Размер матрицы
Физический размер матрицы видеокамеры. Обычно измеряется по диагонали и обозначается в долях дюйма — например, 1/3" или 1/2.33" (второй вариант, соответственно, больше). Кроме того, в видеокамерах могут устанавливаться матрицы «фотографического» формата, в этом случае используется соответствующее обозначение — например, APS-C.
Чем крупнее сенсор — тем выше качество изображения, которое он способен обеспечить (при прочих равных, разумеется). Это связано с тем, что на более крупных матрицах каждый отдельный пиксель имеет больший размер, на него попадает большее количество света, что повышает чувствительность и снижает уровень шумов; это особенно важно для съёмки при слабом освещении. Для любительских целей вполне хватает небольших матриц, а вот в профессиональных камерах (см. «По назначению») данный параметр составляет не менее 1/3". Исключением, правда, являются модели с несколькими матрицами (см. «Количество матриц») — в них каждый отдельный сенсор довольно невелик, а высокое качество обеспечивается за счёт особенностей обработки изображения.
Фокусное расстояние (экв. 35 мм)
Фокусное расстояние штатного объектива видеокамеры в пересчёте на полнокадровую матрицу формата 35 мм. Также этот параметр называют «эквивалентное фокусное расстояние» — ЭФР.
Само по себе фокусное расстояние — это дистанция от оптического центра объектива (при фокусировке на бесконечность) до матрицы, при которой на матрице получается максимально резкое изображение. Оно является одной из ключевых характеристик любого объектива, т.к. определяет углы обзора, степень приближения и, соответственно, специфику применения оптики. В то же время сравнивать различные варианты по фактическому фокусному расстоянию нельзя: законы физики таковы, что при разных размерах матриц одно и то же фокусное расстояние будет давать разные углы обзора. Поэтому в качестве универсальной характеристики и критерия для сравнения было принято ЭФР. Его можно описать как фокусное расстояние, которое имел бы объектив под матрицу 35 мм с такими же углами обзора.
Чем больше фокусное расстояние — тем уже будет угол обзора и тем выше степень приближения видимой сцены. Оптика с ЭФР до 18 мм относится к классу сверхширокоугольной («рыбий глаз») и применяется в первую очередь для создания художественных эффектов. Расстояния до 40 мм соответствуют «широкоугольникам», 50 мм даёт такую же степень приближения, как у невооружённого глаза, диапазон 70-100 мм считается оптимальным для портретной съёмки, а большие значения позволяют применять оптику уже в качестве телеобъектива. Зная эти полож...ения, можно приблизительно оценить возможности объектива и его пригодность для определённых задач; есть и более детальные рекомендации, они описаны в специальных источниках.
Также отметим, что обычно современные видеокамеры оснащаются объективами с переменным фокусным расстоянием (трансфокатором), что позволяет изменять степень приближения и угол обзора; подробнее см. «Оптическое увеличение».
Светосила
Светосила штатного объектива видеокамеры.
Данный параметр описывает то, насколько объектив ослабляет световой поток. Обычно он записывается в виде соотношения между диаметром действующего отверстия и фокусным расстоянием объектива, при этом первая величина принимается за единицу и обозначается как f — например, f/1.8 или f/5.6. При этом чем меньше число в такой записи — тем выше светосила: так, в нашем примере первый вариант «светлее» второго. Также отметим, что большинство объективов с переменным фокусным расстоянием (см. выше) имеют также переменную светосилу — в таких случаях она обозначается диапазоном от максимальной до минимальной (от меньшего числа к большему).
Высокая светосила важна в первую очередь при съёмках в условиях слабой освещённости: она позволяет фиксировать изображение, не «задирая» чувствительность матрицы и не создавая дополнительных артефактов в виде шумов, а в режиме фотосъёмки — ещё и работать с более короткими выдержками (что пригодится для динамичных сцен). Кроме того, чем выше светосила — тем ниже глубина резкости и тем проще получить размытый фон. Отметим, что для несложных бытовых задач этот параметр не играет решающей роли, а вот в профессиональной съёмке может оказаться весьма значимым.
Оптическое увеличение
Степень (кратность) увеличения изображения, обеспечиваемая за счёт работы системы линз в самом объективе, без дополнительной цифровой обработки (см. «Цифровое увеличение»). Оптическое увеличение предполагает изменение фокусного расстояния (см. выше): чем больше фокусное расстояние — тем меньше угол обзора и тем крупнее видимые в кадре предметы. А кратность увеличения соответствует соотношению между максимальным и минимальным значением этого расстояния. Например, в системе 24 – 120 мм этот параметр будет составлять 120/24 = 5х. Однако не всегда уместно выбирать
видеокамеру с большим увеличением.
Преимуществом оптического увеличения перед цифровым является в первую очередь высокое качество изображения: независимо от степени приближения камера использует всю эффективную площадь матрицы. При этом показатели увеличения могут достигать нескольких десятков крат, чего более чем достаточно для видеокамер любого класса. Поэтому данный формат на сегодня является основным; не применяется он только в некоторых моделях карманных камер (см. «По направлению»), где нет возможности установить крупный объектив с трансфокатором.
Для современных моделей стандартным считается значение этого параметра на уровне 10 – 12х.
Диаметр фильтра
Диаметр крепления, предназначенного для установки на штатный объектив видеокамеры дополнительного фильтра. Такие фильтры могут иметь разный тип и назначение: фильтрация УФ, цветокоррекция, поляризация, художественные эффекты и т.п; для их подбора под конкретную модель камеры нужно знать диаметр крепления.
Скорость записи видео
Скорость передачи данных, обеспечиваемая камерой при записи видео. Также этот параметр называют битрейтом (т.е. количеством бит за единицу времени). Для любого формата файлов, применяемого при записи, общее правило таково: чем выше битрейт — тем лучше качество изображения (особенно для форматов, использующих сжатие с потерями). С другой стороны, высокая скорость выдвигает соответствующие требования к возможностям используемых карт памяти — подробнее см. «Поддержка карт памяти»; да и объём файла она увеличивает соответственно. Поэтому многие современные видеокамеры способны работать с разными битрейтами; это позволяет выбрать оптимальный вариант в зависимости от того, что для Вас в данный момент важнее — максимальное качество или возможность работы с медленной картой.
В то же время отметим, что с точки зрения качества данный параметр имеет значение в основном для профессиональной видеосъёмки. Если же камера нужна Вам для любительских целей — незачем гнаться за максимальным битрейтом: ведь подобные модели (и карты памяти для них) стоят соответственно.
Кол-во мегапикселей
Эффективное разрешение матрицы камеры при работе в режиме фотосъёмки; иными словами — количество точек, или пикселей, которые непосредственно задействованы в этом режиме (1 мегапиксель соответствует миллиону точек). От этого параметра напрямую зависит максимальный размер фотоснимка (см. ниже): фактически количество мегапикселей соответствует размеру снимка по вертикали и горизонтали, умноженным друг на друга. Например, разрешение 3264x2456 соответствует 8 016 384 точек, или приблизительно 8,02 Мп.
Как и в традиционной цифровой фотосъёмке, большое количество мегапикселей позволяет получать более детализированное изображение с лучшей видимостью мелких деталей. Однако при увеличении разрешения при том же размере матрицы уменьшается размер каждого отдельного пикселя и количество попадающего на него света, что повышает вероятность появления шумов и в целом снижает качество «картинки».
Максимальный размер фотоснимка
Наибольший размер фотографии, которую можно получить при помощи камеры. Его принято обозначать в точках (пикселях), двумя цифрами, соответствующему размерам по горизонтали и вертикали — например, 2048x1536. Этот параметр напрямую определяет эффективное разрешение матрицы при фотосъёмке; подробнее см. п. «Кол-во мегапикселей» выше.
Функции и возможности
—
Наличие видоискателя. Наличие в конструкции камеры видоискателя — специального оптического устройства в виде трубки с окуляром и находящимся под ним небольшим экраном. Собственно, роль этого устройства аналогична обычному дисплею: наведение кадра, контроль параметров съёмки, просмотр отснятых материалов. Главное же отличие состоит в том, что в данном случае экран максимально закрыт и его видимость почти не зависит от условий внешнего освещения; это незаменимо на ярком солнце и в других подобных ситуациях, где наружные дисплеи «слепнут». Кроме того, видоискатель может пригодиться и в том случае, когда важна скрытность — он не даёт отсвета на лицо оператора и не демаскирует его; да и энергии такие системы потребляют меньше. С другой стороны, окуляр при работе необходимо подносить вплотную к глазу; и если внешний дисплей позволяет держать камеру, к примеру, на вытянутой руке над головой, то видоискатель не даёт такой свободы для маневра. Также съёмка через подобное устройство может быть довольно утомительной, особенно для непривычных пользователей; да и с очками видоискатели совместимы слабо. Как следствие, данный элемент встречается преимущественно в профессиональных моделях камер (см. «По направлению»).
—
Встроенная вспышка. Наличие в камере вспышки — импульсного источника света для съёмки фото. Наиболее популярным назначением вспышки является подсветка в условиях слабой о
...свещённости; кроме того, она может применяться для съёмки против яркого света и некоторых других специальных задач. В камерах, оснащённых лампой подсветки (см. ниже) эта же лампа может играть и роль вспышки.
— Лампа подсветки. Наличие в конструкции камеры собственной лампы для подсветки недостаточно освещённых сцен. От описанной выше вспышки эта лампа отличается тем, что предназначена для работы во время видеосъёмки и работает в режиме постоянного света, а не импульсами. Собственная подсветка позволяет использовать камеру автономно, без внешних осветительных приборов, которые не всегда можно установить. Однако не стоит забывать, что на её работу также расходуется заряд аккумулятора.
— Горячий башмак. Горячим башмаком (hot shoe) называют специализированное крепление для установки дополнительных аксессуаров. Чаще всего его используют для внешних вспышек, но этим дело не ограничивается: в горячий башмак могут крепиться внешние видоискатели, микрофоны, GPS-модули и многое другое. Существует несколько общепринятых стандартов этого крепления, кроме того, каждый производитель использует свой набор дополнительных контактов для управления расширенными функциями внешнего оборудования; это нужно учитывать при подборе такого оборудования. Тем не менее, если Вы предполагаете использовать внешние аксессуары — имеет смысл выбрать камеру с hot shoe. Большинство подобных моделей относится к профессиональным (см. «По направлению»), но есть и исключения.
— Встроенный динамик. Наличие в конструкции камеры собственного динамика. Эта функция позволяет просматривать отснятые материалы со звуком, не используя дополнительного оборудования вроде наушников. Отметим, что качество встроенных динамиков обычно невысоко, и они не рассчитаны на более серьёзные задачи (например, воспроизведение музыки); а при просмотре они позволяют не столько оценить качество аудио, сколько определить, был ли зафиксирован тот или иной звук.
— Встроенный проектор. Наличие в конструкции камеры собственного проектора. Данная функция значительно облегчает просмотр отснятых материалов: она позволяет обеспечить довольно крупную «картинку» (с диагональю в несколько десятков сантиметров) средствами самой камеры, без использования телевизоров или других внешних экранов. Правда, для просмотра Вам понадобится подходящая поверхность — хотя бы однотонная светлая стена; а мощность самих проекторов невелика, и при ярком свете изображение может быть вообще не видно. Тем не менее, если видео нужно показать сразу нескольким зрителям, такой вариант определённо удобнее, чем просмотр на собственном экране камеры. Кроме того, на проекторе можно смотреть любое подходящее по формату видео, залитое в память — проще говоря, использовать камеру в роли проигрывателя.
— Wi-Fi модуль. Наличие в камере собственного модуля беспроводной связи Wi-Fi. Данный стандарт используется для построения компьютерных сетей, а с недавних пор — ещё и для прямой связи между различными устройствами: ноутбуками, смартфонами, планшетами и т.п. Конкретные возможности использования с Wi-Fi могут различаться в зависимости от модели камеры и включают такие варианты, как прямое копирование материалов на внешнее устройство или даже в Интернет (например, на YouTube), дистанционное управление камерой, использование в роли веб-камеры (см. ниже), обновление прошивки и т.п. И всё это осуществляется без использования проводов, дальность связи может достигать 100 м, а стены не являются препятствием (хотя и снижают «дальнобойность»).
— NFC-чип. Наличие в камере чипа для беспроводной связи стандарта NFC. Дальность такой связи — до 10 см, и в камерах она играет вспомогательную роль, облегчая беспроводное соединение камеры и внешнего устройства (смартфона, планшета и т.п.), также имеющего чип NFC. Вместо того, чтобы копаться в настройках, достаточно поднести оба устройства вплотную друг к другу и подтвердить соединение по Wi-Fi (см. выше). Соответственно, данный чип устанавливается только в камерах, имеющих более «весомые» беспроводные возможности.
— GPS-модуль. Наличие в камере встроенного модуля спутниковой навигации GPS. Сам по себе такой модуль при работе всего лишь фиксирует текущее местоположение на основе данных со спутников, а вот как эти данные используются — зависит уже от конкретной модели камеры. Чаще всего устройства с GPS способны как минимум добавлять к отснятым материалам геометки — информацию о географических координатах места съёмки; но кроме этого, могут предусматриваться и более обширные возможности — например, поиск среди материалов по месту съёмки или даже полноценная навигация по карте.
— Съемный микрофон. Наличие в конструкции камеры крепления для установки внешнего съёмного микрофона; сам микрофон может входить в комплект поставки или приобретаться отдельно. Данная функция характерна для профессиональных моделей и аналогичных им по функционалу 3D-камер (см. «По направлению») — она позволяет записывать звук более высокого качества и с меньшим количеством помех, чем при работе встроенного микрофона.
— Функция веб-камеры. Возможность подключить устройство к компьютеру и использовать его в роли веб-камеры — для видеозвонков, трансляции видео напрямую в Сеть, прямой записи на компьютер и т.п. Преимуществом видеокамер перед традиционными веб-камерами является более высокое разрешение и качество изображения в целом. В то же время это преимущество в последнее время не слишком ярко выражено, а более крупные габариты делают полноразмерные камеры не столь удобными; поэтому широкого распространения данная функция не получила.
— Прямое копирование на HDD. Возможность подключения внешнего жёсткого диска напрямую к камере и копирования на него отснятых материалов без использования компьютера. Эта функция будет особенно полезна в ситуациях, когда нужно сделать копию (например, для освобождения памяти камеры), а компьютера рядом нет.
— Прямая печать. Возможность подключения камеры к принтеру (для печати отснятых фотографий) напрямую, без использования компьютера. Собственные программные инструменты в таких моделях могут иметь довольно обширные возможности по управлению печатью: выбор изображений, печать нескольких копий, формат и количество отпечатков на листе, качество печати, сообщения о сбоях и т.п. Как правило, для прямой печати используется технология PictBridge, использующая соединение по USB. Её должны поддерживать не только камера, но и принтер; в то же время подключение не требует дополнительной настройки, установки драйверов и т.п.