Тип
— Монитор. В данном случае подразумеваются мониторы, рассчитанные в основном на классическое использование — в качестве экрана для персонального компьютера. Функционал их может быть довольно разнообразным — от экранов начального уровня с 1-2 входами для подключения до многофункциональных моделей со встроенными динамиками, ТВ-тюнерами, пультами ДУ и т. п. То же касается и диагонали. Большинство традиционных мониторов относятся к диапазону 22-30" (такие размеры на сегодняшний день считаются оптимальными для экранов, дистанция до которых определяется шириной рабочего стола), однако встречаются и крупноформатные устройства, диагональ которых может превышать 32".
—
Портативный монитор. Отдельная каста мониторов, предназначенных для подключения к ноутбукам. Их отличают небольшие размеры диагонали, не превышающие 18 дюймов, тонкий формат и отсутствие подставки, в результате чего они внешне напоминают планшеты.
—
Игровой монитор. Мониторы, считающиеся оптимально подходящими для игр. Это не обязательно устройства, специально созданные для подобного применения (хотя есть и такие); однако все игровые мониторы обладают рядом признаков, которые наверняка оценят геймеры. Во-первых, разрешение (см. ниже) в таких моделях составляет не ниже, чем Full HD. Во-вторых, матрицы отличаются малым временем отклика — не более 5 мс, что позволяет качественно отображать динамичные сцены; а частота кадров нередко до
...стигает 120 Гц и даже более (хотя встречаются и довольно скромные значения). В-третьих, устройства этого типа нередко имеют специальные игровые (см. ниже) и сходные с ними функции — в частности, большинство геймерских мониторов совместимы с технологиями FreeSync и/или G-Sync (см. «Функции и возможности»).
— ЖК-панель. Одним из ключевых признаков, отличающих ЖК-панели от обычных мониторов, является большое разнообразие разъёмов: помимо видеовыходов, в него входят вспомогательные порты вроде LAN или RS-232 (см. «Разъёмы (дополнительно)»). Также считается, что ЖК-панель в обязательном порядке должна вешаться на стену, однако тут есть своя специфика. Немало устройств этого типа действительно делаются в расчёте только на настенную установку, а некоторые модели допускают объединение в видеостену, транслирующую одно изображение на несколько экранов. Но помимо этого, встречаются решения, оснащённые подставками и допускающие настольное применение (а иногда — вообще изначально на него рассчитанные). При этом первая разновидность, «чисто настенная», может иметь практически любую диагональ — в том числе и скромные 21 – 22"; а вот размеры «настольных» панелей начинаются с 32", к тому же они чаще всего имеют продвинутые матрицы вроде IPS. В любом случае, подобные экраны применяются в основном в довольно специфических областях. Так, настенная установка удобна для организации информационных табло на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах, для применения на выставочных стендах, в конференц-залах и т. п. Настольные же модели пригодятся тем, для кого ключевое значение имеют крупный размер и высокое качество изображения. Также среди них встречается немало устройств с сенсорными экранами, что ещё более расширяет возможности пользователя.
— Плазменная панель. Устройства этого типа во многом схожи с описанными выше ЖК-панелями, однако имеют и некоторые ключевые отличия. Главное из них заключается в технологии, используемой для экрана: вместо жидкокристаллической матрицы в плазменных панелях используются ячейки, заполненные специальным газом и покрытые светящимся веществом — люминофором. Подобная технология обеспечивает очень высокое качество изображения, с глубокой цветопередачей и контрастностью. В то же время создать плазменную ячейку небольшого размера непросто, из-за чего пиксели на экранах этого типа имеют более строгие ограничения по минимальному размеру. Как следствие, плазменные панели в принципе не бывают маленькими — 42" для такого экрана считается едва ли не минимальным размером. Кроме того, обратной стороной описанных достоинств является также несколько меньший срок службы и более высокая стоимость, чем у ЖК-матриц. Вследствие этого «плазма» особого распространения не получила, покупаются такие устройства в основном не для «общественного», а для личного использования — например, в качестве экрана домашнего кинотеатра или как оборудование для продвинутого геймера.
— Видеостена. Модели, предназначенные для построения видеостен. Такая стена представляет собой массив из большого числа составленных вплотную экранов, способных работать согласованно и выдавать общее изображение крупного размера; каждый экран при этом отвечает за свой фрагмент картинки. Подобные конструкции применяются, в частности, на концертах и других массовых мероприятиях, где отдельных экранов уже не хватает. Главной особенностью мониторов для видеостен является очень тонкая рамка — благодаря этому границы между сегментами практически незаметны, и изображение воспринимается как целостное.
— Информационный дисплей. Узкоцелевое оборудование, предполагающее стационарный способ монтажа. Такие дисплеи устанавливаются на стену, встраиваются в специальные ниши или проемы. Предназначаются они для работы в качестве цифровых вывесок, трансляции рекламных материалов, воспроизведения различного видеоконтента. Отдельные экземпляры информационных дисплеев могут поддерживать сенсорное управление, иметь предустановленную операционную Smart-систему и другие «умные» функции. Как правило, для управления работой подобной техники используется специализированное фирменное ПО.Диагональ
Размер матрицы монитора по диагонали, в дюймах.
Данный параметр является одним из самых важных для любого экрана — он определяет общий размер его рабочей области. В целом считается, что более крупные мониторы более комфортны: большой экран позволяет видеть обширный фрагмент текста, изображения и т.п. без необходимости прокручивать «картинку». С другой стороны, диагональ напрямую влияет на габариты, вес и стоимость монитора. Кроме того, стоит помнить, что экраны с одинаковой диагональю могут иметь разное соотношение сторон и разную специализацию: так, широкоформатные модели удобны для игр и просмотра фильмов, а для работы с документами предпочтительнее классические
решения 4:3 или 5:4.
Сейчас на рынке представлены мониторы разной диагонали, среди них наиболее популярны:
19–20",
22",
23 – 24",
25 – 26",
27 – 28",
29 – 30",
32",
34" и
больше.
Разрешение
Собственное разрешение монитора. В идеале разрешение видеосигнала должно быть таким же, тогда качество изображения на экране будет максимальным.
В целом чем выше разрешение — тем выше детализация и тем более продвинутым является экран, однако тем дороже он будет стоить (при прочих равных) и тем большая мощность видеокарты потребуется для нормальной работы с таким разрешением. Что же касается конкретных значений, то они в современных мониторах довольно разнообразны, однако все разрешения можно разделить на несколько общих категорий:
—
HD (720). Экраны, подходящие для HD-видео с разрешением 1280х720. Отметим, что в данную категорию включены также модели с разрешением 1024х768 — этот показатель несколько меньше, чем необходимо для отображения HD в оригинальном размере, однако качество HD-картинки на таком экране все равно получается довольно высоким. Наиболее популярный вариант среди HD-мониторов — 1366х768, встречаются также модели 1280х768, 1280х800 и неширокоэкранные (5:3) 1280х1024.
—
Full HD (1080). Мониторы под изображение в формате Full HD. Классический, наиболее популярный вариант такого разрешения — 1920х1080 (
формат 16:9), однако среди мониторов встречаются и другие варианты — в том числе такие специфические, как
ультраширокоформатный (32:9) 3840х1080, а также 1600х1200 (кадр 1920х1080 в него «не
...влазит» по ширине, но данное разрешение все равно принято относить к Full HD). На сегодняшний день Full HD представляет собой неплохой компромисс между качеством изображения, стоимостью экрана и требованиям к видеокарте. Как следствие, именно этот формат наиболее популярен среди современных мониторов.
— Quad HD. Своего рода промежуточный вариант между популярным Full HD и продвинутым требовательным Ultra HD 4K. Охватывает разрешения от 1920х1440 до 3200х2400, хотя большинство современных Quad HD мониторов вписываются в более узкий диапазон — от 2560х1440 до 3840х1600. Такой экран может стать неплохим вариантом для тех, кому «Full HD мало, а 4K — много».
— Ultra HD (4K). Данный стандарт предполагает размер кадра по горизонтали примерно в 4000 пикс, однако конкретные разрешения могут варьироваться. Популярные варианты, встречающиеся в мониторах, включают 3840х2160, 4096х2160 и 4096х2304. В целом UHD 4K дает в 4 раза больше пикселей на экране, чем в Full HD; подобные разрешения характерны для высококлассных мониторов и чаще всего сочетаются с крупной диагональю — от 27" (хотя встречаются и исключения).
— Ultra HD (5K). Еще более продвинутый стандарт, чем UHD 4K, предполагающий размер кадра по горизонтали около 5000 пикс — например, 5120х2160. Применяется крайне редко, в основном в топовых экранах профессионального назначения.
— 8K. Дальнейшее, после 5K, развитие HD-стандартов, предусматривающее кадр с размером по горизонтали около 8000 — к примеру, один из вариантов разрешения 8K в мониторах составляет 7680x4320. Позволяет получить чрезвычайно четкое и детализированное изображение, однако такие мониторы с высоким разрешением обходятся очень дорого, да и источник сигнала в подобном разрешении найти не так просто. Поэтому пока на рынке представлены лишь единичные модели 8K-мониторов.Размер пикселя
Размер одной точки (пикселя) на экране монитора. Этот параметр связан с максимальным разрешением монитора и его размером по диагонали— чем выше разрешение, тем меньше размер пикселя (при неизменной диагонали) и наоборот, чем больше диагональ, тем больше размер одного пикселя (при неизменном разрешении). Чем меньше размер одного пикселя — тем более чёткое изображение будет выводить монитор, тем меньше будет заметна его зернистость, что особенно важно на больших мониторах. С другой стороны, малый размер пикселя создаёт дискомфорт при работе с мелкими деталями и текстом — в основном это касается мониторов с небольшой диагональю.
Время отклика (GtG)
Время, затрачиваемое каждой отдельной точкой на мониторе на переключение из одного состояния в другое. Чем
меньше время отклика — тем быстрее матрица реагирует на управляющий сигнал, тем меньше задержка и тем лучше будет качество изображения в динамичных сценах.
Отметим, что в данном случае используется метод gray-to-gray (время включения от 10 % серого до 90 %). Обращать внимание на этот параметр стоит в том случае, если монитор специально приобретается для динамичных игр, просмотра кино и другого применения, связанного с быстрым движением на экране. Впрочем нет смысла гнаться за самыми быстрыми модели. Не часто можно определить разницу между
1 мс и
5 мс. Для большинства сценариев вполне сгодятся
мониторы с откликом 4 мс. В любом случае, все познается в сравнении и лучше довериться живым впечатлениям
Яркость
Максимальная яркость, обеспечиваемая экраном монитора.
Выбирать
монитор с высокой яркостью стоит прежде всего в том случае, если устройство планируется использовать при ярком внешнем освещении — например, если на рабочее место попадает солнечный свет. Тусклое изображение может быть «заглушено» таким освещением, что сделает работу некомфортной. В других же условиях высокая яркость экрана сильно утомляет глаза.
Большинство современных мониторов выдает порядка 200 – 400 кд/м2 — этого обычно вполне достаточно даже на солнце. Впрочем, встречаются и более высокие значения: например, в ЖК-панелях (см. «Тип») яркость может доходить до нескольких тысяч кд/м2. Это необходимо с учетом специфики подобных устройств — изображение должно быть хорошо различимо с большого расстояния.
Динамическая контрастность
Динамическая контрастность, обеспечиваемая экраном монитора.
Динамической контрастностью называют разницу между самым ярким белым цветом при максимальной яркости подсветки и самым глубоким чёрным при минимальной. Этим данный показатель отличается от статической контрастности, которую указывают при неизменном уровне подсветки (см. выше). Динамическая контрастность может выражаться весьма впечатляющими цифрами (в некоторых моделях — более 100000000:1). Однако на практике эти цифры слабо соотносятся с тем, что видит зритель: добиться такой разницы в пределах одного кадра практически невозможно. Поэтому динамическая контрастность чаще всего является скорее рекламным, чем практически значимым показателем, его нередко указывают именно в расчёте на то, чтобы впечатлить малоопытного покупателя. В то же время отметим, что существуют технологии «умной» подсветки, позволяющие изменять её яркость на отдельных участках экрана и добиваться в одном кадре более высокой контрастности, чем заявленная статическая; эти технологии встречаются в основном в мониторах премиум-класса.
Цветовой охват (NTSC)
Цветовой охват монитора по цветовой модели NTSC.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же NTSC представляет собой одну из первых цветовых моделей, созданных еще в 1953 году с появлением цветного телевидения. Она не применяется при производстве современных мониторов, однако часто используется для их описания и сравнения. NTSC охватывает больший диапазон цветов, чем стандартно применяемая в компьютерной технике sRGB: к примеру, охват всего в 85 % по NTSC дает около 110 % по sRGB. Так что цветовой охват по данной модели обычно приводится в рекламных целях — как подтверждение высокого класса монитора; очень хорошим показателем в таких случаях считается
75 % и более.
Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват монитора по цветовой модели по sRGB.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
В наше время sRGB фактически является стандартной цветовой моделью, принятой для компьютерной техники; именно ее используют при разработке и производстве большинства видеокарт. Для телевидения используется аналогичный по параметрам стандарт Rec. 709. По диапазону цветов эти модели идентичны, и процент охвата по ним получается одинаковым. В наиболее продвинутых мониторах он может
достигать и даже превышать 100 %; именно такие значения считаются необходимыми для высококлассных экранов, в т.ч. профессиональных.