Предлагаемые охранные комплексы для авто имеют разный уровень защиты. За редкими исключениями, здесь действует правило «Чем дороже «сигналка», тем более продвинутые алгоритмы защиты транспортного средства используются в ней». Но даже бюджетные автосигнализации в наше время оснащаются системами блокировки двигателя или, к примеру, бензонасоса, которые обездвиживают машину при попытке угона. Комплексы рангом повыше увеличивают уровень надежности системы защиты автомобиля.

Классификация

Простейшие «автосигналки» держат одностороннюю связь с транспортным средством, обеспечивая передачу команд с брелока на машину без отклика. Большинство же моделей предоставляют двухстороннюю связь, когда на брелок поступает информация о текущем режиме работы комплекса, приходят оповещения о попытке проникновения и т.п. В духе нынешнего времени выполнены безбрелковые противоугонные системы — они полагаются в работе на метки-идентификаторы, поддерживают удаленное управление со смартфона либо же подвязываются под штатный ключ автомобиля.

В «сигналках» с двухсторонней связью на экране брелока показываются основные сведения о режиме охраны и уязвимостях.

В целом же обширное семейство автосигнализаций можно классифицировать по типу выполняемых задач:

  • Оповещающие системы — простые «сигналки», задачи которых сводятся к мониторингу состояния транспортного средства, обнаружению попыток взлома и подаче свето-звуковых сигналов тревоги. Базовая функциональность комплексов оповещения нередко дополняется системами автозапуска и блокировки двигателя.
  • Пассивные системы безопасности — основываются на электронных маяках и спутниковых закладках, которые предназначаются для отслеживания координат местоположения машины в случае ее угона.
  • Активные системы безопасности — препятствуют попыткам угона автомобиля. Комплектуются иммобилайзером, устройствами для блокировки двигателя, руля, коробки передач или педалей, замком капота, всяческими электронными «секретками». Настроенные на активную безопасность комплексы могут оснащаться как отдельными приспособлениями из вышеприведенного перечня, так и всеми сразу для обеспечения максимальной степени противоугонной защиты.

Простейшие современные автосигнализации имеют одну-две зоны охраны, в продвинутых моделях их количество нередко превышает полтора десятка. В них существует возможность мониторинга открытия каждой двери, капота, багажника, включения зажигания и т.п. Чуть ли не обязательные атрибуты уважающей себя «сигналки» — датчики наклона и перемещения, с помощью которых реализуются оповещения о поддомкрачивании и буксировке транспортного средства.

Иммобилайзер

Попытки угона машины своим ходом устраняет иммобилайзер, внедряемый в продвинутые экземпляры автосигнализаций. На его плечи ложится функция разрыва электрической цепи, связанной с запуском силового агрегата. Для корректной работы систем дистанционного запуска двигателя необходимым условием является наличие обходчиков штатного иммобилайзера, который установлен «из завода» на борту львиной доли современных транспортных средств.

В сигнализациях с системами автозапуска силового агрегата обязательно предусматривается обходчик штатного имобилайзера.

Обходчики штатного иммобилайзера имитируют присутствие ключа или идентификационной метки в салоне автомобиля. Они могут быть представлены дубликатом метки или чипа, которая физически находится в машине, либо же полагаются в деле на программные алгоритмы с помощью CAN/LIN-шины и допоборудования.

Для отключения иммобилайзера применяются «секретки» на манер ввода индивидуального PIN-кода штатными кнопками в салоне автомобиля, нажатия необходимой комбинации кнопок на брелоке, поднесения метки-идентификатора к определенной зоне на приборной панели и т.п. Тут уж все зависит от предпочтений водителя, фантазии и прямых рук установщиков автосигнализации.

«Секретки» могут устанавливаться в любом удобном месте приборной панели. Покуда не активируешь их посредством ввода PIN-кода или другими доступными методами, машина не заведется.

Передать бразды правления отдельными экземплярами передовых «сигналок» можно в руки штатного брелока. Это сделано в угоду минимизации количества брелоков для управления функциями авто и удобства пользовательского взаимодействия с транспортным средством.

Метки-идентификаторы и бесключевой доступ

Во многих современных «тачках» применяются системы бесключевого доступа, предполагающие бесконтактную авторизацию владельца машины по ключу. Если таковой функции в вашем автомобиле нет, не беда — для бесключевого доступа можно использовать специальные метки-идентификаторы, идущие в комплекте с соответствующими охранными комплексами. При удалении от машины человека с меткой «сигналка» автоматически становится на охрану, а с приближением на небольшое расстояние — снимается с нее.

В качестве метки-идентификатора для продвинутых охранных комплексов может применяться сопряженный смартфон.

Брелоки-метки для «сигналок» зачастую выполняют еще одну важную функцию — при каждом включении зажигания и начале движения система контролирует наличие метки. Попытка уехать без нее окажется безуспешной — включится блокировка двигателя и автомобиль встанет. Про запас к таким автосигнализациям прилагаются резервные радио- или Bluetooth-метки. Несколько меток обеспечивают доступ к авто одновременно нескольким людям — водителю и пассажирам.

В моделях с поддержкой удаленного управления со смартфона функцию интерактивного ключа может отыгрывать мобильное устройство с предустановленным программным обеспечением для взаимосвязи с «сигналкой».

Управление со смартфона

Дистанция добивания сигнала от брелока до электронного блока управления автосигнализацией имеет определенный порог. В идеальных условиях она составляет до 2 км в зоне прямой видимости (с минимальным количеством преград и радиопомех на пути следования сигнала). Неограниченная дальность взаимодействия реализована в охранных комплексах с GSM-модулем, которые способны принимать звонки и SMS-сообщения или работать в сетях 3G/LTE. Условием для работы GSM-модуля является наличие покрытия мобильной связи.

В мобильных приложениях предоставляются широкие возможности по тонкой настройке автосигнализаций, а также контролю всего и вся.

GSM-модуль позволяет использовать мобильный телефон в роли брелока для управления автосигнализацией. Как правило, это производится в двустороннем формате с возможностью получения уведомлений на телефон. Тревожные оповещения поступают на сопряженный смартфон в виде коротких SMS, телефонных звонков и уведомлений в фирменном приложении. На деле конкретный метод взаимосвязи зависит от конкретных возможностей выбранного охранного комплекса.

Наиболее продвинутым считается удаленное управление «сигналкой» через мобильное приложение. В программке предусматриваются функции открытия/закрытия автомобиля, дистанционного запуска силового агрегата (в т.ч. по заранее составленному расписанию), блокировки двигателя или отключения бензонасоса при угоне транспортного средства, отслеживания местоположения машины, настройки чувствительности охранных датчиков. Программное обеспечение делается разным и его функциональность отличается в зависимости от производителя и модели автосигнализации.

Автозапуск двигателя

Визитной карточкой нынешних автосигнализаций является система автозапуска двигателя. В холодную пору она поможет прогреть силовой агрегат и салон машины в преддверии поездки, летом — охлаждает салон, обеспечивая работу кондиционера или климат-контроля.

Движок автомобиля заводится «на удаленке» по команде с брелока, предварительно заданному расписанию, температуре мотора, напряжению в бортовой сети и т.п.

В охранных комплексах для авто существует несколько вариантов автозапуска мотора:

Отдельной строкой в характеристиках охранных комплексов прописывается поддержка протокола W-bus для корректного запуска оборудования Webasto (например, предпусковых нагревателей), режима турботаймера, который отвечает за работу двигателя в течение некоторого времени после извлечения ключа зажигания на турбированных авто, возможность запуска дизельных силовых агрегатов.

Отслеживание местоположения

Достаточно эффективным методом защиты транспортного средства от угона является GPS-мониторинг передвижений машины. Угнанную «тачку» можно найти по данным GPS-модуля в оснащении автосигнализации или специальных маяков, которые не подключаются к бортовой сети автомобиля и «прячутся» от выявления электронными приборами злоумышленников.

Отследить машину по данным GPS-модуля можно в любом уголке земного шара.

В моделях «сигналок» с управлением со смартфона трек передвижений автомобиля обычно рисуется в мобильном приложении. Наблюдать за перемещениями транспортного средства можно в любое время дня и ночи — перерывов на обед у GPS-систем отслеживания координат не предполагается.

Смарт-функции

Модуль CAN в оснащении охранных комплексов позволяет состыковать сигнализацию с любым современным автомобилем, обладающим цифровой CAN-шиной. Как результат, при установке такой противоугонной системы производится минимум вмешательств в штатную проводку автомобиля, а в пользовательское распоряжение предоставляются любопытные «фишки» вроде получения данных с собственных датчиков автомобиля, чтения кодов ошибок и т.п.

При состыковке с цифровой CAN-шиной автомобиля продвинутые «сигналки» читают коды ошибок.

В моделях с поддержкой LIN-интерфейса системы безопасности управляют и взаимодействуют с некоторыми из штатных функциональных систем транспортного средства: предпрогревом двигателя, климат-контролем и прочими.

Продвинутые сигнализации со встроенным GSM-модулем нередко понимают голосовые команды, отданные через связанное мобильное приложение или виртуальных помощников (например, Siri). «Заведи машину», «закрой автомобиль», «заглуши мотор», «включи/выключи предпусковой подогреватель» — лишь малый перечень простых команд, распознаваемых охранными комплексами.

Команды для Siri на управление автосигнализацией пользователь вправе выдумывать самостоятельно.

Смарт-функциональность отдельно взятых экземпляров автосигнализаций сводится еще и к отправке в мобильное приложение картинки с подключенной камеры. Штука редкая, но весьма полезная в плане оценки ситуации происходящего рядом с авто или в салоне транспортного средства (при установке системы видеонаблюдения внутри машины).

______________________________

Автомобильные сигнализации качественно выросли за последние годы и продолжают совершенствоваться день ото дня. Из простых «пищалок» для отпугивая нерадивых злоумышленников они переродились в многоступенчатые охранные системы, поставленные на стражу комплексной защиты транспортного средства от взлома или угона.