Моно кабель XLR

Довелось однажды присутствовать на «слепом» тесте кабелей. «Слепом», поскольку образцы шли под номерами и эксперты, прослушивавшие их работу, не могли видеть, что за модель подключена в данном случае. И что интересно: из полутора десятка дорогущих и фирменных изделий третье место неожиданно занимает за копейки купленный кабель для аудиотехники от NoName (без имени) производителя… И как теперь к этому относиться?

Все по порядку

Прежде всего – минимальная классификация. Кабели в домашнем стерео бывают трех типов: сетевые (те, что подключаются к сети питания, компьютерные сети тут ни при чем), межкомпонентные (они же сигнальные), а также – акустические кабели. Их желательно не путать между собой, хотя, как ни странно, они даже иногда способны заменять друг друга, но вот результат при этом получится отвратительный. Практически ко всем этим изделиям при их выборе применим сходный принцип: чем короче и толще кабель (то есть, чем меньше сопротивление) – тем лучше. Впрочем, здесь есть свои ньюансы… Длина кабеля должна предусматривать нормальный доступ к компоненту (колонке, электронному блоку, скажем, когда его периодически бывает необходимо выдвинуть развернуть, осмотреть) – но не более того!

Сетевые кабели – элемент правильного питания

Вся аппаратура питается от сети: 220 вольт, 50 герц. Из школьной физики можно даже вспомнить, что это – синусоидальные колебания тока. И любой компонент «любит» получать в качестве питания гладкую, идеальную синусоиду, которой, кстати, у нас дома не бывает никогда. Уйма так называемых нелинейных потребителей питания, подключенных на всем пути попадания тока в наш электронный блок, портит эту синусоиду как только может! Качественный кабель питания способен немного скомпенсировать проблему, некачественный – усугубить.

Cовет: звучание системы иногда можно улучшить, просто переставив вилку подключения на 180 градусов, поменяв таким образом местами «ноль» и «фазу»

Чаще всего, штатный кабель вполне хорош. Но если есть желание получить максимум возможного – стоит задуматься о его замене, а то и о приобретении сетевого фильтра – существуют аудиофильские модели, дающие, по данным разработчиков, потрясающие результаты. И еще один совет: звучание иногда можно улучшить, просто переставив вилку подключения на 180 градусов, поменяв таким образом местами «ноль» и «фазу». Этот момент также принципиален, у некоторых образцов аппаратуры даже имеется специальный индикатор правильного подключения к сети!

 

Межкомпонентные кабели – «ничего не потерять!»

Межкомпонентный кабели передают линейный сигнал, скажем, от предварительного усилителя к оконечному, или от CD-проигрывателя – на усилитель. Сигнал может быть цифровым или аналоговым, для каждого варианта необходим свой кабель.

Межкомпонентный стерео кабель RCA – это, фактически,
два отдельных кабеля

Аналоговый сигнал передается кабелями RCA (с разъемами «тюльпан») и кабелями XLR (профессиональный стандарт с применением балансного подключения). Есть и другие стандарты, но пока поговорим только о двух – этого достаточно. Стандарт XLR, по мнению специалистов, не дает преимуществ перед RCA на кабеля длинной меньше пяти метров, хотя, в любом случае, если такая возможность есть – задействуйте именно XLR разъемы. Что касается RCA, то у каждого производителя кабеля есть свои технологии и ноу-хау, которые он позиционирует, как самые важные. В среднем это – следующие параметры:

  • Качество контакта – контакты предпочтительны позолоченные.
  • Качественная структура и конструкция – кабель должен создавать полную помехозащищенность сигнала.
  • Надежность – кабель не должен «рассохнуться», «отвалиться», «замикрофонить» со временем.

Последнее – это именно та причина, по которой не следует покупать тот самый дешевый кабель NoName. Он может работать вполне адекватно, но с течением времени некачественная изоляция пересохнет, плохо обжатые контакты разойдутся и окислятся, а окисление контактных площадок сделает кабель и вовсе непригодным.

Практически все это относится и к цифровым кабелям S/PDIF, как коаксиальным, так и оптоволоконным. Стоит отметить, что все кабели, кроме последнего, можно собрать своими руками – если имеется соответствующий навык. Определенный смысл в этом есть. Приобретение комплекта кабель + разъемы вместо готового кабеля часто дает серьезную экономию.

Акустический кабель – дорогу звуку!

Начнем с сопротивления. При импендансе акустической системы в 4 Ома на некоторых частотах её реальное сопротивление может падать и до полутора. При этом кабель, которым она подключена, может иметь гораздо большее сопротивление. Результат: бедный усилитель львиную долю своей мощности отдает на нагрев кабеля – факт, понятный даже тем, кто проболел в школе изучение Закона Ома… Мораль: чем толще акустический кабель, то есть, чем меньше его сопротивление, тем лучше. Причем, оценивая эту толщину лучше «смотреть в корень» – на срез кабеля. Дело в том, что чаще всего акустический кабель выпускается в прозрачной изоляции. В результате оптического обмана, при внешнем осмотре кажется, что медная жила имеет максимально возможную толщину. Но на самом деле, это не так.

Акустический кабель в черной декоративной оплетке
с клеммами-вилками

Второй момент, как ни странно – гибкость этого кабеля. Жесткий кабель вызывает массу проблем при подключении – он сопротивляется и пружинит, а в итоге смотрится просто кошмарно, как его не ровняй. А внешний вид акустического кабеля – дело серьезное. Гибкость кабелю дает более тонкое плетение – в частности, применяется большое количество более тонких медных нитей. Естественно, это удорожает изделие.

Для подключения акустического кабеля применяются разъемы типа «банан» – они особенно полезны, когда приходится часто перекоммутировать систему. Более надежны клеммы-«вилки», правда их подключение требует чуть больше времени. Для варианта, когда акустика подключается к усилителю «раз и навсегда» – можно посоветовать отказаться от клемм вовсе: таким образом, по крайней мере, исключается две лишних пары контактных переходов, с пайкой или без! Акустический кабель следует тщательно зачистить, туго скрутить и надежно зафиксировать в винтовой клемме.

Совершенство недостижимо…

После длительного прослушивания качественной системы с разными кабелями, настоящий аудиофил четко понимает, какой кабель лучше и почему. Не зря различные производители применяют технологии сверх тонких клемм, уникальных покрытий проводников, светхвысокой очистки меди, используют невероятные многослойные оплетки и изоляцию из комбинаций самых неожиданных материалов. Но для того, чтобы все это оценить и сделать выбор лучшего из лучших кабеля, повторимся, нужно стать аудиофилом. А для этого как минимум не нужно подходить к выбору кабелей для стереосистемы спустив рукава!


 

Читайте также:

Выбираем источник сигнала для стереосистемы

К источнику сигнала предъявляются самые высокие требования в любом аудио комплексе.

Выбираем стационарную акустику

Если пара колонок действительно правильно выбрана – слушателей гарантировано ожидает наслаждение от звука.

HDMI-кабель. Есть ли смысл покупать дорогие кабели?

Принято считать, что чем дороже кабель, тем более высокое качество изображения он обеспечивает. На самом деле это не так.