Велосипед должен хорошо выглядеть, его стоимость должна соответствовать бюджету и крайне желательно, чтобы название бренда «было на слуху» — чтобы похвастаться перед друзьями и соседями. Исходя из этих трёх критериев большинство покупателей со всего мира выбирают свой первый велосипед. Я не берусь утверждать, что вышеперечисленные факторы не важны. Но мы сейчас постараемся сделать выбор более осмысленно, чем «на вкус, цвет и чтобы подешевле».

Прежде всего этот материал предназначен для тех, кому велосипед ещё в новинку и кто не готов разбираться в сложных технических характеристиках, вроде «длинны шатуна» или «количества зубцов на каждой из задних звёздочек». Чтобы максимально упростить выбор и сразу же сократить невероятное количество предложений на современном рынке, первым делом нужно ответить: «Для чего я покупаю велосипед?» В дальнейшем все зависит именно от этого.

«Двухподвесы» популярны среди подростков, но обладают
маленьким КПД и не очень удобны для езды по ровных дорогах
 

Велосипед для сына-подростка

В подростковом возрасте я катался на велосипеде типа советского «Салюта», как, впрочем, и большая часть моего поколения. До сих пор считаю, что для подростка ничего лучшего и не надо, хотя современные дети со мной не совсем согласны. У них сейчас в моде

Багажник, корзина на руле или крылья повысят
удобство использования городского велосипеда
 

Городской или офисный велосипед

Подобный транспорт — идеальный вариант для передвижения на короткие расстояния в городской черте. В Германии, к примеру, их массово используют офисные работники: в пиджачках, белых рубашках и выглаженных брюках они весело крутят педали по пути из дому на работу, положив свои кейсы на багажник или в корзину. Низкая рама позволяет чувствовать себя безопасно в условиях насыщенного трафика и многочисленных поворотов со светофорами, когда часто приходится останавливаться и ставить ногу на землю.

Дополнительное оснащение, вроде брызговиков, фар, багажника, корзины и прочего значительно повышают комфорт во время поездки. Большая часть рабочих механизмов спрятана, благодаря чему выпачкаться в мазуте практически нереально. К тому же, подобные велосипеды в основном очень легкие — поднять руками на бордюр или вынести на лестничную площадку не составит особого труда. Но в то же время их характеристики не позволят владельцу комфортно кататься по бездорожью или преодолевать длинные дистанции на трассе.

Погонять на выходных в лесопосадке

Если ваши интересы не ограничиваются городом и вы хотите чувствовать себя комфортно на бездорожье, то классический горный велосипед — то что нужно. Основные его характеристики — мощная вилка и уменьшенные 26-дюймовые колёса. На них преимущественно ставят грубую, «зубастую» резину. Подобные модели весьма популярны среди покупателей, что вполне понятно, учитывая состояние дорог в городах постсоветского пространства — горный велосипед будто бы для них и создан.

Этот транспорт мягкий и маневренный, выдерживает жёсткие условия езды — не зря же и называется «горным». Но именно из-за своих преимущества он не станет хорошим слугой для преодоления длинных дистанций на асфальте — небольшие колеса и грубая резина заставляют изрядно напрягать ноги для поддержки скорости. Среди прочего, на горные велосипеды редко ставят брызговики — они быстро забиваются и создают дополнительный шум при езде по грязи. Поэтому для “официальной” езды по городу это тоже не лучшее решение.

Шоссейный велосипед может развить скорость в 60 км/час,
но в качестве решения для города он весьма сомнителен
 

Рассекать горячий воздух трасс

Вы любите смотреть «Тур де Франс»? Вам интересно ставить свои собственные рекорды скорости и выносливости на трассе, а недалеко от вашего дома на самом деле можно найти трассу хотя бы условно без ям? Если на все эти вопросы ответ утвердительный — смело смотрите раздел «шоссейные велосипеды». Это которые с тоненькими колесами и вывернутым как бараньи рога рулем. На подобном транспорте можно развить скорость в 60 километров в час, не спускаясь при этом с огромной горки. Легкий как пух и стройный как лань — звучит хорошо, правда?

Но выбирая этот тип не стоит забывать, что поездка по раздолбанным боковым переулкам или выложенной мостовой превратится в настоящее испытание. Да и на подобном велосипеде не очень удобно ездить там, где много поворотов и светофоров. Не для этого он создан.

Вездеход для города, леса и шоссе

Ещё один из популярных запросов. Далеко не каждый может позволить себе сразу три велосипеда: горный, городской и шоссейный. Велопром это понял давно и принялся за решение проблемы. Практически в каждом магазине сегодня можно найти велосипед-гибрид. Большие 28-дюймовые колеса обеспечивают скорость, а амортизированная вилка и шина средней толщины — относительную мягкость при езде по бездорожью.

Pride Cross 1.0 2015 можно назвать классическим
примером универсального велосипеда среднего уровня
 

Как правило, подобные решения уступают в проходимости горному велосипеду, в скорости — шоссейному, да и не могут обеспечить 100% удобности в городских условиях. Но они универсальны, за это их и ценят. Велосипеды такого типа часто называют словосочетанием «кросс-кантри». Порой их оборудуют жёсткой, а не амортизированной вилкой — это позволяет снизить общий вес, но при этом нагрузка на кисти рук возрастает.

Кроме описанных выше, существуют также и горные двухподвесы, усиленные модели для даунхилла, специальные разработки для триала и BMX, а также великое множество винтажных экземпляров, тандемов и те же «велосипеды-лежаки». Но на роль первого самостоятельно выбранного велосипеда они подходят слабо.

В заключение отметим, что главное в велосипеде не цена и даже не категория или модель. Самое главное — настрой и желание владельца. В свое время на горном велосипеде я умудрялся проезжать по трассе более 100 километров в день. Видел, как ребята на шоссейниках преодолевали карпатское бездорожье и как на городских велосипедах путешествовали побережьем Испании. Читал, как советские путешественники на «Туристах» отправились в зимнюю тайгу — подобное даже сложно себе представить.

Учитывая все это, вместо традиционного “Удачной покупки!”, наверное, лучше написать: “Хорошего вдохновения для езды!” Ведь какой бы вид велосипеда вы не выбрали — вы сделаете удачную покупку.