Кол-во каналов
Количество входных и выходных каналов, которыми оборудован аудиоинтерфейс. Подробнее о каждом типе см. ниже.
— Входных каналов. Входные каналы input (in) в аудиоинтерфейсах обозначают количество различных аудиосигналов, которые устройство может принимать для записи в одночасье. Их число отыгрывает решающую роль при многоканальной звукозаписи, подключении нескольких инструментов или вокала одновременно. При выборе аудиоинтерфейса учитывайте не только количество входных каналов, но и типы разъемов (см. «Входы»).
— Выходных каналов. Выходные каналы output (out) — это то количество аудиосигналов, которое допускается отправлять на другие устройства или оборудование для воспроизведения. Выходы аудиоинтерфейса могут быть использованы для подключения к усилителям, мониторам, акустическим системам, наушникам и т.п. Большое число выходных каналов придется кстати при создании звуковых миксов, в режиме многоканальной записи или при многозадачной работе в студийной среде. Для более простых задачек достаточно иметь от 2 до 4 выходных каналов. При выборе аудиоинтерфейса учитывайте не только количество выходных каналов, но и типы разъемов (см. «Выходы»).
Подключение
Интерфейсы подключения, которыми оборудован аудиоинтерфейс.
—
USB A. Подключение через стандартный порт USB. Донедавна это был наиболее популярный интерфейс для внешней периферии, встречаемый практически во всех ПК и ноутбуках. Нынче же на смену ему часто используется порт USB type C (см. соответствующий пункт). Большинство аудиоинтерфейсов, подключаемых через разъем USB A, получают питание непосредственно от ПК или другого хост-устройства.
—
USB type B. Разъем характерной квадратной формы, заметно отличающейся от общеизвестных прямоугольных портов USB A. В аудиоинтерфейсах он применяется для передачи сигнала из внешних источников на компьютер для записи и обработки.
—
USB type C. Периферийный разъем с симметричной контактной группой, которым часто заменяются полноразмерные USB-порты на борту современных ПК и ноутбуков. Под этот интерфейс делаются многие новые модели аудиоинтерфейсов. Исключение из правила — отдельные экземпляры под Thunderbolt. Для них указывается именно Thunderbolt, а не USB type C.
—
Thunderbolt v2. Изначально Thunderbolt — это универсальный разъем, применяемый преимущественно в компьютерной технике Apple. На борту аудиоинтерфейсов он используется в роли общего периферийного разъема (аналогично USB). При этом используется аппаратный порт miniDisplayPort. Скорость передачи данных в да
...нной версии достигает 20 Гбит/с. В последнее время редакция v2 вытесняется пришедшей на смену версией Thunderbolt v3 (см. соответствующий пункт).
— Thunderbolt v3. Универсальный интерфейс, который встречается преимущественно в технике Apple. В аудиоинтерфейсах используется в качестве общего периферийного разъема (аналогично USB). Конкретно Thunderbolt v3 обеспечивает скорость передачи данных до 40 Гбит/с и использует аппаратный разъем USB type C (в отличие от более ранних версий, основанных на miniDisplayPort).
— Lightning. Разъем, применяемый исключительно в портативной электронике компании Apple (с 2012 года). Соответственно, аудиоинтерфейсы с таким портом нацелены на удобство подключения к «Айфонам» и «Айпадам». Отметим, что нынче наметился переход с фирменного Lightning на общераспространенный USB type C — последние поколения «яблочных» гаджетов выпускаются именно с таким периферийным разъемом подключения.
— mini-USB. Уменьшенная версия полноформатного интерфейса USB, созданная для портативной техники. Встречается в аудиоинтерфейсах весьма редко.
— FireWire. Универсальный разъем, также известный как IEEE 1394 или i-Link. По функциональности является аналогом USB, а по некоторым характеристикам даже превосходящит его. Впрочем, встречается FireWare заметно реже. Применяется для подключения к компьютерам и некоторым разновидностям специализированного звукового оборудования.
— Dante. Разъемы Dante используются для подключения аудиоинтерфейсов к сети с целью передачи звука в цифровой форме. При этом для физического доступа в сеть применяется стандартный Ethernet-порт (RJ-45).ЦАП
Характеристики встроенного ЦАПа — цифро-аналогового преобразователя для конвертации цифрового звука в аналоговый аудиосигнал линейного уровня, обычно формата стерео.
— Разрядность. Разрядность цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), используемого в устройстве. В данном случае смысл у этого параметра такой: разрядность ЦАП должна быть не ниже разрядности аудиосигнала, с которым планируется использовать преобразователь, в противном случае устройство не сможет эффективно справиться с конвертацией. Что касается конкретных значений, то стандартные варианты в современных аудиоинтерфейсах — это
16 бит,
24 бит и
32 бит.
— Частота дискретизации. Частота дискретизации цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), установленного в аудиоинтерфейсе. Напомним, такой преобразователь отвечает за конвертацию цифрового звука в аналоговый аудиосигнал. В пункте обычно указывается максимальное значение частоты дискретизации, для чего используется одно из стандартных значений, соответствующих определенному качеству звука (
48 кГц,
96 кГц,
192 кГц).
Диапазон частот
Диапазон частот звука, поддерживаемый устройством. Чаще всего речь идет о диапазоне частот, который устройство может выдать в аналоговом аудиосигнале на выходе.
В целом чем шире частотный диапазон — тем более полным получается звучание, тем ниже вероятность, что аудиоинтерфейс «обрежет» верхние или нижние частоты. Однако нужно учитывать, что человеческое ухо способно слышать звуки на частотах от 16 до 22 000 Гц, причем с возрастом верхняя граница снижается. Так что с практической точки зрения предусматривать более обширный диапазон в аудиотехнике не имеет смысла. А впечатляющие цифры, встречающиеся в высококлассных устройствах, являются скорее «побочным эффектом» продвинутых электронных схем и приводятся в характеристиках в основном с целью рекламы. Также напомним, что на общее качество звука влияет множество других факторов, помимо частотного диапазона.
Предусилитель
Количество предусилителей в конструкции аудиоинтерфейса, предназначенных для работы со слабым сигналом — который напрямую поступает с микрофона, звукоснимателя и т.п. Каждый предусилитель соответствует одному входному каналу с низким уровнем сигнала. Например, если аудиоинтерфейс имеет четыре предусилителя, он может одновременно обрабатывать сигналы от четырех микрофонов или других устройств, подключенных к этим предусилителям. Профессиональные студийные аудиоинтерфейсы часто оборудованы большим количеством предусилителей для обеспечения гибкости и возможности записи из большого числа источников одновременно.
Всего аудиовходов Jack / XLR
— Всего аудиовходов Jack / XLR. Общее количество аналоговых аудиовходов типа Jack (6.35 мм) и/или XLR (данный интерфейс может совмещаться с «джеком»). Отметим, что такие разъемы могут отыгрывать роль как линейного, так и микрофонного или инструментального входа. Подробнее см. соответствующие пункты.
— mini-Jack. Стандартный разъем 3.5 мм mini-Jack принято использовать в аудиоинтерфейсах в качестве аналогового (линейного) входа на два канала стерео, а также в роли микрофонного аудиовхода (см. соответствующие пункты).
Микрофонный
Входной разъем, используемый для записи аудиосигнала с микрофона, который может передавать низкий уровень сигнала и требует усиления. Нередко включает в себя микрофонный предусилитель — он усиливает слабый сигнал до того уровня, который пригоден для записи или обработки в аудиоинтерфейсе. Наибольшее распространение получили следующие типы микрофонных входов:
—
mini-Jack (3.5 мм). Стандартный аудиоразъем mini-Jack (3.5 мм) обеспечивает среднее качество сигнала, из-за чего слабо подходит для профессиональных задач вроде студийной записи. Как следствие, «чисто микрофонная» разновидность гнезда 3.5 мм встречается относительно редко, но все же имеет право на существование. Также стоит учитывать, что в микрофонах могут применяться штекеры mini-Jack под разное число контактов (от 2-х до 4-х).
—
Jack (6.35 мм). По форме и расположению контактов гнезда Jack (6.35 мм) аналогичны соответствующим разновидностям стандарта 3.5 мм, однако имеют более крупные размеры. За счет большей площади контакта и меньшей склонности к помехам штекеры этого формата встречаются в микрофонах всех ценовых категорий. Кроме того, через разъем 6.35 мм часто осуществляется балансное подключение — особая разновидность соединения, применяемая в профессиональной аудиотехнике и позволяющая без помех передавать сигнал даже по довольно длинным проводам.
—
XLR. В аудиотехнике чаще всего и
...спользуются трехконтактные разъемы XLR для подключения микрофона. XLR обеспечивает надежное и плотное соединение, а в гнездах интерфейса нередко предусматриваются замки для фиксации штекеров. Подключение через данный разъем осуществляется в том числе и балансным способом — по трем проводам вместо двух. Особенность такой передачи сигнала состоит в том, что внешние помехи фильтруются, по сути, самим проводом, что позволяет передавать качественный аудиосигнал даже при большой длине кабелей. Нередко разъем XLR может совмещаться с Jack (6.35 мм).Линейный
Тип линейного входа, предусмотренного в устройстве. Используется линейный вход для подачи звука с внешнего источника на аудиоинтерфейс.
Для линейного входа могут использоваться следующие типы разъемов:
—
mini-Jack (3.5 мм). Гнездо под стандартный штекер mini-Jack (3.5 мм). Разъем служит в качестве аудиовхода на два канала стерео. Рассчитан он преимущественно на портативную электронику вроде смартфонов, карманных плееров и т.п. В стационарных устройствах более популярны Jack (6.35 мм), XLR и RCA.
—
Jack (6.35 мм). Распространенный аудиоразъем для передачи аналогового сигнала. По конструкции эта разновидность гнезда максимально похожа на mini-Jack (3.5 мм), однако отличается размерами. Разъем Jack (6.5 мм) обеспечивает плотный контакт и менее подвержен помехам. Также он поддерживает балансное подключение — качественную передачу аудиосигнала по довольно длинным проводам с эффективной защитой от помех.
—
XLR. Стандарт XLR относится к профессиональным — не только из-за высокого качества передачи сигнала, но также из-за довольно крупных размеров и наличия замков для надежного закрепления штекеров. При этом по одному кабелю можно передавать только один канал звука, так что выходы XLR обычно устанавливаются парами — в расчете на звук формата стерео. Также отметим, что эти разъемы могут сочетаться с гнездами Jack (6.35 мм). А еще они позволяют
...реализовать подключение в балансном формате с высокой степенью помехостойкости и использованием проводов довольно большой длины без влияния на частоту аналогового сигнала.
— RCA. Разъем под коаксиальный кабель со штекером типа «тюльпан». Стандартный вход RCA состоит из двух гнезд — под стереозвук, левый и правый канал. Через один аналоговый разъем RCA может передаваться только один канал звука, поэтому количество таких разъемов соответствует количеству каналов, поддерживаемых устройством.Оптический
Вход для цифрового аудиосигнала, передаваемого по оптоволоконному кабелю TOSLINK.
Оптический интерфейс пересекается по возможностям с коаксиальным входом (см. соответствующий пункт) — в частности, позволяет передавать многоканальный звук. Ключевым отличием и главным преимуществом такого соединения является полная нечувствительность к электромагнитным помехам. С другой стороны, оптоволоконный кабель довольно хрупок и чувствителен к повреждениям — его нужно беречь от сильных нажимов и перегибов.