Именно этот момент стал толчком к появлению цифровых 3D-фотокамер. Производитель предложил потребителю стать создателем современного 3D-контента. Для этого не требуется особых знаний и навыков - только чувство вкуса, устройство для воспроизведения 3D-графики и, конечно, камера, способная делать трёхмерные снимки.

Первыми ласточками аматорской 3D-съёмки стали камеры от Fujifilm - FinePix REAL 3D W1 и более продвинутая FinePix REAL 3D W3, вышедшие, соответственно, в 2009 и 2010 гг. Вторая из названных моделей по итогам 2011 г. стала самой продаваемой камерой своего класса, и до сих пор является объектом подражания для многих игроков рынка. Справедливости ради стоит сказать, что на то время конкурентов у неё были считанные единицы, поскольку даже ближайшие преследователи отстали на целый год. Так, Sony, Panasonic и Hammacher Schlemmer предложили свои варианты 3D-камер лишь в середине - второй половине 2010 г.

На данный момент выбор значительно шире, и чтобы лучше уяснить суть предлагаемой новинки, стоит хотя бы в общих чертах уяснить технологию трёхмерной съёмки.

3D-фото: как это работает

Общий принцип создания объёмного (стереоскопического) изображения сводится к параллельной съёмке объекта двумя объективами, расстояние между которыми равно (или примерно равно) расстоянию между центральными точками человеческих глаз. Стандартом считается дистанция в 65 - 75 мм. Простейший вариант представляет собой синхронизацию двух обычных фотоаппаратов. Однако главная проблема не в съёмке, а в воспроизведении 3D-контента. Первые стереоскопические снимки представляли собой два обычных слайда, на одном из которых был запечатлён ракурс с точки зрения правого глаза, на другом - левого. Эффект трёхмерности возникал, если упомянутые кадры просматривались через стереоскоп. Приспособление напоминает бинокль, в каждый из окуляров которого вставлен соответствующий слайд (отдельный для каждого глаза). Каждый глаз видит только одно плоское изображение, мозг обрабатывает информацию от каждого глаза и на её основе генерирует трёхмерную картинку.

Стереоскопы благополучно дожили до сегодняшнего дня и выпускаются в качестве дешёвых, но симпатичных игрушек или сувениров.

Развитие цифровых технологий усовершенствовало метод. Теперь вместо двух кадров стереопары, 3D-проектор (в нашем случае стереодисплей или 3D-телевизор) проецируют на зрителя одновременно два изображения (опять-таки - для правого и для левого глаза), каждое - в своём цветовом решении. При помощи специальных очков на каждый глаз приходит только одно, в соответствующем диапазоне спектра, изображение. Далее, как и в случае со стереоскопом, мозг превращает два отдельных изображения в одно объёмное.

 
 

Данная технология на сегодня - наиболее передовая. Она обеспечивает достаточно высокое качество изображения, однако часть пользователей жалуется на дискомфорт, связанный с постоянным пребыванием в очках.

Существуют и экраны, позволяющие смотреть 3D, не прибегая к очкам. Однако область их применения ограничивается дисплеями цифровых стереокамер и трёхмерных фоторамок.

Таким образом, прежде чем купить 3D-фотокамеру, следует определиться, на каком устройстве будет производиться просмотр стереофотографий.

Если вы ориентируетесь на стереоскоп, то, скорее всего, 3D-камера просто не нужна, т.к. при помощи соответствующего софта стереопару слайдов можно сделать и обычным фотоаппаратом, а покупка трёхмерной фотокамеры оказывается экономически нерентабельной.

Если же есть желание купить соответствующее устройство воспроизведения, то нужно учесть и сравнить с возможностями семейного бюджета следующие цифры. 3D-фоторамка обойдётся в 150 - 2000$. Нижний порог стоимости 3D-монитора начинается с 350 - 1000$. 3D-телевизора - от 600$. Если речь идёт о профессиональной технике, будь то монитор или телевизор, то стоимость и в 10000$ - не предел.

Для сравнения - стоимость имеющихся на отечественном рынке фотокамер варьируется в пределах 150 - 1000$.

3D-камера: взгляд потребителя

 

Если подобные расчёты не оттолкнули вас от идеи обзавестись 3D-фотоапаратом, стоит сказать несколько слов о предлагаемом отечественному покупателю ассортименте.

Сегодня рынок цифровых 3D-фотоаппаратов только развивается, но у доступных потребителю камер можно проследить ряд характерных особенностей, позволяющих определиться с возможностями той или иной модели.

Прежде всего, стоит упомянуть, что далеко не все предлагаемые 3D-камеры являются таковыми на самом деле. Среди них встречаются 2D-устройства, снабжённые съёмным 3D-объективом. На первый взгляд такой ход производителя покажется обманом, но на практике это не совсем так. Например, компания Panasonic предлагает подобные насадки к своим девайсам серий LUMIX G Micro System и DMC, что позволяет обладателям этих устройств просто апгрейдить их до нужного уровня, а не переплачивать за новую 3D-камеру. Тем же путём пошла и фирма Canon, оснастившая съёмным стереоскопическим объективом зеркальную модель E0S 3D. С другой стороны, профильные 3D-устройства обладают функцией съёмки обычной двухмерной фотографии и вполне способны заменить традиционную фототехнику.

Характерной чертой цифровой фотоаппаратуры стала способность снимать кроме фото, также и видео. Трёхмерные камеры - не исключение, и, продолжая сложившуюся традицию, в большинстве случаев предлагают своим обладателям стать кинооператорами. Даже самые простые 3D-мыльницы при цене в предела 500$ способны обеспечить качество трёхмерной видеозаписи в формате HD 720р. Однако качество видео на порядок выше (Full HD 1080p) предлагают камеры стоимостью уже от 200$. Поэтому, если вам важна данная функция, стоит подробно изучить характеристики предлагаемой модели, а не полагаться на принцип чем дороже - тем качественнее.

Выше уже говорилось, что цифровой мир полностью перенял метод аналоговой съёмки двумя объективами. Однако за последние год-два разработчики сумели совместить их в пределах одной системы линз. Поэтому часть моделей оснащена традиционно двумя параллельными объективами, часть - одним, работающим за двоих. Такой объектив при нажатии кнопки делает два снимка, каждый - с разным фокусным расстоянием. Матрица совмещает оба кадра и формирует стереоизображение. Минусом подобного метода можно назвать разве что возможную размытость картинки при съёмке динамической сцены, однако в большинстве случаев качество изображения вполне себя оправдывает.

Практически все трёхмерные фотокамеры снабжены дисплеем, на котором можно просмотреть отснятый материал - подобно тому, как это происходит в обычном цифровом фотоаппарате. При этом трёхмерный эффект достигается без применения специальных очков. Диагональ дисплея, как правило, равна 3 - 5 дюймам. В комплектацию некоторых моделей включён отдельный медиаплеер с возможностью просмотра фотографий и видео - опять-таки без очков.

Проблема выбора

Очевидно, что при выборе 3D-фотоаппарата необходимо учитывать те же позиции, что и в случае с обычной двухмерной камерой. Это кратность цифрового и оптического зума, разрешение матрицы, наличие функций ночной съёмки, системы стабилизации. И, разумеется, качество оптики. Здесь чётко следует понимать, что 200-долларовая мыльница не даст качества профессионального зеркального аппарата.

Кроме того, немаловажную роль играет совместимость камеры с устройствами сохранения и воспроизведения информации. Стандартным портом подключения к устройствам 3D-воспроизведения сейчас является порт HDMI. Однако в компьютерах, ноутбуках и прочих электронных устройствах могут использоваться стандарты mini-HDMI, а также HDMI с расширенным пропускным каналом. HDMI является наиболее распространённым вариантом подключения и для 3D-фотокамер, однако встречаются модели с выходом mini-HDMI в качестве основного и USB в качестве дополнительного порта. Поэтому перед покупкой следует убедиться, что ваш домашний ПК или ноутбук, посредством которого вы планируете переносить снимки из карты памяти на диски долговременного хранения информации, совместим с той или иной моделью.

Стоит также решить, насколько важны прямой вывод фотоснимка на принтер и встроенный Wi-Fi-модуль. Производители позиционируют данные функции как значительно облегчающие жизнь пользователю, однако в большинстве случаев они бесполезны. Как свидетельствует статистика, прежде чем распечатать нужный снимок, большинство пользователей просматривают его на экране монитора. В случае же с трёхмерными снимками насущная необходимость в прямом (проводном или беспроводном) выводе на печать сводится практически к нулю, поскольку и производители, и пользователи ориентируются на просмотр стереоснимков с экранов трёхмерных фоторамок, мониторов и телевизоров.

Рассматривать цифровые 3D-камеры в качестве роскоши или относиться к ним как к сегодняшней перспективе завтрашнего дня - каждый решает для себя. Однако уже сейчас очевидно, что технология, к которой шли много десятилетий, становится по-настоящему доступной и открывает новые горизонты в мире фотографии.