Немного теории. Ключевая задача автомасел — не допустить сухого трения движущихся деталей внутри мотора, что может привести к уменьшению его моторесурса. Также масляная смазка отыгрывает роль герметика в цилиндрах. Раньше моторные масла делились на летние и зимние. Сейчас свойства хорошего моторного масла должны быть таковыми, чтобы оно обеспечивало холодный запуск двигателя в мороз и оставалось тягучим в жару.

1. Виды моторных масел

Моторные масла делятся на несколько категорий:

  • минеральные — изготавливаемые непосредственно из нефтепродуктов; подобные масла имеют самый лакомый ценник, однако период сохранения полезных свойств субстанции в процессе эксплуатации находится на низком уровне;
  • синтетические — полученные путем химического синтеза в лабораториях; «синтетика» рассчитана на эксплуатацию в широком температурном диапазоне и не теряет рабочих свойств при нагреве или охлаждении двигателя;
  • полусинтетические — эдакая золотая середина — натуральная основа с добавлением искусственно созданных соединений.

Наглядная разница между структурой минерального и синтетического моторных масел.

Масляная основа щедро сдабривается пакетом присадок, которые выполняют задачи разного характера — от стабилизации вязкости при определенных температурах и до очистки внутренних деталей двигателя. К примеру, от присадок зависит толщина масляной пленки. Если она окажется больше допущенных производителем мотора зазоров — будет постоянно перегреваться поршневая группа, если меньше — это сулит выгоранием масла сверх нормы. Поэтому под конкретно взятый движок подходит отдельно взятая группа моторных масел, обозначенная в допусках автопроизводителя. Но об этом ниже, а сперва поговорим о вязкости масла.

2. Вязкость

Учитывая свойства масла загустевать при низких температурах и разжижаться при нагреве, Американской ассоциацией автомобильных инженеров SAE была разработана классификация автомасел по уровню вязкости с разделением на летние и зимние смазки. А так как балом нынче правят так званые всесезонные масла, в обозначении современных автомасел фигурируют два числа, определяющие вязкость (например, SAE 5W-30 или SAE 15W-60).

К зимним классам вязкости относятся SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, а к летним — SAE 20, 30, 40, 50 и 60. Чем выше число в летней категории, тем лучше масло сохраняет тягучесть при длительном воздействии высоких температур. И наоборот — чем ниже индекс W, тем лучше масло переносит морозы и не загустевает сверх предусмотренной нормы.

Общепринятая классификация вязкости моторных масел по SAE с привязкой к температуре наружного воздуха.

Подбирая масло по уровню вязкости, примите к сведению главное правило: производитель уже учел все необходимые режимы езды на авто и рекомендовал именно те параметры вязкости, которые для данного двигателя являются наиболее подходящими.

Важно! В мотор нужно заливать только те продукты, которые рекомендованы производителем автомобиля. Информация о них обычно содержится в сервисной книжке или инструкции по эксплуатации машины.

Рассмотрим ситуацию с практической точки зрения. Предположим, что компания-изготовитель авто рекомендует заливать в мотор масло 5W-30 на круглогодичной основе. Оно всецело сохраняет свойства при наружных температурах от -25 °С до +30 °С. Поводом для сезонной смены масла служит постоянное отклонение температуры воздуха от указанной в характеристиках масла более, чем на 10 °С. Т.е. в морозном климате можно смело переходить на масло 0W-30, которое остается текучим и хорошо прокачивается по системе даже в сильный «минус», а при летней норме в +35 °С за бортом моторное масло можно сменить на 5W-40. В противном случае вязкости и создаваемой защитной пленки может оказаться недостаточно.

Еще одним фактором для перехода на другое масло считается степень износа двигателя. Со временем у него изменяются требования к густоте смазочной жидкости, в результате рекомендуется применять масло с более высоким индексом высокотемпературной вязкости. Слишком жидкое масло для изношенных моторов — не лучший выбор, ведь за счет увеличенных зазоров смазочная пленка будет попросту стекать с деталей. Для компенсации этих зазоров в движки с пробегом свыше 150 тыс. км необходимо доливать более вязкие масла (например, 10W-40 вместо 5W-30).

3. Допуски

Любая канистра с маслом в обязательном порядке должна быть промаркирована на предмет того, что автомасло прошло внутреннюю сертификацию у компании-производителя транспортного средства и разрешено ею для использования в двигателях. Идеальная для одного движка смазка может на поверку оказаться губительной для другого — некоторые параметры масла для разных моторов являются взаимоисключающими. Это, к примеру, рассмотренная выше толщина масляной пленки, которую смазочная жидкость образует на «внутренностях» двигателя — важнейшая из характеристик автомасла.

Допуски нужны оттого, что технологии производства моторов разнятся от производителя к производителю. Соответственно, отличаются материалы изготовления внутренних деталей движка. Вот тут-то на арену выходят всевозможные присадки, которые содержатся в масле, и вопросы их взаимодействия с этими самыми материалами.

Важно! Допуск нужно смотреть в технической документации к авто. Следовать ему нужно беспрекословно.

Маркировка допусков моторных масел у каждого автопроизводителя своя.

Спецификации и допуски на канистре с маслом обычно представлены в таком виде.

Так, концерн VAG разрешает использование сертифицированного масла, промаркированного символами VW с указанием цифровой кодовой комбинации под конкретно взятый силовой агрегат. В машины Mercedes можно лить масла, получившие допуск MB в связке с комбинацией цифр под определенный мотор. В движки Opel позволительно лить автомасла, получившие сертификаты GM-LL-A-025 или GM-LL-B-025 и т.д. Для поиска масла по допускам у нас представлены развернутые фильтры.

4. Классификация масел по стандартам

Чаще всего автомасла классифицируются по двум ключевым отраслевым стандартам: API (American Petroleum Institute — Американский институт нефти) и ACEA (European Automobile Manufacturers Association — Европейская ассоциация автопроизводителей).

Первая буква в маркировках по стандарту API обозначает тип двигателя:

  • S (от англ. Service) — бензиновый;
  • C (от англ. Commercial) — дизельный.

Вторая буква указывает на эксплуатационные характеристики автомасла. Каждой новой спецификации присваивается буква, следующая по алфавиту. Свежайшим стандартом на сегодняшний день для бензиновых силовых агрегатов является API SP, для дизельных движков — API CK-4. Универсальные масла по API принято обозначать дробью — например, API SL/CF.

В маркировках по стандарту ACEA используются следующие обозначения:

  • A/B — для бензиновых/дизельных двигателей легковых автомобилей;
  • C — малозольные масла для автомобилей, оборудованных системами нейтрализации выхлопных газов (каталитическими нейтрализаторами и сажевыми фильтрами);
  • E — для нагруженных силовых агрегатов тяжелых грузовиков и спецтехники.

Цифрой после буквы указывается категория автомасла — чем цифра выше, тем лучше эксплуатационные характеристики смазочного продукта.

Для американских и японских производителей моторных масел также существует классификация по стандарту ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee — Международный комитет по стандартизации и апробации автомасел). Подход у нее аналогичен API, однако спецификация выдвигает более жесткие требования по части энергосбережения и ограничения вредных выбросов в атмосферу.

Реже в моторных маслах встречаются классификации по таким стандартам:

  • ISO (International Organization for Standardization) — международный стандарт классификации вязкости для смазочных жидкостей.
  • NMMA (National Marine Manufacturers Association) — стандарт классификации смазки для лодочных подвесных моторов с водяным охлаждением.
  • JASO (Japanese Automotive Standards Organization) — одна из основных классификаций для масел под бензиновые мотоциклетные двигатели, однако может применяться и для маркировки смазочных продуктов для бензиновых и дизельных моторов под капотом у легковушек.

5. Как часто нужно менять моторное масло?

Сроки регламентной замены моторного масла обычно прописываются в сопровождающей техдокументации к авто. Но на практике не все так однозначно — смазка обладает определенным ресурсом, который зависит от множества факторов. Интервалы замены масла могут сокращаться в зависимости от манеры езды, скоростного режима поездок, пробега автомобиля и т.п.

Чаще всего интервалы замены моторного масла выражаются в пробеге. К примеру, производитель машины рекомендует менять смазку в двигателе каждые 10 – 15 тыс. км. Встречаются и цифры в 25 – 30 тыс. км пробега, однако они имеют мало общего с реальностью — столь большие интервалы замены оправданы лишь для новых автомобилей и идеальных условий эксплуатации.

Некоторые моторные масла из лиги Long Life предписывается менять спустя 25 – 30 тыс. км пробега.
Однако фактически столь большие интервалы межсервисной замены желательно сокращать как минимум в два раза.

Одно дело, если указанный километраж набирается при движении по автомагистрали, и совсем другое — если при постоянных простоях в плотном городском трафике. За условный час по трассе можно спокойно проехать и 100 км, а в режиме езды по пробкам — условно до 20 км. Чувствуете разницу? Поэтому для правильного расчета сроков замены масла стоит учитывать количество отработанных моточасов.

Предположим, что в смешанном режиме поездок средняя скорость движения составляет 60 км/ч. За 15 тыс. км пробега в таком ритме двигатель отработает порядка 250 моточасов (15000 / 60 = 250). В городском цикле передвижений средняя скорость составит порядка 25 км/ч, а значит силовой агрегат отработает уже 600 моточасов (15000 / 25 = 600). При этом зачастую предписываются такие сроки замены смазочного продукта:

  • минеральные масла — 150 моточасов;
  • полусинтетические — 250 моточасов;
  • синтетические — 300 моточасов;
  • масла Long Life — 400 моточасов.

При условии частых простоев в пробках крайне желательно сокращать интервалы замены масла примерно вдвое — до 7 – 8 тыс. км пробега вместо заложенных производителем 15 тыс. км. В некоторых автомобилях счетчик моточасов вшит в бортовой компьютер.

Преждевременное «старение» масла может быть вызвано и другими факторами: частыми «холодными» пусками мотора, постоянной работой двигателя на повышенных оборотах, перегрузками транспортного средства, агрессивной манерой езды и т.п. Аналогично срок службы смазки уменьшается в автомобилях с пробегом — внутри их моторов успевает накопиться целый «букет» из нагара и шлама, вызывающий ускоренную потерю моющих и смазывающих свойств масла.

Основные признаки, указывающие на необходимость замены моторного масла, включают повышенный расход масла, сложности при запуске двигателя, снижение мощности, а также значительное потемнение смазочного материала.

Полезный совет! Чтобы оценить уровень масла в моторе максимально точно, рекомендуется производить замеры на ровной поверхности после полного прогрева двигателя, выждав несколько минут паузы. За это время масло успевает стечь обратно в поддон, а показания на щупе позволяют сделать объективную оценку.

Визуально оценить уровень моторного масла можно с помощью щупа и салфетки.

Если вы в курсе, что двигатель автомобиля имеет свойство «подъедать» масло, берите его с запасом — вместо 4-литровой канистры купите 5-литровую «на долив». Отметим, что доливать рекомендуется масла от того же производителя с одинаковой основой (минеральной, синтетической или полусинтетической соответственно). Смешивание различных типов моторных масел крайне нежелательно, поскольку каждое из них содержит уникальный набор химических присадок, которые могут взаимодействовать между собой непредсказуемо и ухудшить работу двигателя.

6. Частые ошибки при выборе масла

В погоне за экономией бюджета многие отдают предпочтение альтернативным маслам от сторонних брендов вместо оригинальных, которые нередко стоят баснословно дорого. Тут работает главное правило — в двигатель необходимо заливать масла, рекомендованные автопроизводителем. При этом важно беспрекословно следовать допускам и общепринятым стандартам (API / ACEA).

Частые огрехи при выборе автомасел — это неправильно подобранная вязкость продукта и невнимательность к допускам. Также не стоит приобретать моторные масла в сомнительных магазинах, ведь нынче крайне сложно отличить оригинальную продукцию от подделок. Масла неизвестного происхождения имеют стоимость ниже рыночной, вместе с тем их выдают низкокачественные упаковки и отсутствие каких-либо элементов защиты. Самый надежный способ купить хорошее масло — обратиться в фирменный магазин или в сертифицированные центры по обслуживанию авто.