прирост производительности от апскейлинга может составить от 30 до 100% в зависимости от выбранного режима. Единственный минус, что для обработки теперь нужны новые тензорные ядра RDNA 4 поэтому FSR 4 нельзя будет запустить на видеокартах от NVIDIA, Intel и старых моделях Radeon.

Рекомендуем к прочтению: AMD FSR 3.1 – бесплатная альтернатива NVIDIA DLSS 3

Также в Navi 48 добавили новый медиапроцессор, который в среднем на четверть должен повысить скорость рендеринга при использовании кодеков H.264. Таким образом Radeon пытается сократить ту пропасть, которая разделяет ее и NVIDIA, когда дело доходит до комплексной ресурсоемкой работы.

2. Обзор видеокарты Asus Radeon RX 9070 XT OC Prime 16GB

 
Отличный баланс между ценой и производительностью, поддержка FSR 4, 16 ГБ видеопамяти, производительность на уровне GeForce RTX 4070 SUPER, тензорные и RT-ядра для трассировки лучей и работы с ИИ.
 
 
Не обнаружено.
 

Технические характеристики Radeon RX 9070 XT в базовой версии без разгона выглядят следующим образом: чип Navi 48 XTX (4096 потоковых процессоров, 128 тензорных ядер, 64 RT-ускорителя), рабочая частота 2970 МГц, 16 ГБ памяти GDDR6 (шина 256 бит), 64 МБ кэша Infinity Cache. Новые тензорные ядра привлекут внимание специалистов по ИИ: например, в Stable Diffusion обещают почти двукратный прирост производительности по сравнению с предшественницей — Radeon RX 7800 XT. Однако NVIDIA сохраняет лидерство в этом сегменте, что подтверждается их доходами от ИИ-разработок и дата-центров, которые почти в семь раз превышают доходы от видеоигрового рынка.

Похоже, AMD проанализировала рынок, приняла реалии и решила сосредоточиться на среднем ценовом сегменте. Radeon RX 9070 XT не позиционируется как флагман и не претендует на конкуренцию с RTX 4090/5090. Это сбалансированная и оптимизированная видеокарта для 2K-гейминга (и с некоторыми компромиссами для 4K), способная вытеснить с рынка постоянно дорожающие модели GeForce предтопового уровня (RTX 3070/4070/5070). По производительности она сопоставима с GeForce RTX 4070 SUPER, но немного уступает Radeon RX 7900 XTX — флагману AMD 2022 года.

Модификация Radeon RX 9070 XT из серии ASUS Prime — это классическая игровая видеокарта с оптимальными характеристиками, доступной ценой и минималистичным дизайном без лишней подсветки и декоративных элементов. Она оснащена массивным радиатором с тремя осевыми вентиляторами, занимает 2.5 слота (длина — 312 мм), потребляет около 300 Вт (рекомендуется блок питания мощностью 750 Вт) и имеет переключатель режимов работы (тихий/производительный).

3. Тесты производительности в играх

Тестирование проводилось на крупнейших ААА-играх последних лет, включая как старичков вроде Cyberpunk 2077 и Alan Wake 2 так и более новые, требовательные проекты на Unreal Engine 5, такие как S.T.A.L.K.E.R. 2 и Black Myth: Wukong. Основная цель теста ― измерить чистую производительность модели без учета аппаратной трассировки лучей, генерации кадров, апскейлинга и других второстепенных факторов, которые могут существенно повлиять на итоговую картину.

Тестирование Radeon RX 9070 XT: усредненный показатель FPS (1440p, максимальные настройки графики)
GeForce RTX 4070 Ti GeForce RTX 5070 Ti Radeon RX 9070 XT
Black Myth: Wukong 74 87 84
Starfield 90 104 106
Cyberpunk 2077 94 129 132
Dragon’s Dogma 2 98 122 119
Alan Wake 2 82 94 101
Elden Ring 137 162 153
Monster Hunter Wilds 73 85 80
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl 74 89 93


Сразу оговоримся, что для игры в разрешении 1080p это не самый сбалансированный вариант, получается слишком дорого и мощно. А вот для 1440p это то, что доктор прописал. Карточка выдает в среднем более 80 кадров в секунду в каждой протестированной игре, включая чрезвычайно требовательные Black Myth: Wukong и S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl. Учитывая, что тесты проводились на максимальных настройках графики без какого либо апскейлинга и генерации кадров получается оптимальный вариант для связки «1440p + 120 Гц».

Тестирование Radeon RX 9070 XT: усредненный показатель FPS (4K, максимальные настройки графики)
GeForce RTX 4070 Ti GeForce RTX 5070 Ti Radeon RX 9070 XT
Black Myth: Wukong 41 46 46
Starfield 57 62 67
Cyberpunk 2077 44 48 46
Dragon’s Dogma 2 58 63 66
Alan Wake 2 47 55 59
Elden Ring 78 86 79
Monster Hunter Wilds 48 50 48
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl 42 47 51


При этом Radeon RX 9070 XT неплохо справляется с 4K, особенно в не самых требовательных играх прошлого поколения, однако перспективы у нее не самые радужные. Мы не успели внести данные тестов вышедших на днях The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered и Clair Obscur: Expedition 33, однако обе эти игры построены на Unreal Engine 5 и в 4K даже с даже с оптимальными (не максимальными!) настройками фактически ставят Radeon RX 9070 XT на колени, выдавая от 20 до 40 кадров в секунду с ощутимыми фризами и подтормаживаниями.

В целом Radeon представила именно то, что и обещала ― крепкую модель на стыке среднего и верхнего ценового сегмента, способную на равных побороться с новой GeForce RTX 5070 Ti. В нативном рендеринге “зеленая” модель опережает героя обзора всего на 2 – 5%, при трассировке лучей разрыв увеличивается, но не существенно (до 10 – 15%), однако RX 9070 XT в теории выигрывает за счет более низкой цены ($599 против $749 MSRP).

4. Пару слов об FSR 4

FSR 4 сулит существенный прирост к FPS без потери качества.

Как мы уже говорили в блоке про RDNA 4 в FSR 4 AMD представила новую версию технологии апскейлинга, которая впервые использует машинное обучение. По мнению большинства обозревателей, качество масштабирования изображения в новой версии совершила впечатляющий скачок и теперь картинка с апскейлерами FRS и DLSS практически неотличима. Особенно в 4K когда разницу в деталях приходится буквально искать с лупой. В отличие от FSR 3.1 апскейлер гораздо лучше справляется с движущимися объектами, отрисовкой воды и зеркальных поверхностей. Гостинг при резких движениях практически отсутствует, волосы не мерцают в темноте, а сглаживание зачастую выглядит лучше, чем TAA.


А вот в плане генерации кадров особых улучшений нет. Как и в предыдущей версии технология Fluid Motions Frame генерирует по одному промежуточному кадру на один отрендеренный, тем самым делая геймплей более плавным и приятным. Однако видеокарты на RDNA 4 пока не умеет генерировать по несколько искусственных кадров за раз, как это делают новые видеокарты NVIDIA RTX 50 на архитектуре Blackwell.

5. Вывод

Помимо RX 9070 XT также была представлена слегка упрощенная модель Radeon RX 9070.

Radeon RX 9070 XT — один из самых ярких релизов видеокарт со времен пандемии. При официальной стоимости чуть более $600 вы получаете современную карту среднего класса с умеренным энергопотреблением и производительностью на уровне флагманов прошлых лет. В традиционной растеризации (без трассировки лучей) она вольготно чувствует себя в разрешении 1440p и вполне подходит для 4K, особенно если добавить в рецепт щепотку FSR 4. Однако она все еще уступает видеокартам NVIDIA в плане аппаратной трассировки лучей и менее оптимизирована для машинного обучения, работы с нейросетями и генеративного ИИ из-за ограничений экосистемы и менее продвинутых AI-ускорителей. Пожалуй, главный повод для критики в данном случае ― это эксклюзивная поддержка FSR 4 и завышенные цены на старте продаж.