Как выбрать цепи противоскольжения для авто
Мы независимо проверяем товары и технологии которые рекомендуем.
Под цепями противоскольжения подразумеваются как собственно цепи на колеса, так и приспособления другого конструктивного плана: ремни, браслеты, антипробуксовочные ленты. Сперва важно выяснить разницу между указанными вариантами.
1. Классификация по типам
Средства противоскольжения в виде цепей с характерными звеньями получили наиболее широкое распространение. Цепи необходимо надевать на ведущие колеса транспортного средства, а в машинах с полным приводом они устанавливаются на передние или на все колеса. Цепи обеспечивают высокие тяговые свойства, отличаются отменной надежностью и долговечностью. Однако при разрыве цепь может повредить кузовные поверхности и трансмиссию машины.
Ремни и браслеты более безопасны для кузовных элементов автомобиля, за ними легче ухаживать и проще хранить. Но такие приспособления уступают цепям по тяговым характеристикам, надежности и долговечности. Между собой ремни и браслеты отличаются по ширине рабочей области — это наглядно проиллюстрировано на изображении ниже.
Антипробуксовочные ленты или трапы предполагают иной принцип действия. По сути они представляют собой шипованный ковер, который подкладывается под забуксовавшие колеса машины. Трапы помогают колесам найти опору на очень скользких или рыхлых поверхностях, будь-то глубокий снег, мокрая трава, песок или грязь.
2. Материалы изготовления
Условно все разновидности противоскользящих приспособлений можно разделить на два крупных лагеря:
- жесткие — изготавливаются из закаленной стали, реже из титана; служат для передвижения по глубокому снегу и максимально эффективны на льду;
- мягкие — снабжаются пластиковыми, резиновыми или полиуретановыми снегозацепами.
Металлические жесткие цепи «вывозят» в наиболее неблагоприятных условиях, однако они существенно изнашивают протектор шин при передвижении по твердому дорожному полотну.
Мягкие сетки на колеса облегчают преодоление заснеженных участков, но практически бесполезны на льду. К тому же на морозе резина теряет эластичность, что затрудняет установку таких изделий на колеса. Скорость передвижения с ними — до 80 км/ч.
Из металла делаются как классические цепи, так и ремни (браслеты). Отличие кроется в том, что браслеты обычно застегиваются с помощью текстильного ремешка, который пропускается сквозь отверстия колесного диска. Тканевый ремешок не повреждает поверхности диска, ну а стальные звенья непосредственно контактируют с заснеженной или обледенелой дорогой.
3. Плетение
Рисунок в форме «лесенки» или «ступенек» более удобен в плане монтажа и обеспечивает хороший тяговый потенциал при прямолинейной траектории движения. В боковых заносах и колее «лесенка» малоэффективна, а при вращении колеса она может вызывать рывки и проскальзывания, что потенциально наносит вред трансмиссии автомобиля.
Максимум эффективности достигается с ромбовидным плетением цепи (в форме пчелиных сот). Такой рисунок предоставляет меньшее тяговое усилие, однако он оптимально противодействует боковым заносам и повторяет форму колеса. В «сотах» цепи соединяются перекрестно, образуя своеобразную паутину. Тем самым при соприкосновении с дорогой в зоне контакта находится гораздо больше звеньев и повышается проходимость машины.
Отдельно отмечаются текстильные цепи или «снежные носки». Они подходят для кратковременных поездок в умеренных условиях, но существенно уступают металлическим цепям по сцепным свойствам. Выглядят такие «носки» как чехол на колесо.
4. Форма и высота ячеек
Цепи противоскольжения могут иметь разную форму и отличаются по высоте ячеек. Чаще всего встречаются цепи с обыкновенными витыми звеньями — эдакий универсальный вариант для покорения любых заснеженных дорог. В глубоком и рыхлом снегу лучше себя проявляют цепи с прямоугольными (квадратными) звеньями, однако передвижение с ними менее комфортно. Наконец, за обледенелые покрытия цепко держатся цепи со специальными ледорубами. Последний вариант нельзя использовать на обычных дорогах, поскольку цепи с дополнительными «шипами» крайне грубо воздействуют на дорожное полотно.
По высоте ячеек цепи классифицируются следующим образом:
- 6 – 12 мм — для легковых автомобилей;
- 12 – 16 мм — для кроссоверов и внедорожников;
- от 16 мм — для грузовиков и спецтехники.
Подобное деление весьма условно, ведь на практике цепь подбирается по высоте ячеек исходя из минимального зазора в межарочном пространстве автомобиля. Так, для легковушек с низкопрофильной резиной сгодятся цепи с размерами звеньев порядка 6 – 7 мм, а для внедорожников с минимальными зазорами за колесами — цепи с высотой ячеек 9 – 12 мм. В сложных случаях можно прибегнуть к услугам специализированных цепей, устанавливаемых на колесный болт со внешней стороны диска — ни одна их часть не прилегает ко внутренней стенке шины.
5. Размерная сетка
Зачастую цепи, ремни и браслеты делаются универсальными и подходят под обширный ряд типоразмерностей автомобильных шин. В базовом варианте они подбираются под определенный диаметр покрышек. Более узкий выбор возможен по классам KN:
Класс KN | Типоразмер автомобильной покрышки |
---|---|
KN-40 |
|
KN-50 |
|
KN-60 |
|
KN-70 |
|
KN-80 |
|
KN-90 |
|
KN-100 |
|
KN-110 |
|
KN-120 |
|
KN-130 |
|
Размеры резины — отнюдь не единственный параметр, по которому подбираются цепи противоскольжения. По спецификациям американской Ассоциации автомобильных инженеров SAE выпускается три группы цепей:
- S — неармированные цепи для легковых автомобилей с ограниченным пространством в колесных арках (не более 37 мм между верхом протектора шины и аркой, не более 15 мм между внутренней боковой частью покрышки и элементами кузова машины);
- U — обычные или армированные цепи для автомобилей с достаточным подколесным пространством;
- W — цепи для крупногабаритного транспорта и больших колес.
6. Натяжение
По большей части цепи натягиваются вручную. Т.е. их необходимо установить на колеса, проехать 10 – 20 м, выйти и снова подтянуть. По мере вращения цепь оседает на колесе и ее лишние звенья нужно протянуть через соответствующие храповики. Впрочем, для помощи в установке таких цепей существуют отдельные вспомогательные натяжители.
В моделях с автоматическим натяжением цепь сама тянется на колесе с началом движения, избавляя от необходимости останавливаться и подтягивать ее вручную. Также нет нужды подтягивать ремни и браслеты — они априори затягиваются на колесе при установке.
Напоследок отметим, что цепи обычно продаются попарно: в количестве 2 шт., реже — 4 шт. Ремни и браслеты зачастую представлены комплектами от 4 до 10 шт., однако могут быть доступны и по одному экземпляру. Трапы поставляются в количестве 2 – 4 шт., притом их допускается соединять между собой в длинные ленты.