Тип
— Монитор. В данном случае подразумеваются мониторы, рассчитанные в основном на классическое использование — в качестве экрана для персонального компьютера. Функционал их может быть довольно разнообразным — от экранов начального уровня с 1-2 входами для подключения до многофункциональных моделей со встроенными динамиками, ТВ-тюнерами, пультами ДУ и т. п. То же касается и диагонали. Большинство традиционных мониторов относятся к диапазону 22-30" (такие размеры на сегодняшний день считаются оптимальными для экранов, дистанция до которых определяется шириной рабочего стола), однако встречаются и крупноформатные устройства, диагональ которых может превышать 32".
—
Портативный монитор. Отдельная каста мониторов, предназначенных для подключения к ноутбукам. Их отличают небольшие размеры диагонали, не превышающие 18 дюймов, тонкий формат и отсутствие подставки, в результате чего они внешне напоминают планшеты.
—
Игровой монитор. Мониторы, считающиеся оптимально подходящими для игр. Это не обязательно устройства, специально созданные для подобного применения (хотя есть и такие); однако все игровые мониторы обладают рядом признаков, которые наверняка оценят геймеры. Во-первых, разрешение (см. ниже) в таких моделях составляет не ниже, чем Full HD. Во-вторых, матрицы отличаются малым временем отклика — не более 5 мс, что позволяет качественно отображать динамичные сцены; а частота кадров нередко до
...стигает 120 Гц и даже более (хотя встречаются и довольно скромные значения). В-третьих, устройства этого типа нередко имеют специальные игровые (см. ниже) и сходные с ними функции — в частности, большинство геймерских мониторов совместимы с технологиями FreeSync и/или G-Sync (см. «Функции и возможности»).
— ЖК-панель. Одним из ключевых признаков, отличающих ЖК-панели от обычных мониторов, является большое разнообразие разъёмов: помимо видеовыходов, в него входят вспомогательные порты вроде LAN или RS-232 (см. «Разъёмы (дополнительно)»). Также считается, что ЖК-панель в обязательном порядке должна вешаться на стену, однако тут есть своя специфика. Немало устройств этого типа действительно делаются в расчёте только на настенную установку, а некоторые модели допускают объединение в видеостену, транслирующую одно изображение на несколько экранов. Но помимо этого, встречаются решения, оснащённые подставками и допускающие настольное применение (а иногда — вообще изначально на него рассчитанные). При этом первая разновидность, «чисто настенная», может иметь практически любую диагональ — в том числе и скромные 21 – 22"; а вот размеры «настольных» панелей начинаются с 32", к тому же они чаще всего имеют продвинутые матрицы вроде IPS. В любом случае, подобные экраны применяются в основном в довольно специфических областях. Так, настенная установка удобна для организации информационных табло на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах, для применения на выставочных стендах, в конференц-залах и т. п. Настольные же модели пригодятся тем, для кого ключевое значение имеют крупный размер и высокое качество изображения. Также среди них встречается немало устройств с сенсорными экранами, что ещё более расширяет возможности пользователя.
— Плазменная панель. Устройства этого типа во многом схожи с описанными выше ЖК-панелями, однако имеют и некоторые ключевые отличия. Главное из них заключается в технологии, используемой для экрана: вместо жидкокристаллической матрицы в плазменных панелях используются ячейки, заполненные специальным газом и покрытые светящимся веществом — люминофором. Подобная технология обеспечивает очень высокое качество изображения, с глубокой цветопередачей и контрастностью. В то же время создать плазменную ячейку небольшого размера непросто, из-за чего пиксели на экранах этого типа имеют более строгие ограничения по минимальному размеру. Как следствие, плазменные панели в принципе не бывают маленькими — 42" для такого экрана считается едва ли не минимальным размером. Кроме того, обратной стороной описанных достоинств является также несколько меньший срок службы и более высокая стоимость, чем у ЖК-матриц. Вследствие этого «плазма» особого распространения не получила, покупаются такие устройства в основном не для «общественного», а для личного использования — например, в качестве экрана домашнего кинотеатра или как оборудование для продвинутого геймера.
— Видеостена. Модели, предназначенные для построения видеостен. Такая стена представляет собой массив из большого числа составленных вплотную экранов, способных работать согласованно и выдавать общее изображение крупного размера; каждый экран при этом отвечает за свой фрагмент картинки. Подобные конструкции применяются, в частности, на концертах и других массовых мероприятиях, где отдельных экранов уже не хватает. Главной особенностью мониторов для видеостен является очень тонкая рамка — благодаря этому границы между сегментами практически незаметны, и изображение воспринимается как целостное.
— Информационный дисплей. Узкоцелевое оборудование, предполагающее стационарный способ монтажа. Такие дисплеи устанавливаются на стену, встраиваются в специальные ниши или проемы. Предназначаются они для работы в качестве цифровых вывесок, трансляции рекламных материалов, воспроизведения различного видеоконтента. Отдельные экземпляры информационных дисплеев могут поддерживать сенсорное управление, иметь предустановленную операционную Smart-систему и другие «умные» функции. Как правило, для управления работой подобной техники используется специализированное фирменное ПО.Диагональ
Размер матрицы монитора по диагонали, в дюймах.
Данный параметр является одним из самых важных для любого экрана — он определяет общий размер его рабочей области. В целом считается, что более крупные мониторы более комфортны: большой экран позволяет видеть обширный фрагмент текста, изображения и т.п. без необходимости прокручивать «картинку». С другой стороны, диагональ напрямую влияет на габариты, вес и стоимость монитора. Кроме того, стоит помнить, что экраны с одинаковой диагональю могут иметь разное соотношение сторон и разную специализацию: так, широкоформатные модели удобны для игр и просмотра фильмов, а для работы с документами предпочтительнее классические
решения 4:3 или 5:4.
Сейчас на рынке представлены мониторы разной диагонали, среди них наиболее популярны:
19–20",
22",
23 – 24",
25 – 26",
27 – 28",
29 – 30",
32",
34" и
больше.
Частота смены кадров
Максимальная частота смены кадров, поддерживаемая монитором на рекомендуемом (максимальном) разрешении.
Чем выше частота кадров — тем более сглаженным будет выглядеть движение на экране, тем менее заметны на нем будут рывки и смазывания. Разумеется, фактическое качество изображения напрямую зависит также от видеосигнала, но для нормального просмотра видео с большой частотой кадров ее должен поддерживать и монитор.
При выборе по данному параметру стоит иметь в виду, что на более низких разрешениях, чем максимальное, поддерживаемая частота кадров может быть выше. К примеру, модель с матрицей 1920х1080 и заявленной частотой кадров в
60 Гц на пониженном разрешении может давать 75 Гц; но частота кадров
75 Гц указывается в характеристиках только в том случае, если она поддерживается на собственном (максимальном) разрешении монитора.
Отметим также, что высокая частота кадров особенно важна для игровых моделей (см. «Тип»). В большинстве из них этот показатель составляет
120 Гц и выше; оптимальным вариантом по соотношению цены и качества многие считают
мониторы с частотой 144 Гц, однако встречаются и более высокие значения —
165 Гц и
240 Гц. А
мониторы на 100 Гц могут представлять собой как недорогие игров
...ые модели, так и продвинутые домашние.
Оценить все частоты кадров, на которых способен работать данный монитор, можно по заявленной в характеристиках частоте вертикальной развертки (см. ниже).Динамическая контрастность
Динамическая контрастность, обеспечиваемая экраном монитора.
Динамической контрастностью называют разницу между самым ярким белым цветом при максимальной яркости подсветки и самым глубоким чёрным при минимальной. Этим данный показатель отличается от статической контрастности, которую указывают при неизменном уровне подсветки (см. выше). Динамическая контрастность может выражаться весьма впечатляющими цифрами (в некоторых моделях — более 100000000:1). Однако на практике эти цифры слабо соотносятся с тем, что видит зритель: добиться такой разницы в пределах одного кадра практически невозможно. Поэтому динамическая контрастность чаще всего является скорее рекламным, чем практически значимым показателем, его нередко указывают именно в расчёте на то, чтобы впечатлить малоопытного покупателя. В то же время отметим, что существуют технологии «умной» подсветки, позволяющие изменять её яркость на отдельных участках экрана и добиваться в одном кадре более высокой контрастности, чем заявленная статическая; эти технологии встречаются в основном в мониторах премиум-класса.
Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват монитора по цветовой модели по sRGB.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
В наше время sRGB фактически является стандартной цветовой моделью, принятой для компьютерной техники; именно ее используют при разработке и производстве большинства видеокарт. Для телевидения используется аналогичный по параметрам стандарт Rec. 709. По диапазону цветов эти модели идентичны, и процент охвата по ним получается одинаковым. В наиболее продвинутых мониторах он может
достигать и даже превышать 100 %; именно такие значения считаются необходимыми для высококлассных экранов, в т.ч. профессиональных.
Цветовой охват (Adobe RGB)
Цветовой охват монитора по цветовой модели Adobe RGB.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же цветовая модель Adobe RGB была изначально разработана для применения в печати; охватываемый ею диапазон цветов соответствует возможностям профессионального полиграфического оборудования. Соответственно, поддержка этой модели и обширный цветовой охват по ней важны прежде всего в том случае, если монитор используется в дизайне и верстке высококлассной печатной продукции. В наиболее продвинутых экранах этот показатель может составлять
99 % и даже более. При этом отметим, что Adobe RGB шире популярной sRGB, и цифры в процентах у данной модели получаются меньше: к примеру, 99 % по RGB нередко дает всего лишь около 87 % по Adobe RGB.
Цветовой охват (DCI P3)
Цветовой охват монитора по цветовой модели DCI P3.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
DCI P3 представляет собой профессиональную цветовую модель, применяемую в основном в цифровых кинотеатрах. Она заметно обширнее стандартной sRGB, благодаря чему дает более качественные и достоверные цвета. Соответственно, и значения в процентах получаются меньше — к примеру, 115 % охвата по sRGB соответствуют приблизительно 90 % охвата по DCI P3; в наиболее продвинутых современных мониторах охват по данному стандарту составляет
98 – 100 % . В то же время поддержка DCI-P3 обходится недешево, а потому встречается она преимущественно в высококлассных мониторах профессионального и игрового назначения.
Поддержка HDR
Данная технология предназначена для расширения диапазона яркости, воспроизводимого монитором; проще говоря, HDR-модель будет отображать более яркий белый и более тёмный черный, чем «обычный» дисплей. На практике это означает значительное улучшение качества цветопередачи. С одной стороны, HDR обеспечивает очень «живое» изображение, близкое к тому, что видит человеческий глаз, с обилием оттенков и тонов, которые обычный экран передать не способен; с другой стороны, эта технология позволяет добиться очень ярких и сочных цветов.
В современных мониторах с HDR может использоваться обозначение по стандарту DisplayHDR. Данный стандарт учитывает ряд параметров, определяющих общее качество работы HDR: яркость, цветовой охват, глубину цвета и т.п. По результатам замеров монитору присваивается одна из маркировок:
DisplayHDR 400 означает сравнительно скромные возможности HDR,
DisplayHDR 600 — средний уровень,
DisplayHDR 1000 — выше среднего,
DisplayHDR 1400 — продвинутый. При этом отсутствие маркировки по DisplayHDR само по себе ничего не означает: просто далеко не каждый HDR-монитор проверяется по этому стандарту.
Стоит учитывать, что для полноценного использования HDR необходим не только
соответствующий монитор, но и контент (фильмы, телевещание и т.п.), изначально созданный в HDR. Кроме того, суще
...ствует несколько разных технологий HDR, не совместимых друг с другом. Поэтому при покупке монитора с данной функцией крайне желательно уточнить, какую именно версию он поддерживает.Сертификат TÜV Rheinland
Сертификация TÜV Rheinland выдается дисплеям с безопасными уровнем излучения синего света и частотой мерцания панели. Соответственно наличие сертификата подтверждает комфортность экрана для глаз.
TÜV Rheinland — крупный международный концерн со штаб-квартирой в немецком Кёльне, предоставляющий широкий перечень аудиторских услуг. Спецами компании был разработан и утверждён ряд тестов на соответствие экранов мобильных устройств, мониторов и телевизоров необходимому уровню защиты глаз от вредоносного воздействия излучения дисплеев на зрение пользователя по ту сторону экрана. Авторитетное мнение TÜV Rheinland пользуется уважением в технокомьюнити. Сертификаты этого органа выдаются успешно испытуемым образцам электроники за внедряемые технологии фильтрации синего света и подавления мерцания экранов.