Типы, цоколи и маркировка автомобильных ламп
Мы независимо проверяем товары и технологии которые рекомендуем.
Светотехника в машине используется буквально повсюду. И разумеется, что лампочки для фар головного света и для освещения салона будут разительно отличаться друг от друга. Прежде чем вдаваться в детали, сперва давайте рассмотрим распространенные типы автомобильных ламп.
1. Разновидности автоламп
Глобально автолампочки делятся на три крупных лагеря: галогенные, ксеноновые (а также биксеноновые), светодиодные (LED).
1.1 Галогенные автолампы
По своей сути это классические лампы накаливания с вольфрамовой нитью и корпусом из стекловолокна. Лампы для фар головного света наполнены парами галогена, которые усиливают световой поток и продлевают ресурс свечения. А вот модели вспомогательного назначения являются классическими лампочками накаливания без наполнения газом.
Галогенные лампы ближнего и дальнего света обычно дают естественный желто-белый оттенок, использовать их можно как с рефлекторной, так и с линзованной оптикой. В целом этот тип ламп является наиболее популярным в качестве головного света.
Плюсы галогенных лампочек:
- универсальность применения — галогеновые лампочки имеют стандартизированные размеры и положение спирали, к тому же они подходят для рефлекторной и линзованной оптики;
- доступная стоимость — в разрезе других типов лампочек «галогенки» стоят дешевле всего.
Минусы галогенных лампочек:
- низкий ресурс — в среднем от 500 до 1000 часов;
- низкое соотношение мощности и яркости свечения — на 1 Вт мощности галогеновая автолампа в среднем выдает порядка 25 лм яркости;
- нагрев — он приводит к постепенному выгоранию рефлектора и снижению интенсивности светового потока.
1.2 Ксеноновые и биксеноновые автолампы
Ксеноновые лампы применяются исключительно в фарах головного света (хотя некоторые народные умельцы умудряются ставить ксенон и в противотуманки, и даже в фонари заднего хода). Такие лампочки не имеют нитей накаливания, благодаря чему не боятся трясок и вибраций при передвижении по плохому дорожному полотну. Их герметичная колба наполнена ксеноновым газом, а принцип работы основан на электрическом разряде между тугоплавкими электродами в среде газа.
Ксеноновые автолампочки испускают чисто-белый свет очень высокой яркости — в этом плане конкурировать с ними могут разве что некоторые LED-лампы. Но для правильной установки ксеноновых ламп необходимо обязательно оборудовать фары линзами. Ксенон в рефлекторных фарах потенциально ослепляет машины встречного потока — это как минимум неуважение к другим участникам дорожного движения и как максимум — штрафы за нарушение режима работы освещения.
Классические ксеноновые лампочки имеют один режим яркости. Их чаще всего устанавливают на ближний свет, а для дальнего применяют обычные галогенные лампы. Также существуют биксеноновые автолампочки, способные обеспечивать как ближний, так и дальний свет. Отметим, что для работы ксенона понадобится дополнительно ввести в электрическую схему автомобиля блоки розжига — они изначально поставляются в комплектах ксенона.
Плюсы ксеноновых лампочек:
- высокая яркость;
- длительный срок службы и отменная надежность.
Минусы ксеноновых лампочек:
- подходят лишь для фар головного света;
- возможна установка только в линзованную оптику;
- необходимость использования блоков розжига;
- потенциально возможны проблемы с законом.
1.3 Светодиодные автолампы
LED-лампы стремительно набирают популярность во всех сферах жизнедеятельности. Не обошли они стороной и автомобильный сегмент — светодиодные лампочки во всю применяются в фарах головного света и вспомогательных системах освещения. Их конкурентными достоинствами перед другими типами лампочек можно назвать максимально низкое энергопотребление при большой светоотдаче, универсальность применения, длительный жизненный ресурс.
В фары головного света светодиодные лампочки часто устанавливаются на штатные галогенные коннекторы. Однако стопроцентная совместимость все же не гарантируется — в конструкции LED-ламп обычно предусматриваются радиаторы и кулеры охлаждения, что увеличивает их габариты сравнительно с традиционными «галогенками». Устанавливать светодиодные лампочки желательно в линзованную оптику, поскольку LED в рефлекторных фарах может ослеплять водителей встречного потока, а его правомерность использования будет под большим вопросом у дорожной полиции. Во многих европейских странах нештатные системы освещения наказывают большими штрафами.
Плюсы светодиодных лампочек:
- высокая яркость;
- длительный срок службы (свыше 30 тыс. часов) и отменная надежность;
- универсальность применения — LED-лампочки подходят практически под любые фары и выпускаются в версиях для всех вспомогательных осветительных систем.
Минусы светодиодных лапочек:
- цена — высококлассные LED-лампочки стоят дороже галогенных и ксеноновых;
- увеличенный корпус (из-за необходимости отвода тепла) — светодиодные лампочки подойдут не для всех фар, где установлены компактные галогенные лампы;
- зависимость от стабильности питания для качественного и стабильного свечения.
2. Принципы маркировки
Необходимость использовать общепринятые принципы обозначения автомобильных лампочек очевидна. На сегодня распространение получили две системы их маркировки: по стандартам Европейского экономического совета (ECE), а также спецификациям IEC и DIN (Международной комиссии по электротехнике и Немецкого института стандартизации).
Стандарт ECE разделяет автолампочки по типоразмерам. Называть их цоколями не совсем корректно, однако у ламп различных типоразмеров цоколи тоже будут отличаться. Для каждого типоразмера дополнительно утверждаются спецификации технических показателей, благодаря чему слишком мощная лампа априори не может быть установлена в неподходящее место. Так, для популярной 12-вольтовой лампочки H7 заявляется мощность на уровне порядка 55 Вт и световой поток порядка 1500 лм.
Маркировка ECE | Особенности лампочки |
---|---|
H, HB | Изначально это галогенные лампы (Halogen). Впрочем, такие же маркировки носят ксеноновые и LED-лампочки, форма и цоколь которых полностью соответствует галогенному «оригиналу». Обозначение HB имеют галогенные лампы со своеобразной формой цоколя на американский манер. |
D | Штатные (заводские) ксеноновые лампочки. |
T | Миниатюрные цокольные лампы. |
R | Лампы с 15-миллиметровым цоколем и колбой до 19 мм в диаметре. Если буква R указывается в середине маркировки, таким образом обозначают лампы красного цвета (например, PR21W). |
P | Лампы с 15-миллиметровым цоколем и колбой до 26.5 мм в диаметре. |
W | Если буква W указывается в начале маркировки, значит лампочка снабжается стеклянным цоколем. Если обозначение W стоит в конце маркировки — это мощность лампы в ваттах (Вт). |
Y | Лампочки с желтым или оранжевым цветом колбы. |
C | Софитные лампы, у которых колба находится между двумя цоколями. |
Условная лампочка T4W расшифровывается как миниатюрная цокольная лампа мощностью 4 Вт. А модель PY21W — это желтая лампа с 15-миллиметровым цоколем и диаметром до 26.5 мм, желтая, мощностью 21 Вт.
В маркировке автолампочек по стандартам IEC и DIN можно выделить три отдельные категории обозначений. В таблице ниже охвачены распространенные варианты маркировок:
Маркировка IEC и DIN | Особенности лампочки |
---|---|
P | Лампы фланцевые. |
BA | Штифтовые лампочки с симметричным расположением контактов (штифтов). |
BAX | Лампы штифтовые со смещением одного из штифтов по радиусу (оси X на координатной плоскости). |
BAY | Лампочки штифтовые со смещением одного из штифтов по высоте (оси Y на координатной плоскости). |
BAZ | Штифтовые лампочки со смещением одного из штифтов и по высоте, и по радиусу (оси Z на координатной плоскости). |
E | Лампы с резьбовым цоколем. |
W | Лампочки со стеклянным цоколем. |
SV | Софитные лампы, у которых колба находится между двумя цоколями. |
Обозначение колбы | Форма колбы |
B | Овальная. |
G | Круглая. |
T | Продолговатая. |
S | В форме «баклажана». |
RP | Узкая внизу и широкая сверху. |
Обозначение контактов | Количество контактов |
s | Один. |
d | Два. |
t | Три. |
q | Четыре. |
p | Пять. |
Для примера возьмем лампочку с маркировкой P43d — это фланцевая лампа диаметром 43 мм, двухконтактная. А условная модель BA15s представляет собой одноконтактную штифтовую лампочку диаметром 15 мм.
3. Цоколи в лампах головного света
В фарах головного света и «противотуманках» обычно применяются одни и те же типоразмеры автолампочек. Для лучшей наглядности самые популярные варианты цоколей представлены в табличном виде:
Типоразмер (цоколь) ECE | Цоколь IEC и DIN |
---|---|
H1 | P14.5s |
H3 | PK22s |
H4 | P43t |
H7 | PX26d |
H8 | PGJ19-1 |
H10 | PY20d |
H11 | PGJ19-2 |
H27W/1 | PG13 |
HB3 | P20d |
HB4 | P22d |
D1R | PK32d-3 |
D1S | PK32d-2 |
D2R | P32d-3 |
D2S | P32d-2 |
D4R | P32d-6 |
D4S | P32d-5 |
В таблице охвачены самые распространенные варианты цоколей. А в целом применяемость различных типов автолампочек показана на примере изображения:
4. Цоколи в автолампах вспомогательного назначения
Под лампочками вспомогательного назначения подразумевается любая светотехника, которая устанавливается не в фары головного света. Это могут быть лампы для поворотников, стоп-сигналов, габаритов, задней подсветки номерного знака, освещения багажника, светотехника в салон автомобиля и т.п.
Ходовые форматы цоколей в автолампочках вспомогательного предначертания представлены в табличном виде:
Типоразмер (цоколь) ECE | Цоколь IEC и DIN |
---|---|
C5W | SV8.5 |
C10W | SV8.5 |
H6W | BAX9s |
P21/5W | BAY15d |
P27W | W2.5x16d |
PSX26W | PG18.5d-3 |
PY21W | BAU15s |
R5W | BA15s |
T4W | BA9s |
W5W | W2.1x9.5d |
W21W | W3x16d |
WY5W | W2.1x9.5d |
При выборе автоламп удобно руководствоваться простым принципом — какая лампочка перегорела, такую же необходимо подобрать ей на замену. Если доступ к лампочке затруднен, что часто бывает в фарах головного света или задних фонарях машины, стоит воспользоваться инструкцией к автомобилю. На некоторых веб-сайтах реализованы возможности выбора ламп по марке и году выпуска транспортного средства или даже по VIN-коду.
А вот что точно не поддается собственноручной замене, так это перегоревшие LED-фары головного света и светодиодные задние фонари. Заводская LED-оптика меняется или ремонтируется на СТО и в авторизованных сервисных центрах по обслуживанию авто. А если она не подлежит ремонту, то менять придется всю фару целиком — это обходится крайне недешево.