Автолампы: ответы на часто задаваемые вопросы
Мы независимо проверяем товары и технологии которые рекомендуем.
1. Какие бывают виды автомобильных ламп?
Лампочки для авто отличаются между собой по многим факторам. Как минимум, их классифицируют по типам, а если вдаваться в детали — еще и по разновидностям цоколей. Подробно об этом мы рассказали в отдельном материале «Типы, цоколи и маркировка автомобильных ламп». Здесь же упомянем распространенные виды автомобильных ламп вкратце. Итак, они бывают:
Конструктивно галогенные модели — это классические лампы с нитью накала и газонаполненной стеклянной колбой (внутри она заполнена парами галогена, отсюда и название). Галогенные лампочки широко используются и для ближнего, и для дальнего света. Они выдают естественный желто-белый оттенок свечения, имеют совместимость с рефлекторной и линзованной оптикой. Другим типам лампочек «галогенки» уступают по долговечности и яркости, зато они обходятся дешевле.
Ксеноновые лампы не имеют в своей конструкции нитей накаливания, а их свечение обеспечивается прохождением тока между тугоплавкими электродами в среде ксенонового газа. Такие лампочки испускают яркий чисто-белый свет, однако они подходят для установки исключительно в линзованную оптику. Исключение из правила — лампы с маркировкой R в конце (например, H7R), которые годятся и для рефлекторных фар. Для работы ксенона в электрическую схему автомобиля понадобится дополнительно ввести специализированные блоки розжига. Отдельной разновидностью ксенона являются биксеноновые лампы, способные обеспечивать и ближний, и дальний свет.
Светодиодные лампочки применяются в автомобиле буквально повсюду: в фарах головного света, габаритах и стоп-сигналах, системах вспомогательного освещения и т.п. В качестве основных источников света LED-лампы могут похвастать высочайшими параметрами яркости и максимально долгим эксплуатационным ресурсом (нередко его счет идет на десятки тысяч часов беспроблемной работы). Светодиодные лампочки часто устанавливаются в стандартные цоколи, однако из-за наличия радиаторов и кулеров охлаждения LED-лампы могут незначительно отличаться по габаритам от классической галогенной светотехники. Как и в случае с ксеноном, LED рекомендуется устанавливать только в линзованную оптику.
2. Какие автомобильные лампы ярче светят, а какие лучше освещают дорогу?
Максимально высокую яркость светового потока выдают ксеноновые и светодиодные лампы, а вот привычные галогенные лампочки зачастую светят хуже всего. Лучше светят и дольше служат галогенные лампы Long Life, которые есть в ассортименте многих авторитетных производителей. В среднем светоотдача «галогенок» составляет порядка 25 лм на 1 Вт потребляемой электроэнергии, тогда как у LED-ламп этот показатель примерно в 4 – 5 раз больше (до 100 лм на 1 Вт). Т.е. светодиодные лампочки расходуют гораздо меньше энергии для создания более яркого света.
Дорогу лучше всего освещают правильно подобранные лампы. К примеру, в рефлекторные фары подходят галогенные лампочки. Ведь ксенон и LED излучают свет в более широком диапазоне, а это приводит к его неправильному распределению и сулит ослеплением водителей встречного потока. Ксеноновые и светодиодные лампочки допускается устанавливать в фары головного света с линзами. Чем больше их световой поток в люменах, тем лучше они будут освещать дорогу.
3. Можно ли ставить лампы большей мощности в фары?
Штатная проводка в машине рассчитана на определенные параметры мощности. Установка более мощных ламп в фары может обернуться оплавлением проводки и грозит пожароопасностью. К тому же фары автомобиля тоже рассчитаны на определенный тепловой режим — мощные лампочки хоть и светят ярче, но и греются сильнее. От этого выгорают отражатели, мутнеют стекла в фарах и возникают прочие подобные проблемы.
Устанавливать более мощные лампы допускается лишь при условии модернизации системы освещения: проводки, фар и других компонентов. Однако такое переоборудование не всегда законно. С точки зрения буквы закона использование мощных лампочек тоже вызывает вопросы — во многих европейских странах они могут быть запрещены. Источники света в фарах должны соответствовать типу светового модуля, который указан изготовителем в эксплуатационной документации к автомобилю.
4. Какие лампочки нельзя ставить на машину?
Единого общепринятого регламента, который запрещает использование определенной светотехники на борту автомобиля, не существует. В каждой стране прописаны свои правила и нормы по этому поводу. Точно нельзя ставить в рефлекторные фары головного света ксеноновые и светодиодные лампочки (за исключением некоторых моделей с маркировкой R в конце). В линзованную оптику потенциально можно устанавливать такие лампы. В передних световых приборах машины разрешается использовать лампочки с огнями белого, желтого и оранжевого цвета. Любых других оттенков — нельзя.
5. Какой свет лучше для авто: белый или желтый?
Спектр излучения лампочек головного света определяется цветовой температурой в Кельвинах. Чем выше ее значение, тем более «холодный» оттенок будет иметь лампа. И наоборот.
По цветовой температуре автолампочки можно разделить на такие подкатегории:
- желто-белый свет (примерно до 3700 K);
- ярко-белый свет (от 3700 K до 4500 K);
- бело-голубой свет (от 4500 K до 5500 K);
- голубой свет (свыше 5500 K).
Максимальную схожесть с естественным дневным освещением обеспечивают лампочки, которые выдают цветовую температуру порядка 5000 K. Они то и будут иметь высокую эффективность в темное время суток. Желтые оттенки света лучше подходят для неблагоприятных погодных условий, отчего «теплые» лампы нередко встречаются в противотуманных фарах. А вот лампочки с температурой свыше 6000 K дают слабый световой эффект, зато свет от них привлекательно смотрится. Во многих странах такие автолампы находятся под запретом.
6. Какой свет лучше светит в дождь?
Как мы уже выяснили в предыдущем пункте, с точки зрения комфорта для человеческого глаза наилучшими являются лампочки порядка 5000 K. Но такая цветовая температура снижает освещенность дороги в дождливую и туманную погоду, а также при обильных снегопадах — дело в том, что белый свет отражается от выпадающих осадков. В неблагоприятных погодных условиях лучше всего проявляют себя лампы с цветовой температурой до 3700 К. Лучи света от них не рассеиваются и не отражаются от капель влаги.
7. Что такое H7 на лампах?
В сегменте светотехники для авто действуют два ключевых отраслевых стандарта, по нормам которых осуществляется маркировка лампочек, а точнее их типоразмеров и цоколей. Детально об этом рассказывается в статье «Типы, цоколи и маркировка автомобильных ламп».
Чаще всего в обиходе встречаются обозначения ламп по стандартам Европейского экономического совета (ECE). Галогенные, ксеноновые светодиодные лампочки в фары головного света принято маркировать буквой латинского алфавита H и цифрой после нее (или HB для моделей с цоколем на американский манер). Штатные (заводские) ксеноновые лампочки обозначаются буквой D, небольшие цокольные лампы вспомогательного назначения — символами P, T, W.
Принципы маркировки автолампочек по стандартам IEC и DIN немного отличаются. Все они расписаны в вышеупомянутой статье. На практике обозначения типоразмеров и цоколей послужат ориентиром для поиска лампы под конкретные нужды. Так, если в фаре стояла лампочка с маркировкой H7, то и на замену ей необходимо подбирать модель с аналогичным цоколем.
8. Чем галогенные лампы отличаются от обычных лампочек?
По своей сути галогенные лампы являются модификацией традиционных лампочек накаливания с вольфрамовой спиралью. Однако для уменьшения испарения вольфрама и предотвращения выпадения черного осадка внутри колбы «галогенки» наполняют парами галогена (обычно бромом или иодом). Инертный газ под давлением замедляет процесс выгорания спирали, тем самым повышается светоотдача лампы и продлевается срок ее службы.
Галогенные лампочки принято использовать в фарах головного света, тогда как обычные лампы накаливания получили широкое распространение во вспомогательных системах освещения: габаритах, стоп-сигналах и поворотниках, подсветке номерного знака, освещении салона и т.п.
9. Можно ли ставить светодиодные лампы вместо галогенных?
Светодиодные лампочки выпускаются в тех же вариантах цоколя, что и галогенные. Поэтому теоретически LED-лампы спокойно поместятся в фару головного света, хотя существуют исключения из этого правила — из-за наличия в конструкции LED’ов радиатора или кулера охлаждения светодиодные лампочки могут иметь чуточку другие размеры и формы. Важно убедиться, что новая лампа влезет в фару.
Конфигурация подавляющего большинства галогенных рефлекторных фар не предназначена для рассеивания света от LED-ламп. Именно поэтому нарушается режим работы системы освещения. Светодиодные лампочки нужно устанавливать только в линзованную оптику, тогда все вопросы относительно правомерности использования такого освещения снимаются.
В некоторых случаях может дополнительно понадобиться «обманка» в конструкции LED-лампы — светодиоды потребляют меньше мощности и бортовая электроника автомобиля может попросту их не видеть, отчего бортовой компьютер расценивает пониженную мощность неисправностью фары. «Обманка» на основе шины CAN bus помогает избежать подобных проблем.
10. Как отличить лампочку ближнего и дальнего света?
Конкретной разбивки на лампочки ближнего и дальнего света не существует — применяемость автолампы зависит скорее от конструктивных особенностей фары, нежели от характеристик источника света. Нередко лампы для ближнего и дальнего света находятся в разных секциях фары: отдельная лампочка включает ближний свет, который направлен вниз на дорогу, другая отдельная отвечает за дальний свет — он предназначается для освещения дороги на большом расстоянии.
Разберем на примере галогенных ламп. Один из наиболее распространенных вариантов — это комбинация лампочек H7 для ближнего света и H1 для дальнего. А вот лампочки с цоколем H4 являются комбинированными и содержат две спирали. Одна нить накаливания отвечает за работу ближнего света, вторая — за дальний свет.