Тип
— Монитор. В данном случае подразумеваются мониторы, рассчитанные в основном на классическое использование — в качестве экрана для персонального компьютера. Функционал их может быть довольно разнообразным — от экранов начального уровня с 1-2 входами для подключения до многофункциональных моделей со встроенными динамиками, ТВ-тюнерами, пультами ДУ и т. п. То же касается и диагонали. Большинство традиционных мониторов относятся к диапазону 22-30" (такие размеры на сегодняшний день считаются оптимальными для экранов, дистанция до которых определяется шириной рабочего стола), однако встречаются и крупноформатные устройства, диагональ которых может превышать 32".
—
Портативный монитор. Отдельная каста мониторов, предназначенных для подключения к ноутбукам. Их отличают небольшие размеры диагонали, не превышающие 18 дюймов, тонкий формат и отсутствие подставки, в результате чего они внешне напоминают планшеты.
—
Игровой монитор. Мониторы, считающиеся оптимально подходящими для игр. Это не обязательно устройства, специально созданные для подобного применения (хотя есть и такие); однако все игровые мониторы обладают рядом признаков, которые наверняка оценят геймеры. Во-первых, разрешение (см. ниже) в таких моделях составляет не ниже, чем Full HD. Во-вторых, матрицы отличаются малым временем отклика — не более 5 мс, что позволяет качественно отображать динамичные сцены; а частота кадров нередко до
...стигает 120 Гц и даже более (хотя встречаются и довольно скромные значения). В-третьих, устройства этого типа нередко имеют специальные игровые (см. ниже) и сходные с ними функции — в частности, большинство геймерских мониторов совместимы с технологиями FreeSync и/или G-Sync (см. «Функции и возможности»).
— ЖК-панель. Одним из ключевых признаков, отличающих ЖК-панели от обычных мониторов, является большое разнообразие разъёмов: помимо видеовыходов, в него входят вспомогательные порты вроде LAN или RS-232 (см. «Разъёмы (дополнительно)»). Также считается, что ЖК-панель в обязательном порядке должна вешаться на стену, однако тут есть своя специфика. Немало устройств этого типа действительно делаются в расчёте только на настенную установку, а некоторые модели допускают объединение в видеостену, транслирующую одно изображение на несколько экранов. Но помимо этого, встречаются решения, оснащённые подставками и допускающие настольное применение (а иногда — вообще изначально на него рассчитанные). При этом первая разновидность, «чисто настенная», может иметь практически любую диагональ — в том числе и скромные 21 – 22"; а вот размеры «настольных» панелей начинаются с 32", к тому же они чаще всего имеют продвинутые матрицы вроде IPS. В любом случае, подобные экраны применяются в основном в довольно специфических областях. Так, настенная установка удобна для организации информационных табло на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах, для применения на выставочных стендах, в конференц-залах и т. п. Настольные же модели пригодятся тем, для кого ключевое значение имеют крупный размер и высокое качество изображения. Также среди них встречается немало устройств с сенсорными экранами, что ещё более расширяет возможности пользователя.
— Плазменная панель. Устройства этого типа во многом схожи с описанными выше ЖК-панелями, однако имеют и некоторые ключевые отличия. Главное из них заключается в технологии, используемой для экрана: вместо жидкокристаллической матрицы в плазменных панелях используются ячейки, заполненные специальным газом и покрытые светящимся веществом — люминофором. Подобная технология обеспечивает очень высокое качество изображения, с глубокой цветопередачей и контрастностью. В то же время создать плазменную ячейку небольшого размера непросто, из-за чего пиксели на экранах этого типа имеют более строгие ограничения по минимальному размеру. Как следствие, плазменные панели в принципе не бывают маленькими — 42" для такого экрана считается едва ли не минимальным размером. Кроме того, обратной стороной описанных достоинств является также несколько меньший срок службы и более высокая стоимость, чем у ЖК-матриц. Вследствие этого «плазма» особого распространения не получила, покупаются такие устройства в основном не для «общественного», а для личного использования — например, в качестве экрана домашнего кинотеатра или как оборудование для продвинутого геймера.
— Видеостена. Модели, предназначенные для построения видеостен. Такая стена представляет собой массив из большого числа составленных вплотную экранов, способных работать согласованно и выдавать общее изображение крупного размера; каждый экран при этом отвечает за свой фрагмент картинки. Подобные конструкции применяются, в частности, на концертах и других массовых мероприятиях, где отдельных экранов уже не хватает. Главной особенностью мониторов для видеостен является очень тонкая рамка — благодаря этому границы между сегментами практически незаметны, и изображение воспринимается как целостное.
— Информационный дисплей. Узкоцелевое оборудование, предполагающее стационарный способ монтажа. Такие дисплеи устанавливаются на стену, встраиваются в специальные ниши или проемы. Предназначаются они для работы в качестве цифровых вывесок, трансляции рекламных материалов, воспроизведения различного видеоконтента. Отдельные экземпляры информационных дисплеев могут поддерживать сенсорное управление, иметь предустановленную операционную Smart-систему и другие «умные» функции. Как правило, для управления работой подобной техники используется специализированное фирменное ПО.Размер пикселя
Размер одной точки (пикселя) на экране монитора. Этот параметр связан с максимальным разрешением монитора и его размером по диагонали— чем выше разрешение, тем меньше размер пикселя (при неизменной диагонали) и наоборот, чем больше диагональ, тем больше размер одного пикселя (при неизменном разрешении). Чем меньше размер одного пикселя — тем более чёткое изображение будет выводить монитор, тем меньше будет заметна его зернистость, что особенно важно на больших мониторах. С другой стороны, малый размер пикселя создаёт дискомфорт при работе с мелкими деталями и текстом — в основном это касается мониторов с небольшой диагональю.
Время отклика (GtG)
Время, затрачиваемое каждой отдельной точкой на мониторе на переключение из одного состояния в другое. Чем
меньше время отклика — тем быстрее матрица реагирует на управляющий сигнал, тем меньше задержка и тем лучше будет качество изображения в динамичных сценах.
Отметим, что в данном случае используется метод gray-to-gray (время включения от 10 % серого до 90 %). Обращать внимание на этот параметр стоит в том случае, если монитор специально приобретается для динамичных игр, просмотра кино и другого применения, связанного с быстрым движением на экране. Впрочем нет смысла гнаться за самыми быстрыми модели. Не часто можно определить разницу между
1 мс и
5 мс. Для большинства сценариев вполне сгодятся
мониторы с откликом 4 мс. В любом случае, все познается в сравнении и лучше довериться живым впечатлениям
Время отклика (MPRT)
Параметр выражает, сколько времени до полного исчезновения отображается на экране движущийся в кадре объект. Чем меньше этот показатель, тем более реалистично смотрятся на мониторе динамичные сцены. Реакция матрицы на движения наглядно показывает время существования шлейфа от сменяющейся картинки. Параметр MPRT в большей мере подвязан под частоту обновления экрана монитора, нежели под время отклика пикселей. Для уменьшения его значения часто применяется функция Motion Blur Reduction (MBR), которая кратковременно отключает подсветку в конце времени динамичных кадров во благо повышения чёткости динамичных сцен.
Статическая контрастность
Статическая контрастность, обеспечиваемая экраном монитора.
Этот показатель описывает разницу между самым ярким белым и самым тёмным чёрным цветом, которые способен выдать экран. При этом, в отличие от динамической контрастности (см. ниже), разница указывается при условии того, что яркость подсветки экрана остаётся неизменной. Иными словами, это контрастность, гарантированно достижимая в пределах одного кадра. Статическая контрастность неизбежно оказывается ниже динамической. Однако именно она описывает базовые возможности экрана.
Минимальным значением статической контрастности для терпимого качества изображения считается 250:1, однако даже самые скромные современные мониторы выдают порядка 400:1 (и значение
1000:1 не является высшим классом), а в высококлассных моделях этот показатель может достигать 2000:1 и даже больше.
Цветовой охват (NTSC)
Цветовой охват монитора по цветовой модели NTSC.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же NTSC представляет собой одну из первых цветовых моделей, созданных еще в 1953 году с появлением цветного телевидения. Она не применяется при производстве современных мониторов, однако часто используется для их описания и сравнения. NTSC охватывает больший диапазон цветов, чем стандартно применяемая в компьютерной технике sRGB: к примеру, охват всего в 85 % по NTSC дает около 110 % по sRGB. Так что цветовой охват по данной модели обычно приводится в рекламных целях — как подтверждение высокого класса монитора; очень хорошим показателем в таких случаях считается
75 % и более.
Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват монитора по цветовой модели по sRGB.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
В наше время sRGB фактически является стандартной цветовой моделью, принятой для компьютерной техники; именно ее используют при разработке и производстве большинства видеокарт. Для телевидения используется аналогичный по параметрам стандарт Rec. 709. По диапазону цветов эти модели идентичны, и процент охвата по ним получается одинаковым. В наиболее продвинутых мониторах он может
достигать и даже превышать 100 %; именно такие значения считаются необходимыми для высококлассных экранов, в т.ч. профессиональных.
Цветовой охват (Adobe RGB)
Цветовой охват монитора по цветовой модели Adobe RGB.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же цветовая модель Adobe RGB была изначально разработана для применения в печати; охватываемый ею диапазон цветов соответствует возможностям профессионального полиграфического оборудования. Соответственно, поддержка этой модели и обширный цветовой охват по ней важны прежде всего в том случае, если монитор используется в дизайне и верстке высококлассной печатной продукции. В наиболее продвинутых экранах этот показатель может составлять
99 % и даже более. При этом отметим, что Adobe RGB шире популярной sRGB, и цифры в процентах у данной модели получаются меньше: к примеру, 99 % по RGB нередко дает всего лишь около 87 % по Adobe RGB.
Цветовой охват (DCI P3)
Цветовой охват монитора по цветовой модели DCI P3.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
DCI P3 представляет собой профессиональную цветовую модель, применяемую в основном в цифровых кинотеатрах. Она заметно обширнее стандартной sRGB, благодаря чему дает более качественные и достоверные цвета. Соответственно, и значения в процентах получаются меньше — к примеру, 115 % охвата по sRGB соответствуют приблизительно 90 % охвата по DCI P3; в наиболее продвинутых современных мониторах охват по данному стандарту составляет
98 – 100 % . В то же время поддержка DCI-P3 обходится недешево, а потому встречается она преимущественно в высококлассных мониторах профессионального и игрового назначения.