—
Анатомическая. Наиболее распространённый на сегодняшний день тип спинки в современных рюкзаках. В соответствии с названием, форма и конструкция такой спинки разработана с учётом анатомии человеческого тела; благодаря этому нагрузка оптимально распределяется по спине пользователя, что позволяет переносить значительный вес без особых неудобств и вреда для здоровья (разумеется, если рюкзак правильно подобран и настроен). Конкретные особенности подобных рюкзаков могут быть разными, однако чаще всего спинка имеет выступы и изгибы, которые и придают ей необходимые свойства.
—
Станковая. Данный тип спинки представляет собой цельную конструкцию в виде рамы с лямками (обычно металлической), на которую крепится собственно мягкий мешок для вещей. Станковые спинки менее удобны, чем анатомические, поэтому встречаются сравнительно редко, в основном в двух категориях рюкзаков. Первая — это походные модели (см. «По направлению») большой вместимости, от 60 л и выше; в них мягкий мешок часто делается съёмным, что позволяет при необходимости вешать на раму другой груз, подходящий по размерам и весу. Вторая разновидность — рюкзаки для рыбаков, где рама фактически представляет собой складной стульчик (см. «Оснащение»).
—
Жесткая спинка. Наличие жесткого каркаса в конструкции рюкзака. Отметим, что не стоит путать данную особенность со станковой спинкой: под жестким каркасом обыч
...но подразумевается одна или несколько металлических пластин, встроенных в анатомическую спинку. Основное назначение таких пластин — оптимизировать нагрузку при неравномерной заполненности рюкзака или при переноске твердых предметов «неудобной» формы. Без жестких вставок содержимое рюкзака могло бы давить в определенные точки спины, создавая дискомфорт, а пластины равномерно распределяют по спинке все приходящееся на нее давление. При этом во многих моделях предусматривается возможность снять каркас — например, для снижения веса рюкзака.
— Вентиляция спины. Данная особенность предполагает, что спинка имеет особую конструкцию, благодаря которой улучшается циркуляция воздуха между рюкзаком и спиной пользователя. Это, в свою очередь, улучшает терморегуляцию и снижает потоотделение. Подобные свойства обычно достигаются за счет использования пористых воздухопроницаемых материалов, а также специальной рельефной формы самой спинки. Отметим, что данная особенность будет полезна не только в жаркую, но и в прохладную погоду.
— Регулировка спинки по высоте. Возможность регулировать спинку рюкзака по высоте встречается исключительно в моделях, оснащенных поясным ремнем (см. «Стяжки и ремни»). Суть такой регулировки заключается в том, что благодаря специальному креплению основные лямки можно сдвигать вверх или вниз, меняя расстояние между этими лямками и поясными ремнем. Это дает дополнительные возможности по подстройке рюкзака под рост и телосложение конкретного пользователя.Система крепления дополнительных грузов в виде характерных нейлоновых строп, нашитых в несколько рядов горизонтально и простроченных поперек. Отметим, что название PALS (Pouch Attachment Ladder System) является более достоверным, однако в разговорной речи эту систему чаще всего упоминают как MOLLE (Modular Lightweight Load-carrying Equipment). Разработана она для военного применения, поэтому большинство рюкзаков с такой системой креплений относятся к тактическим (см. «По направлению»). Удобство
MOLLE/PALS заключается в двух моментах. Во-первых, под нее делается большинство современных подсумков, чехлов (под фляги, аптечки, электронные гаджеты, боеприпасы, пайки) и других подобных приспособлений «тактического» назначения. Во-вторых, пользователь может на свой выбор распределять внешние грузы по стропам, как ему удобнее. В рюкзаках эти стропы обычно размещаются на передней, боковой и верхней панелях, реже — на плечевых лямках. Перед покупкой подобного рюкзака не помешает убедиться, что система крепления на нем соответствует размерам PALS (встречаются стропы других размеров, а то и просто декоративные нашивки, лишь имитирующие MOLLE).
Площадка с основанием в виде липучки для размещения идентификационных нашивок или дополнительного тактического обвеса на манер внешних органайзеров. Зачастую находится на лицевой стороне изделия, реже
велкро-панелька (липучка) может быть нашита на внутренней стенке кармана или основного отделения рюкзака.
—
Отделение для ноутбука. Отделение, специально предназначенное для транспортировки ноутбуков. Как правило, имеет вид отдельного отсека с и плотными мягкими стенками — таким образом, находящийся внутри лэптоп не болтается по рюкзаку и получает дополнительную защиту от ударов и сотрясений. Стоит учитывать, что разные модели с этой функцией могут иметь разные ограничения по максимальной диагонали ноутбука (см. ниже); поэтому перед покупкой не помешает уточнить, будет ли рюкзак совместим с вашим устройством.
—
Верхний карман. Наличие отдельного верхнего кармана, чаще всего — на клапане. В таком кармане удобно держать относительно небольшие, но важные вещи, к которым желательно иметь быстрый доступ: фонарик, аптечку первой помощи, карту и т.п. Также это отделение может пригодиться для хрупких вещей, т.к. благодаря расположению слабо подвержено ударам и сотрясениям. Для лучшей защиты он и вовсе может быть плотным (жестким).
—
Фронтальный карман. Наличие кармана на «внешней» стороне рюкзака (противоположной спинке). Назначение такого кармана в целом аналогично верхнему, однако во многих моделях его конструкция такова, что помещать внутрь удобнее всего плоские вещи — документы, книги и т.п. В городских рюкзаках фронтальным карманом также могут называть дополнительное отделение, отгороженное от основного стенкой и имеющее собственную застёжку.
—
Краб-карман. Деталь, представляющая собой не столько карман, сколько крепление особой конструкции. В общих чертах его можно описать как кусок ткани, прикрепленный к фронтальной части рюкзака эластичными «резинками» и/или ремешками на застежках типа «фастекс». Под этот кусок ткани и помещается содержимое «краба», которое надежно фиксируется за счет затягивания ремешков. Таким способом очень удобно носить сравнительно крупные и устойчивые к нажиму предметы, к которым нужен быстрый доступ — например, куртку, головной убор с шарфом, велошлем и т.п.
—
Боковые карманы. Наличие карманов по бокам рюкзака. Общее их назначение такое же, как и у любых отдельных карманов: размещение относительно небольших вещей, к которым желательно иметь быстрый доступ, или которые могут «потеряться» в обширном пространстве основного отделения. Как и фронтальные, не рекомендуются для хрупких вещей. В отличие от карманов для бутылки (см. ниже), классические боковые выполняются из плотной ткани и обычно имеют возможность застёгивания.
—
Нижний карман. Как и фронтальный (см. выше), такой карман располагается на передней стороне рюкзака, однако он размещен в нижней ее части, у самого днища (собственно, некоторые модели имеют и фронтальный, и нижний карман). Еще одно различие — размер: нижний карман относительно невелик и предназначен скорее для всякой «мелочи», нежели для крупных плоских предметов. А в некоторых моделях роль нижнего кармана играет часть основного отсека, отделенная от остального объема перегородкой; такая перегородка может делаться расстегиваемой, что позволяет при необходимости объединять нижний карман с основным отделением, а застежку этого кармана использовать для нижнего открывания (см. «Конструкция»). В любом случае нижняя часть рюкзака наиболее подвержена ударам и сжатию, поэтому держать в ней хрупкие предметы не рекомендуется.
—
Оружейный карман. Карман для ношения огнестрельного оружия. Как правило, расположен на внешней стороне рюкзака и применяется для того, чтобы «спрятать» приклад длинноствольного оружия. Может быть дополнен стяжками для фиксации ствола. Также под этим термином имеется в виду наличие кармана с кобурой или адаптивного кармана под тот или иной вид оружия (например, пистолета либо пистолета-пулемёта).
—
Карман для бутылки. Разновидность бокового кармана (см. выше), не имеющая застежки и открытая сверху. Роль фиксатора обычно играет резинка в верхней части кармана, а сам карман может выполняться из сетки. В таких отсеках удобно держать не только бутылку, но и другие вещи аналогичной формы, к которым нужен быстрый доступ — например, зонтик. Также отметим, что подобные карманы удобно использовать в сочетании с боковыми стяжками; подробнее см. «Стяжки и ремни».
—
Карман на спинке. Карман, расположенный на спинке рюкзака. Предназначен для небольших, но ценных вещей, таких как деньги или документы. Удобство такого кармана заключается в том, что до него можно добраться, лишь сняв рюкзак; таким образом, пока рюкзак на плечах, можно не бояться, что злоумышленник незаметно расстегнет застежку и украдет ценное содержимое.
—
Карман на поясном ремне. Отдельный карман, расположенный на одной из половинок поясного ремня (см. «Стяжки и ремни»). Обычно может застегиваться наглухо. Объем такого кармана весьма невелик, однако он имеет немаловажное преимущество: можно быстро и легко добраться до содержимого, не снимая рюкзака и даже не расстегивая защёлок на стяжках (тогда как в остальных карманах для этого может понадобиться определенная сноровка или даже посторонняя помощь). Благодаря этому карман на поясном ремне идеально подойдет для небольших вещей, к которым нужно иметь постоянный доступ во время движения — например, телефона или компаса.
—
Карман на лямке. Карман, расположенный непосредственно на лямке — как правило, в районе груди пользователя (при переноске в штатном положении). Аналогично описанному выше карману на поясном ремне, предназначен для хранения небольших вещей, к которым желателен быстрый доступ (фонарика, пищевого батончика и т.п.); однако данный карман обычно делается открытым и отличается по форме — обычно он высокий и узкий, под форму самой лямки.
Материал, из которого изготовлена основная часть мешка в рюкзаке. Отметим, что современные производители используют большое количество материалов, и разнообразие их названий и характеристик вполне может сбить с толку. Так, к примеру, и высококачественная «кордура», и бюджетный Nylon 600D с весьма скромными характеристиками имеют в своей основе
нейлон; один и тот же материал один производитель может относить к нейлоновым, другой — к
полиамидным и т.п. Поэтому на практике, если этот вопрос для Вас критичен, можно поступить так: найти точное название применяемого в рюкзаке материала (например, по сайту производителя) и уже на основе этих данных выяснять его характеристики (вплоть до отзывов реальных пользователей).
Несколько общих моментов по выбору рюкзака с учётом материалов:
- Более плотные разновидности одного и того же материала обычно прочнее, надёжнее и менее проницаемы, однако весят больше и стоят дороже. А потому стоит учитывать, какие грузы Вам придётся носить и в каких условиях — далеко не всегда имеет смысл гнаться за максимальной толщиной и прочностью.
- Водооталкивающие свойства часто бывают палкой о двух концах. Дело в том, что намокают такие материалы действительно плохо — однако так же плохо и сохнут. А потому, как ни парадоксально, для длительных походов во влажных условиях «промокаемые» ткани могут оказаться более удобными: содержимое, конечно, придётся тщательно...упаковать от сырости, зато сам рюкзак будет быстро сохнуть во время стоянок.
- Устойчивость к ультрафиолету не будет лишней в любом случае, однако особенно она важна при походах в горы, где уровень УФ по определению повышен. Это связано не только с внешним видом — некачественный материал может даже потерять прочность.
- При выборе рюкзака для охоты (см. «По направлению») желательно обратить внимание не только на прочность, водонепроницаемость и т.п., но и на «бесшумность» — многие разновидности синтетики ощутимо шумят при трении, что никак не способствует успешному выслеживанию добычи.
Материал, из которого выполнено дно рюкзака. Этот параметр во многом аналогичен материалу самого рюкзака, подробнее см. «Материал». Отдельно стоит отметить, что в этом случае критичной может оказаться также стойкость к загрязнениям и лёгкость в очистке — ведь именно дном рюкзак обычно соприкасается с землёй.