За состоянием резины на колесах велобайка необходимо тщательно следить. Изношенные шины ухудшают ездовые качества велосипеда, сулят проблемами с торможением и управляемостью, да и попросту делают езду небезопасной. Основополагающий фактор при выборе шин для байка — это подходящий размер, подбираемый в соответствии с калибром колес велосипеда:

Заметьте, что размер колес принято обозначать в дюймах. Однако для маркировки размерности велопокрышек эта величина измерения подходит не лучшим образом, поскольку дюймовая система маркировки шин отражает лишь примерные показатели — она недостаточно точная. В идеале стоит ориентироваться на размеры велорезины, выраженные в миллиметрах.

Размеры в миллиметрах

Наиболее точно размеры велопокрышек отражены в европейской системе маркировки согласно спецификациям ETRTO (European Tire and Rim Technical Organization). Размер шины записывается в виде:

37-622

  • 37 — это ширина покрышки в миллиметрах;
  • 622 — внутренний диаметр в миллиметрах, определяющий возможность установки шины на обод колеса.
Полезный совет. Ширина покрышки должна превышать ширину обода в 1.5-2.5 раза. Более широкая резина усложняет вхождение в повороты, плюс к этому тормозные колодки могут затирать о боковину шины. Более узкие покрышки больше подвержены износу и проколам.

Размеры в дюймах

В дюймовой системе маркировки могут применяться комбинации из двух или трех цифр. Первый вариант:

24 х 1.75

  • 24 — наружный диаметр шины в дюймах;
  • 1.75 — приблизительная ширина покрышки в дюймах.

Второй пример записывается следующим образом:

28 х 1 5/8 х 1 3/8

  • 28 — внешний диаметр шины в дюймах;
  • 1 5/8 — приблизительная высота велопокрышки в дюймах;
  • 1 3/8 — примерная ширина шины в дюймах.

Дюймовая система определяет приблизительные показатели размера, что затрудняет подбор велопокрышек с одним и тем же маркером для велосипедов разных видов. В частности, диаметры 559 мм, 571 мм и 590 мм маркируются как 26 дюймов, а шины с диаметром 622 мм и 635 мм приравнены к дюймовому размеру 28 дюймов. Велопокрышки 28 и 29 дюймов вовсе имеют одинаковый посадочный размер 622 мм — различаются они лишь высотой и толщиной.

Основные размеры в разных системах маркировки велошин.

Во избежание недоразумений подбирайте новые велошины по образцу старых. А лучше всего выбирать резину, у которой обозначения в дюймах дублируются европейской маркировкой в миллиметрах по стандартам ETRTO.

Французская система маркировки

Французская маркировка подразумевает буквенно-числовое обозначение размерности велопокрышек. Записывается она в формате:

700 x 35C

  • 700 — наружный диаметр шины в миллиметрах;
  • 35 — ширина покрышки в миллиметрах;
  • C — внутренний (посадочный) диаметр. Буква латинского алфавита C соответствует внутреннему размеру 622 мм. В целом же шины на французский манер могут маркировать буквами от A до D (от наименьшего размера до наибольшего).

Французская система маркировки применяется на покрышках для шоссейных, гравийных, гибридных и городских велосипедов, а вот покрышки для «горняков» ею не обозначаются.

Плотность каркаса и жесткость протектора

Каркас, придающий велошине форму, плетется из различных синтетических нитей (например, нейлона — маркируется надписью Nylon). Плотность их плетения обозначается двух- или трехзначным числом с надписью TPI или EPI. Аббревиатура TPI (Thread Per Inch) является общепринятой во всем мире, тогда как EPI (Ends Per Inch) — это маркировка плотности каркаса на европейский манер. Принципиальных отличий между указанными характеристиками нет.

Показатель TPI (EPI) определяет плотность каркаса велошины.

Чем больше показатель TPI (EPI), тем плотнее нити корда лежат в каркасе покрышки. Следовательно, шины с высокой плотностью каркаса обладают хорошей прочностью за счет меньшего количества резины в боковинах, лучше сопротивляются проколам, выдерживают более высокое давление, а еще они весьма легкие. И наоборот, в моделях с малым числом TPI нитей корда меньше, а резины больше — такие шины весят больше, однако стоят дешевле.

Интересный факт. Исключения из правил маркировки плотности каркаса встречаются в сегменте велорезины для экстремальных дисциплин (фрирайда, даунхилла и т.п.). TPI у таких шин достаточно высокий, а резины — много. Подобные шины обладают отменной прочностью и в то же время большим весом. Впрочем, на первый план в них поставлены безопасность и надежность, так что на увеличенный вес закрывают глаза.

Прочность велопокрышек также описывается строением боковин:

1. LiteSkin — шины с облегченными и тонкими боковинами (для быстрой езды по ровным твердым дорогам).
2. SnakeSkin — шины с защищенными боковинами для предотвращения их порезов (заточены под покорение бездорожья, лучше сопротивляются проколам).

Жесткость протектора велошин маркируется следующими обозначениями:

  • 40-45a — мягкий протектор;
  • 50-60a — протектор средней мягкости;
  • 60-70a — жесткий протектор.

Более жесткий протектор обеспечивает хороший накат и снижает вероятность повреждения шины, но ухудшает сцепные свойства и комфортабельность поездок за рулем велосипеда. Отметим, что наиболее мягкую велорезину нередко маркируют аббревиатурой ST (Super Tacky).

Степень жесткости резинового компаунда велошин можно определить и по цветовым маркировкам. Они зачастую представлены в виде цветной полоски, пущенной вдоль всей покрышки по беговой дорожке протектора:

  • Фиолетовая полоса — ультрамягкий состав резиновой смеси.
  • Оранжевая полоса — мягкая резина.
  • Синяя полоса — компаунд средней твердости.
  • Красная полоса — твердая резина для хорошего наката.
По цвету полосок на протекторе можно визуально определить степень жесткости велорезины.

Мягкие составы дарят чуткие реакции на команды рулевого управления и обеспечивают хорошее сцепление, однако чем мягче резиновый компаунд, тем быстрее истирается протектор. Модели велошин с двумя типами компаунда в конструкции могут обозначаться как Dual Compound, с тремя — индексом 3C либо же словосочетанием Triple Compound.

Что же касается бортировочного троса, стальные материалы его изготовления маркируются индексами Steel, Unfold и т.п., кевларовые — Kevlar, Folding, Foldable и т.п.

Иногда на шинах указывается максимально допустимая нагрузка:

MAX. LOAD 125 kg (275 LBS)

Показатель предельной нагрузки записывается при максимально допустимом давлении в шине. Измеряется он в килограммах (kg) или фунтах (LBS).

Давление в велошинах

В велошинах необходимо на постоянной основе поддерживать требуемое давление. Ведь именно покрышки держат давление камеры и передают колебания на раму велосипеда. Рекомендуемое давление в шинах записывается в виде:

Inflate to MIN. 36 PSI / 250 kPa — MAX. 60 PSI / 420 kPa

Давление должно находиться в пределах указанного диапазона. При этом используются такие величины измерений:

  • PSI (Pound-force per Square Inch) — фунты на квадратный дюйм (встречается в Европе и США);
  • kPa — килоПаскали (или просто Паскали Pa);
  • BAR — давление в барах (или атмосферах, 1 бар = 1 атм); чтобы узнать давление в барах, необходимо разделить указанное значение в килоПаскалях на 100.

В велонасосах с манометром обычно размечена универсальная шкала, позволяющая ориентироваться по разным величинам измерения давления.

Накачивать колеса до максимального давления не рекомендуется во избежание разрыва шины в жаркую погоду на раскаленном асфальте. В некоторых случаях после указания рабочего диапазона давления может быть записана приставка Cold. При ее наличии подразумевается, что проверять давление нужно в «холодной» (неразогретой) резине.

Контролировать давление в шинах предполагается с помощью велонасоса со встроенным манометром.

В ряде моделей велошин применяются всяческие конструктивные ухищрения, нацеленные на защиту покрышек от проколов. Для этого служат антипрокольные пояса, изготавливаемые из вязкого эластичного каучука или кевлара. Такие слои защищают шину от проколов в области протектора, однако подобная защита утяжеляет покрышку и ухудшает накат. Велорезину с защитой от проколов маркируют по-разному: Protection, Puncture protection, Puncture resistance, Flatless, Anti-flat, Guard, Safety и т.п. Единых общепринятых обозначений в этом вопросе нет.

Хорошей ремонтопригодностью обладают бескамерные велошины TL (TubeLess). Проколы в них можно быстро ликвидировать посредством использования специальных вязких герметиков. На крайняк пробитое бескамерное колесо чинится в дороге с помощью запасной камеры.

Ось установки и направление вращения

Подавляющее большинство шин для велосипедов выпускается в универсальном исполнении. В тоже время существуют модели покрышек, предназначенные для установки на переднюю ось. При изготовлении такой резины применяется компаунд с низким уровнем жесткости, благодаря чему обеспечиваются более чуткие реакции на рулевые команды. Шины на переднюю ось маркируются надписями на манер Front Only. На задней оси байка подобная резина быстрее изнашивается.

Велошины с однонаправленным несимметричным рисунком протектора предполагается устанавливать, руководствуясь обозначениями вектора вращения колеса: Rotation →, Drive →, Rotation Direction →. Направление вращения указывается стрелкой. Причем для переднего и заднего колеса оно может кардинально отличаться (←Front, Rear→).

Дата изготовления

Дата изготовления велопокрышки записывается четырьмя цифрами (нередко — внутри овала). Две первые цифры числового кода содержат сведения о неделе производства резины, две последние цифры — это год выпуска.

Условная шина с датой изготовления «1220» выпущена на 12-й неделе 2020 года.

За условной маркировкой даты изготовления 3522 стоит 35-я неделя 2022 года. Выбирая новую резину для байка, стоит отдавать предпочтение свежим моделям, выпущенным не более года назад. Залежалые покрышки пересыхают и покрываются паутинкой микротрещин, что ухудшает их ездовые качества и снижает безопасность поездок.

Дополнительные обозначения

Помимо стандартных маркировок на боковину велошин наносятся и другие надписи. Например, дополнительная информация о производителе, адрес веб-сайта, возможность использования резины в холодное время года и прочее. Единых правил в дополнительных обозначениях шинной продукции для велосипедов не принято. Но некоторые общие черты все же встречаются.

Так, по назначению покрышки бывают такими:

  • City, Urban — шины для городских велосипедов;
  • Touring, Tour — резина для туристических велобайков;
  • Road, Raceшоссейные и дорожные покрышки;
  • MTB, Trail, Downhill, Freeride, Cross, All-Terrain — шины для горных велосипедов и их специализированных разновидностей;
  • BMX — покрышки для трюковых велосипедов (BMX);
  • Gravel — гравийная резина;
  • Cyclocross — шины для циклокросса;
  • Electric, E-Bike — покрышки для электровелосипедов.

Сезонность велопокрышек обозначается следующими символами:

  • W, Winter, Snow, значок снежинки — зимняя резина.
  • All-Seasons — всесезонные велошины.
Велопокрышки со светоотражающей полоской обеспечивают лучшую видимость райдера на дороге в темноте
.

Велошины со светоотражающими полосками метят надписями Reflect, Reflex или Reflection. В темное время суток такие полосы делают велосипедиста более заметным на дороге.

Знание основных принципов маркировки велопокрышек поможет определиться с нужной моделью шины и не потратить деньги впустую. Ну а если на память надежды мало, сохраните старую резину для примера и прямо с ней отправляйтесь покупать новую.