Сразу необходимо отметить, что для уже имеющих определенный музыкальный опыт, здесь скрывается ловушка. Да, возможно, вы прогуляли не все уроки сольфеджио, и даже кое-что помните о трезвучиях, полутонах и прочих доминант-септ-аккордах. Но необходимо сразу предостеречь себя от мысли: «Полет шмеля играю – значит, и синтезатор легко освою». Не все так просто, как кажется на первый взгляд, ведь вам придется иметь дело с инструментом, подход к которому кардинально отличается от всего того, с чем вам до сих пор приходилось иметь дело.

В этой статье мы расскажем, что такое синтезатор, как он устроен, каких типов бывает, и, как выбрать синтезатор, основываясь на полученных знаниях.

Виды синтезаторов

Итак, синтезатор — электронный музыкальный клавишный инструмент, создающий (синтезирующий) широкие вариации звуков разного тембра и частоты. Был изобретен американским конструктором-электронщиком Робертом Мугом в 1964 году.

Вот как выглядит стандартное устройство этого инструмента:

Классический синтезатор — полностью автономный музыкальный инструмент с непростым для новичка управлением

Условно все синтезаторы можно разделить на следующие категории в зависимости от требований и уровня мастерства музыканта:

  • для обучения;
  • полупрофессиональные;
  • профессиональные (рабочие станции);
  • миди-клавиатуры;
  • цифровые пианино.

Синтезаторы для обучения

Этой категории мы уделим наиболее пристальное внимание, поскольку опытным музыкантам гораздо проще ориентироваться в своих предпочтениях, а вот новички колеблются.

В данную группу входят несложные инструменты, функциональные возможности и качество звучания которых крайне ограничены. Синтезаторы для начинающих используют на первоначальных этапах, предшествующих переходу к более совершенному оборудованию.

Практически все модели категории имеют:

  • малореалистичное звучание с полифонией до 48 голосов;
  • не всегда полноразмерные, невзвешенные или полувзвешенные клавиши;
  • не более пяти октав (61 клавиша), а обычно, три или четыре (для детей);
  • минимальный набор программных функций;
  • простое управление;
  • встроенный режим обучения (встречается и в профессиональных моделях);
  • небольшие размеры;
  • легкий вес
  • и, как следствие всего вышеперечисленного, невысокую стоимость (до 400 usd).

Наиболее популярными в этой категории являются модели фирмы Casio и Yamaha (серии PSR E).

Синтезаторы Casio — оптимальные по стоимости и функционалу клавишные для начинающих

Полупрофессиональные синтезаторы

Здесь речь пойдет уже о более сложных моделях, промежуточном варианте между инструментами для аматоров и профи. Звук и возможности у верхней линейки полупрофессиональных синтезаторов позволяют участвовать в публичных выступлениях — будь то аккомпанемент или соло в составе музыкального ансамбля или отдельно.

Как правило, клавиатура на таких моделях улучшена. Иногда это уже деревянные клавиши количеством 61 и более, с несколькими сенсорами для лучшей звуковой реакции, более реалистичным звучанием и богатой полифонией.

Также больше внимания уделено аккомпанементу: увеличено число стилей и ячеек памяти для сохранения пользовательских мелодий, имеется возможность записи и редактирования «на лету». Все остальные функции, с небольшими отклонениями, повторяют характеристики предыдущей группы.

Именно «полупрофи» чаще всего используются музыкантами в кафе и ресторанах, а также в музыкальных группах. Яркий тому пример Yamaha серии PSR-S. При выборе такого инструмента рекомендуется учитывать, чтобы он был несложным в подключении и не слишком большим и тяжелым, иначе возникает проблема транспортировки.

Синтезаторы Yamaha — лидер среднего ценового сегмента

Профессиональные синтезаторы или рабочие станции

Это уже достаточно серьезная техника, способная самостоятельно генерировать звуки в зависимости от входных параметров, а возможности ее настройки выходят за пределы понимания рядового музыканта.

Это могут быть, как сценические инструменты, так и студийное оборудование. Максимальное внимание здесь уделено качеству звука. Например, сэмпл «Электрическое пианино» звучит очень реалистично именно потому, что при его синтезе программировалось настоящее фортепиано путем многократных записей с микрофонов, установленных в различных точках.

Иногда «профи» имеют малое количество клавиш, практически не чувствительных к касанию, и вообще могут не предусматривать полифонию – что не мешает им по своей функциональности далеко обходить все предыдущие категории.

Основное назначение рабочих станций — не повторять записанные в памяти звуки, а создавать свои собственные, согласно закладываемым в них параметрам.

Для правильного выбора и работы с подобной техникой требуется достаточно большой музыкальный опыт. Только он поможет раскрыть все возможности и нюансы инструмента.

Рабочие станции — огромные возможности для композиторов и профессиональных музыкантов

Миди-клавиатуры

Исключительно студийное оборудование. По сути, это обычные фортепианные клавиши, которые не создают самостоятельных звуковых сигналов, а являются лишь посредником между исполнителем и компьютером с установленным на нем специальным софтом или другим звуковым модулем (тем же синтезатором, например, у которого мало октав, но есть процессор, преобразующий сигналы в звук).

Самый главный плюс миди-клавиатуры — невысокая цена наряду с возможностью добиваться практически неограниченных возможностей в создании и обработке звука.

Подключайте миди-клавиатуру к компьютеру и получайте полноценную рабочую станцию

Цифровые пианино

Электрическое пианино — одна из самых интересных и технологически продвинутых категорий клавишных инструментов, как и миди-клавиатуры, стоящая несколько обособленно от синтезаторов в их классическом понимании. Цель, которую ставят производители электрических пианино, — максимально приблизиться по звучанию, ощущениям и эргономике к стандартному механическому инструменту. Для этого в ход пускаются всевозможные технические приемы, позволяющие реализовать:

  • клавиши из настоящего дерева с искусственным покрытием под слоновую кость;
  • многопозиционные датчики усилия нажатия на клавишу;
  • специфическим образом направленные динамики для максимального резонанса по корпусу инструмента
  • и многое другое.

Разумеется, количество и «продвинутость» подобных наворотов оказывает непосредственное влияние на то, сколько стоит электронное пианино.

Покупать инструменты из этой категории имеет смысл, если планируется обучение или игра на классическом инструменте; переучится играть с более простого синтезатора на реалистичную клавиатуру, установленную на электронном пианино, крайне сложно. Впрочем, есть еще ряд причин, по которым вместо стандартных пианино предпочитают покупать именно цифровые: меньшие по сравнению с оригиналом габариты и вес, а также шикарный внешний вид, позволяющий великолепно вписать инструмент в декор помещения.

Пианино XXI века, которое никогда не расстраивается

Критерии выбора

Для тех, кто уже определился с категорией клавишных, расскажем об основных критериях их выбора.

Количество клавиш

Для исполнения классической музыки лучше всего подойдет стандартная рояльная клавиатура на 88 клавиш. В большинстве остальных случаев хватит клавиатуры и с 76-ю, а то и с 61-й клавишами, хотя и это не показатель. Все зависит от исполнительских потребностей музыканта, а также его требований к размерам клавишного инструмента. Ведь чем больше клавиш, тем больше и сам инструмент.

Механика нажатия

На синтезаторах применяется пассивная, активная и молоточковая механика. В активной клавиатуре от силы нажатия зависит громкость звука, в то время, как в пассивной такая взаимосвязь отсутствует. Но даже активная механика являет собой по сути лишь симуляцию реальной клавиатуры. Реальных тактильных ощущений добавляет молоточковый механизм, который чаще всего применяется на электронных фортепиано – только молоточек бьет не по колеблющейся струне, а по группе датчиков, каждый из которых реагирует по-своему и в разные промежутки времени.

Жесткость клавиатуры

Каждая клавиша обязана быть правильно сбалансированной, и в то же время, в различных регистрах при нажатии и отскоке клавиши должны себя вести по-разному. Это обусловлено тем, что толщина басовых струн больше, чем у «высоких» – отсюда и разное сопротивление, ощущаемое пальцами. В этой связи, существует клавиши трех степеней жесткости:

  • взвешенные,
  • полувзвешенные,
  • невзвешенные.

Первые, очевидно, применяются на дорогих моделях синтезаторов и электропианино, последние — на тех, что попроще.

Аккомпанемент

Автоаккомпанемент присутствует почти у всех синтезаторов, кроме аналоговых моделей и большинства рабочих станций, а также у половины моделей цифровых пианино. Речь идет об автоматическом проигрывании инструментом заданного ритма, гармонии и аранжировки путем нажатия одной или двух клавиш. Аккомпанементы в разных моделях отличаются лишь количеством и разнообразием стилей, в остальном разница между ними не принципиальна.

Звук

Универсальных советов здесь быть не может, необходимо самостоятельно слушать и выбирать. Иногда качество звучания приносится в жертву количеству звуковых пресетов, поэтому необходимо решить, что важнее: реалистичность звука или количество «вшитых» в процессор инструментов. Также необходимо учитывать, что «дороже» далеко не всегда значит «лучше»: практика показывает, что наиболее удачные по звучанию модели далеко не всегда являются самыми дорогими даже в своей линейке.

Динамики

Если нет планов слушать собственную игру только в наушниках, то динамикам следует уделить особое внимание. Есть модели, где их нет вовсе – для озвучивания таких предполагается внешняя усилительная аппаратура. В остальных случаях, динамиков может быть, и два, и четыре, и даже шесть; все они, как правило, имеют разный размер и расположены в корпусе инструмента по особой схеме. В сущности, для хорошего звучания обычно хватает и двух громкоговорителей, расположенных на задней панели инструмента и направленных в пол.

Дополнительные функции

Даже те инструменты, которые максимально заточены на высокое качество звучания и глубоко проработанную клавиатуру, зачастую имеют в своем арсенале аккомпанемент, функцию обучения, метроном и целую линейку других дополнительных функций. Какие-то из них могут оказаться полезными, какие-то – вовсе ненужными, но, так или иначе, увеличивающими стоимость синтезатора. Поэтому, перед покупкой лучше определиться, что действительно нужно, а без чего можно и обойтись.

В заключении отметим, что в итоге, каждый сам определяет для себя наиболее важные критерии выбора синтезатора. Мы же со своей стороны надеемся, что данной статьей помогли принять правильное решение. Играйте с удовольствием, и да пребудет с вами вдохновение!

Читайте также:
Пятерка доступных электрочайников с разным материалом колбы
Выбираем электрический чайник, обращая внимание не только на материал корпуса, но и на другие важные моменты.
Сочный фарш одним нажатием: ТОП-5 мясорубок с высокой мощностью
Мясорубки с большой мощностью призваны упростить длительный процесс приготовления кулинарных шедевров.
Духовка и микроволновка «в одном флаконе»: духовые шкафы с функцией СВЧ
Подогрев и приготовление пищи легко производить в одном месте.
Отличия венцовых и редукторных бетономешалок
Устройство фундамента, кладка кирпича, заливка перемычек и армопоясов — все эти работы невозможны без бетономешалки.
Идеальный американо в домашних условиях: ТОП-5 капельных кофеварок
Пятерка недорогих кофеварок фильтрационного типа для приготовления настоящего американо.