Форм-фактор
—
Настольный. Модели, корпуса которых рассчитаны на самостоятельную установку. Это может быть не обязательно стол, но и любая подходящая ровная поверхность — к примеру, полка. Данный форм-фактор не только универсален по возможностям размещения, но и обширен по ассортименту доступных предложений — он охватывает модели от бюджетного класса до профессионального ранга.
—
Портативный. Мобильные решения с базовыми возможностями коммутации и минимально востребованным набором разъемов подключения. Как правило, портативные аудиоинтерфейсы предполагается использовать в полевых, спартанских или стесненных условиях, когда во главу стола поставлена мобильность оборудования. Многие из подобных моделей рассчитаны на совместную работу с ноутбуком и/или смартфоном.
—
В стойку. Корпуса таких аудиоинтерфейсов предназначены для установки в телекоммуникационных стойках: они имеют размер под стандартный слот в стойке и соответствующий набор креплений. Стоечный форм-фактор характерен для профессиональных решений, рассчитанных на использование в студиях звукозаписи, концертных залах и прочих подобных местах.
—
Внутренний (встраиваемый). Внутренние аудиоинтерфейсы обычно подключаются к системной шине компьютера и интегрируются в его аппаратную часть. В современных реалиях встраиваемые решения встречаются нечасто — они уступают внешним ана
...логам в плане мобильности, легкости в установке и возможности использования на нескольких устройствах. Впрочем, модели внутреннего форм-фактора позволяют обмениваться с компьютером данными на максимально высоких скоростях и с минимально возможными показателями задержек.
Отдельно стоит обозначить, что некоторые экземпляры аудиоинтерфейсов могут иметь комбинированный вариант исполнения. В частности, на рынке представлены универсальные модели как с настольным способом установки, так и с возможностью монтажа в стойку.Подключение
Интерфейсы подключения, которыми оборудован аудиоинтерфейс.
—
USB A. Подключение через стандартный порт USB. Донедавна это был наиболее популярный интерфейс для внешней периферии, встречаемый практически во всех ПК и ноутбуках. Нынче же на смену ему часто используется порт USB type C (см. соответствующий пункт). Большинство аудиоинтерфейсов, подключаемых через разъем USB A, получают питание непосредственно от ПК или другого хост-устройства.
—
USB type B. Разъем характерной квадратной формы, заметно отличающейся от общеизвестных прямоугольных портов USB A. В аудиоинтерфейсах он применяется для передачи сигнала из внешних источников на компьютер для записи и обработки.
—
USB type C. Периферийный разъем с симметричной контактной группой, которым часто заменяются полноразмерные USB-порты на борту современных ПК и ноутбуков. Под этот интерфейс делаются многие новые модели аудиоинтерфейсов. Исключение из правила — отдельные экземпляры под Thunderbolt. Для них указывается именно Thunderbolt, а не USB type C.
—
Thunderbolt v2. Изначально Thunderbolt — это универсальный разъем, применяемый преимущественно в компьютерной технике Apple. На борту аудиоинтерфейсов он используется в роли общего периферийного разъема (аналогично USB). При этом используется аппаратный порт miniDisplayPort. Скорость передачи данных в да
...нной версии достигает 20 Гбит/с. В последнее время редакция v2 вытесняется пришедшей на смену версией Thunderbolt v3 (см. соответствующий пункт).
— Thunderbolt v3. Универсальный интерфейс, который встречается преимущественно в технике Apple. В аудиоинтерфейсах используется в качестве общего периферийного разъема (аналогично USB). Конкретно Thunderbolt v3 обеспечивает скорость передачи данных до 40 Гбит/с и использует аппаратный разъем USB type C (в отличие от более ранних версий, основанных на miniDisplayPort).
— Lightning. Разъем, применяемый исключительно в портативной электронике компании Apple (с 2012 года). Соответственно, аудиоинтерфейсы с таким портом нацелены на удобство подключения к «Айфонам» и «Айпадам». Отметим, что нынче наметился переход с фирменного Lightning на общераспространенный USB type C — последние поколения «яблочных» гаджетов выпускаются именно с таким периферийным разъемом подключения.
— mini-USB. Уменьшенная версия полноформатного интерфейса USB, созданная для портативной техники. Встречается в аудиоинтерфейсах весьма редко.
— FireWire. Универсальный разъем, также известный как IEEE 1394 или i-Link. По функциональности является аналогом USB, а по некоторым характеристикам даже превосходящит его. Впрочем, встречается FireWare заметно реже. Применяется для подключения к компьютерам и некоторым разновидностям специализированного звукового оборудования.
— Dante. Разъемы Dante используются для подключения аудиоинтерфейсов к сети с целью передачи звука в цифровой форме. При этом для физического доступа в сеть применяется стандартный Ethernet-порт (RJ-45).Диапазон частот
Диапазон частот звука, поддерживаемый устройством. Чаще всего речь идет о диапазоне частот, который устройство может выдать в аналоговом аудиосигнале на выходе.
В целом чем шире частотный диапазон — тем более полным получается звучание, тем ниже вероятность, что аудиоинтерфейс «обрежет» верхние или нижние частоты. Однако нужно учитывать, что человеческое ухо способно слышать звуки на частотах от 16 до 22 000 Гц, причем с возрастом верхняя граница снижается. Так что с практической точки зрения предусматривать более обширный диапазон в аудиотехнике не имеет смысла. А впечатляющие цифры, встречающиеся в высококлассных устройствах, являются скорее «побочным эффектом» продвинутых электронных схем и приводятся в характеристиках в основном с целью рекламы. Также напомним, что на общее качество звука влияет множество других факторов, помимо частотного диапазона.
Линейный
Тип линейного входа, предусмотренного в устройстве. Используется линейный вход для подачи звука с внешнего источника на аудиоинтерфейс.
Для линейного входа могут использоваться следующие типы разъемов:
—
mini-Jack (3.5 мм). Гнездо под стандартный штекер mini-Jack (3.5 мм). Разъем служит в качестве аудиовхода на два канала стерео. Рассчитан он преимущественно на портативную электронику вроде смартфонов, карманных плееров и т.п. В стационарных устройствах более популярны Jack (6.35 мм), XLR и RCA.
—
Jack (6.35 мм). Распространенный аудиоразъем для передачи аналогового сигнала. По конструкции эта разновидность гнезда максимально похожа на mini-Jack (3.5 мм), однако отличается размерами. Разъем Jack (6.5 мм) обеспечивает плотный контакт и менее подвержен помехам. Также он поддерживает балансное подключение — качественную передачу аудиосигнала по довольно длинным проводам с эффективной защитой от помех.
—
XLR. Стандарт XLR относится к профессиональным — не только из-за высокого качества передачи сигнала, но также из-за довольно крупных размеров и наличия замков для надежного закрепления штекеров. При этом по одному кабелю можно передавать только один канал звука, так что выходы XLR обычно устанавливаются парами — в расчете на звук формата стерео. Также отметим, что эти разъемы могут сочетаться с гнездами Jack (6.35 мм). А еще они позволяют
...реализовать подключение в балансном формате с высокой степенью помехостойкости и использованием проводов довольно большой длины без влияния на частоту аналогового сигнала.
— RCA. Разъем под коаксиальный кабель со штекером типа «тюльпан». Стандартный вход RCA состоит из двух гнезд — под стереозвук, левый и правый канал. Через один аналоговый разъем RCA может передаваться только один канал звука, поэтому количество таких разъемов соответствует количеству каналов, поддерживаемых устройством.RCA (пара)
Количество
пар входных разъемов RCA (пара) (см. выше) в конструкции аудиоинтерфейса. Под «парой» в данном контексте подразумевается два разъема RCA, как правило, предназначенных для стереофонического аудио — левого (Left) и правого (Right) каналов.
Main
Через главные выходы Main предполагается передавать сигналы с аудиоинтерфейса на внешние устройства для воспроизведения и записи звука. В обиходе встречаются модели как с одним типом разъемов Main, так и с несколькими разновидностями (например, Jack (6.35 мм), XLR, RCA, или Jack (6.35 мм) / RCA, либо же Jack (6.35 мм) / XLR).
—
Jack (6.35 мм). Выход для передачи аналогового аудиосигнала. Конструктивно аналогичен популярному mini-Jack, однако отличается от него более крупными размерами. Как следствие, штекеры типа Jack (6.35 мм) используются преимущественно в высококлассной стационарной аудиотехнике. Выходы этого типа обычно работают по принципу «один канал на разъем» (т.е. для передачи стереозвука понадобится задействовать два гнезда Jack). Также этот интерфейс нередко предусматривает балансное подключение — соединение в особом формате, позволяющее применять длинные провода без ущерба для качества сигнала (за счет гашения помех в самом проводе). Впрочем, соединение по Jack (6.35 мм) может быть и небалансным.
—
XLR. Еще одна разновидность выхода для передачи аналогового сигнала с использованием балансного подключения. Оно позволяет применять кабели большой длины без ущерба для качества обмена данными — внешние помехи гасятся непосредственно в кабеле. Нередко разъем совмещается с интерфейсом Jack (6.5 мм). XLR оснащается замком-фиксатором и тремя контактами. По одному трехконтактному кабелю
...в аналоговом формате возможна передача только одного канала аудио, так что стандартный выход XLR обычно состоит из двух разъемов — под левый и правый каналы стерео.
— RCA. Гнезда под коаксиальный кабель с характерными штекерами, известными в простонародье как «тюльпаны». По одному кабелю в аналоговом формате допускается передача одного канала аудио. Стандартный выход этого типа состоит из двух разъемов — под левый и правый каналы стерео. С другой же стороны, RCA не обеспечивает возможности балансного подключения, из-за чего уступает другим вариантам в помехоустойчивости, имеет заметные ограничения по длине кабеля и слабо пригоден для профессионального применения. Тем не менее «тюльпаны» получили весьма широкое распространение в стационарной аудиоаппаратуре начального и среднего уровня.Линейный
Тип линейного выхода, предусмотренного в конструкции аудиоинтерфейса. Через него выдается аналоговый аудиосигнал линейного уровня. Данный интерфейс используется в основном для подключения записывающих устройств, вывода сигнала для оборудование для воспроизведения или на внешний усилитель. А типы разъемов, применяемые для линейного выхода, могут быть такими:
—
mini-Jack (3.5 мм). Стандартное гнездо под популярный штекер mini-Jack (3.5 мм), используемое в качестве линейного выхода. Такой разъем применяется в основном для подключения некоторых моделей активных колонок, при этом через один mini-Jack (3.5 мм) обычно выводятся сразу два канала стерео. Отметим, что выходы на наушники, тоже использующие mini-Jack, считаются отдельно — см. соответствующий пункт.
—
Jack (6.35 мм). Более крупный аналог разъема mini-Jack (3.5 мм) для вывода аналогового стереосигнала. Выход Jack обеспечивает более надежное и помехозащищенное подключение, благодаря чему отлично подходит для профессионального применения. Эффективная защита от помех возможна при балансном способе подключения. Для экономии места выход 6.35 мм может совмещаться с разъемом XLR (см. соответствующий пункт). Недостатком такой конструкции является невозможность одновременного использования обоих интерфейсов. Линейные выходы Jack (6.35 мм) придерживаются принципа «один канал на разъем».
—
XLR. Круглый
...трехконтактный разъем для вывода аналогового аудиосигнала линейного уровня, нередко с балансным типом подключения. Передача осуществляется по трем проводам вместо двух и в ходе нее гасятся наводимые на провод помехи. Это позволяет применять довольно длинные кабели без ущерба для «чистоты» сигнала, благодаря чему данный тип подключения отлично подходит для профессиональной аудиоаппаратуры. XLR тоже считается профессиональным интерфейсом — как из-за возможности работать с балансным сигналом, так и за счет повышенной надежности: такие разъемы часто оснащаются замками для фиксации штекеров.
— RCA. Аналоговый линейный аудиовыход, использующий разъемы RCA — так званые «тюльпаны» (из-за характерной формы штекеров). Стандартный выход этого типа состоит из двух разъемов — под левый и правый каналы стерео. Также отметим, что разъемы RCA могут применяться и в других выходных интерфейсах, однако те имеют свои названия.ПО в комплекте
Программное обеспечение, поставляемое в комплекте с аудиоинтерфейсом, может различаться в зависимости от производителя и модели. В подавляющем большинстве оно представлено драйверами, утилитами для управления устройством, ПО для записи и редактирования звука, виртуальными инструментами или эффектами, всевозможными плагинами. Какие конкретно программные компоненты включены в комплект поставки аудиоинтерфейса, желательно уточнять отдельно.
Поддержка ОС
Поддерживаемые ОС обеспечивают совместимость устройства с компьютерами под управлением разных платформ. Распространение в аудиоинтерфейсах получили следующие варианты:
—
Windows. В подавляющем большинстве аудиоинтерфейсы предоставляют драйверы и программное обеспечение для совместимости с популярной операционной системой Windows. При этом важно уточнить поддерживаемые версии ОС — в современных реалиях это Windows 10 и Windows 11.
—
macOS. Поддержка работы с компьютерами и ноутбуками Apple, в которых используется фирменная платформа macOS.
—
iOS. Возможность работы с мобильными приложениями для создания и обработки звука, реализуемая при использовании смартфонов Apple под управлением операционной системы iOS.
—
iPadOS. В этом варианте аудиоинтерфейсы поддерживает работу с «яблочными» планшетами, работающими под предводительством фирменной «операционки» iPadOS.
—
Android. Совместимость аудиоинтерфейса с мобильными устройствами на базе популярной платформы Android. При этом предполагается использование мобильных версий приложений для создания и обработки звука.
—
Linux. Поддержка платформы Linux менее распространена среди аудиоинтерфейсов и не все устройства предоставляют официальные драйверы для этой операционной систе
...мы.
— Chrome. Совместимость устройства с ноутбуками под управлением операционной системы Chrome OS. Таковые встречаются в широком обиходе нечасто, однако имеют место быть.