По направлению
Применение, на которое изначально рассчитан рюкзак.
Разумеется, данный параметр является лишь общей рекомендацией, а не строгим правилом: к примеру, при желании вполне можно использовать
тактический или
спортивный рюкзак в роли городского,
походный — в роли охотничьего и т. п. При этом большинство и них также подходит в роли
рюкзака для ручной клади, не говоря уже про
рюкзаки для туризма (cabin). Однако специализация определяет не только вместимость и другие базовые характеристики, но и специфические конструктивные особенности снаряжения; так что лучше всего выбирать изделие, оптимально соответствующее планируемому применению. Тем более что некоторые модели изначально допускают несколько вариантов назначения — к примеру, есть рюкзаки, позиционируемые одновременно и как спортивные, и как «
для активного отдыха».
Конкретные же варианты применения могут быть такими:
—
Городской. Отличительными особенностями городских рюкзаков являются сравнительно небольшой объем (до 40 л, за редкими исключениями), а также сдержанный стиль и минимальное количество дополнительных карманов. Кроме того, «чисто городские» рюкзаки обычно не имеют вывода питьевой системы (см. «Конструкция»), хотя эта функция может встречаться в моделях комбиниров
...анного назначения (например, городской/спортивный). Как бы то ни было, изделия этого типа, в соответствии с названием, рассчитаны в основном на повседневное перемещение по городу; кроме того, они могут пригодиться в сравнительно недалекой поездке с небольшим количеством вещей.
— Активный отдых. Рюкзаки, созданные для любителей активного образа жизни; по сути — нечто среднее между описанными ниже туристическими и спортивными. Объем такого рюкзака составляет не менее 10 л и может достигать 80 л и даже более; впрочем, в целом «активные» модели более компактны и менее вместительны, чем туристические. Еще одной их отличительной особенностью является обилие карманов и креплений (разумеется, конкретный набор такого оснащения стоит уточнять отдельно). Благодаря всему этому подобные изделия хорошо подходят и для дальних пеших переходов, и для поездок на велосипеде, и для путешествий на транспорте. А многие из них вполне могут применяться также и в роли городских рюкзаков. Так что если среди городских моделей не нашлось подходящего варианта — можно попробовать поискать его среди рюкзаков для активного отдыха.
— Спортивный. Рюкзаки, рассчитанные на использование непосредственно во время занятий спортом. Некоторые из таких изделий изначально позиционируются как снаряжение для определенного вида спорта — например, бега. Одной из главных особенностей спортивных моделей является вытянутая обтекаемая форма, которая обеспечивает максимальную подвижность и оптимальное распределение веса, а также снижает сопротивление воздуха при быстром движении. Еще одна обязательная черта — вывод питьевой системы, позволяющей пить прямо на ходу (подробнее см. «Конструкция») Кроме того, объем спортивных рюкзаков очень невелик — до 15 л; модели более чем на 15 л обычно имеют комбинированное назначение, например «активный отдых/спортивный». А некоторые изделия этого типа вообще предназначены только для питьевых систем и имеют объем всего 1,5 – 2 л.
— Походный. Также используется термин «трекинговый». Основным назначением данного типа рюкзаков являются длительные походы по пересеченной местности. Подобные изделия имеют конструкцию, рассчитанную на удобство при длительной переноске, и обилие дополнительных карманов (см. ниже) для удобства распределения вещей. Кроме того, для многих туристических рюкзаков характерна повышенная степень защиты от влаги и других неблагоприятных климатических факторов. Объем же может быть разным, от 10 – 12 л в детских изделиях до 120 – 140 л в экспедиционных моделях.
Для туризма (cabin). Рюкзаки для путешественников в форм-факторе cabin size, чаще всего вписывающиеся по нормам в разрешённые размеры ручной клади для проноса на борт воздушных судов. Их принято использовать в дополнение к большому чемодану либо вместо него (если вещей не так много). Рюкзаки для туризма обычно имеют большое основное отделение с открытием на 180°, отсек для ноутбука, нередко оснащаются боковой ручкой, креплением на чемодан и, в отдельных случаях, кодовым замком.
— Тактические и охота/рыбалка. Категория, фактически объединяющая два вида рюкзаков: собственно тактические модели, рассчитанные на военные игры или даже реальные боевые действия, и изделия более «мирного» назначения, предназначенные для охоты и рыбалки. Оба вида имеют общие черты, которые и позволили объединить их в один тип: во-первых, неброская темная раскраска, нередко с камуфляжным узором; во-вторых, обилие дополнительных карманов, зажимов, креплений и другого вспомогательного оснащения. А отличить одну разновидность от другой можно по следующим моментам. Так, если в изделии предусмотрена система MOLLE\PALS (см. «Конструкция») — перед нами однозначно тактическая модель. Кроме того, тактические рюкзаки используют камуфляж военного образца — «woodland», «desert», «flecktarn», «пиксель» и т. п.; а в охотничьем камуфляже основными элементами узора являются листья, травинки и веточки. Также стоит сказать, что существуют узкоспециализированные модели — например, чисто рыбацкие, со специальными отсеками для снастей и даже встроенными складными стульчиками для удобства сидения на берегу. Подводя итог, отметим, что перед покупкой модели из этой категории не помешает уточнить ее конкретную специализацию.
— Велосумка. Специализированные рюкзаки, предназначенные для перевозки на велосипеде. В просторечии носят название «велоштаны»: нижняя часть рюкзака разделена на две половины, напоминающие штанины, а при использовании велосумка крепится на багажнике велосипеда так, что эти половины свисают по обеим сторонам от заднего колеса. «Штанины» могут делаться складными, при их сворачивании изделие превращается в обычную городскую сумку или рюкзак. Тем не менее, большинство велосумок предназначены именно для перевозки на багажнике велосипеда и не предполагают других вариантов использования.Общий объем
Рабочий объём рюкзака определяет максимальное количество груза, который в нём можно переносить. Отметим, что не все производители указывают этот параметр одинаково: в одном случае это может быть только объём основного отделения, в другом — общая вместимость, с учётом всех отделений и карманов. Если для Вас важно точное значение, стоит отдельно уточнять этот параметр для каждой интересующей модели.
Оптимальный объём рюкзака напрямую связан с его целевым назначением и особенностями использования. К примеру, для городской модели, рассчитанной на документы и учебники, чаще всего вполне достаточно 10 л, а для походов длительностью в несколько дней может понадобиться порядка 60-70 л, а то и более. Вообще же при выборе оптимального объёма для походного рюкзака лучше всего обратиться к справочной литературе, или за консультацией к опытным «походникам».
Отметим, что объём рюкзака часто можно регулировать. Один из вариантов — боковые стяжки (см. «Конструкция») для изменения толщины. А в некоторых вариантах может предусматриваться ещё и возможность изменять объём за счёт специальной складной вставки из ткани — при необходимости её можно разложить и увеличить высоту рюкзака. В названиях таких моделей часто присутствуют две цифры, например 35:45 — они обозначают соответственно объём в сложенном и разложенном виде. В нашем каталоге для этих вариантов указывается максимальный объём, в разложенном положении.
Стяжки и ремни
—
Грудная стяжка. Приспособление в виде ремешка с застежкой, соединяющего основные лямки рюкзака на уровне груди пользователя. В застегнутом виде такой ремешок удерживает лямки на одинаковом расстоянии друг от дружки и не позволяет им «разъезжаться». Это обеспечивает дополнительное удобство в распределении веса, а также надежную фиксацию на теле: снять рюкзак, не расстегивая ремешка, практически невозможно. Для подстройки под конкретного пользователя грудная стяжка нередко делается регулируемой.
—
Регулировка грудной стяжки. Возможность регулировать высоту, на которой располагается грудная стяжка рюкзака. Данная функция позволяет выбрать оптимальное расположение стяжки с учетом роста и телосложения пользователя; при этом диапазон регулировки, как правило, довольно обширен. Правда, в некоторых моделях (особенно недорогих) регулируемые стяжки могут самопроизвольно сдвигаться при случайном задевании, сбивая настройки высоты; однако этот недостаток обычно не является критичным.
—
Верхние стяжки. Ремешки-стяжки, расположенные в верхней части рюкзака. Предназначены в основном для фиксации верхнего клапана, а также для регулировки объема верхней части рюкзака, аналогично описанным ниже боковым стяжкам (причем такая регулировка может предусматриваться и в моделях, не имеющих клапана).
—
Боковые стяжки. Ремешки-стяжки, распо
...ложенные по бокам рюкзака — обычно по одному с каждой стороны, однако в крупных высоких моделях стяжек может быть и по две на сторону. Основное назначение таких ремешков — «уплотнять» рюкзак, если он не заполнен полностью: затянув боковые стяжки, можно уменьшить толщину рюкзака, чтобы содержимое было плотно зафиксировано, а не болталось внутри. Кроме того, боковую стяжку удобно использовать в сочетании с карманом для бутылки для переноски длинных предметов, таких как зонтик или каремат: нижняя часть такого предмета помещается в карман, а верхнюю можно зафиксировать стяжкой.
— Фронтальные стяжки. Если же назначение описанных выше стяжек в первую очередь — регулировка объема, то в случае с фронтальными стяжками их можно охарактеризовать как дополнительное крепление для размещения вещей. Представляют собой два горизонтальных «ремня» в верхней и нижней части рюкзака, под которыми можно закрепить верхнюю одежду (по принципу как с эластичным шнуром), каремат или другие объемные вещи, например сноуборд. Однако для последнего данные стяжки не являются специализированными и хранения борда в них менее удобно, нежели в персональных креплениях. Естественно, стяжка выполняет и свое главное назначение — стягивает стенки рюкзака, делает его форму более «стройной» и компактной.
— Нижние стяжки. Ремешки-стяжки, расположенные на нижней стороне изделия. Позволяют регулировать объем нижней части рюкзака (или нижнего кармана), обеспечивают дополнительную поддержку и фиксацию содержимого, а в некоторых моделях могут использоваться еще и как крепление для переноски различных предметов «на внешней подвеске»: к примеру, в растянутые до максимального размера стяжки можно вдеть каремат и затянуть ремешки, надежно закрепив наружный груз.
— Поясной ремень. Дополнительное приспособление в виде ремня, который при застегивании охватывает тело пользователя в районе пояса. Конкретная конструкция этой детали может быть разной. Так, в сравнительно небольших рюкзаках она представляет собой именно ремешок из нейлона или другого аналогичного материала, а в крупных объемных моделях предусматриваются два широких и толстых «лепестка», которые прилегают к бокам пользователя и соединяются между собой небольшим ремешком с застежкой. В любом случае основной функцией поясного ремня является перераспределение нагрузки: он позволяет перенести нагрузку с плеч в область таза, что особенно удобно при переноске тяжелых грузов. Кроме того, подобное приспособление обеспечивает дополнительную надежность фиксации рюкзака на теле.Конструкция
—
Герметичный. Данная особенность означает, что рюкзак может герметично закрываться, предотвращая попадание внутрь воды (не путать с
дождевиком в комплекте). Кроме того, подобные модели обычно выполняются из водонепроницаемых материалов. Такие свойства могут оказаться незаменимыми в условиях повышенной влажности — например, при сплаве по горной реке, когда на находящиеся в лодке вещи постоянно попадают брызги.
—
Метод закрытия Rolltop. Особый метод закрытия рюкзака, позволяющий регулировать его высоту и фактический объем в зависимости от степени наполненности. Рюкзак Rolltop имеет вид мешка с мягкой верхней частью, которая при закрывании скатывается в характерный валик и фиксируется специальной застежкой. Такая конструкция в закрытом виде очень плотно и надежно (практически герметично) закрывает рюкзак, а в открытом — дает широкую горловину, облегчающую доступ к содержимому мешка; да и застежек в таких рюкзаках гораздо меньше, чем в традиционных, что заметно упрощает использование и снижает стоимость. В то же время по ряду причин данная конструкция считается подходящей в основном для городских моделей; в других видах рюкзаков она встречается значительно реже.
—
Верхний клапан. Изначально верхний клапан — это кусок ткани, прикрывающий закрытый рюкзак сверху и обеспечивающий дополнительную защиту (в основном от непогоды). Однако
...в современных рюкзаках эта деталь нередко оснащается собственными карманами и и фактически представляет собой дополнительный отсек; в некоторых моделях такой отсек даже делается съемным и допускает использование в качестве отдельной сумочки.
— Боковое открывание. Возможность доступа к содержимому рюкзака через застежку или клапан на боку. Эта функция особенно актуальна для вместительных моделей, имеющих большую высоту: Вам не придется разбирать все лежащее сверху содержимое, чтобы добраться до вещи в нижней части рюкзака.
— Нижнее открывание. Наличие на дне рюкзака застежки, которая обеспечивает доступ к его содержимому снизу. Предназначение этой функции аналогично боковому открыванию (см. выше): облегчить доступ к вещам, расположенным в нижней части рюкзака. Особенно она полезна для высоких объемных моделей, хотя может пригодиться и для сравнительно небольшого изделия городского или спортивного назначения. Встречается и немного иной вариант конструкции: нижняя застежка открывается не в основное отделение, а в небольшой отсек, отделенный перегородкой (перегородка при этом может делаться открывающейся, а то и вообще съемной, что позволяет объединять нижний отсек с основным).
— Фронтальное открывание. Еще один дополнительный способ доступа к содержимому рюкзака — через застежку на его передней стороне (противоположной спинке). Во многом аналогичен описанному выше боковому открыванию, однако проем на передней стороне можно сделать более крупным, что облегчает как доступ к содержимому, так и загрузку громоздких предметов.
— Полное открытие. Возможность полного открытия обеспечивает удобный доступ ко всему содержимому рюкзака. На практике она обычно реализуема с помощью специальных конструкций замков и молний, которые идут по всему периметру изделия. Рюкзак раскрывается как книжка, позволяя быстро и легко добраться до нужных предметов без вынимания всего содержимого. Вместе с тем такое конструктивное решение облегчает организацию укладки вещей при их упаковке в рюкзак.
— Вывод питьевой системы. Возможность установки в рюкзаке спортивной питьевой системы. Такая система представляет собой мягкий синтетический контейнер для воды, емкостью до нескольких литров, и трубку с клапаном. Соответственно, для её установки рюкзак должен иметь отделение для контейнера, отверстие для вывода трубки и приспособление для ее фиксации снаружи. Трубка обычно фиксируется на лямке рюкзака в пределах непосредственной досягаемости; благодаря этому можно в любой момент сделать глоток воды, не останавливаясь и не отвлекаясь на открывание/закрывание рюкзака, что особенно полезно в дальних пеших или велосипедных походах. Сама питьевая система обычно в комплект поставки не входит, однако бывают и исключения (см. «Гидратор в комплекте»).
— Возможность складывания. Возможность компактно упаковать рюкзак — к примеру, в специальный чехол или тубус. Полезная функция, если Вам нужно перемещаться с пустым рюкзаком: транспортировать его в упакованном виде в этом случае часто бывает удобнее, чем нести на плечах без нагрузки. Встречается возможность складывания преимущественно в спортивных моделях (см. «Назначение»).
— Изменение объема. Возможность увеличить/уменьшить объем рюкзака. Чаще всего данная функция обеспечивается путем расстегивания молнии по периметру самой модели (фактически увеличивается объем основного отделения по принципу, как это делается в чемоданах), есть исключения с расположением молнии в нижней части либо фронтальной. Не стоит путать изменение объема со стяжками. В данном случае изменение объема физически увеличивает размеры рюкзака высвобождая скрытые (свернутые или застегнутые) части основного или дополнительного отделения.
— Однолямочный. Рюкзаки, имеющие одну лямку и предназначенные для ношения через плечо. Однолямочные изделия встречаются как среди молодежных городских моделей, так и в специализированных категориях рюкзаков, в частности, тактических (см. «По направлению»). Такая конструкция не только обеспечивает рюкзаку оригинальный внешний вид, но и дает некоторые вполне практические преимущества. Так, однолямочный рюкзак можно легко переместить на живот — например, чтобы достать что-то из него, или для удобства в общественном транспорте. Также такое изделие более удобно при стрельбе с упором в плечо, чем классический рюкзак (разумеется, если упирать оружие в плечо, не прикрытое лямкой). А для дополнительного удобства в конструкции может предусматриваться боковой пояс. С другой стороны, однолямочные рюкзаки не так равномерно распределяют вес, как классические, и плохо подходят для переноски тяжелых грузов; поэтому их объем обычно невелик.MOLLE/PALS
Система крепления дополнительных грузов в виде характерных нейлоновых строп, нашитых в несколько рядов горизонтально и простроченных поперек. Отметим, что название PALS (Pouch Attachment Ladder System) является более достоверным, однако в разговорной речи эту систему чаще всего упоминают как MOLLE (Modular Lightweight Load-carrying Equipment). Разработана она для военного применения, поэтому большинство рюкзаков с такой системой креплений относятся к тактическим (см. «По направлению»). Удобство
MOLLE/PALS заключается в двух моментах. Во-первых, под нее делается большинство современных подсумков, чехлов (под фляги, аптечки, электронные гаджеты, боеприпасы, пайки) и других подобных приспособлений «тактического» назначения. Во-вторых, пользователь может на свой выбор распределять внешние грузы по стропам, как ему удобнее. В рюкзаках эти стропы обычно размещаются на передней, боковой и верхней панелях, реже — на плечевых лямках. Перед покупкой подобного рюкзака не помешает убедиться, что система крепления на нем соответствует размерам PALS (встречаются стропы других размеров, а то и просто декоративные нашивки, лишь имитирующие MOLLE).
Карманы
—
Отделение для ноутбука. Отделение, специально предназначенное для транспортировки ноутбуков. Как правило, имеет вид отдельного отсека с и плотными мягкими стенками — таким образом, находящийся внутри лэптоп не болтается по рюкзаку и получает дополнительную защиту от ударов и сотрясений. Стоит учитывать, что разные модели с этой функцией могут иметь разные ограничения по максимальной диагонали ноутбука (см. ниже); поэтому перед покупкой не помешает уточнить, будет ли рюкзак совместим с вашим устройством.
—
Верхний карман. Наличие отдельного верхнего кармана, чаще всего — на клапане. В таком кармане удобно держать относительно небольшие, но важные вещи, к которым желательно иметь быстрый доступ: фонарик, аптечку первой помощи, карту и т.п. Также это отделение может пригодиться для хрупких вещей, т.к. благодаря расположению слабо подвержено ударам и сотрясениям. Для лучшей защиты он и вовсе может быть плотным (жестким).
—
Фронтальный карман. Наличие кармана на «внешней» стороне рюкзака (противоположной спинке). Назначение такого кармана в целом аналогично верхнему, однако во многих моделях его конструкция такова, что помещать внутрь удобнее всего плоские вещи — документы, книги и т.п. В городских рюкзаках фронтальным карманом также могут называть дополнительное отделение, отгороженное от основного стенкой и имеющее собственную застёжку.
—
Краб-карман. Деталь, представляющая собой не столько карман, сколько крепление особой конструкции. В общих чертах его можно описать как кусок ткани, прикрепленный к фронтальной части рюкзака эластичными «резинками» и/или ремешками на застежках типа «фастекс». Под этот кусок ткани и помещается содержимое «краба», которое надежно фиксируется за счет затягивания ремешков. Таким способом очень удобно носить сравнительно крупные и устойчивые к нажиму предметы, к которым нужен быстрый доступ — например, куртку, головной убор с шарфом, велошлем и т.п.
—
Боковые карманы. Наличие карманов по бокам рюкзака. Общее их назначение такое же, как и у любых отдельных карманов: размещение относительно небольших вещей, к которым желательно иметь быстрый доступ, или которые могут «потеряться» в обширном пространстве основного отделения. Как и фронтальные, не рекомендуются для хрупких вещей. В отличие от карманов для бутылки (см. ниже), классические боковые выполняются из плотной ткани и обычно имеют возможность застёгивания.
—
Нижний карман. Как и фронтальный (см. выше), такой карман располагается на передней стороне рюкзака, однако он размещен в нижней ее части, у самого днища (собственно, некоторые модели имеют и фронтальный, и нижний карман). Еще одно различие — размер: нижний карман относительно невелик и предназначен скорее для всякой «мелочи», нежели для крупных плоских предметов. А в некоторых моделях роль нижнего кармана играет часть основного отсека, отделенная от остального объема перегородкой; такая перегородка может делаться расстегиваемой, что позволяет при необходимости объединять нижний карман с основным отделением, а застежку этого кармана использовать для нижнего открывания (см. «Конструкция»). В любом случае нижняя часть рюкзака наиболее подвержена ударам и сжатию, поэтому держать в ней хрупкие предметы не рекомендуется.
—
Оружейный карман. Карман для ношения огнестрельного оружия. Как правило, расположен на внешней стороне рюкзака и применяется для того, чтобы «спрятать» приклад длинноствольного оружия. Может быть дополнен стяжками для фиксации ствола. Также под этим термином имеется в виду наличие кармана с кобурой или адаптивного кармана под тот или иной вид оружия (например, пистолета либо пистолета-пулемёта).
—
Карман для бутылки. Разновидность бокового кармана (см. выше), не имеющая застежки и открытая сверху. Роль фиксатора обычно играет резинка в верхней части кармана, а сам карман может выполняться из сетки. В таких отсеках удобно держать не только бутылку, но и другие вещи аналогичной формы, к которым нужен быстрый доступ — например, зонтик. Также отметим, что подобные карманы удобно использовать в сочетании с боковыми стяжками; подробнее см. «Стяжки и ремни».
—
Карман на спинке. Карман, расположенный на спинке рюкзака. Предназначен для небольших, но ценных вещей, таких как деньги или документы. Удобство такого кармана заключается в том, что до него можно добраться, лишь сняв рюкзак; таким образом, пока рюкзак на плечах, можно не бояться, что злоумышленник незаметно расстегнет застежку и украдет ценное содержимое.
—
Карман на поясном ремне. Отдельный карман, расположенный на одной из половинок поясного ремня (см. «Стяжки и ремни»). Обычно может застегиваться наглухо. Объем такого кармана весьма невелик, однако он имеет немаловажное преимущество: можно быстро и легко добраться до содержимого, не снимая рюкзака и даже не расстегивая защёлок на стяжках (тогда как в остальных карманах для этого может понадобиться определенная сноровка или даже посторонняя помощь). Благодаря этому карман на поясном ремне идеально подойдет для небольших вещей, к которым нужно иметь постоянный доступ во время движения — например, телефона или компаса.
—
Карман на лямке. Карман, расположенный непосредственно на лямке — как правило, в районе груди пользователя (при переноске в штатном положении). Аналогично описанному выше карману на поясном ремне, предназначен для хранения небольших вещей, к которым желателен быстрый доступ (фонарика, пищевого батончика и т.п.); однако данный карман обычно делается открытым и отличается по форме — обычно он высокий и узкий, под форму самой лямки.