Типы велосипедных тормозов

После многих лет эволюции в велосипедном мире прижились несколько типов тормозов. Нельзя сказать однозначно, какой лучше, так как у всех есть свои преимущества и недостатки. Один более эффективен для прогулок, трассы, другой — для бездорожья, экстрима.

Педальный (барабанный). Свое техническое название получил благодаря барабанной конструкции, расположенной внутри втулки заднего колеса. Активируется тормоз путем нажатия педали назад (против хода). В этот момент тормозные колодки раздвигаются и упираются в стенки, создавая трение. Чем сильнее давят на педаль, тем быстрее будет происходить торможение. Поэтому в народе этот тип называют педальным.

Такая технология успешно применяется несколько десятков лет, и многие помнят ее еще со времен «Украины», «Школьника» или «Тисы». Сейчас большинство прогулочных (городских) велов, а также все детские модели, комплектуются педальным тормозом, благодаря определенным преимуществам:

  • Надежность. Благодаря внутренней конструкции не теряют эффективность во время дождя, защищены от пыли, грязи. Срабатывают в 99% случаев. Не зависят от восьмерки на ободе.
  • Не требует частого обслуживания. Уже с завода полностью подготовлены к работе, не требуют настройки, замены комплектующих в течение многих лет.
  • Низкая стоимость.

Среди недостатков можно выделить низкую эффективность, так как торможение выполняется только задним колесом. К тому же многое зависит от положения педалей в этот момент. Нужно сделать значительное усилие, чтобы быстро остановиться, особенно маленькому ребенку. Применяются в детских и прогулочных велах, где стиль езды спокойный размеренный.


Роллерный. Принцип действия схож с барабанным, но система устанавливается снаружи и приводится в действие тросиком. Внутренний роликовый механизм раздвигает колодки, создавая трение о барабан, что и приводит к торможению. Считается очень надежным, не требует частого обслуживания, но сильно греется, поэтому не подходит для продолжительного и частого применения. По этой причине используется в прогулочных сити-байках.

Ободной. Претерпел много изменений, добравшись до наших дней в виде трех основных модификаций — V‒brake (векторные), клещевые и U‒brake. Принцип их действия одинаков и довольно простой. Ободные тормоза срабатывают за счет придавливания колодок (башмаков) с двух сторон к ободу. Активация происходит с помощью тормозной ручки путем натягивания тросика. Различия заключаются в способе крепления к раме.

Ободные тормоза остаются популярными благодаря низкой стоимости, возможности быстрой настройки и ремонта в полевых условиях. В большей мере они предназначены для спокойной размеренной езды, но при необходимости обеспечат быструю остановку. Каждый тип нашел свою сферу применения, предлагая хороший баланс эффективности, надежности и стоимости. V‒brake распространен в подростковых, прогулочных и бюджетных MTB велосипедах. Клещевой нашел применение в шоссейных и городских байках, а U-brake практикуется в BMX.


Можно выделить основные преимущества, присущие всем ободным тормозам:

  • Отсутствие нагрузки на спицы и втулку
  • Минимальный нагрев
  • Простота настройки, ремонта и обслуживания
  • Быстрая замена комплектующих

Список недостатков тоже значительный, что накладывает определенные ограничения на их применение:

  • Очень низкая эффективность при попадании воды, масла на башмаки, обледенении обода
  • Обрыв троса при сильных нагрузках
  • Появление восьмерки приведет к неравномерному торможению
  • Необходимость периодической настройки из-за уменьшения толщины башмаков
  • Быстрый износ колодок (зависит от стиля езды и больше относится к горным моделям)

Дисковый. Представлен двумя модификациями — механический и гидравлический. С появлением дискового тормоза безопасность езды, особенно экстремальной, повысилась многократно. Принцип действия прост и активно применяется в автомобилях и мотоциклах. К втулке колеса крепится стальной диск (ротор), а к раме — калипер, в котором расположены тормозные колодки, которые при активации прижимаются с двух сторон к диску. Диаметр колодок обычно небольшой, но эффективность гораздо выше, чем у ободных башмаков. Главным отличием механики от гидравлики является принцип передачи тормозного усилия.

Дисковый механический тормоз приводится в действие стальным тросом, а гидравлический с помощью жидкости по специальной гидролинии. В зависимости от производителя могут применяться разные составы. Бренд Shimano выпускает собственное минеральное масло, но многие производители адаптируют свои системы под привычные тормозные жидкости, в том числе автомобильные.

Дисковые тормоза более популярны в MTB-серии, однако получили много положительных откликов среди спортсменов-шоссейников и были одобрены международными организациями для соревнований по велоспорту. И механические, и гидравлические отлично подходят для бездорожья со сложным рельефом местности (крутые спуски, ямы), прогулок по лесу, скоростной езды по тротуарам и улицам с высоким трафиком, даунхила, фрирайда, эндуро. Преимущества обоих видов практически идентичны:

  • Высокая модуляция (у гидравлических она лучше). Другими словами, колодки более чувствительны к силе нажатия на тормозную ручку
  • Наибольшая эффективность (обеспечивают минимальный тормозной путь)
  • Не восприимчивы к грязи, пыли, воде
  • Не боятся восьмерок
  • Не изнашивают обод

При этом недостатков у них очень мало, и они субъективны. Основным можно считать ценник, который в несколько раз (а для профи-систем и в десятки) выше, чем у других типов. А вот с чем придется точно столкнуться каждому, так это с разнообразием форм и размеров тормозных колодок. Тут уже производители оторвались по полной. Но и предложений на рынке много, поэтому можно найти оригиналы или подобрать аналоги. Сразу вспоминаются времена, когда у каждого телефона был свой разъем для зарядки. Среди прочих недостатков можно выделить больший вес, но это важно только для шоссейников.

Если рассматривать отдельно гидравлические тормоза, то их минус в обслуживании. Они надежны, но в случае повреждения потребуется некоторое время на ремонт (тут обычно замена комплектующих) и настройку. Новичку с такой задачей будет сложно справиться, а в полевых условиях почти невозможно. Другими словами — прощай тормоз.

Основные правила эксплуатации тормозной системы

Даже самые крутые тормоза не помогут, если использовать их бездумно. Эффективность торможения во многом зависит от опыта велосипедиста и выполнения определенных правил:

  • При передвижении по ровной дороге более эффективным будет передний тормоз, а задний можно использовать как дополнительный
  • Новичкам при спуске со склона лучше использовать задний в качестве основного, а передний как дополнительный. Обратный порядок может привести к вылету из седла. В зимний период на снежном и ледяном покрове может произойти блокировка переднего колеса, что приведет к потере равновесия и падению
  • Не используйте передний тормоз во время поворота, особенно зимой. Это может привести к резкому развороту вилки и потере управления
  • При использовании ободной или барабанной системы начинайте торможение немного раньше, так как их эффективность ниже дисковой, тормозной путь будет больше
  • Учитывайте снижение эффективности ободных тормозов во время дождя, а также при попадании жидкостей, грязи на обод или колодки

Основные правила обслуживания тормозной системы

  • Используйте исправное оборудование. Если какая-то часть тормозной системы с дефектом, например, после падения, то риск отказа значительно повышается. Проводите периодический осмотр и меняйте детали при выявлении дефектов, ржавчины. Особенно это касается тросов и гидролиний
  • Подберите тип тормоза под свой стиль езды. Не используйте ободные и барабанные системы, если планируете гонять по лесу, горам и другим сложным маршрутам, где требуется резкое торможение
  • Проверяйте работоспособность тормозов перед началом движения. Зажмите тормозные ручки поочередно и попытайтесь сдвинуть велосипед с места. Колеса должны остаться неподвижными

Ухаживайте за своими тормозами, чтобы они не подвели вас в самый неподходящий момент.