Основной дисплей
Характеристики основного (а чаще всего — и единственного) дисплея, установленного в аппарате.
Помимо основных свойств — таких, как диагональ, разрешение (по нему экраны условно делятся на
HD,
Full HD,
2K и более), тип матрицы (чаще всего
IPS,
OLED,
AMOLED,
Super AMOLED,
Dynamic AMOLED,), в данном списке могут указываться и более специфические особенности. Среди них — форма поверхности (
плоская или
изогнутая), наличие и версия покрытия
Gorilla Glass (включая топовые
v6 и
Victus), поддержка
HDR и частота развертки (частота выше
60 Гц считается
высокой, а именно
частота 90 Гц,
120 Гц и
144 Гц). Вот более детальное описание характеристик, актуальных для современных дисплеев:
— Диагональ. Традиционно диагональ экрана указывается в дюймах. Более крупный дисплей удобнее в использовании: на нем помещается больше информации, а само изо
...бражение лучше читается. Обратной стороной увеличения диагонали является увеличение габаритов устройства. На сегодня маленькими считаются смартфоны с экранами 5" и меньше. 5.6 – 6" и до 6.5" — это уже средний формат. Также немало современных моделей имеет размер 6.5". Классическим телефонам без сенсорных дисплеев крупная диагональ не требуется — в них она обычно не превышает 3".
— Разрешение. Разрешение экрана указывается исходя из его размеров по вертикали и горизонтали в точках (пикселях). Чем больше эти размеры (при той же диагонали) — тем более детализированной и сглаженной выглядит картинка и тем менее на ней заметны отдельные пиксели. С другой же стороны, увеличение разрешения повышает как стоимость самого дисплея, так и требования к аппаратной части телефона. Также стоит отметить, что одно и то же разрешение на экранах разного размера смотрится по разному; так что при оценке детализации стоит учитывать не только данный параметр, но и число PPI (см. ниже).
— PPI. Плотность точек (пикселей) на экране аппарата. Указывается по числу точек на дюйм (points per inch) — количеству пикселей на каждый горизонтальный или вертикальный отрезок в 1". Этот показатель зависит одновременно от диагонали и разрешения, однако в итоге именно число PPI определяет, насколько сглаженным и детализированным получается изображение на дисплее. Для сравнения отметим, что на расстоянии около 25 – 30 см от глаз плотность в 300 PPI и более делает отдельные пиксели практически незаметными для человека с нормальным зрением, картинка воспринимается как целостная; на бОльших расстояниях подобный эффект заметен и при меньшей плотности точек.
— Тип матрицы. Технология, по которой выполнена матрица экрана. Этот параметр указывается только для относительно продвинутых дисплеев, превосходящих по характеристикам простейшие ЖК-экраны кнопочных телефонов. Наибольшее распространение в наше время получили такие типы матриц:
- IPS. Наиболее популярная технология для экранов современных смартфонов. Обеспечивает весьма достойное качество изображения, углы обзора и скорость отклика, хотя и нескольку уступает по этим параметрам многим более продвинутым вариантам (см. ниже). С другой стороны, IPS имеет и немаловажные преимущества: долговечность, равномерный износ, а также довольно невысокую стоимость. Благодаря этому подобные экраны можно встретить во всех категориях смартфонов — от бюджетных до топовых.
- AMOLED. Технология матриц на основе органических светодиодов (OLED), разработанная компанией Samsung. Одним из ключевых отличий таких матриц от более традиционных дисплеев является то, что они не требуют внешней подсветки: каждый пиксель сам по себе является источником света. Из-за этого энергопотребление такого экрана зависит от особенностей отображаемого изображения, однако в целом оно получается довольно невысоким. Кроме того, AMOLED-матрицы отличаются широкими углами обзора, отличными показателями яркости и контрастности, высоким качеством цветопередачи и небольшим временем отклика. Благодаря этому подобные экраны продолжают применяться в современных смартфонах, несмотря на появление более продвинутых технологий; их можно встретить даже в моделях топового сегмента. Главным недостатком данной технологии являются относительно высокая стоимость и неравномерный износ пикселей: точки, которые дольше и чаще работают на высокой яркости, выгорают быстрее. Впрочем, обычно этот эффект становится заметен лишь спустя несколько лет интенсивного использования — срок, сравнимый с эксплуатационным ресурсом самого смартфона.
- AMOLED (LTPO). Продвинутая разновидность AMOLED-панелей с возможностью динамической подстройки частоты обновления в зависимости от выполняемых задач. Аббревиатура LTPO (Low Temperature Polycrystalline Oxid) расшифровывается как «низкотемпературный поликристаллический оксид». За этим термином стоит комбинация традиционной технологии LTPS и тонкого слоя оксидной пленки TFT с добавлением гибридно-оксидного поликристаллического кремния для управления цепями переключения развертки. Панели AMOLED (LTPO) на порядок снижают уровень энергопотребления гаджета. Так, при выполнении активных действий экран устройства использует максимальную или высокую частоту обновления, а во время просмотра картинок или чтения текста дисплей снижает показатель до минимума.
- Super AMOLED. Улучшенная версия описанной выше технологии AMOLED Одним из ключевых усовершенствований стало то, что в экранах Super AMOLED нет прослойки воздуха между сенсорным слоем и расположенным под ним дисплеем. Это позволило еще более повысить яркость и качество картинки, увеличить скорость и надежность срабатывания сенсора и одновременно снизить энергопотребление. Недостатки у таких матриц те же, что и у оригинальных AMOLED. В целом они получили довольно широкое распространение; большинство смартфонов с подобными экранами относятся к средней и топовой категории, однако встречаются и бюджетные модели.
- OLED. Различные типы матриц, основанные на использовании органических светодиодов; по сути — аналоги AMOLED и Super AMOLED, выпускаемые не Samsung, а другими компаниями. Конкретные особенности таких экранов могут быть разными, однако в большинстве своем они, с одной стороны, дороже популярных IPS, с другой — обеспечивают более высокое качество изображения (включая яркость, контрастность, углы обзора и достоверность цветопередачи), а также потребляют меньше энергии и имеют небольшую толщину. Главные недостатки OLED-экранов — высокая цена (которая, впрочем, постоянно снижается по мере развития и совершенствования технологии), а также подверженность органических пикселей выгоранию при длительной трансляции статичных изображений или картинки со статичными элементами (панель уведомлений, экранные кнопки и т.п.).
- OLED (полимерный). Экраны на органических светодиодах (OLED), в которых для основы используется не стекло, а прозрачный полимерный материал. Подчеркнем, что речь идет именно об основе матрицы; сверху она прикрывается таким же стеклом, как и в других типах экранов. Как бы то ни было, подобная конструкция дает ряд преимуществ по сравнению с традиционными «стеклянными» матрицами: она обеспечивает дополнительную стойкость к ударам и отлично подходит для создания изогнутых дисплеев. С другой стороны, по оптическим свойствам пластик все же не дотягивает до стекла; так что экраны данного типа по качеству изображения нередко уступают своим «ровесникам», выполненным по традиционной OLED-технологии, а при схожем качестве картинки — стоят заметно дороже.
- OLED (LTPO). OLED-матрицы с адаптивной частотой обновления, изменяемой в широком диапазоне исходя из выполняемых задач. В играх экраны с LTPO-технологией автоматически поднимают частоту развертки до максимальных значений, при просмотре статичных изображений — снижают ее вплоть до минимума (от 1 Гц). В существе технологии лежит традиционная LTPS-подложка с тонкой оксидной пленкой TFT поверх основания тонкопленочных транзисторов. Возможность контроля потоков электронов обеспечивает динамическое управление частотой обновления. Конкурентным преимуществом OLED (LTPO) можно назвать сниженное энергопотребление.
Помимо этого, экраны в современных смартфонах могут выполняться по таким технологиям:
- PLS. Вариация технологии IPS, созданная компанией Samsung. По некоторым показателям — в частности, яркости, контрастности и углам обзора — превосходит оригинал, при этом обходится дешевле в производстве и позволяет создавать гибкие дисплеи. Впрочем, по ряду причин особой популярностью не пользуется.
- Super AMOLED Plus. Дальнейшее развитие описанной выше технологии Super AMOLED. Позволяет создавать еще более яркие, контрастные и в то же время тонкие и энергоэффективные экраны. Впрочем, чаще всего такие экраны в наше время обозначаются просто как «Super AMOLED», без приставки «Plus».
- Dynamic AMOLED. Еще одно усовершенствование AMOLED, представленное в 2019 году. Основными особенностями таких матриц являются увеличенная яркость без значительного роста энергопотребления, а также 100 % охват цветового пространства DCI-P3 и совместимость с HDR10+; последние два момента, в частности, позволяют максимально качественно воспроизводить на таких экранах современное высокобюджетное кино. Главный недостаток Dynamic AMOLED традиционен — высокая цена; так что встречаются такие матрицы в основном в топовых моделях.
- Super Clear TFT. Совместная разработка Samsung и Sony, которая появилась как вынужденная альтернатива Super AMOLED-матрицам (спрос на них одно время значительно превышал возможности по производству). Правда, качество изображения у Super Clear TFT несколько ниже — зато и в производстве такие матрицы заметно проще и дешевле, а по характеристикам они все же превосходят большинство IPS-экранов. Впрочем, в наше время данная технология встречается редко, уступая позиции AMOLED в разных версиях.
- Super LCD. Еще одна альтернатива различным видам технологии AMOLED; применяется преимущественно в смартфонах HTC. Аналогично Super AMOLED, в таких экранах нет лишней воздушной прослойки, что положительно сказывается как на качестве изображения, так и на четкости срабатываний сенсора. Заметным достоинством Super LCD является хорошая энергоэффективность, особенно при отображении яркого белого цвета; а вот по общей насыщенности цветов (включая черный) данная технология заметно уступает AMOLED.
- LTPS. Продвинутая разновидность TFT-матриц, созданная на основе т.н. низкотемпературного поликристаллического кремния. Позволяет без особых трудностей создавать экраны с очень высокой плотностью пикселей (более 500 PPI — см. выше), добиваясь высоких разрешений даже при небольшой диагонали. Кроме того, часть управляющей электроники можно встроить прямо в матрицу, уменьшив общую толщину дисплея. Главным недостатком LTPS является сравнительно высокая стоимость, однако в наше время такие экраны можно встретить даже в бюджетных смартфонах.
- S-PureLED. Технология, созданная компанией Sharp и применяемая преимущественно в ее смартфонах. Собственно, технология самих матриц в данном случае носит название S-CG Silicon TFT, а S-PureLED — это название специального слоя, применяемого для повышения прозрачности. S-CG Silicon TFT позиционируется создателями как модификация описанной выше технологии LTPS, позволяющая еще более увеличить разрешение дисплея и в то же время встроить в него больше управляющей электроники (вплоть до целого «процессора на стекле») без увеличения толщины. Разумеется, и стоят такие экраны недешево.
- E-Ink. Матрицы на основе так называемых «электронных чернил» — технологии, распространенной прежде всего в электронных книгах. Главная особенность такого экрана заключается в том, что при его работе энергия тратится только на изменение изображения; неподвижная картинка питания не требует и может оставаться на дисплее даже при полном отсутствии энергии. Кроме того, по умолчанию E-Ink матрицы не светятся сами, а отражают наружный свет — так что собственная подсветка для них не обязательна (хотя она может предусматриваться для работы в сумерках и темноте). Все это обеспечивает солидную экономию энергии; а для некоторых пользователей такие экраны чисто субъективно более комфортны и менее утомительны, чем традиционные матрицы. С другой стороны, технология E-Ink имеет и серьезные недостатки — это прежде всего большое время отклика, а также сложность и дороговизна цветных дисплеев в сочетании с низким качеством цветопередачи на них. В свете этого в смартфонах такие матрицы являются очень редким и экзотическим вариантом.
— Частота развертки. Максимальная частота обновления дисплея, иными словами — наибольшая частота кадров, которую он способен эффективно воспроизвести. Чем выше этот показатель — тем более плавным и сглаженным получается изображение, тем меньше заметны «эффект слайдшоу» и размытие предметов при движении на экране. В то же время стоит учитывать, что частота обновления в 60 Гц, поддерживаемая практически любым современным смартфоном, вполне достаточна для большинства задач; даже видеоролики высокого разрешения в наше время почти не используют большую частоту кадров. Поэтому частота развертки в нашем каталоге специально уточняется в основном для экранов, способных выдать более 60 Гц (в некоторых моделях — до 240 Гц). Такая высокая частота может пригодиться в играх и некоторых других задачах, также она улучшает общие впечатления от интерфейса ОС и приложений — движущиеся элементы в таких интерфейсах перемещаются максимально плавно и без смазывания.
— HDR. Технология, позволяющая расширить динамический диапазон экрана. В данном случае подразумевается диапазон яркости — проще говоря, наличие HDR позволяет экрану отображать более яркий белый и более темный черный цвет, чем на дисплеях без поддержки этой технологии. На практике это дает заметное повышение качества картинки: улучшается насыщенность и достоверность передачи различных цветов, а детали на очень светлых или очень темных участках кадра не «тонут» в белом или черном цвете. Однако все эти преимущества становятся заметны лишь при условии, что воспроизводимый контент изначально записан в HDR. В наше время применяется несколько разновидностей данной технологии, вот их особенности:
- HDR10. Исторически первый из потребительских HDR-форматов, чрезвычайно популярный и в наши дни: в частности, поддерживается практически всеми стриминговыми сервисами с HDR-контентом и стандартно применяется для такого контента на дисках Blu-ray. Обеспечивает глубину цвета в 10 бит (более миллиарда оттенков). При этом на аппаратах с этой технологией можно воспроизводить и контент формата HDR10+ (см. ниже) — разве что его качество будет ограничиваться возможностями оригинального HDR10.
- HDR10+. Усовершенствованная версия HDR10. При той же глубине цвета (10 бит) использует так называемые динамические метаданные, позволяющие передавать информацию о глубине цвета не только для групп из нескольких кадров, но и для отдельно взятых кадров. Благодаря этому достигается дополнительное улучшение цветопередачи.
- Dolby Vision. Продвинутый стандарт, используемый, в частности, в профессиональном кинематографе. Позволяет добиться глубины цвета в 12 бит (почти 69 млрд оттенков), использует упомянутые выше динамические метаданные, к тому же дает возможность передавать в одном видеопотоке сразу два варианта изображения — HDR и обычное (SDR). При этом Dolby Vision основан на той же технологии, что и HDR10, поэтому в современной электронике данный формат нередко сочетается с HDR10 или HDR10+.
— Поддержка DC Dimming. Дословно с английского Direct Current Dimming переводится как затемнение постоянным током. Эта технология призвана минимизировать мерцание в OLED и AMOLED-экранах, что, в свою очередь, снижает нагрузку на зрительный аппарат пользователя и бережет зрение. «Немерцающий» эффект достигается посредством прямого управления яркостью светодиодов системы подсветки путем изменения величины подаваемого на них напряжения. За счет этого и обеспечивается уменьшение интенсивности свечения экрана.
— Изогнутый экран. Экран, имеющий загнутые края, на которые заходит отображаемое изображение. Иными словами, изогнутым в данном случае является не только стекло, но и часть активной матрицы. Дисплеи, в которых изгиб имеют оба края, иногда обозначают также термином «2.5D-стекло»; также встречаются аппараты, где экран загнут только с одной стороны. В любом случае данная особенность придает смартфону интересный внешний вид и улучшает видимость изображения с некоторых ракурсов, однако заметно сказывается на стоимости и может создавать неудобства при удержании (особенно без чехла). Так что перед покупкой модели с таким оснащением в идеале стоит подержать аппарат в руке и убедиться, что он достаточно удобен.
— Стекло Gorilla Glass. Специальное высокопрочное стекло, используемое в качестве покрытия дисплея. Характеризуется выносливостью и стойкостью к царапинам, во много раз превосходит обычное стекло по этим показателям. Широко применяется в смартфонах, где крупные размеры экранов выдвигают повышенные требования к надежности покрытия. В современных телефонах могут встречаться разные версии этого стекла, вот особенности разных вариантов:
- Gorilla Glass v3. Наиболее старая из актуальных на сегодня версий — выпущена в 2013 году; сейчас встречается в основном среди недорогих или устаревших устройств. Тем не менее, у этого покрытия есть и несомненные достоинства: это первое поколение Gorilla Glass, где создатели сделали заметный акцент на стойкости к царапинам от ключей, монет и других предметов, с которыми телефон может «столкнуться» в кармане или сумке. По этому показателю версия v3 оставалась непревзойденной аж до выпуска Gorilla Glass Victus в 2020 году.
- Gorilla Glass v4. Версия, вышедшая в 2014 году. Ключевой особенностью стало то, что при разработке этого покрытия основное внимание было уделено стойкости к ударам (тогда как предыдущие поколения делали упор в основном на сопротивление царапинам). В итоге стекло получилось вдвое прочнее, чем в версии 3, притом что его толщина составляет всего 0,4 мм. Но вот стойкость к царапинам, по сравнению с предшественником, несколько снизилась.
- Gorilla Glass v5. Усовершенствование «гориллы» выпущенное в 2016 году и направленное на дальнейшее повышение стойкости к ударам. Согласно данным разработчиков, стекло версии v5 получилось в 1,8 раза прочнее предшественника, оно оставалось целым в 80 % падений с высоты в 1,6 м «лицом вниз» на шероховатую поверхность (а гарантированная ударостойкость составляет 1,2 м). Также несколько улучшилась стойкость к царапинам, однако до показателей v3 этот материал все равно не дотягивает.
- Gorilla Glass v6. Версия, представленная в 2018 году. Для этого покрытия заявлено повышение прочности в 2 раза по сравнению с предшественниками, а также способность переносить многократные падения на жесткую поверхность (при испытаниях стекло v6 успешно перенесло 15 падений с высоты 1 м). Максимальная высота падения (однократного) с гарантированным сохранением целостности заявлена на уровне 1,6 м. Устойчивость к царапинам улучшений практически не получила.
- Gorilla Glass 7. Первоначальное название для Gorilla Glass Victus — см. ниже.
- Gorilla Glass Victus. «Наследник» Gorilla Glass 6, выпущенный летом 2020 года. В этом покрытии создатели уделили внимание не только повышению общей прочности, но и улучшению стойкости к царапинам. По последнему показателю Victus превосходит даже версию v3, не говоря уже о более чувствительных материалах (а по сравнению с v6 заявлено повышение стойкости к царапинам в два раза). Что касается прочности, то она позволяет гарантированно переносить однократные падения с высоты до 2 м, а также до 20 последовательных падений с высоты в 1 м.
Защита экрана
Как правило,
для защиты экранов современных смартфонов применяются специальные особо прочные стекла. Такое покрытие может оказаться в несколько раз крепче обычного стекла и отличается повышенной стойкостью к царапинам и ударам.
В сегменте мобильных устройств встречаются различные стекла для защиты экранов. Так, в смартфонах Apple поверх дисплея установлен «керамический щит» Ceramic Shield, в OPPO и OnePlus — закаленное стекло Asahi Glass, в Huawei — фирменное покрытие Kunlun Glass, в топовых моделях от Xiaomi — стекло Xiaomi Shield Glass, а во многих мобильных устройствах начально-среднего уровня родом из Поднебесной — покрытие Panda Glass. В общем же на рынке доминирует продукция компании Corning, представленная небезызвестными стеклами Gorilla Glass. Встретить можно несколько поколений этого стекла, вот их основные особенности:
— Gorilla Glass v3 (2013 год). Несмотря на «почтенный возраст», отличается высокой стойкостью к царапинам — превзойти этот показатель удалось лишь 7 лет спустя в версии Victus.
— Gorilla Glass v4 (2014 год). По сравнению с предыдущей версией имеет вдвое большую стойкость к ударам в сочетании с меньшей толщиной (0.4 мм). А вот устойчивость к царапинам несколько снизилась.
— Gorilla Glass v5 (2016 год). Улучшения в этой версии коснулись дальнейшего повышения прочности — она в 1.8 раз выше, чем у предшественника, и позволяет гарантированно переносить падения с высоты 1.2 м (а
...также до 80 % падений с высоты 1.6 м, что приблизительно соответствует уровню человеческого уха).
— Gorilla Glass v6 (2018 год). Еще одна версия с упором на увеличение ударостойкости. Вдвое прочнее 5-й версии, гарантированно выдерживает однократные падения с высоты 1.6 м и многократные (до 15 раз подряд) с высоты 1 м.
— Gorilla Glass v7 (2020 год). 7-я версия защитного стекла от Corning получила название Gorilla Glass Victus и дебютировала в 2020 году. Подробнее о ней см. ниже.
— Gorilla Glass Victus (2020 год). После v3 это первая версия Gorilla Glass, в которой удалось превзойти показатели стойкости стекла к царапинам. А ударостойкость Victus заявлена на уровне 2 м при однократном падении и 1 м при многократных (до 20 раз подряд).
— Gorilla Glass Victus+ (2022 год). Улучшенная модификация защитного стекла Gorilla Glass Victus, приближенная к керамике по устойчивости к царапинам. Так, в соответствии с минералогической шкалой твердости Мооса стекло начинает царапаться на уровне 7/10, тогда как оригинальная версия Victus царапается на уровне 6/10.
— Gorilla Glass Victus 2 (2022 год). Основной упор во второй редакции Victus сделали на обеспечение максимальной защиты при падениях смартфона на бетонные поверхности — оно выдерживает многократные «приземления» с высоты порядка 1 м. Также для этого поколения заявлена ударостойкость при однократном падении с 2-метровой высоты. При разработке защитного стекла Gorilla Glass Victus 2 были учтены набор веса и увеличение габаритов современных смартфонов.
— Gorilla Glass Armor (2024 год). Стекло от Corning с улучшенной стойкостью к образованию царапин. Вместе с тем Gorilla Glass Armor примерно на 75 % сокращает бликование экрана смартфона, обеспечивая тем самым улучшение качества изображения. Четверть составляющих в «рецептуре» приготовления закаленного стекла — это переработанные материалы, что вносит вклад в заботу об окружающей среде.Соотношение дисплей/корпус
Соотношение между площадью экрана и общей площадью передней панели телефона. Проще говоря, данная характеристика описывает, какая часть передней панели занята экраном; остальное приходится на рамку.
Данный показатель приводится исключительно для смартфонов с сенсорными экранами — именно для них он наиболее актуален. Чем больший процент корпуса занимает экран — тем тоньше рамка, тем аккуратнее выглядит смартфон и тем удобнее работать с ним одной рукой. Что касается конкретных цифр, то средними значениями являются 80 – 85 %, значения выше позволяют говорить о
тонкой рамке, а более 9 0% — о
«безрамочной» конструкции.
Отдельно отметим, что данный параметр никак не связан с соотношением сторон экрана. Соотношение сторон описывает только сам дисплей — а именно его пропорции, соотношение между большей и меньшей стороной прямоугольника.
Оперативная память
Параметр определяет общее быстродействие смартфона: чем больше объем ОЗУ — тем быстрее работает устройство и тем лучше оно справляется с обилием задач и/или ресурсоемкими приложениями (при прочих равных). Это еще более верно в свете того, что большие объемы «оперативки» обычно сочетаются с мощными продвинутыми процессорами. Однако напрямую сравнивать между собой можно только аппараты с идентичными операционными системами, а в случае Android — с одинаковыми версиями и редакциями этой ОС (подробнее обо всем этом см. «Операционная система»). Связано это с тем, что разные ОС и даже разные версии одной ОС могут заметно различаться по требованиям к объему RAM. К примеру, iOS, благодаря неплохой оптимизации под конкретные устройства, способна эффективно работать с
3 ГБ оперативной памяти. Для современных версий Android в обычной редакции (не Go Edition) упомянутые 3 ГБ фактически являются необходимым минимумом. Под такую ОС лучше иметь хотя бы
4 ГБ или
6 ГБ RAM. В высококлассных аппаратах с мощной электронной «начинкой» можно встретить и более впечатляющие цифры —
8 ГБ или даже
12 ГБ и более.
Результаты тестов
Результаты тестов указываются или младшей модели в линейке или конкретной модели, сделано это для большего понимания производительности моделей телефонов если вы сравниваете телефоны по этим параметрам. Например в модели 128 ГБ есть результаты тестирования, а в модели на 256 ГБ в сети нет информации, в обеих моделях вы увидите одинаковое значение которое даст понимание общей производительности устройства. Но если у редакции есть информация отдельно по каждой модели то будет на каждую модель заполнены свои результаты тестов, и у модели с большим объёмом ОЗУ будут большие значения.
AnTuTu Benchmark
Результат, показанный устройством при прохождении теста производительности (бенчмарка) AnTuTu Benchmark.
AnTuTu Benchmark представляет собой комплексный тест, разработанный специально для мобильных устройств, в первую очередь смартфонов и планшетов. При проверке он учитывает эффективность работы процессора, памяти, графики и систем ввода-вывода, обеспечивая таким образом довольно наглядное впечатление о возможностях системы. Чем лучше результат — тем больше количество баллов выдаётся по итогам. И
высокопроизводительными по рейтингу AnTuTu считаются смартфоны, набравшие свыше 900К баллов.
Как и любой бенчмарк, данный тест не дает абсолютной точности: один и тот же аппарат может показывать разные результаты, обычно с отклонениями в пределах 5 – 7 %. Эти отклонения зависят от множества факторов, не связанных непосредственно с системой — начиная от загруженности устройства сторонними программами и заканчивая температурой воздуха при тестировании. Так что говорить о существенном различии между двумя моделями можно лишь в том случае, если разница в их показателях выходит за пределы упомянутой погрешности.
Geekbench
Результат, показанный устройством при прохождении теста производительности (бенчмарка) Geekbench.
Geekbench представляет собой специализированный бенчмарк, предназначенный для процессоров. С версии 4.0 тест применяется еще и для графических ускорителей, под занавес 2019 года вышла редакция бенчмарка под номером «5». В характеристиках портативных гаджетов обычно приводятся данные именно по CPU. Во время тестирования Geekbench имитирует нагрузки, возникающие при выполнении реальных задач, и учитывает как возможности одного ядра, так и эффективность одновременной работы нескольких ядер. Благодаря этому итоговые результаты неплохо характеризуют возможности процессора в повседневном использовании. Кроме того, тест является кроссплатформенным и позволяет сравнивать между собой CPU разных устройств (смартфонов, планшетов, ноутбуков, ПК). В справочной информации указываются значения только многоядерного теста для процессора.
Коммуникации
Виды коммуникаций, поддерживаемые аппаратом помимо мобильных сетей.
Данный список включает два вида характеристик. Первый — это непосредственно технологии связи: Wi-Fi (включая продвинутые стандарты
Wi-Fi 5 (802.11ac) ,
Wi-Fi 6 (802.11ax),
Wi-Fi 6E (802.11ax),
Wi-Fi 7 (802.11be)),
Bluetooth (в том числе поколение
Bluetooth v 5 в виде
версии 5.0,
5.1,
5.2,
5.3,
5.4 и спецификация
6.0),
NFC,
спутниковая связь. Вторая разновидность — дополнительные функции, реализуемые через тот или иной стандарт связи: это прежде всего
поддержка aptX (в том числе
aptX HD,
aptX Adaptive и
aptX Lossless) и даже встроенная рация. Вот более подробное описание каждой из этих характеристик:
— Wi-Fi 4 (802.11n). Wi-Fi — технология беспроводной связи, которая в современных телефонах может применяться как для выхода в Интернет через беспроводные точки доступа, так и для прямой связи
...с другими устройствами (в частности, фотокамерами и дронами). Wi-Fi является обязательным для смартфонов, а вот в традиционных телефонах встречается крайне редко. Конкретно же Wi-Fi 4 (802.11n) обеспечивает скорость передачи данных до 600 Мбит/с и использует сразу два частотных диапазона — 2,4 ГГц и 5 ГГц, благодаря чему совместим и с более ранними стандартами 802.11 b/g, и с более новым Wi-Fi 5 (см. ниже). Wi-Fi 4 по современным меркам считается сравнительно скромным стандартом, однако для большинства задач его все равно вполне достаточно.
— Wi-Fi 5 (802.11ac). Стандарт Wi-Fi (см. выше), являющийся наследником Wi-Fi 4. В теории поддерживает скорости до 6,77 Гбит/с, а также использует диапазон 5 ГГц — он менее загружен посторонними сигналами и более помехоустойчив, чем традиционный 2,4 ГГц. В целях совместимости в смартфоне с модулем Wi-Fi 5 может предусматриваться поддержка и более ранних стандартов, однако этот момент не помешает уточнить отдельно.
— WiGig (802.11ad). Дальнейшее, после Wi-Fi 5, развитие стандартов Wi-Fi, отличающееся прежде всего использованием диапазона 60 ГГц. По максимальной скорости фактически не отличается от Wi-Fi 5, однако более высокая частота увеличивает пропускную способность канала, благодаря чему при одновременной связи нескольких гаджетов с одним общим устройством (например, роутером) скорость связи падает не так сильно, как в более ранних стандартах. С другой стороны, сигнал 802.11ad почти не способен проходить сквозь стены; производители используют различные ухищрения для компенсации этого недостатка, однако наилучшее качество связи все равно достигается лишь при прямой видимости. Оборудования под стандарт WiGig пока выпускается сравнительно мало, а с более ранними версиями Wi-Fi он не совместим; поэтому в смартфонах обычно предусматривается поддержка и других стандартов.
— Wi-Fi 6 (802.11ax). Стандарт, разработанный как непосредственное развитие и усовершенствование Wi-Fi 5. Использует диапазоны от 1 до 7 ГГц — то есть способен работать и на стандартных частотах 2,4 ГГц и 5 ГГц (в том числе с оборудованием более ранних стандартов), и в других полосах частот. Максимальная скорость передачи данных увеличилась до 10 Гбит/с, однако основным преимуществом Wi-Fi 6 стало даже не это, а дальнейшая оптимизация одновременной работы нескольких устройств на одном канале (улучшение технических решений, примененных в Wi-Fi 5 и WiGig). Благодаря этому Wi-Fi 6 дает наименьшее из современных стандартов падение скорости при загруженном канале.
— Wi-Fi 6E (802.11ax). Стандарт Wi-Fi 6E носит техническое название 802.11ax. Но в отличие от базового Wi-Fi 6 (подробнее см. соответствующий пункт), который именуется аналогичным образом, в нём предусматривается работа в незагруженном диапазоне 6 ГГц. В целом же стандарт использует 14 различных диапазонов частот, предлагая высокую пропускную способность в наиболее людных местах со множеством активных подключений. И он обратно совместим с предыдущими версиями.
— Wi-Fi 7 (802.11be). Технология, как и предшествующая Wi-Fi 6E, способна работать в трех частотных диапазонах: 2.4 ГГц, 5 ГГц и 6 ГГц. При этом максимальную ширину полосы пропускания в Wi-Fi 7 нарастили со 160 МГц до 320 МГц — чем шире канал, тем больше данных он может передать. В стандарте IEEE 802.11be используется модуляция 4096-QAM, что тоже позволяет вмещать больше символов в единице передачи данных. Из Wi-Fi 7 можно выжать максимальную теоретическую скорость обмена информацией до 46 Гбит/с. В контексте применения беспроводного подключения для стриминга и видеоигр весьма интересной видится внедренная разработка MLO (Multi-Link Operation). С ее помощью можно агрегировать несколько каналов в разных диапазонах, что существенно уменьшает задержки при передаче данных, обеспечивает низкий и стабильный пинг. А минимизировать задержки связи при условии множества подключенных клиентских устройств призвана технология Multi-RU (Multiple Resource Unit).
— Bluetooth. Технология прямой беспроводной связи между различными устройствами. В мобильных телефонах используется преимущественно для подключения наушников, гарнитур и наручных гаджетов вроде фитнесс-браслетов, однако возможны и другие способы применения — режим пульта ДУ, прямая передача файлов и т. п. В современных мобильниках могут встречаться разные версии Bluetooth, вот их особенности:
- Bluetooth v 4.0. Принципиальное обновление (после версии 3.0), представившее еще один формат передачи данных — Bluetooth с низким энергопотреблением (LE). Этот протокол разработан в основном для миниатюрных устройств, передающих небольшие объемы информации — таких, как фитнесс-браслеты и медицинские датчики. Bluetooth LE позволяет значительно экономить энергию при подобной связи.
- Bluetooth v 4.1. Развитие и усовершенствование Bluetooth 4.0. Одним из ключевых усовершенствований стала оптимизация совместной работы с модулями связи 4G LTE — дабы Bluetooth и LTE не создавали помех друг другу. Кроме того, в этой версии появилась возможность одновременного использования Bluetooth-устройства в нескольких ролях — например, для дистанционного управления внешним устройством с одновременной трансляцией музыки на наушники.
- Bluetooth v 4.2. Дальнейшее, после 4.1, развитие стандарта Bluetooth. Принципиальных обновлений не представило, однако получило ряд улучшений, касающихся надежности и помехозащищенности, а также улучшенную совместимость с «Интернетом вещей» (Internet Of Things)
- Bluetooth v 5.0. Версия, представленная в 2016 году. Ключевыми новшествами стало дальнейшее расширение возможностей, связанных с «Интернетом вещей». В частности, в протоколе Bluetooth Low Energy (см. выше) появилась возможность увеличивать скорость передачи данных вдвое (до 2 Мбит/с) ценой уменьшения дальности, а также увеличивать дальность вчетверо ценой уменьшения скорости; кроме того, был введен ряд улучшений, касающихся одновременной работы с большим количеством подключенных устройств.
- Bluetooth v 5.1. Обновление описанной выше версии v 5.0. Помимо общих улучшений качества и надежности связи, в этом обновлении была реализована такая интересная возможность, как определение направления, с которого поступает Bluetooth-сигнал. Благодаря этому появляется возможность определять местоположение подключенных устройств с точностью до сантиметра, что может пригодиться, к примеру, при поиске беспроводных наушников.
- Bluetooth v 5.2.Следующее, после 5.1, обновление Bluetooth 5 поколения. Основными нововведениями в данной версии стали ряд улучшений безопасности, дополнительная оптимизация энергопотребления в режиме LE и новый формат аудиосигнала для синхронизации параллельного воспроизведения на нескольких устройствах.
- Bluetooth v 5.3. Протокол беспроводной связи Bluetooth v 5.3 был введён в обиход на заре 2022 года. Из нововведений в нём ускорили процесс согласования канала связи между контроллером и устройством, реализовали функцию быстрого переключения между состоянием работы в малом рабочем цикле и высокоскоростном режиме, улучшили пропускную способность и стабильность соединения за счёт снижения восприимчивости к помехам. При неожиданном возникновении помех в режиме работы с низким энергопотреблением Low Energy впредь ускорена процедура выбора канала связи для переключения. Принципиальных новшеств в протоколе 5.3 не представлено, однако ряд качественных улучшений видится в нём налицо.
- Bluetooth v 5.4. В версии протокола 5.4, который представили в начале 2023 года, увеличили радиус действия и скорость обмена данными, что хорошо подходит для использования в приложениях, требующих связи на больших расстояниях (например, системах «умного дома»). Также в Bluetooth v 5.4 усовершенствовали энергосберегающий режим BLE. Эта версия протокола использует новые функции безопасности для защиты данных от несанкционированного доступа, имеет повышенную надежность соединения за счет выбора лучшего канала для связи и предотвращает потери соединений из-за помех.
- Bluetooth v 6.0. Дебют редакции 6.0 состоялся в 2024 году. Одно из ключевых новшеств в стандарте — функция Channel Sounding, позволяющая определять расстояние до подключенных устройств с точностью до сантиметра. Это придется кстати при использовании различных меток, поисковых маячков и т.п. Также в Bluetooth v 6.0 обещано снижение латентности при передаче аудиосигнала, в особенности если беспроводные наушники одновременно связаны с двумя источниками звука. По части других улучшений отмечаются повышенная безопасность передачи информации, возможность передавать большие объемы данных в меньших пакетах и наращивание показателей энергоэффективности беспроводного подключения.
— Поддержка aptX. Технология aptX была разработана для улучшения качества звука, передаваемого по Bluetooth. При передаче звука в обычном формате, без aptX, сигнал довольно сильно сжимается, что сказывается на качестве звучания; это не критично при разговоре по телефону, однако может заметно испортить впечатление от прослушивания музыки. В свою очередь, aptX позволяет передавать аудиосигнал практически без сжатия и добиваться качества звучания, сравнимого с проводным подключением. Такие возможности особенно оценят меломаны, предпочитающие Bluetooth-наушники или беспроводную акустику. Разумеется, для использования aptX его должны поддерживать и смартфон, и внешнее аудиоустройство.
— Поддержка aptX HD. aptX HD представляет собой дальнейшее развитие и улучшение оригинальной технологии aptX, позволяющее передавать звук в еще более высоком качестве — Hi-Res (24-bit/48kHz). По заявлению создателей, данный стандарт позволяет добиться качества сигнала, превосходящего AudioCD, и чистоты звука, сравнимой с проводной связью. Последнее нередко поддается сомнению, однако можно утверждать, что в целом aptX HD обеспечивает очень высокое качество звука. С другой стороны, все преимущества этой технологии становятся заметны только на Hi-Res аудио — с качеством 24-bit/48kHz или выше; в противном случае качество ограничивается не столько особенностями соединения, сколько свойствами исходных файлов.
— Поддержка aptX LL. Модификация технологии aptX, рассчитанная на максимальное снижение задержек при передаче сигнала. Кодировка и декодировка сигнала при передаче звука через Blueooth с aptX неизбежно занимает некоторое время; это не критично при прослушивании музыки, однако в видео или играх может возникнуть заметная рассинхронизация между изображением и звуком. Технология aptX LL лишена этого недостатка; она тоже дает задержку, однако это запаздывание получается настолько малым, что человек его не замечает.
— Поддержка aptX Adaptive. Дальнейшее развитие aptX; фактически объединяет в себе возможности aptX HD и aptX Low Latency, однако не ограничивается этим. Одной из главных особенностей данного стандарта является так называемый адаптивный битрейт: кодек автоматически регулирует фактическую скорость передачи данных, исходя из особенностей транслируемого контента (музыка, игровое аудио, голосовая связь и т.п.) и загруженности используемых частот. Это, в частности, способствует снижению энергопотребления и повышению надежности связи; а специальные алгоритмы позволяют транслировать звук, по качеству сравнимый с aptX HD (24 бит/48 кГц), используя в разы меньшее количество передаваемых данных. А минимальная задержка передачи данных (на уровне aptX LL) делает этот кодек отлично подходящим в том числе для игр и фильмов.
— Поддержка aptX Lossless. Следующая ветвь развития технологии aptX, позволяющая передавать звук CD-качества по беспроводной сети Bluetooth без потерь и использования компрессии. При этом трансляция звука с параметрами дискретизации 16 бит / 44.1 кГц осуществляется с битрейтом порядка 1 Мбит/с — это на порядок быстрее, нежели было в редакции aptX Adaptive. Поддержку aptX Lossless начали внедрять с конца 2021 года в рамках инициативы Snapdragon Sound от Qualcomm, которая доступна на смартфонах, наушниках и колонках с процессором Snapdragon 8 Gen 1 и новее.
— NFC-чип. NFC — технология беспроводной связи на сверхмалых расстояниях, до 10 см. Один из самых популярных вариантов применения данной технологии в смартфонах — бесконтактные платежи, когда аппарат фактически играет роль кредитной карты: достаточно поднести устройство к терминалу с поддержкой бесконтактной технологии вроде PayPass или PayWave. Другой распространенный способ использования NFC — автоматическое соединение с другим NFC-совместимым устройством по Wi-Fi или Bluetooth: поднесенные друг к другу гаджеты автоматически настраивают соединение, и пользователю остается только подтвердить его. Технически возможны и другие варианты: распознавание смарт-карт и RFID-меток, применение аппарата в роли проездного, карты доступа и т. п. Однако такие форматы использования встречаются заметно реже.
— ИК-порт. Инфракрасный порт имеет вид небольшого «глазка», как правило, на верхнем торце телефона. Такое оснащение позволяет превратить телефон в пульт ДУ для управления различной техникой — достаточно установить соответствующее приложение. При этом отметим, что среди подобных приложений можно найти вариант практически под любое устройство — начиная с телевизоров и заканчивая кондиционерами, вытяжками и т. п. Соответственно, «пульт-смартфон» получается весьма универсальным.
— Рация. Встроенный модуль радиосвязи, позволяющий использовать телефон в качестве рации — для общения на относительно небольших расстояниях без использования SIM-карт. Разумеется, для такого общения потребуется другая рация (или телефон с этой функцией). Конкретные частоты, поддерживаемые встроенным радиомодулем, стоит уточнять отдельно; тем не менее, все телефоны с этой особенностью работают в одном или нескольких стандартных диапазонах. На практике это значит, что они способны связываться не только с аналогичными телефонами, но и с классическими гражданскими рациями — при условии совпадения по поддерживаемым диапазонам. Дальность связи, как правило, достаточно невелика; тем не менее, встроенная рация может оказаться весьма полезной тех в ситуациях, когда обычная мобильная связь малоэффективна или недоступна. Характерные примеры таких ситуаций — пребывание «вдали от цивилизации», в зоне слабого покрытия, или поездка за границу, где роуминг обходится недешево.
— Спутниковая связь. Функция спутниковой связи предназначается для отправки экстренных оповещений спасательным службам в чрезвычайных ситуациях. Смартфоны с возможностью подключения к спутниковым частотам могут коммуницировать со службами экстренной помощи в тех зонах, где отсутствует покрытие мобильных сетей. Для лучшего приема сигнала от спутников пользователю желательно находиться на открытом пространстве. На этапе становления функции можно передавать только готовые обращения. В перспективе планируется поддержка полноценного обмена сообщениями посредством спутниковой связи, однако за них будет взиматься отдельная плата.Порты подключения
Проводные разъемы, предусмотренные в конструкции телефона.
В данном пункте обычно уточняется тип универсального разъема (чаще всего
USB C), а также наличие гнезда
mini-jack (3.5 мм) (есть аппараты и
без такого гнезда). Также здесь может указываться интерфейс порта USB C вплоть до высокоскоростной третьей версии (
USB C v 3), расположение разъема 3.5 мм (выхода на наушники) и наличие дополнительных портов, более специфического назначения.
Универсальные разъемы применяются прежде всего для зарядки батареи, для подключения к телефону различных аксессуаров и для соединения самого аппарата с компьютером через кабель; порт 3.5 мм, в свою очередь, предназначен в основном для наушников и других аудиоаксессуаров, хотя возможны и другие форматы использования. Вот более детальное описание разных видов разъемов:
— USB C. Своего рода наследник microUSB, все шире применяемый в мобильных аппаратах. USB C отличается от предшественника прежде всего несколько увеличенными размерами и удобной двусторонней конструкцией: благодаря ей нет разницы, какой стороной вставлять штекер. Кроме того, данный интерфейс позволяет реализовать более продвинутые функции, чем microUSB — в частности, отдельные технологии быстрой зарядки изначально создавались именно под USB C. Также отметим, что в характеристиках может уточняться стандарт USB, подде
...рживаемый разъемом этого типа. На сегодня встречаются такие варианты:
- USB C 3.2 gen1. Стандарт, ранее известный как USB 3.0 и USB 3.1 gen1. Обеспечивает скорость передачи данных до 4,8 Гбит/с.
- USB C 3.2 gen2. Современное название стандарта, ранее называвшегося USB 3.1, затем USB 3.1 gen2. Скорость подключения по этому интерфейсу может достигать 10 Гбит/с.
- USB C 3.2 gen2x2. Стандарт (ранее известный как USB 3.2), обеспечивающий вдвое большую скорость, чем «обычный» USB 3.2 gen2 — то есть до 20 Гбит/с. В отличие от предыдущих версий, был создан специально под разъем USB C.
— microUSB. Универсальный разъем, в свое время чрезвычайно широко применявшийся в портативных устройствах (за исключением разве что техники Apple). Является менее удобным и технически совершенным, чем USB C, поэтому постепенно теряет популярность; тем не менее, в продаже все еще можно встретить немало аппаратов с microUSB.
— Lightning. Фирменный разъем компании Apple, среди смартфонов применяемый исключительно в iPhone. Имеет двустороннюю конструкцию, позволяющую подключать штекер любой стороной. В современных «айфонах» используется и как универсальный, и для подключения наушников (в 2016 году Apple в этих устройствах отказалась от аудиовыхода 3.5 мм).
— Фирменный разъем. Тот или иной универсальный разъем, не относящийся к описанным выше типам. В наше время такое оснащение встречается крайне редко — стандартные интерфейсы являются более удобными и универсальными, так как позволяют использовать не только «родные» аксессуары, но и решения от сторонних производителей.
— Магнитный коннектор. Коннектор, в котором для удержания кабеля используется не стандартная система «штекер-гнездо», а постоянный магнит. Подобные приспособления используются преимущественно во аппаратах с защитой от воды (см. «Влагозащита»), причем чаще всего — для зарядки аккумулятора и в дополнение к стандартным универсальным разъемам (обычно microUSB или USB C). Главное удобство магнитного коннектора состоит в том, что для защиты от воды ему не нужны заглушки. Благодаря этому, во-первых, упрощается подключение и отключение зарядника, во-вторых, сводится к минимуму износ заглушек на стандартных портах — их не нужно всякий раз открывать и закрывать для зарядки. Правда, для магнитного коннектора подходит только специальный «родной» кабель; однако на случай потери или поломки этого кабеля может предусматриваться возможность зарядки обычным способом, через традиционный универсальный разъем.
— Mini-jack (3.5 мм). Разъем, применяемый в основном для подключения проводных наушников и других звуковых устройств (например, портативных колонок). Такое подключение чрезвычайно популярно среди аудиоаксессуаров (причем не только «мобильного» назначения); так что найти наушники, гарнитуру или колонки под этот разъем обычно не составляет проблем. Кроме того, гнездо 3.5 мм может применяться и для более специфических задач — например, подключения считывателя карт или обмена данными с носимыми фитнес-датчиками и другим специфическим оборудованием. Впрочем, такие возможности используются редко и требуют установки специальных приложений, а вот подключение наушников — это первоначальная функция такого разъема, доступная по умолчанию. Так что разъем mini-jack нередко называют «выходом на наушники».
— Расположение выхода на наушники. Описанный выше выход 3.5 мм в современных телефонах может располагаться на верхнем, нижнем или боковом торце аппарата. Впрочем, последний вариант в целом менее удобен, чем первые два, а потому встречается редко. А выбор по данному показателю зависит прежде всего от того, как именно вы собираетесь носить телефон и с какой стороны к нему удобнее всего будет подключать наушники; для разных ситуаций оптимальные варианты также будут разными.