Соотношение сигнал/шум
Само по себе соотношение сигнал/шум — это отношение уровня чистого звука, выдаваемого усилителем, к уровню посторонних шумов, возникающих при его работе. Этот параметр является основным показателем общего качества звучания — причём весьма наглядным, т.к. при его измерении учитываются практически все шумы, влияющие на звук в нормальных условиях работы. Уровень в 70 – 80 дБ в современных усилителях можно считать допустимым, 80 – 90 дБ — неплохим, а для продвинутых устройств аудиофильского класса обязательным считается соотношение сигнал/шум не менее 100 дБ.
Если в характеристиках не уточняется, для какого выхода указано соотношение сигнал/шум — обычно имеется ввиду его значение для линейного входа (см. «RCA (пар)»). Этого бывает вполне достаточно, чтобы оценить качество устройства по данному параметру. Однако некоторые производители указывают его и для других входов — Main, Phono; подробнее об этом см. ниже.
Соотношение сигнал/шум (Phono MM/MC)
оотношение сигнал/шум при работе усилителя через вход Phono. Этот интерфейс предназначен для подключения проигрывателей виниловых дисков; его особенности описаны в п. «Входы» ниже, а о значении любого соотношения сигнал/шум см. соответствующий пункт выше.
Коэффициент демпфирования
Коэффициент демпфирования описывает качество взаимодействия усилителя с подключённой к нему акустической системой.
Из-за особенностей конструкции любой динамик склонен к возникновению т.н. паразитных колебаний — колебаний, которые продолжаются после прекращения основного импульса из усилителя (подобно тому, как струна продолжает вибрировать после щипка). Это явление отрицательно сказывается на качестве звука, и производители применяют разные средства для того, чтобы свести его к абсолютному минимуму; подавление паразитных колебаний и называется демпфированием.
Наиболее эффективный вид демпфирования — электрическое, путём снижения выходного сопротивления усилителя. Чем ниже это сопротивление — тем лучше усилитель удерживает динамики от ненужных колебаний. Для оценки этого эффекта и ввели понятие «коэффициент демпфирования» (damping factor) — соотношение сопротивления нагрузки (импеданса) к выходному сопротивлению усилителя. Минимальное значение такого коэффициента для техники Hi-Fi класса — 20; показатели на уровне 100 – 120 можно назвать хорошими, а среди Hi-End сегмента встречаются цифры порядка нескольких тысяч.
В то же время стоит отметить, что при увеличении до трёхзначных цифр изначальный смысл этого параметра, по сути, теряется, и появляются другие моменты. Наиболее важный из них с практической точки зрения состоит в том, что модели с высоким коэффициентом демпфирования очень требовательны к качеству соединения с динамиками — высокое...сопротивление кабелей и разъёмов способно свести на нет демпфирующие свойства самого усилителя. Есть и другие нюансы, связанные с этим показателем (в частности, рекомендации по выбору усилителя и динамиков друг под друга); они подробно описаны в специализированных источниках.
Балансный вход XLR
Чувствительность и динамическое сопротивление усилителя при подаче сигнала на балансный вход XLR.
Под чувствительностью любого входа (кроме оптического) подразумевают наименьшее напряжение сигнала на этом входе, при котором усилитель способен обеспечить нормальные значения номинальной мощности (см. «Мощность на канал (8Ω)»). Этот параметр определяет в первую очередь требования к источнику сигнала. С одной стороны, напряжение, обеспечиваемое этим источником, должно быть не ниже входной чувствительности усилителя, иначе последний просто не выдаст заявленных характеристик. Однако нельзя допускать и значительного превышения по напряжению, иначе звук начнёт искажаться. Более подробные рекомендации по выбору усилителя по чувствительности описаны в специальных источниках.
Для любого входа, кроме оптического, считается, что чем выше этот показатель — тем меньше искажений вносится усилителем в сигнал. Минимальным уровнем входного импеданса в современных моделях считается 10 кОм, а в высококлассных устройствах оно может достигать нескольких сотен кОм.
Линейный вход
Чувствительность и динамическое сопротивление усилителя при подаче сигнала на линейный вход RCA.
Под чувствительностью любого входа (кроме оптического) подразумевают наименьшее напряжение сигнала на этом входе, при котором усилитель способен обеспечить нормальные значения номинальной мощности (см. «Мощность на канал (8Ω)»). Этот параметр определяет в первую очередь требования к источнику сигнала. С одной стороны, напряжение, обеспечиваемое этим источником, должно быть не ниже входной чувствительности усилителя, иначе последний просто не выдаст заявленных характеристик. Однако нельзя допускать и значительного превышения по напряжению, иначе звук начнёт искажаться. Более подробные рекомендации по выбору усилителя по чувствительности описаны в специальных источниках.
Для любого входа, кроме оптического, считается, что чем выше этот показатель — тем меньше искажений вносится усилителем в сигнал. Минимальным уровнем входного импеданса в современных моделях считается 10 кОм, а в высококлассных устройствах оно может достигать нескольких сотен кОм.
Phono MM/MC
Чувствительность и динамическое сопротивление усилителя при подаче сигнала на вход Phono MM/MC.
Под чувствительностью любого входа (кроме оптического) подразумевают наименьшее напряжение сигнала на этом входе, при котором усилитель способен обеспечить нормальные значения номинальной мощности (см. «Мощность на канал (8Ω)»). Этот параметр определяет в первую очередь требования к источнику сигнала. С одной стороны, напряжение, обеспечиваемое этим источником, должно быть не ниже входной чувствительности усилителя, иначе последний просто не выдаст заявленных характеристик. Однако нельзя допускать и значительного превышения по напряжению, иначе звук начнёт искажаться. Более подробные рекомендации по выбору усилителя по чувствительности описаны в специальных источниках.
Для любого входа, кроме оптического, считается, что чем выше этот показатель — тем меньше искажений вносится усилителем в сигнал. Минимальным уровнем входного импеданса в современных моделях считается 10 кОм, а в высококлассных устройствах оно может достигать нескольких сотен кОм.
Выход предусилителя
Уровень сигнала и динамическое сопротивление, обеспечиваемые устройством на выходе предусилителя (подробнее см. «Выходы»).
Уровень сигнала должен быть не ниже, чем чувствительность усилителя мощности (см. «Тип»), на который поступает сигнал — иначе усилитель мощности не сможет обеспечить нормальный уровень сигнала уже на своих выходах.
Динамическое сопротивление (импеданс) полностью аналогично входному импедансу выхода REC — см. соответствующий пункт выше. А о самом выходе подробнее см. «Выходы».
Выходы
— Предусилителя (Pre-Amp). Наличие в конструкции устройства отдельного выхода для сигнала с предусилителя. В одноимённом типе усилителей (см. «Тип») такой выход имеется по определению и является основным, а иногда — и единственным. В интегральных моделях (см. там же)
выход Pre-Amp позволяет подключать внешний усилитель мощности и использовать его вместо внутреннего. Такая возможность может пригодиться, например, для подключения более мощной АС вместо изначальной, или для работы в режиме Bi-amping. Стоит заметить, что выход Pre-Amp может устанавливаться и в усилителях мощности, играя роль «разветвителя».
— На сабвуфер. Наличие в конструкции усилителя отдельного
выхода под сабвуфер. Как правило, такой выход использует разъём RCA (см. «Вход на усилитель (Main)»), а сама функция реализуется за счёт кроссовера, который выделяет в сигнале диапазон НЧ и перенаправляет его на низкочастотный динамик.«Собственный» выход значительно облегчает подключение сабвуфера: для него не требуется никакого дополнительного оборудования, достаточно самого усилителя. При этом обычно предусматривается возможность работы с любым типом «саба» — как с пассивным, так и с активным; правда, в первом случае понадобится дополнительный внешний усилитель.
— Коаксиальный S/P-DIF. Наличие в конструкции усилителя выхода S/P-DIF электрического типа, с передачей сигнала
...по коаксиальному кабелю. Подробнее об этом интерфейсе см. соответствующий абзац в п. «Входы».
— Оптический. Наличие в конструкции усилителя выхода для передачи цифрового аудиосигнала по оптоволоконному кабелю TOSLINK. Подробнее об этом интерфейсе см. соответствующий абзац в п. «Входы».
— Jack (6.35 мм). Наличие в конструкции усилителя выходов типа TRS. Такие выходы представляют собой гнёзда под штекеры 6.35 мм Jack и внешне могут быть похожи на соответствующие разъём для наушников (см. ниже). Однако это сходство обманчиво: TRS выдают звук по принципу «один канал на разъём»(исключением могут быть информационные усилители). Такой вариант применения разъёма Jack встречается в основном в высококлассных профессиональных усилителях.
— Speakon. Интерфейс, применяемый в профессиональной аудиотехнике для подключения акустики к усилителю мощности. Получил широкое распространение в оборудовании высокой мощности, включая концертные усилители (см. «Назначение»), благодаря повышенной надёжности и пригодности даже для работы с очень мощным аудиосигналом. А вот в технике бытового уровня используется редко.
— Выход управления (ИК). Выход управления позволяет использовать встроенный ИК-приёмник усилителя для управления с пульта ДУ другими компонентами аудиосистемы — например, DVD-плеером в другой комнате, вне зоны досягаемости пульта. При такой схеме работы усилитель фактически играет роль выносного датчика, принимая команды и передавая их через выход управления на другое устройство. Отметим, что само наличие подобных входов и выходов не гарантирует совместимость различных устройств, особенно если они выпущены разными производителями; детали совместного использования стоит уточнять по официальной документации.Передняя панель
—
Дисплей. Наличие дисплея на передней панели усилителя. Такие дисплеи могут иметь разную конструкцию и размер, однако все они используются для вывода служебной информации: режима работы, выбранного источника сигнала, специальных уведомлений, сообщений о перегрузке, ошибках и т.п. Это обеспечивает дополнительное удобство в управлении.
— Индикаторы. В данном случае подразумевается наличие на передней панели индикаторов, которые указывают на используемый в данный момент источник сигнала. Обычно они выглядят как ряд лампочек с соответствующими подписями — «Phono», «CD», «Tuner», «AUX» и т.п. Такие указатели не так универсальны, как дисплей, однако всё равно весьма удобны.
—
Стрелочные индикаторы. Наличие на передней панели индикаторов в виде шкал со стрелками. Как правило, такие индикаторы предназначены для отображения пикового уровня выходного сигнала. Они позволяют с лёгкостью отслеживать перегрузки, и многие пользователи считают данный вариант более удобным и наглядным, чем дисплеи. Кроме того, стрелочные шкалы придают усилителю стильный внешний вид, а также, в отличие от тех же дисплеев, не имеют сложной электроники, способной внести искажения в звук. Впрочем, в данную категорию относят и другие виды индикаторов со шкалами; некоторые из них могут использовать не стрелку, а другие указатели (например, световые).
— Регуляторы за ск
...рытой панелью. Наличие на передней панели крышки, скрывающей органы управления усилителем. Многие модели оснащаются дополнительными регуляторами на передней панели; они могут применяться для настройки как звука — громкости, НЧ/ВЧ, баланса и др. — так и других параметров работы (например, выбора источника сигнала или переключения между основной и дополнительной АС). Иногда для таких регуляторов (а также входов на передней панели) предусматривают крышку — обычно это делается из эстетических соображений, т.к. обилие небольших элементов придавало бы устройству неаккуратный внешний вид. Также крышка может выполнять и защитные функции — например, она снижает попадающее в разъёмы количество пыли.
— Входной аудиоразъем. Наличие на передней панели входа для подключения аудиосигнала — обычно линейного, в аналоговом формате. С одной стороны, такой вход значительно упрощает работу с источниками сигнала, которые нужно подсоединять лишь изредка и ненадолго — например, MP3-плеерами: передняя панель всегда на виду, тогда как добраться к разъёмам на задней иногда бывает очень непросто. С другой — обычно роль переднего аудиоразъёма играет AUX IN с гнездом под 3.5 мм mini-Jack. Этот разъём не используется среди основных входов, однако довольно популярен в портативной электронике, в частности упомянутых уже плеерах. В некоторых моделях на переднюю панель может устанавливаться пара гнёзд RCA (см. «RCA (пар)»), однако этот вариант встречается реже.
— Выход на наушники. Наличие выхода на наушники на передней панели усилителя. Наушники относятся к портативным устройствам, и переподключать их в среднем приходится ощутимо чаще, чем большинство других компонентов аудиосистемы; выход, расположенный на передней панели, значительно упрощает процесс.