Что такое частота обновления?

Информация, которую выводит дисплей, отнюдь не статична, как могло бы показаться. Наоборот она находится в постоянной динамике, пиксели ежесекундно получают информацию от процессора и обновляются. Из-за того, что обновление работает очень быстро, кажется, что изображение статично. Количество таких обновлений в секунду называется частотой развертки и измеряется в Герцах.


К примеру, картинка на дисплее с частотой обновления 60 Гц меняется 60 раз в секунду, 90 Гц говорит про смену изображения 90 раз в секунду, а 120 Гц — это 120 итераций за все тот же промежуток времени. То есть, современный смартфон типа Samsung Galaxy S20 Plus 128 ГБ / 8 ГБ со 120-герцовым экраном обновляет экран с частотой в 4 раза выше, чем старые ламповые телевизоры.

В первую очередь такие матрицы используются в игровых мониторах. Во вторую — в ТВ-панелях. С недавних пор в смартфонах и ноутбуках.

60, 90 и 120 Гц на смартфонах: плюсы и минусы


Несмотря на то, что тренд только набирает обороты, это уже было в «Симпсонах». Японская компания Sharp во многом опередила время и могла бы стать законодателем мод на рынке смартфонов, если бы у нее были маркетологи Apple. Именно эти ребята в далеком 2014 году выпустили первый в мире безрамочный смартфон Aquos Crystal. Они же выпустили первый в мире смартфон с дисплеем на 120 Гц. Речь идет о смартфоне Sharp Aquos Zeta Docomo, который тихо вышел в 2015 году, не привлек внимания и сгинул в лету.

Еще тогда многие эксперты крутили пальцем у виска и спрашивали, зачем изобретать велосипед? Как показали OnePlus 8, Galaxy S 20 и еще пачка флагманов 2020 года, смысл в этом был. Смартфоны, в которых используются экраны с частотой обновления 90 Гц или 120 Гц, показывают любой движущийся контент более плавно, анимации выглядят приятнее, а быстрые объекты сохраняют плавность. Банальное пролистывание новостной ленты при 60 Гц может причинить душевную боль после длительного использования экрана на 120 Гц.


В мобильных играх, несмотря на повышенную плавность, разница не настолько велика. В Google Play или AppStore попросту нет настолько динамичных игр, требующих 120 Гц. А для просмотра видео это бесполезная фича. Большое кино давно пришло к стандарту 24 кадра в секунду (считай 24 Гц), поэтому нам с головой хватит обычного дисплея на 60 Гц.


Теперь о минусах. Фактически их два. Первый — это повышенный расход батареи. При активации увеличенной герцовки в меню смартфона неспроста появляется окно с предупреждением. Именно этот фактор долгое время останавливал многих производителей от интеграции подобных дисплеев в свои флагманские аппараты. Сейчас же батареи в большинстве своем увеличились до 4000 – 5000 мАч, поэтому вроде как можно не экономить. Но разница все равно ощутима. К примеру OnePlus 7 Pro с настройками дисплея Full HD + 60 Гц протянул порядка 700 часов в режиме веб-серфинга. С настройками Full HD + 90 Гц время автономной работы снизилось почти на треть, до 500 часов. Поэтому использовать подобный дисплей в условном Google Pixel 4 с батареей на 2800 мАч — это стрелять себе в ногу.


Второй момент: с чем большей частотой работает экран, тем больше нагрузки ложится на процессор. Если речь про современное решение вроде Qualcomm Snapdragon 865 или что-то аналогично мощное, то здесь вопросов нет. Такая же ситуация с мощным Apple iPad Pro 2018 года, экран которого работает с частотой обновления 120 Гц. А вот менее производительные решения от увеличения частоты могут пострадать.

60, 75, 120 и 144 Гц в игровых мониторах и ноутбуках


Киберспорт не зря так называется: как и в любом виде спорта успех тут зависит не только от навыков игрока, но и технических преимуществ. Пересадите Шумахера из спортивной Ferrari в болид от Reno и в википедию вписали бы имя другого чемпиона. Уменьшение каких-либо задержек между передачей команды компьютеру и полученным результатом — один из самых эффективных и заметных способов улучшить результаты в играх. Именно поэтому активно развивается рынок киберспортивных мышек и клавиатур с моментальным срабатыванием. По тому же пути идет мониторное направление.


Общепринятая частота развертки обычного монитора — 60 Гц, поэтому он просто технически не способен выводить на экран больше 60 кадров в секунду. Вот тут в дело и вступают 144 Гц мониторы. Они устроены таким образом, что могут показывать до 144 кадров, еще сильнее «оживляя» картинку. Если говорить о субъективном опыте в играх, то разница между 60 Гц монитором и собратом на 144 Гц колоссальна. Описать ее конкретными словами сложно, это надо видеть: изображение получается значительно более плавное, натуральное и «живое». Разница настолько ощутима, что заставляет под другим углом взглянуть на любимые игры. И без того динамичный Doom Eternal сродни уколу адреналина в сердце: ты несешься сквозь коридоры и отстреливаешь демонов с такой скоростью и живостью, что дух захватывает.


Соль в том, что такое удовольствие стоит денег: помимо самого монитора процессор и видеокарта должны быть достаточно мощными, чтобы выдавать в играх более 60 FPS (прим: количество кадров в секунду). Идеально, если показатель FPS в игре будет приблизительно равен герцовке монитора, это снизит количество разрывов кадров и артефактов в особо динамичных сценах. Тоже самое касается и ноутбуков: матрицы с частотой 144 Гц попросту не встречаются в бюджетных моделях.

Постойте, а как вообще связаны показатели Гц и FPS?


Многие намеренно или случайно путают частоту обновления экрана, которая измеряется в Герцах, с FPS в играх. Первый показатель указывает на число кадров в секунду, которую экран может показать. FPS же показывает, сколько кадров в секунду готов вывести компьютер. То есть дисплей с частотой 60 Гц физически не сможет выводить больше 60 FPS. Сама игра при этом может выдавать хоть 60, хоть 120, хоть 300 FPS и все равно будет выглядеть одинаково из-за ограничения в 60 Гц. А вот ущербность 20 — 30 FPS будет хорошо видно и на 60 Гц, и на 120 Гц.


Фокус в том, что частота обновления монитора является постоянной величиной, в то время как FPS — это усредненный показатель поэтому 100 FPS могут говорить о том, что один сложный кадр может генерироваться полсекунды, а остальные 99 «прилетят» за остальные полсекунды. Поэтому лишние Герцы в характеристиках монитора вряд ли будут лишними.

А что насчет необычной герцовки типа 120, 165 и 240 Гц?


А вот это уже дискуссионный вопрос, в тестах большинство геймеров не видит разницы между 144, 165 и 240 Гц. А учитывая, что мониторы на 240 Гц как правило стоят дороже и используют матрицы TN+film, можно сказать, что формат пока не особо прижился. Брать такой выгодно лишь в том случае, если у вас мощный компьютер а вашей специальностью являются динамичные шутеры, где каждая миллисекунда может стоить жизни. А вот если найдете выгодный вариант со 120 Гц, то берите смело.

Вывод: так это круто или опять мегапиксели?


Однозначно круто. Но в разумных пределах. Хитрость заключается в том, что поначалу глазам нужно время на привыкание. Из-за этого многие участники слепых тестов поначалу не могут сказать, в чем разница между двумя экранами. Но стоит денек походить с условным OnePlus 8 256 ГБ / 12 ГБ или побегать в Doom Eternal на компьютере с хорошей видеокартой и монитором калибра MSI Optix MAG272CQR 27 " и возвращаться к обычным дисплеям не будет никакого желания. Все будет казаться медленным и тормозящим. Так что будьте аккуратнее со своими желаниями — они имеют свойство сбываться.