Как выбрать моторное масло для автомобиля
Мы независимо проверяем товары и технологии которые рекомендуем.
1. Виды моторных масел
Моторные масла делятся на несколько категорий:
- минеральные — изготавливаемые непосредственно из нефтепродуктов; подобные масла имеют самый лакомый ценник, однако период сохранения полезных свойств субстанции в процессе эксплуатации находится на низком уровне;
- синтетические — полученные путем химического синтеза в лабораториях; «синтетика» рассчитана на эксплуатацию в широком температурном диапазоне и не теряет рабочих свойств при нагреве или охлаждении двигателя;
- полусинтетические — эдакая золотая середина — натуральная основа с добавлением искусственно созданных соединений.
Масляная основа щедро сдабривается пакетом присадок, которые выполняют задачи разного характера — от стабилизации вязкости при определенных температурах и до очистки внутренних деталей двигателя. К примеру, от присадок зависит толщина масляной пленки. Если она окажется больше допущенных производителем мотора зазоров — будет постоянно перегреваться поршневая группа, если меньше — это сулит выгоранием масла сверх нормы. Поэтому под конкретно взятый движок подходит отдельно взятая группа моторных масел, обозначенная в допусках автопроизводителя. Но об этом ниже, а сперва поговорим о вязкости масла.
2. Вязкость
Учитывая свойства масла загустевать при низких температурах и разжижаться при нагреве, Американской ассоциацией автомобильных инженеров SAE была разработана классификация автомасел по уровню вязкости с разделением на летние и зимние смазки. А так как балом нынче правят так званые всесезонные масла, в обозначении современных автомасел фигурируют два числа, определяющие вязкость (например, SAE 5W-30 или SAE 15W-60).
К зимним классам вязкости относятся SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, а к летним — SAE 20, 30, 40, 50 и 60. Чем выше число в летней категории, тем лучше масло сохраняет тягучесть при длительном воздействии высоких температур. И наоборот — чем ниже индекс W, тем лучше масло переносит морозы и не загустевает сверх предусмотренной нормы.
Подбирая масло по уровню вязкости, примите к сведению главное правило: производитель уже учел все необходимые режимы езды на авто и рекомендовал именно те параметры вязкости, которые для данного двигателя являются наиболее подходящими.
Рассмотрим ситуацию с практической точки зрения. Предположим, что компания-изготовитель авто рекомендует заливать в мотор масло 5W-30 на круглогодичной основе. Оно всецело сохраняет свойства при наружных температурах от -25 °С до +30 °С. Поводом для сезонной смены масла служит постоянное отклонение температуры воздуха от указанной в характеристиках масла более, чем на 10 °С. Т.е. в морозном климате можно смело переходить на масло 0W-30, которое остается текучим и хорошо прокачивается по системе даже в сильный «минус», а при летней норме в +35 °С за бортом моторное масло можно сменить на 5W-40. В противном случае вязкости и создаваемой защитной пленки может оказаться недостаточно.
Еще одним фактором для перехода на другое масло считается степень износа двигателя. Со временем у него изменяются требования к густоте смазочной жидкости, в результате рекомендуется применять масло с более высоким индексом высокотемпературной вязкости. Слишком жидкое масло для изношенных моторов — не лучший выбор, ведь за счет увеличенных зазоров смазочная пленка будет попросту стекать с деталей. Для компенсации этих зазоров в движки с пробегом свыше 150 тыс. км необходимо доливать более вязкие масла (например, 10W-40 вместо 5W-30).
3. Допуски
Любая канистра с маслом в обязательном порядке должна быть промаркирована на предмет того, что автомасло прошло внутреннюю сертификацию у компании-производителя транспортного средства и разрешено ею для использования в двигателях. Идеальная для одного движка смазка может на поверку оказаться губительной для другого — некоторые параметры масла для разных моторов являются взаимоисключающими. Это, к примеру, рассмотренная выше толщина масляной пленки, которую смазочная жидкость образует на «внутренностях» двигателя — важнейшая из характеристик автомасла.
Допуски нужны оттого, что технологии производства моторов разнятся от производителя к производителю. Соответственно, отличаются материалы изготовления внутренних деталей движка. Вот тут-то на арену выходят всевозможные присадки, которые содержатся в масле, и вопросы их взаимодействия с этими самыми материалами.
Маркировка допусков моторных масел у каждого автопроизводителя своя.
Так, концерн VAG разрешает использование сертифицированного масла, промаркированного символами VW с указанием цифровой кодовой комбинации под конкретно взятый силовой агрегат. В машины Mercedes можно лить масла, получившие допуск MB в связке с комбинацией цифр под определенный мотор. В движки Opel позволительно лить автомасла, получившие сертификаты GM-LL-A-025 или GM-LL-B-025 и т.д. Для поиска масла по допускам у нас представлены развернутые фильтры.
4. Классификация масел по стандартам
Чаще всего автомасла классифицируются по двум ключевым отраслевым стандартам: API (American Petroleum Institute — Американский институт нефти) и ACEA (European Automobile Manufacturers Association — Европейская ассоциация автопроизводителей).
Первая буква в маркировках по стандарту API обозначает тип двигателя:
- S (от англ. Service) — бензиновый;
- C (от англ. Commercial) — дизельный.
Вторая буква указывает на эксплуатационные характеристики автомасла. Каждой новой спецификации присваивается буква, следующая по алфавиту. Свежайшим стандартом на сегодняшний день для бензиновых силовых агрегатов является API SP, для дизельных движков — API CK-4. Универсальные масла по API принято обозначать дробью — например, API SL/CF.
В маркировках по стандарту ACEA используются следующие обозначения:
- A/B — для бензиновых/дизельных двигателей легковых автомобилей;
- C — малозольные масла для автомобилей, оборудованных системами нейтрализации выхлопных газов (каталитическими нейтрализаторами и сажевыми фильтрами);
- E — для нагруженных силовых агрегатов тяжелых грузовиков и спецтехники.
Цифрой после буквы указывается категория автомасла — чем цифра выше, тем лучше эксплуатационные характеристики смазочного продукта.
Для американских и японских производителей моторных масел также существует классификация по стандарту ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee — Международный комитет по стандартизации и апробации автомасел). Подход у нее аналогичен API, однако спецификация выдвигает более жесткие требования по части энергосбережения и ограничения вредных выбросов в атмосферу.
Реже в моторных маслах встречаются классификации по таким стандартам:
- ISO (International Organization for Standardization) — международный стандарт классификации вязкости для смазочных жидкостей.
- NMMA (National Marine Manufacturers Association) — стандарт классификации смазки для лодочных подвесных моторов с водяным охлаждением.
- JASO (Japanese Automotive Standards Organization) — одна из основных классификаций для масел под бензиновые мотоциклетные двигатели, однако может применяться и для маркировки смазочных продуктов для бензиновых и дизельных моторов под капотом у легковушек.
5. Как часто нужно менять моторное масло?
Сроки регламентной замены моторного масла обычно прописываются в сопровождающей техдокументации к авто. Но на практике не все так однозначно — смазка обладает определенным ресурсом, который зависит от множества факторов. Интервалы замены масла могут сокращаться в зависимости от манеры езды, скоростного режима поездок, пробега автомобиля и т.п.
Чаще всего интервалы замены моторного масла выражаются в пробеге. К примеру, производитель машины рекомендует менять смазку в двигателе каждые 10 – 15 тыс. км. Встречаются и цифры в 25 – 30 тыс. км пробега, однако они имеют мало общего с реальностью — столь большие интервалы замены оправданы лишь для новых автомобилей и идеальных условий эксплуатации.
Одно дело, если указанный километраж набирается при движении по автомагистрали, и совсем другое — если при постоянных простоях в плотном городском трафике. За условный час по трассе можно спокойно проехать и 100 км, а в режиме езды по пробкам — условно до 20 км. Чувствуете разницу? Поэтому для правильного расчета сроков замены масла стоит учитывать количество отработанных моточасов.
Предположим, что в смешанном режиме поездок средняя скорость движения составляет 60 км/ч. За 15 тыс. км пробега в таком ритме двигатель отработает порядка 250 моточасов (15000 / 60 = 250). В городском цикле передвижений средняя скорость составит порядка 25 км/ч, а значит силовой агрегат отработает уже 600 моточасов (15000 / 25 = 600). При этом зачастую предписываются такие сроки замены смазочного продукта:
- минеральные масла — 150 моточасов;
- полусинтетические — 250 моточасов;
- синтетические — 300 моточасов;
- масла Long Life — 400 моточасов.
При условии частых простоев в пробках крайне желательно сокращать интервалы замены масла примерно вдвое — до 7 – 8 тыс. км пробега вместо заложенных производителем 15 тыс. км. В некоторых автомобилях счетчик моточасов вшит в бортовой компьютер.
Преждевременное «старение» масла может быть вызвано и другими факторами: частыми «холодными» пусками мотора, постоянной работой двигателя на повышенных оборотах, перегрузками транспортного средства, агрессивной манерой езды и т.п. Аналогично срок службы смазки уменьшается в автомобилях с пробегом — внутри их моторов успевает накопиться целый «букет» из нагара и шлама, вызывающий ускоренную потерю моющих и смазывающих свойств масла.
Основные признаки, указывающие на необходимость замены моторного масла, включают повышенный расход масла, сложности при запуске двигателя, снижение мощности, а также значительное потемнение смазочного материала.
Если вы в курсе, что двигатель автомобиля имеет свойство «подъедать» масло, берите его с запасом — вместо 4-литровой канистры купите 5-литровую «на долив». Отметим, что доливать рекомендуется масла от того же производителя с одинаковой основой (минеральной, синтетической или полусинтетической соответственно). Смешивание различных типов моторных масел крайне нежелательно, поскольку каждое из них содержит уникальный набор химических присадок, которые могут взаимодействовать между собой непредсказуемо и ухудшить работу двигателя.
6. Частые ошибки при выборе масла
В погоне за экономией бюджета многие отдают предпочтение альтернативным маслам от сторонних брендов вместо оригинальных, которые нередко стоят баснословно дорого. Тут работает главное правило — в двигатель необходимо заливать масла, рекомендованные автопроизводителем. При этом важно беспрекословно следовать допускам и общепринятым стандартам (API / ACEA).
Частые огрехи при выборе автомасел — это неправильно подобранная вязкость продукта и невнимательность к допускам. Также не стоит приобретать моторные масла в сомнительных магазинах, ведь нынче крайне сложно отличить оригинальную продукцию от подделок. Масла неизвестного происхождения имеют стоимость ниже рыночной, вместе с тем их выдают низкокачественные упаковки и отсутствие каких-либо элементов защиты. Самый надежный способ купить хорошее масло — обратиться в фирменный магазин или в сертифицированные центры по обслуживанию авто.