Преимущества и недостатки игровых мониторов

Несмотря на то, что границы между ТВ-панелями и мониторами в последнее время стираются, оба формата обычно рассчитаны на разный игровой опыт. Игра перед монитором обычно ассоциируется с сидением в кресле с напряженным лицом в попытке снести побольше фрагов. А телевизор ― это скорее диванный опыт, который помогает расслабиться за игрой.

Стандартный монитор ― это игровая классика, особенно для FPS, RTS и MOBA игр.

Эффект погружения

Большинство игровых мониторов обладают диагональю экрана от 24 до 32 дюймов с классическим соотношением сторон 16:9, который считается оптимальным для игр. Благодаря скромной диагонали уменьшается расстояние между глазами и экраном, что в свою очередь позволяет снизить утомляемость глаз и улучшить посадку перед монитором. Относительно небольшой монитор удобен для игровых жанров вроде шутеров, изометрических RPG, онлайн MOBA и стратегических симуляторов, когда игроку нужно постоянно контролировать небольшую область экрана. При желании эффект погружения можно усилить, выбрав монитор с изогнутым экраном. В свою очередь на больших телевизионных панелях удобнее играть в «консольные» проекты вроде шутеров от третьего лица, Action RPG на манер Ведьмака, а также в файтинги и спортивные симуляторы.

Низкая задержка ввода

Большинство игровых мониторов обладают низким инпут-лагом благодаря чему картинка на экране обновляется синхронно с командами пользователя, а не приходит с небольшим опозданием. Это критически важный показатель для так называемых спинно-мозговых шутеров вроде Titanfall 2 или олдовых частей Quake. Несколько лет назад для IPS-панелей нормой были 4 – 8 мс, а быстрые матрицы с реакцией в несколько миллисекунд стоили дорого. В 2023 году многие мониторы среднего уровня демонстрируют отзывчивость в 1 – 2 мс. LCD-телевизоры в этом плане все еще отстают. Моделей с низким инпут-лагом в районе 6-7 мс в продаже не так уж много, а OLED-телевизоры с откликом менее 1 мс хоть и подешевели, но все еще выходят за рамки бюджета большинства геймеров.

Частота обновления

Частота обновления экрана определяет, сколько раз в секунду экран может обновить изображение. Если не слишком вдаваться в детали, то чем выше герцовка экрана, тем «чище» и плавнее выглядит движение. Долгое время золотым стандартом для ТВ и мониторов были 60 Гц, однако несколько лет назад мониторы для геймеров сделали скачок вперед ― сначала к 144 Гц, затем к 240 Гц и выше. Большинство геймеров не видят разницу между 144 Гц и 240 Гц, а вот для профи по условному CS: GO разница в миллисекунду может спасти жизнь игрока, влияя на успех всей команды. В современных телевизорах нормой считается либо 60, либо 120 Гц, однако последние варианты обойдутся дороже. В то время как для игровых мониторов это обязательный пункт программы, показывать геймерам свои 60 Гц нынче стыдно.

Адаптивная синхронизация

Адаптивная синхронизация AMD FreeSync де-факто стала промышленным стандартом для игровых мониторов.

FreeSync и G-Sync ― это две конкурирующие технологии так называемой адаптивной синхронизации, которые маскируют разрывы кадров, лесенки и прочие артефакты, возникающие вследствие разницы между частотой обновления монитора и реальным FPS в игре. FreeSync от AMD работает на программном уровне и является открытым проектом, для всех прелестей G-Sync требуется специальный конвертер. Пускай NVIDIA в последнее время и продвигает аппаратную версию G-Sync Compatible. Так вот, для большинства игровых мониторов 2022 и более позднего года выпуска Freesync стал в некоторой степени промышленным стандартом, более дорогой G-Sync отстает. Также есть альтернатива в лице VESA Adaptive-Sync. В телевизорах эти штуки встречаются гораздо реже. Чаще всего в телевизорах встречается бесплатный аналог FreeSync под названием VRR, однако все его возможности в полной мере раскрываются через интерфейс HDMI 2.1. Альтернатива ― старая добрая вертикальная синхронизация, которую большинство игроков сразу же отключают.

Удобство

Кому как удобнее играть ― это вопрос заслуживающий отдельной дискуссии. Мы лишь хотим отметить, что в игровом мониторе буквально каждый элемент ансамбля нацелен на повышение эффективности и удобства. В частности любой хороший монитор снабжен массивной подставкой с помощью которой можно быстро настроить высоту и угол наклона, улучшив посадку и снизив напряжение мышц и глаз при длительном использовании. При этом никто не запрещает при необходимости снять подставку и повесить монитор на стену как обычную ТВ-панель. Также многие образцы для геймеров снабжены небольшими и удобными штуками вроде USB-хаба для подключения периферии, отдельного выхода для наушников или подставки для гарнитуры. Кроме того игровой монитор обычно компактнее телевизора, поэтому его проще установить на столе или в небольшой комнате. В противовес сказанному телевизор ― это по сути гигантский экран, который можно либо поставить на стол, либо повесить на стену с помощью крепления и на этом все.

Дизайн

Несмотря на то, что компьютерная техника нынче тяготеет к минимализму, многие производители продолжают эксплуатировать геймерскую эстетику с агрессивным дизайном, обилием декоративных вставок и подсветкой. На рынке полно моделей АА и ААА-уровня со скромной подсветкой логотипа или полноценной RGB-иллюминацией, которую можно научить играть в такт с другими комплектующими. Подобные штуки особенно любят блогеры и стримеры, стремящиеся к тому, чтобы придать своему ПК индивидуальность. Как вы понимаете, в случае с телевизорами дизайнерам особо негде разгуляться, а на ум приходят разве что телевизоры Samsung Frame.

Плюсы и минусы телевизора

Телевизор + консоль + диван = любовь.

Плюсы и минусы телевизора для игр вроде бы лежат на поверхности, однако если вы не имели возможности поиграть на больших современных ТВ и прокачанных игровых мониторах, сравнив этот опыт, вас могут ждать сюрпризы. Благо что и ТВ-панели, и мониторы активно развиваются, заметно отличаясь от того, что было на рынке еще 7 – 8 лет назад.

Большая диагональ экрана

Пожалуй самый очевидный плюс телевизора касается большого выбора диагоналей: в продаже можно найти как компактные 24 и 27 дюймовые крохи, которые мало в чем отличаются от мониторов, классические 32-дюймовые телевизоры, еще лет 10 назад считавшиеся золотым стандартом и многочисленные современные панели с разбросом диагоналей от 45 до 85 дюймов. Учитывая, что на консолях доминируют многочисленные Action игры от третьего лица, инди-платформеры, гонки, спортивные симуляторы и файтинги, игровой процесс обычно рассчитан на то, чтобы сидеть не прямо перед экраном, а на некотором удалении от него. А вот в шутаны играть все же непривычно, обычный монитор тут однозначно удобнее.

Разрешение

Что касается разрешения, то большинство телевизоров потихоньку перешли с 1080p на полноценное 4K, хотя игровые мониторы с 2K или 4K все еще обходятся дорого. Впрочем, это все же палка о двух концах так как более высокое разрешение увеличивает нагрузку на игровую консоль или видеокарту ПК, поэтому в новых поколениях PS5 и Xbox появились отдельные режимы вывода изображения с разными настройками разрешения, графических настроек и частоты обновления. Ради повышения FPS зачастую приходится жертвовать именно разрешением из-за чего Full HD картинка на 4K панели кому-то может показаться мыльной. Если мылится ― можно поиграть с настройками апскейлинга в самом телевизоре. От этого увеличится время задержки, однако в большинстве консольных игр от третьего лица это не критично.

Честный HDR и Dolby Vision

Сравнение обычного SDR изображения с HDR: разница на лицо.

Технология HDR (расширенный динамический диапазон) обеспечивает расширение диапазона между самыми яркими и самыми тёмными точками на экране. Иными словами, на дисплее с поддержкой HDR белые тона выглядят более светлыми, а чёрные — более глубокими. Что особенно здорово, качество HDR зависит от уровня экрана и никак не влияет на загрузку видеокарты, то есть HDR может сделать изображение более красивым и сочным, но без СМС, регистрации и выкрученного на 200% ползунка гаммы. На ПК уже сейчас есть множество великолепных тайтлов с поддержкой HDR, Sony и Microsoft активно внедряют поддержку этих форматов, попутно пиная разработчиков, чтобы и они не забыли об этом.

Чтобы почувствовать разницу между стандартным и расширенным динамическим диапазоном, нужен соответствующий дисплей с запасом яркости в районе 1000 – 1400 кд/м². Особенно хорошо с этими форматами справляются ТВ-панели с OLED-матрицами или любыми другими типами экранов с полноматричным затемнением (Full-array local dimming). В противовес этому производители мониторов придумали свои стандарты вроде HDR 400 и HDR 600, которые по своим техническим характеристикам не совсем соответствуют классическому HDR. Исключение составляют лишь дорогие и малочисленные QLED и mini-LED мониторы с поддержкой HDR 1000 и HDR 1400.

Удобное управление

Вряд ли кто-то возьмется оспаривать удобство дистанционного пульта. С помощью олдового ДУ пульта можно было переключать каналы на ТВ, управлять громкостью и колдовать в меню. Современные пульты рассчитаны на управление сложной экосистемой телевизора с приложениями как на смартфоне, поиском, сервисами Google и большим количеством настроек. Поэтому зачастую оснащены удобными штуками вроде тачпанели или микрофона для голосового поиска и управления. Жаль, что пульт постоянно теряется, но это дело житейское. В мониторах пульты ДУ встречаются по праздникам, а за управление обычно отвечает набор кнопок или джойстик, который прячется где-то сборку или на задней панели. Стоит ли говорить, что пульт в десятки раз удобнее?

Количество разъемов

Телевизор ― это не просто игровой экран, а мультифункциональное устройство, позволяющее подключить к себе множество домашних гаджетов, включая ресивер домашнего кинотеатра, многоканальную аудиосистему, роутер, игровую консоль и еще много чего. Поэтому любой современный телевизор оснащен большим количеством самых разнообразных портов, включая USB, LAN, HDMI, RCA, AUX и оптику. Немногие мониторы могут похвастаться таким изобилием интерфейсов.

Так что же все таки удобнее?

ТВ или монитор? Разница в деталях.

Если подытожить, то несмотря на размытие форматов и растущую популярность телевизоров среди ПК-геймеров, на самом деле существенно ничего не изменилось. На наш взгляд телевизор все так же предпочтительнее для консольного экспириенса и людей, которые любят играть в компании или предпочитают проходить условного Ведьмака 3, Last Of Us и Hogwarts Legacy, развалившись на диване или кресле-мешке. В свою очередь монитор с низким инпут-лагом и высокой частотой обновления лучше подойдет для опытных FPS, RTS и MOBA игроков, которым нужен максимальный контроль и молниеносная реакция.