Основной дисплей
Характеристики основного (а чаще всего — и единственного) дисплея, установленного в аппарате.
Помимо основных свойств — таких, как диагональ, разрешение (по нему экраны условно делятся на
HD,
Full HD,
2K и более), тип матрицы (чаще всего
IPS,
OLED,
AMOLED,
Super AMOLED,
Dynamic AMOLED,), в данном списке могут указываться и более специфические особенности. Среди них — форма поверхности (
плоская или
изогнутая), наличие и версия покрытия
Gorilla Glass (включая топовые
v6 и
Victus), поддержка
HDR и частота развертки (частота выше
60 Гц считается
высокой, а именно
частота 90 Гц,
120 Гц и
144 Гц). Вот более детальное описание характеристик, актуальных для современных дисплеев:
— Диагональ. Традиционно диагональ экрана указывается в дюймах. Более крупный дисплей удобнее в использовании: на нем помещается больше информации, а само изо
...бражение лучше читается. Обратной стороной увеличения диагонали является увеличение габаритов устройства. На сегодня маленькими считаются смартфоны с экранами 5" и меньше. 5.6 – 6" и до 6.5" — это уже средний формат. Также немало современных моделей имеет размер 6.5". Классическим телефонам без сенсорных дисплеев крупная диагональ не требуется — в них она обычно не превышает 3".
— Разрешение. Разрешение экрана указывается исходя из его размеров по вертикали и горизонтали в точках (пикселях). Чем больше эти размеры (при той же диагонали) — тем более детализированной и сглаженной выглядит картинка и тем менее на ней заметны отдельные пиксели. С другой же стороны, увеличение разрешения повышает как стоимость самого дисплея, так и требования к аппаратной части телефона. Также стоит отметить, что одно и то же разрешение на экранах разного размера смотрится по разному; так что при оценке детализации стоит учитывать не только данный параметр, но и число PPI (см. ниже).
— PPI. Плотность точек (пикселей) на экране аппарата. Указывается по числу точек на дюйм (points per inch) — количеству пикселей на каждый горизонтальный или вертикальный отрезок в 1". Этот показатель зависит одновременно от диагонали и разрешения, однако в итоге именно число PPI определяет, насколько сглаженным и детализированным получается изображение на дисплее. Для сравнения отметим, что на расстоянии около 25 – 30 см от глаз плотность в 300 PPI и более делает отдельные пиксели практически незаметными для человека с нормальным зрением, картинка воспринимается как целостная; на бОльших расстояниях подобный эффект заметен и при меньшей плотности точек.
— Тип матрицы. Технология, по которой выполнена матрица экрана. Этот параметр указывается только для относительно продвинутых дисплеев, превосходящих по характеристикам простейшие ЖК-экраны кнопочных телефонов. Наибольшее распространение в наше время получили такие типы матриц:
- IPS. Наиболее популярная технология для экранов современных смартфонов. Обеспечивает весьма достойное качество изображения, углы обзора и скорость отклика, хотя и нескольку уступает по этим параметрам многим более продвинутым вариантам (см. ниже). С другой стороны, IPS имеет и немаловажные преимущества: долговечность, равномерный износ, а также довольно невысокую стоимость. Благодаря этому подобные экраны можно встретить во всех категориях смартфонов — от бюджетных до топовых.
- AMOLED. Технология матриц на основе органических светодиодов (OLED), разработанная компанией Samsung. Одним из ключевых отличий таких матриц от более традиционных дисплеев является то, что они не требуют внешней подсветки: каждый пиксель сам по себе является источником света. Из-за этого энергопотребление такого экрана зависит от особенностей отображаемого изображения, однако в целом оно получается довольно невысоким. Кроме того, AMOLED-матрицы отличаются широкими углами обзора, отличными показателями яркости и контрастности, высоким качеством цветопередачи и небольшим временем отклика. Благодаря этому подобные экраны продолжают применяться в современных смартфонах, несмотря на появление более продвинутых технологий; их можно встретить даже в моделях топового сегмента. Главным недостатком данной технологии являются относительно высокая стоимость и неравномерный износ пикселей: точки, которые дольше и чаще работают на высокой яркости, выгорают быстрее. Впрочем, обычно этот эффект становится заметен лишь спустя несколько лет интенсивного использования — срок, сравнимый с эксплуатационным ресурсом самого смартфона.
- AMOLED (LTPO). Продвинутая разновидность AMOLED-панелей с возможностью динамической подстройки частоты обновления в зависимости от выполняемых задач. Аббревиатура LTPO (Low Temperature Polycrystalline Oxid) расшифровывается как «низкотемпературный поликристаллический оксид». За этим термином стоит комбинация традиционной технологии LTPS и тонкого слоя оксидной пленки TFT с добавлением гибридно-оксидного поликристаллического кремния для управления цепями переключения развертки. Панели AMOLED (LTPO) на порядок снижают уровень энергопотребления гаджета. Так, при выполнении активных действий экран устройства использует максимальную или высокую частоту обновления, а во время просмотра картинок или чтения текста дисплей снижает показатель до минимума.
- Super AMOLED. Улучшенная версия описанной выше технологии AMOLED Одним из ключевых усовершенствований стало то, что в экранах Super AMOLED нет прослойки воздуха между сенсорным слоем и расположенным под ним дисплеем. Это позволило еще более повысить яркость и качество картинки, увеличить скорость и надежность срабатывания сенсора и одновременно снизить энергопотребление. Недостатки у таких матриц те же, что и у оригинальных AMOLED. В целом они получили довольно широкое распространение; большинство смартфонов с подобными экранами относятся к средней и топовой категории, однако встречаются и бюджетные модели.
- OLED. Различные типы матриц, основанные на использовании органических светодиодов; по сути — аналоги AMOLED и Super AMOLED, выпускаемые не Samsung, а другими компаниями. Конкретные особенности таких экранов могут быть разными, однако в большинстве своем они, с одной стороны, дороже популярных IPS, с другой — обеспечивают более высокое качество изображения (включая яркость, контрастность, углы обзора и достоверность цветопередачи), а также потребляют меньше энергии и имеют небольшую толщину. Главные недостатки OLED-экранов — высокая цена (которая, впрочем, постоянно снижается по мере развития и совершенствования технологии), а также подверженность органических пикселей выгоранию при длительной трансляции статичных изображений или картинки со статичными элементами (панель уведомлений, экранные кнопки и т.п.).
- OLED (полимерный). Экраны на органических светодиодах (OLED), в которых для основы используется не стекло, а прозрачный полимерный материал. Подчеркнем, что речь идет именно об основе матрицы; сверху она прикрывается таким же стеклом, как и в других типах экранов. Как бы то ни было, подобная конструкция дает ряд преимуществ по сравнению с традиционными «стеклянными» матрицами: она обеспечивает дополнительную стойкость к ударам и отлично подходит для создания изогнутых дисплеев. С другой стороны, по оптическим свойствам пластик все же не дотягивает до стекла; так что экраны данного типа по качеству изображения нередко уступают своим «ровесникам», выполненным по традиционной OLED-технологии, а при схожем качестве картинки — стоят заметно дороже.
- OLED (LTPO). OLED-матрицы с адаптивной частотой обновления, изменяемой в широком диапазоне исходя из выполняемых задач. В играх экраны с LTPO-технологией автоматически поднимают частоту развертки до максимальных значений, при просмотре статичных изображений — снижают ее вплоть до минимума (от 1 Гц). В существе технологии лежит традиционная LTPS-подложка с тонкой оксидной пленкой TFT поверх основания тонкопленочных транзисторов. Возможность контроля потоков электронов обеспечивает динамическое управление частотой обновления. Конкурентным преимуществом OLED (LTPO) можно назвать сниженное энергопотребление.
Помимо этого, экраны в современных смартфонах могут выполняться по таким технологиям:
- PLS. Вариация технологии IPS, созданная компанией Samsung. По некоторым показателям — в частности, яркости, контрастности и углам обзора — превосходит оригинал, при этом обходится дешевле в производстве и позволяет создавать гибкие дисплеи. Впрочем, по ряду причин особой популярностью не пользуется.
- Super AMOLED Plus. Дальнейшее развитие описанной выше технологии Super AMOLED. Позволяет создавать еще более яркие, контрастные и в то же время тонкие и энергоэффективные экраны. Впрочем, чаще всего такие экраны в наше время обозначаются просто как «Super AMOLED», без приставки «Plus».
- Dynamic AMOLED. Еще одно усовершенствование AMOLED, представленное в 2019 году. Основными особенностями таких матриц являются увеличенная яркость без значительного роста энергопотребления, а также 100 % охват цветового пространства DCI-P3 и совместимость с HDR10+; последние два момента, в частности, позволяют максимально качественно воспроизводить на таких экранах современное высокобюджетное кино. Главный недостаток Dynamic AMOLED традиционен — высокая цена; так что встречаются такие матрицы в основном в топовых моделях.
- Super Clear TFT. Совместная разработка Samsung и Sony, которая появилась как вынужденная альтернатива Super AMOLED-матрицам (спрос на них одно время значительно превышал возможности по производству). Правда, качество изображения у Super Clear TFT несколько ниже — зато и в производстве такие матрицы заметно проще и дешевле, а по характеристикам они все же превосходят большинство IPS-экранов. Впрочем, в наше время данная технология встречается редко, уступая позиции AMOLED в разных версиях.
- Super LCD. Еще одна альтернатива различным видам технологии AMOLED; применяется преимущественно в смартфонах HTC. Аналогично Super AMOLED, в таких экранах нет лишней воздушной прослойки, что положительно сказывается как на качестве изображения, так и на четкости срабатываний сенсора. Заметным достоинством Super LCD является хорошая энергоэффективность, особенно при отображении яркого белого цвета; а вот по общей насыщенности цветов (включая черный) данная технология заметно уступает AMOLED.
- LTPS. Продвинутая разновидность TFT-матриц, созданная на основе т.н. низкотемпературного поликристаллического кремния. Позволяет без особых трудностей создавать экраны с очень высокой плотностью пикселей (более 500 PPI — см. выше), добиваясь высоких разрешений даже при небольшой диагонали. Кроме того, часть управляющей электроники можно встроить прямо в матрицу, уменьшив общую толщину дисплея. Главным недостатком LTPS является сравнительно высокая стоимость, однако в наше время такие экраны можно встретить даже в бюджетных смартфонах.
- S-PureLED. Технология, созданная компанией Sharp и применяемая преимущественно в ее смартфонах. Собственно, технология самих матриц в данном случае носит название S-CG Silicon TFT, а S-PureLED — это название специального слоя, применяемого для повышения прозрачности. S-CG Silicon TFT позиционируется создателями как модификация описанной выше технологии LTPS, позволяющая еще более увеличить разрешение дисплея и в то же время встроить в него больше управляющей электроники (вплоть до целого «процессора на стекле») без увеличения толщины. Разумеется, и стоят такие экраны недешево.
- E-Ink. Матрицы на основе так называемых «электронных чернил» — технологии, распространенной прежде всего в электронных книгах. Главная особенность такого экрана заключается в том, что при его работе энергия тратится только на изменение изображения; неподвижная картинка питания не требует и может оставаться на дисплее даже при полном отсутствии энергии. Кроме того, по умолчанию E-Ink матрицы не светятся сами, а отражают наружный свет — так что собственная подсветка для них не обязательна (хотя она может предусматриваться для работы в сумерках и темноте). Все это обеспечивает солидную экономию энергии; а для некоторых пользователей такие экраны чисто субъективно более комфортны и менее утомительны, чем традиционные матрицы. С другой стороны, технология E-Ink имеет и серьезные недостатки — это прежде всего большое время отклика, а также сложность и дороговизна цветных дисплеев в сочетании с низким качеством цветопередачи на них. В свете этого в смартфонах такие матрицы являются очень редким и экзотическим вариантом.
— Частота развертки. Максимальная частота обновления дисплея, иными словами — наибольшая частота кадров, которую он способен эффективно воспроизвести. Чем выше этот показатель — тем более плавным и сглаженным получается изображение, тем меньше заметны «эффект слайдшоу» и размытие предметов при движении на экране. В то же время стоит учитывать, что частота обновления в 60 Гц, поддерживаемая практически любым современным смартфоном, вполне достаточна для большинства задач; даже видеоролики высокого разрешения в наше время почти не используют большую частоту кадров. Поэтому частота развертки в нашем каталоге специально уточняется в основном для экранов, способных выдать более 60 Гц (в некоторых моделях — до 240 Гц). Такая высокая частота может пригодиться в играх и некоторых других задачах, также она улучшает общие впечатления от интерфейса ОС и приложений — движущиеся элементы в таких интерфейсах перемещаются максимально плавно и без смазывания.
— HDR. Технология, позволяющая расширить динамический диапазон экрана. В данном случае подразумевается диапазон яркости — проще говоря, наличие HDR позволяет экрану отображать более яркий белый и более темный черный цвет, чем на дисплеях без поддержки этой технологии. На практике это дает заметное повышение качества картинки: улучшается насыщенность и достоверность передачи различных цветов, а детали на очень светлых или очень темных участках кадра не «тонут» в белом или черном цвете. Однако все эти преимущества становятся заметны лишь при условии, что воспроизводимый контент изначально записан в HDR. В наше время применяется несколько разновидностей данной технологии, вот их особенности:
- HDR10. Исторически первый из потребительских HDR-форматов, чрезвычайно популярный и в наши дни: в частности, поддерживается практически всеми стриминговыми сервисами с HDR-контентом и стандартно применяется для такого контента на дисках Blu-ray. Обеспечивает глубину цвета в 10 бит (более миллиарда оттенков). При этом на аппаратах с этой технологией можно воспроизводить и контент формата HDR10+ (см. ниже) — разве что его качество будет ограничиваться возможностями оригинального HDR10.
- HDR10+. Усовершенствованная версия HDR10. При той же глубине цвета (10 бит) использует так называемые динамические метаданные, позволяющие передавать информацию о глубине цвета не только для групп из нескольких кадров, но и для отдельно взятых кадров. Благодаря этому достигается дополнительное улучшение цветопередачи.
- Dolby Vision. Продвинутый стандарт, используемый, в частности, в профессиональном кинематографе. Позволяет добиться глубины цвета в 12 бит (почти 69 млрд оттенков), использует упомянутые выше динамические метаданные, к тому же дает возможность передавать в одном видеопотоке сразу два варианта изображения — HDR и обычное (SDR). При этом Dolby Vision основан на той же технологии, что и HDR10, поэтому в современной электронике данный формат нередко сочетается с HDR10 или HDR10+.
— Поддержка DC Dimming. Дословно с английского Direct Current Dimming переводится как затемнение постоянным током. Эта технология призвана минимизировать мерцание в OLED и AMOLED-экранах, что, в свою очередь, снижает нагрузку на зрительный аппарат пользователя и бережет зрение. «Немерцающий» эффект достигается посредством прямого управления яркостью светодиодов системы подсветки путем изменения величины подаваемого на них напряжения. За счет этого и обеспечивается уменьшение интенсивности свечения экрана.
— Изогнутый экран. Экран, имеющий загнутые края, на которые заходит отображаемое изображение. Иными словами, изогнутым в данном случае является не только стекло, но и часть активной матрицы. Дисплеи, в которых изгиб имеют оба края, иногда обозначают также термином «2.5D-стекло»; также встречаются аппараты, где экран загнут только с одной стороны. В любом случае данная особенность придает смартфону интересный внешний вид и улучшает видимость изображения с некоторых ракурсов, однако заметно сказывается на стоимости и может создавать неудобства при удержании (особенно без чехла). Так что перед покупкой модели с таким оснащением в идеале стоит подержать аппарат в руке и убедиться, что он достаточно удобен.
— Стекло Gorilla Glass. Специальное высокопрочное стекло, используемое в качестве покрытия дисплея. Характеризуется выносливостью и стойкостью к царапинам, во много раз превосходит обычное стекло по этим показателям. Широко применяется в смартфонах, где крупные размеры экранов выдвигают повышенные требования к надежности покрытия. В современных телефонах могут встречаться разные версии этого стекла, вот особенности разных вариантов:
- Gorilla Glass v3. Наиболее старая из актуальных на сегодня версий — выпущена в 2013 году; сейчас встречается в основном среди недорогих или устаревших устройств. Тем не менее, у этого покрытия есть и несомненные достоинства: это первое поколение Gorilla Glass, где создатели сделали заметный акцент на стойкости к царапинам от ключей, монет и других предметов, с которыми телефон может «столкнуться» в кармане или сумке. По этому показателю версия v3 оставалась непревзойденной аж до выпуска Gorilla Glass Victus в 2020 году.
- Gorilla Glass v4. Версия, вышедшая в 2014 году. Ключевой особенностью стало то, что при разработке этого покрытия основное внимание было уделено стойкости к ударам (тогда как предыдущие поколения делали упор в основном на сопротивление царапинам). В итоге стекло получилось вдвое прочнее, чем в версии 3, притом что его толщина составляет всего 0,4 мм. Но вот стойкость к царапинам, по сравнению с предшественником, несколько снизилась.
- Gorilla Glass v5. Усовершенствование «гориллы» выпущенное в 2016 году и направленное на дальнейшее повышение стойкости к ударам. Согласно данным разработчиков, стекло версии v5 получилось в 1,8 раза прочнее предшественника, оно оставалось целым в 80 % падений с высоты в 1,6 м «лицом вниз» на шероховатую поверхность (а гарантированная ударостойкость составляет 1,2 м). Также несколько улучшилась стойкость к царапинам, однако до показателей v3 этот материал все равно не дотягивает.
- Gorilla Glass v6. Версия, представленная в 2018 году. Для этого покрытия заявлено повышение прочности в 2 раза по сравнению с предшественниками, а также способность переносить многократные падения на жесткую поверхность (при испытаниях стекло v6 успешно перенесло 15 падений с высоты 1 м). Максимальная высота падения (однократного) с гарантированным сохранением целостности заявлена на уровне 1,6 м. Устойчивость к царапинам улучшений практически не получила.
- Gorilla Glass 7. Первоначальное название для Gorilla Glass Victus — см. ниже.
- Gorilla Glass Victus. «Наследник» Gorilla Glass 6, выпущенный летом 2020 года. В этом покрытии создатели уделили внимание не только повышению общей прочности, но и улучшению стойкости к царапинам. По последнему показателю Victus превосходит даже версию v3, не говоря уже о более чувствительных материалах (а по сравнению с v6 заявлено повышение стойкости к царапинам в два раза). Что касается прочности, то она позволяет гарантированно переносить однократные падения с высоты до 2 м, а также до 20 последовательных падений с высоты в 1 м.
Яркость
Максимальная яркость в нитах, обеспечиваемая экраном смартфона.
Чем ярче дисплей, тем более читабельной остаётся на нём картинка под интенсивным внешним освещением (к примеру, на улице в ясную солнечную погоду). Также высокая яркость важна для корректного отображения HDR-контента. Однако большой запас по данному показателю сказывается на стоимости и энергопотреблении экрана. Производители могут указывать стандартное, максимальное и пиковое значение яркости. При этом между максимальной и пиковой яркостью нельзя поставить знак равенства. Первая обозначает способность экрана выдавать указанную яркость по всей его площади, в то время как пиковая — на ограниченном участке и непродолжительное время (в основном для HDR-контента).
Тест DxOMark (дисплей)
DxOMark — независимый частный научно-исследовательский центр, в составе которого действует отдел по оценке качества экранов мобильных телефонов. В ходе тестирования DxOMark дисплеи смартфонов проходят всесторонний анализ, от четкости изображения и скорости отклика до наличия артефактов и проблем с рендерингом. После прохождения теста смартфону присваиваются баллы за качество экрана.
Результаты тестов
Результаты тестов указываются или младшей модели в линейке или конкретной модели, сделано это для большего понимания производительности моделей телефонов если вы сравниваете телефоны по этим параметрам. Например в модели 128 ГБ есть результаты тестирования, а в модели на 256 ГБ в сети нет информации, в обеих моделях вы увидите одинаковое значение которое даст понимание общей производительности устройства. Но если у редакции есть информация отдельно по каждой модели то будет на каждую модель заполнены свои результаты тестов, и у модели с большим объёмом ОЗУ будут большие значения.
AnTuTu Benchmark
Результат, показанный устройством при прохождении теста производительности (бенчмарка) AnTuTu Benchmark.
AnTuTu Benchmark представляет собой комплексный тест, разработанный специально для мобильных устройств, в первую очередь смартфонов и планшетов. При проверке он учитывает эффективность работы процессора, памяти, графики и систем ввода-вывода, обеспечивая таким образом довольно наглядное впечатление о возможностях системы. Чем лучше результат — тем больше количество баллов выдаётся по итогам. И
высокопроизводительными по рейтингу AnTuTu считаются смартфоны, набравшие свыше 900К баллов.
Как и любой бенчмарк, данный тест не дает абсолютной точности: один и тот же аппарат может показывать разные результаты, обычно с отклонениями в пределах 5 – 7 %. Эти отклонения зависят от множества факторов, не связанных непосредственно с системой — начиная от загруженности устройства сторонними программами и заканчивая температурой воздуха при тестировании. Так что говорить о существенном различии между двумя моделями можно лишь в том случае, если разница в их показателях выходит за пределы упомянутой погрешности.
Wild Life (Extreme)
Результат, показанный устройством при прохождении теста производительности (бенчмарка) Wild Life (Extreme) от 3DMark.
Бенчмарк Wild Life (Extreme) предлагает два способа тестирования производительности графики: в рамках быстрого теста дается оценка мгновенной производительности, а в более длительном режиме устройство подвергается продолжительной нагрузке. Тем самым можно оценить, насколько производительность остается стабильной и не падает от перегрева или троттлинга. Бенчмарк является кроссплатформенными, благодаря чему существует возможность сравнивать между собой устройства под разными ОС и даже разных классов (например, смартфоны и ноутбуки).
Важно понимать, что данный тест не дает абсолютной точности (как, впрочем, и любой другой бенчмарк). Одно и то же устройство может показывать разные результаты — они зависят от множества факторов, не связанных непосредственно с системой. Обусловленная этими факторами погрешность зачастую составляет порядка 5 – 7 %. Так что говорить о существенном различии между двумя сравниваемыми моделями можно лишь в том случае, если разница в показателях выходит за пределы упомянутой погрешности.
Количество объективов
Количество отдельных объективов, предусмотренное в модуле основной (тыловой) камеры аппарата. Указывается только в том случае, если объективов несколько. Каждый «глазок» при этом имеет свою матрицу и, по сути, является отдельной камерой; однако они вполне могут использоваться в связке, формируя один снимок по данным с нескольких объективов либо взаимно дополняя возможности друг друга. В качестве иллюстрации второго случая можно привести такой пример: при использовании зума смартфон может автоматически переключаться с основной оптики на телеобъектив, когда выбранная пользователем кратность превышает определенный порог.
Простейший вариант основного модуля с несколькими объективами —
сдвоенная камера, однако все чаще встречаются аппараты с
3 и более тыловыми камерами (в отдельных моделях количество объективов может достигать шести). В любом случае эти камеры обычно различаются по характеристикам и выполняют разные функции. Так, обычная цветная камера может дополняться объективом для черно-белой съемки, улучшающим контрастность; в некоторых моделях объективы с разными фокусными расстояниями позволяют выбирать оптимальный угол обзора для тех или иных условий; информация со вспомогательного объектива (см. ниже) обычно применяется для регулировки глубины фокуса на уже готовом снимке, и т. п. Эти подробности стоит уточнять отдельно, однако в любом случае несколько объективов означают расширенны
...е возможности съемки.Основной объектив
Характеристики основного объектива тыловой камеры, установленной в телефоне. В моделях с несколькими объективами (см. «Кол-во объективов») основным считается «глазок», отвечающий за базовые возможности съемки и не имеющий выраженной специализации (широкоугольный, телеобъектив и т. п.). Здесь могут указываться четыре основных параметра: разрешение, светосила (довольно часто встречается оптика с
высокой светосилой), фокусное расстояние, дополнительные данные матрицы.
Разрешение (в мегапикселях, МП)
Разрешение матрицы, используемой для основного объектива. Бюджетные варианты оснащаются модулем на
8 МП и
ниже, многие модели имеют
камеру 12 МП /
13 МП, также в последнее время популярна тенденция к наращиванию мегапикселей. Часто в смартфонах можно встретить основной фотомодуль на
48 МП,
50 МП,
64 МП и даже
108 МП.
От разрешения сенсора напрямую зависит наибольшее разрешение получаемого изображения; а высокое разрешение «картинки», в свою очередь, позволяет лучше отображать мелкие детали. С другой же стороны, само по себе увеличение числа мегапикселей может привести к ухудшению общего качества изображения — из-за меньшего размера каждого конкрет
...ного пикселя растет уровень шумов. В итоге непосредственно разрешение камеры на качество съемки влияет слабо — большее зависит от физического размера матрицы, особенностей оптики и различных конструктивных ухищрений, применяемых производителем.
Светосила
Светосила описывает способность объектива пропускать свет. Записывается она дробным числом, например f/1.9. При этом чем больше число в знаменателе — тем ниже светосила, тем меньше света проходит через оптику при прочих равных. То есть, к примеру, объектив f/2.6 будет более «темным», чем f/1.9.
Высокая светосила дает камере целый ряд преимуществ. Во-первых, она улучшает качество съемки при низкой освещенности. Во-вторых, появляется возможность снимать на малых выдержках, сводя к минимуму эффект «шевеленки» и размытие движущихся предметов в кадре. В-третьих, на светосильной оптике проще добиться красивого размытия фона («боке») — например, при портретной съемке.
Фокусное расстояние (в миллиметрах)
Фокусным расстоянием называют такое расстояние между матрицей и центром объектива (сфокусированного на бесконечность), при котором на матрице получается максимально четкое изображение. Впрочем, для смартфонов в характеристиках указывается не фактическое, а так называемое эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР) — условный показатель, пересчитанный по особым формулам; о нем и пойдет речь. По этому показателю можно оценивать и сравнивать между собой камеры с разным размером матриц (фактическое фокусное расстояние для этого использовать нельзя, так как при разном размере сенсора одно и то же реальное фокусное расстояние будет соответствовать разным углам обзора).
Как бы то ни было, от ЭФР напрямую зависит угол обзора и степень увеличения: большее фокусное расстояние дает меньший угол обзора и более крупный размер отдельных предметов, попавших в кадр, а уменьшение этого расстояния, в свою очередь, позволяет охватывать большее пространство. В большинстве современных смартфонов фокусное расстояние основной камеры лежит в диапазоне от 13 до 35 мм; если сравнивать с оптикой традиционных фотоаппаратов, то объективы с ЭФР до 25 мм можно отнести к широкоугольным, более 25 мм — к универсальным моделям «с уклоном в широкоугольную съемку». Подобные значения выбираются с учетом того, что смартфоны нередко используются для съемки в стесненных условиях, когда при малом расстоянии в кадр нужно вместить довольно обширное пространство. Увеличение картинки, при необходимости, чаще всего осуществляется цифровым способом — за счет запаса мегапикселей на матрице; но встречаются и модели с оптическим увеличением (см. ниже) — для них приводится не одно значение, а весь рабочий диапазон ЭФР (напомним, оптический зум осуществляется изменением фокусного расстояния).
Угол обзора (в градусах)
Угол обзора характеризует размер пространства, охватываемого объективом, а также размер отдельных предметов, «видимых» камерой. Чем больше этот угол — тем большая часть сцены попадает в кадр, однако тем мельче получаются отдельные предметы на изображении. Угол обзора непосредственно связан с фокусным расстоянием (см. выше): увеличение этого расстояния сужает поле зрения объектива, и наоборот.
Отметим, что данный параметр в целом считается важным скорее для профессионального применения камеры, чем для любительской фотосъемки. Поэтому данные по углу обзора приводят в основном для смартфонов, оснащенных продвинутым камерами — в том числе для того, чтобы подчеркнуть таким образом высокий класс камер. Что касается конкретных значений, то для основного объектива они обычно лежат в диапазоне от 70° до 82° — это соответствует общей специфике такой оптики (универсальная съемка с упором на общие сцены и обширный охват на небольших расстояниях).
Дополнительные данные матрицы
Дополнительная информация касательно матрицы, установленной в основном объективе. В этом пункте может указываться как размер по диагонали (в дюймах), так и модель сенсора, а иногда — оба параметра сразу. В любом случае подобные данные приводятся в том случае, если аппарат оснащен высококлассной матрицей, которая заметно выделяется на общем фоне. С моделью все довольно просто: зная название сенсора, можно найти подробные данные по нему. Размер стоит рассмотреть несколько подробнее.
Диагональ матрицы традиционно указывается в дробных частях дюйма — соответственно, к примеру, сенсор на 1/2.3" будет крупнее, чем 1/2.6". Более крупные матрицы считаются более продвинутыми, так как при том же разрешении они позволяют добиться лучшего качества изображения. Логика здесь простая — за счет крупной площади сенсора каждый отдельный пиксель также имеет бОльшие размеры и на него попадает больше света, что улучшает чувствительность и снижает шумы. Разумеется, фактическое качество картинки будет зависеть также от ряда других параметров, но в целом больший размер сенсора, как правило, означает более продвинутую камеру. В продвинутых фотофлагманах можно встретить матрицы с физическим размером 1”, что сравнимо с датчиками изображения, применяемыми в топовых компактных фотоаппаратах с несменной оптикой.Телеобъектив
Характеристики
телеобъектива основной камеры, установленной в телефоне.
Эти подробности актуальны только для камер с несколькими объективами (см. «Кол-во объективов») — причем не всех, а лишь тех, где имеется «глазок» с большим фокусным расстоянием (заметно большим, чем в основном объективе) и, соответственно, сравнительно высокой степенью увеличения. Он и является телеобъективом. В данном же пункте могут указываться четыре основных параметра: разрешение, светосила, фокусное расстояние и дополнительные данные матрицы.
Разрешение (в мегапикселях, МП)
Разрешение матрицы, используемой для телеобъектива.
От разрешения сенсора напрямую зависит наибольшее разрешение получаемого изображения; а высокое разрешение «картинки», в свою очередь, позволяет лучше отображать мелкие детали. С другой стороны, само по себе увеличение числа мегапикселей может привести к ухудшению общего качества изображения — из-за меньшего размера каждого конкретного пикселя растет уровень шумов. В итоге непосредственно разрешение камеры на качество съемки влияет слабо — многое зависит также от размера матрицы, особенностей оптики и различных конструктивных ухищрений, применяемых производителем.
Что касается разрешения телеобъектива, то оно, как правило, несколько ниже, чем у основной оптики (см. «Основной объектив») либо же соответствует ему. Предусматривать более высокие значения в данном случае не имеет смысла по ряду п
...ричин — в частности, потому, что широкоугольному основному объективу требуется довольно значительный запас пикселей для цифрового зума, а для телеобъектива это не так критично — у него степень приближения сама по себе довольно высока.
Светосила
Светосила описывает способность объектива пропускать свет. Записывается она дробным числом, например f/1.9. При этом чем больше число в знаменателе — тем ниже светосила, то есть, к примеру, объектив f/2.6 будет пропускать меньше света, чем f/1.9.
Высокая светосила дает камере целый ряд преимуществ: она позволяет снимать на малых выдержках, сводя к минимуму вероятность «шевеленки», а также облегчает съемку при слабой освещенности и съемку с художественным размытием фона (боке). Однако для телеобъектива подобные возможности не так важны, как для основной камеры — подобные объективы обычно имеют специфическое назначение, и в них более желательной нередко оказывается большая глубина резкости, достигаемая как раз при малой светосиле. Так что в целом данный параметр является скорее справочным, нежели практически значимым при выборе.
Фокусное расстояние
Фокусным расстоянием называют такое расстояние между матрицей и центром объектива (сфокусированного на бесконечность), при котором на матрице получается максимально четкое изображение. Впрочем, для смартфонов в характеристиках указывается не фактическое, а так называемое эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР) — условный показатель, пересчитанный по особым формулам; о нем и пойдет речь. По этому показателю можно оценивать и сравнивать между собой камеры с разным размером матриц (фактическое фокусное расстояние для этого использовать нельзя, так как при разном размере сенсора одно и то же реальное фокусное расстояние будет соответствовать разным углам обзора).
Как бы то ни было, от ЭФР напрямую зависит угол обзора и степень увеличения: большее фокусное расстояние дает меньший угол обзора и более крупный размер отдельных предметов, попавших в кадр, а уменьшение этого расстояния, в свою очередь, позволяет охватывать большее пространство. А поскольку телеобъективы должны обеспечивать большее увеличение, чем основная оптика, то они по определению имеют большее фокусное расстояние. Правда, по сравнению с классическими телеобъективами для цифровых камер это расстояние невелико — порядка 50 – 60 мм, а то и менее 40 мм (что для обычного фотоаппарата соответствует среднефокусной и широкоугольной оптике соответственно). Однако это нельзя назвать недостатком, учитывая особенности съемки на смартфоны. Кроме того, бывают и исключения — смартфоны с «дальнобойной» оптикой на 80 и более мм, что уже является вполне приличным показателем и для традиционной фотокамеры.
Угол обзора (в градусах)
Угол обзора характеризует размер пространства, охватываемого объективом, а также размер отдельных предметов, «видимых» камерой. Чем больше этот угол — тем большая часть сцены попадает в кадр, однако тем мельче получаются отдельные предметы на изображении. Угол обзора непосредственно связан с фокусным расстоянием (см. выше): увеличение этого расстояния сужает поле зрения объектива, и наоборот.
Отметим, что данный параметр в целом считается важным скорее для профессионального применения камеры, чем для любительской фотосъемки. Поэтому данные по углу обзора приводят в основном для смартфонов, оснащенных продвинутым камерами — в том числе для того, чтобы подчеркнуть таким образом высокий класс камер. Конкретно же в телеобъективах эти углы относительно невелики — напомним, высокое увеличение в такой оптике достигается именно за счет сужения поля зрения. В большинстве случаев размер этого поля лежит в диапазоне 45 – 52°.
Дополнительные данные матрицы
Дополнительная информация касательно матрицы, установленной в телеобъективе. В этом пункте может указываться как размер по диагонали (в дюймах), так и модель сенсора, а иногда — оба параметра сразу. В любом случае подобные данные приводятся в том случае, если аппарат оснащен высококлассной матрицей, которая заметно выделяется на общем фоне. С моделью все довольно просто: зная название сенсора, можно найти подробные данные по нему. Размер стоит рассмотреть несколько подробнее.
Диагональ матрицы традиционно указывается в дробных частях дюйма — соответственно, к примеру, сенсор на 1/3.4" будет крупнее, чем 1/4". Более крупные матрицы считаются более продвинутыми, так как при том же разрешении они позволяют добиться более качественного изображения. Это связано с тем, что за счет большей площади сенсора каждый отдельный пиксель также имеет бОльшие размеры и на него попадает больше света, что улучшает чувствительность и снижает шумы. Разумеется, фактическое качество картинки будет зависеть также от ряда других параметров, но в целом больший размер сенсора, как правило, означает более продвинутую камеру. Однако стоит сказать, что в телеобъективах сенсоры в целом заметно мельче, чем в основных объективах — к примеру, довольно частыми вариантами являются как раз упомянутые 1/3.4" и 1/4". Это связано в основном со второстепенной ролью таких камер — небольшие матрицы обходятся дешевле. Кроме того, при «дальнобойной» съемке крупный сенсор по ряду причин не так важен, как в обычной.