Светотехника в машине используется буквально повсюду. И разумеется, что лампочки для фар головного света и для освещения салона будут разительно отличаться друг от друга. Прежде чем вдаваться в детали, сперва давайте рассмотрим распространенные типы автомобильных ламп.

Важно! Во многих европейских странах действуют строгие правила относительно замены ламп в фарах автомобилей. Установка лампочек, которые не соответствуют оригинальным спецификациям транспортного средства, может обернуться большими штрафами и отказом в прохождении техосмотра. Эти моменты следует уточнять перед поездкой в правилах дорожного движения для конкретных стран.

1. Разновидности автоламп

Глобально автолампочки делятся на три крупных лагеря: галогенные, ксеноновые (а также биксеноновые), светодиодные (LED).

1.1 Галогенные автолампы

По своей сути это классические лампы накаливания с вольфрамовой нитью и корпусом из стекловолокна. Лампы для фар головного света наполнены парами галогена, которые усиливают световой поток и продлевают ресурс свечения. А вот модели вспомогательного назначения являются классическими лампочками накаливания без наполнения газом.

Галогенные лампы ближнего и дальнего света обычно дают естественный желто-белый оттенок, использовать их можно как с рефлекторной, так и с линзованной оптикой. В целом этот тип ламп является наиболее популярным в качестве головного света.

Плюсы галогенных лампочек:

  • универсальность применения — галогеновые лампочки имеют стандартизированные размеры и положение спирали, к тому же они подходят для рефлекторной и линзованной оптики;
  • доступная стоимость — в разрезе других типов лампочек «галогенки» стоят дешевле всего.

Минусы галогенных лампочек:

  • низкий ресурс — в среднем от 500 до 1000 часов;
  • низкое соотношение мощности и яркости свечения — на 1 Вт мощности галогеновая автолампа в среднем выдает порядка 25 лм яркости;
  • нагрев — он приводит к постепенному выгоранию рефлектора и снижению интенсивности светового потока.

1.2 Ксеноновые и биксеноновые автолампы

Ксеноновые лампы применяются исключительно в фарах головного света (хотя некоторые народные умельцы умудряются ставить ксенон и в противотуманки, и даже в фонари заднего хода). Такие лампочки не имеют нитей накаливания, благодаря чему не боятся трясок и вибраций при передвижении по плохому дорожному полотну. Их герметичная колба наполнена ксеноновым газом, а принцип работы основан на электрическом разряде между тугоплавкими электродами в среде газа.

Ксеноновые автолампочки испускают чисто-белый свет очень высокой яркости — в этом плане конкурировать с ними могут разве что некоторые LED-лампы. Но для правильной установки ксеноновых ламп необходимо обязательно оборудовать фары линзами. Ксенон в рефлекторных фарах потенциально ослепляет машины встречного потока — это как минимум неуважение к другим участникам дорожного движения и как максимум — штрафы за нарушение режима работы освещения.

Классические ксеноновые лампочки имеют один режим яркости. Их чаще всего устанавливают на ближний свет, а для дальнего применяют обычные галогенные лампы. Также существуют биксеноновые автолампочки, способные обеспечивать как ближний, так и дальний свет. Отметим, что для работы ксенона понадобится дополнительно ввести в электрическую схему автомобиля блоки розжига — они изначально поставляются в комплектах ксенона.

Плюсы ксеноновых лампочек:

  • высокая яркость;
  • длительный срок службы и отменная надежность.

Минусы ксеноновых лампочек:

  • подходят лишь для фар головного света;
  • возможна установка только в линзованную оптику;
  • необходимость использования блоков розжига;
  • потенциально возможны проблемы с законом.

1.3 Светодиодные автолампы

LED-лампы стремительно набирают популярность во всех сферах жизнедеятельности. Не обошли они стороной и автомобильный сегмент — светодиодные лампочки во всю применяются в фарах головного света и вспомогательных системах освещения. Их конкурентными достоинствами перед другими типами лампочек можно назвать максимально низкое энергопотребление при большой светоотдаче, универсальность применения, длительный жизненный ресурс.

В фары головного света светодиодные лампочки часто устанавливаются на штатные галогенные коннекторы. Однако стопроцентная совместимость все же не гарантируется — в конструкции LED-ламп обычно предусматриваются радиаторы и кулеры охлаждения, что увеличивает их габариты сравнительно с традиционными «галогенками». Устанавливать светодиодные лампочки желательно в линзованную оптику, поскольку LED в рефлекторных фарах может ослеплять водителей встречного потока, а его правомерность использования будет под большим вопросом у дорожной полиции. Во многих европейских странах нештатные системы освещения наказывают большими штрафами.

Плюсы светодиодных лампочек:

  • высокая яркость;
  • длительный срок службы (свыше 30 тыс. часов) и отменная надежность;
  • универсальность применения — LED-лампочки подходят практически под любые фары и выпускаются в версиях для всех вспомогательных осветительных систем.

Минусы светодиодных лапочек:

  • цена — высококлассные LED-лампочки стоят дороже галогенных и ксеноновых;
  • увеличенный корпус (из-за необходимости отвода тепла) — светодиодные лампочки подойдут не для всех фар, где установлены компактные галогенные лампы;
  • зависимость от стабильности питания для качественного и стабильного свечения.

Наглядная разница между различными типами ламп в фарах головного света.

2. Принципы маркировки

Необходимость использовать общепринятые принципы обозначения автомобильных лампочек очевидна. На сегодня распространение получили две системы их маркировки: по стандартам Европейского экономического совета (ECE), а также спецификациям IEC и DIN (Международной комиссии по электротехнике и Немецкого института стандартизации).

Стандарт ECE разделяет автолампочки по типоразмерам. Называть их цоколями не совсем корректно, однако у ламп различных типоразмеров цоколи тоже будут отличаться. Для каждого типоразмера дополнительно утверждаются спецификации технических показателей, благодаря чему слишком мощная лампа априори не может быть установлена в неподходящее место. Так, для популярной 12-вольтовой лампочки H7 заявляется мощность на уровне порядка 55 Вт и световой поток порядка 1500 лм.

Таблица маркировки автолампочек по стандарту ECE:
Маркировка ECE Особенности лампочки
H, HB Изначально это галогенные лампы (Halogen). Впрочем, такие же маркировки носят ксеноновые и LED-лампочки, форма и цоколь которых полностью соответствует галогенному «оригиналу». Обозначение HB имеют галогенные лампы со своеобразной формой цоколя на американский манер.
D Штатные (заводские) ксеноновые лампочки.
T Миниатюрные цокольные лампы.
R Лампы с 15-миллиметровым цоколем и колбой до 19 мм в диаметре. Если буква R указывается в середине маркировки, таким образом обозначают лампы красного цвета (например, PR21W).
P Лампы с 15-миллиметровым цоколем и колбой до 26.5 мм в диаметре.
W Если буква W указывается в начале маркировки, значит лампочка снабжается стеклянным цоколем. Если обозначение W стоит в конце маркировки — это мощность лампы в ваттах (Вт).
Y Лампочки с желтым или оранжевым цветом колбы.
C Софитные лампы, у которых колба находится между двумя цоколями.

Условная лампочка T4W расшифровывается как миниатюрная цокольная лампа мощностью 4 Вт. А модель PY21W — это желтая лампа с 15-миллиметровым цоколем и диаметром до 26.5 мм, желтая, мощностью 21 Вт.

В маркировке автолампочек по стандартам IEC и DIN можно выделить три отдельные категории обозначений. В таблице ниже охвачены распространенные варианты маркировок:

Маркировка IEC и DIN Особенности лампочки
P Лампы фланцевые.
BA Штифтовые лампочки с симметричным расположением контактов (штифтов).
BAX Лампы штифтовые со смещением одного из штифтов по радиусу (оси X на координатной плоскости).
BAY Лампочки штифтовые со смещением одного из штифтов по высоте (оси Y на координатной плоскости).
BAZ Штифтовые лампочки со смещением одного из штифтов и по высоте, и по радиусу (оси Z на координатной плоскости).
E Лампы с резьбовым цоколем.
W Лампочки со стеклянным цоколем.
SV Софитные лампы, у которых колба находится между двумя цоколями.
Обозначение колбы Форма колбы
B Овальная.
G Круглая.
T Продолговатая.
S В форме «баклажана».
RP Узкая внизу и широкая сверху.
Обозначение контактов Количество контактов
s Один.
d Два.
t Три.
q Четыре.
p Пять.

Для примера возьмем лампочку с маркировкой P43d — это фланцевая лампа диаметром 43 мм, двухконтактная. А условная модель BA15s представляет собой одноконтактную штифтовую лампочку диаметром 15 мм.

3. Цоколи в лампах головного света

В фарах головного света и «противотуманках» обычно применяются одни и те же типоразмеры автолампочек. Для лучшей наглядности самые популярные варианты цоколей представлены в табличном виде:

Типоразмер (цоколь) ECE Цоколь IEC и DIN
H1 P14.5s
H3 PK22s
H4 P43t
H7 PX26d
H8 PGJ19-1
H10 PY20d
H11 PGJ19-2
H27W/1 PG13
HB3 P20d
HB4 P22d
D1R PK32d-3
D1S PK32d-2
D2R P32d-3
D2S P32d-2
D4R P32d-6
D4S P32d-5

В таблице охвачены самые распространенные варианты цоколей. А в целом применяемость различных типов автолампочек показана на примере изображения:

Применяемость различных типов автолампочек.

4. Цоколи в автолампах вспомогательного назначения

Под лампочками вспомогательного назначения подразумевается любая светотехника, которая устанавливается не в фары головного света. Это могут быть лампы для поворотников, стоп-сигналов, габаритов, задней подсветки номерного знака, освещения багажника, светотехника в салон автомобиля и т.п.

Ходовые форматы цоколей в автолампочках вспомогательного предначертания представлены в табличном виде:

Типоразмер (цоколь) ECE Цоколь IEC и DIN
C5W SV8.5
C10W SV8.5
H6W BAX9s
P21/5W BAY15d
P27W W2.5x16d
PSX26W PG18.5d-3
PY21W BAU15s
R5W BA15s
T4W BA9s
W5W W2.1x9.5d
W21W W3x16d
WY5W W2.1x9.5d

При выборе автоламп удобно руководствоваться простым принципом — какая лампочка перегорела, такую же необходимо подобрать ей на замену. Если доступ к лампочке затруднен, что часто бывает в фарах головного света или задних фонарях машины, стоит воспользоваться инструкцией к автомобилю. На некоторых веб-сайтах реализованы возможности выбора ламп по марке и году выпуска транспортного средства или даже по VIN-коду.

А вот что точно не поддается собственноручной замене, так это перегоревшие LED-фары головного света и светодиодные задние фонари. Заводская LED-оптика меняется или ремонтируется на СТО и в авторизованных сервисных центрах по обслуживанию авто. А если она не подлежит ремонту, то менять придется всю фару целиком — это обходится крайне недешево.