Форм-фактор
—
Настольный. Модели, корпуса которых рассчитаны на самостоятельную установку. Это может быть не обязательно стол, но и любая подходящая ровная поверхность — к примеру, полка. Данный форм-фактор не только универсален по возможностям размещения, но и обширен по ассортименту доступных предложений — он охватывает модели от бюджетного класса до профессионального ранга.
—
Портативный. Мобильные решения с базовыми возможностями коммутации и минимально востребованным набором разъемов подключения. Как правило, портативные аудиоинтерфейсы предполагается использовать в полевых, спартанских или стесненных условиях, когда во главу стола поставлена мобильность оборудования. Многие из подобных моделей рассчитаны на совместную работу с ноутбуком и/или смартфоном.
—
В стойку. Корпуса таких аудиоинтерфейсов предназначены для установки в телекоммуникационных стойках: они имеют размер под стандартный слот в стойке и соответствующий набор креплений. Стоечный форм-фактор характерен для профессиональных решений, рассчитанных на использование в студиях звукозаписи, концертных залах и прочих подобных местах.
—
Внутренний (встраиваемый). Внутренние аудиоинтерфейсы обычно подключаются к системной шине компьютера и интегрируются в его аппаратную часть. В современных реалиях встраиваемые решения встречаются нечасто — они уступают внешним ана
...логам в плане мобильности, легкости в установке и возможности использования на нескольких устройствах. Впрочем, модели внутреннего форм-фактора позволяют обмениваться с компьютером данными на максимально высоких скоростях и с минимально возможными показателями задержек.
Отдельно стоит обозначить, что некоторые экземпляры аудиоинтерфейсов могут иметь комбинированный вариант исполнения. В частности, на рынке представлены универсальные модели как с настольным способом установки, так и с возможностью монтажа в стойку.Подключение
Интерфейсы подключения, которыми оборудован аудиоинтерфейс.
—
USB A. Подключение через стандартный порт USB. Донедавна это был наиболее популярный интерфейс для внешней периферии, встречаемый практически во всех ПК и ноутбуках. Нынче же на смену ему часто используется порт USB type C (см. соответствующий пункт). Большинство аудиоинтерфейсов, подключаемых через разъем USB A, получают питание непосредственно от ПК или другого хост-устройства.
—
USB type B. Разъем характерной квадратной формы, заметно отличающейся от общеизвестных прямоугольных портов USB A. В аудиоинтерфейсах он применяется для передачи сигнала из внешних источников на компьютер для записи и обработки.
—
USB type C. Периферийный разъем с симметричной контактной группой, которым часто заменяются полноразмерные USB-порты на борту современных ПК и ноутбуков. Под этот интерфейс делаются многие новые модели аудиоинтерфейсов. Исключение из правила — отдельные экземпляры под Thunderbolt. Для них указывается именно Thunderbolt, а не USB type C.
—
Thunderbolt v2. Изначально Thunderbolt — это универсальный разъем, применяемый преимущественно в компьютерной технике Apple. На борту аудиоинтерфейсов он используется в роли общего периферийного разъема (аналогично USB). При этом используется аппаратный порт miniDisplayPort. Скорость передачи данных в да
...нной версии достигает 20 Гбит/с. В последнее время редакция v2 вытесняется пришедшей на смену версией Thunderbolt v3 (см. соответствующий пункт).
— Thunderbolt v3. Универсальный интерфейс, который встречается преимущественно в технике Apple. В аудиоинтерфейсах используется в качестве общего периферийного разъема (аналогично USB). Конкретно Thunderbolt v3 обеспечивает скорость передачи данных до 40 Гбит/с и использует аппаратный разъем USB type C (в отличие от более ранних версий, основанных на miniDisplayPort).
— Lightning. Разъем, применяемый исключительно в портативной электронике компании Apple (с 2012 года). Соответственно, аудиоинтерфейсы с таким портом нацелены на удобство подключения к «Айфонам» и «Айпадам». Отметим, что нынче наметился переход с фирменного Lightning на общераспространенный USB type C — последние поколения «яблочных» гаджетов выпускаются именно с таким периферийным разъемом подключения.
— mini-USB. Уменьшенная версия полноформатного интерфейса USB, созданная для портативной техники. Встречается в аудиоинтерфейсах весьма редко.
— FireWire. Универсальный разъем, также известный как IEEE 1394 или i-Link. По функциональности является аналогом USB, а по некоторым характеристикам даже превосходящит его. Впрочем, встречается FireWare заметно реже. Применяется для подключения к компьютерам и некоторым разновидностям специализированного звукового оборудования.
— Dante. Разъемы Dante используются для подключения аудиоинтерфейсов к сети с целью передачи звука в цифровой форме. При этом для физического доступа в сеть применяется стандартный Ethernet-порт (RJ-45).Диапазон частот
Диапазон частот звука, поддерживаемый устройством. Чаще всего речь идет о диапазоне частот, который устройство может выдать в аналоговом аудиосигнале на выходе.
В целом чем шире частотный диапазон — тем более полным получается звучание, тем ниже вероятность, что аудиоинтерфейс «обрежет» верхние или нижние частоты. Однако нужно учитывать, что человеческое ухо способно слышать звуки на частотах от 16 до 22 000 Гц, причем с возрастом верхняя граница снижается. Так что с практической точки зрения предусматривать более обширный диапазон в аудиотехнике не имеет смысла. А впечатляющие цифры, встречающиеся в высококлассных устройствах, являются скорее «побочным эффектом» продвинутых электронных схем и приводятся в характеристиках в основном с целью рекламы. Также напомним, что на общее качество звука влияет множество других факторов, помимо частотного диапазона.
Всего аудиовходов Jack / XLR
— Всего аудиовходов Jack / XLR. Общее количество аналоговых аудиовходов типа Jack (6.35 мм) и/или XLR (данный интерфейс может совмещаться с «джеком»). Отметим, что такие разъемы могут отыгрывать роль как линейного, так и микрофонного или инструментального входа. Подробнее см. соответствующие пункты.
— mini-Jack. Стандартный разъем 3.5 мм mini-Jack принято использовать в аудиоинтерфейсах в качестве аналогового (линейного) входа на два канала стерео, а также в роли микрофонного аудиовхода (см. соответствующие пункты).
Микрофонный
Входной разъем, используемый для записи аудиосигнала с микрофона, который может передавать низкий уровень сигнала и требует усиления. Нередко включает в себя микрофонный предусилитель — он усиливает слабый сигнал до того уровня, который пригоден для записи или обработки в аудиоинтерфейсе. Наибольшее распространение получили следующие типы микрофонных входов:
—
mini-Jack (3.5 мм). Стандартный аудиоразъем mini-Jack (3.5 мм) обеспечивает среднее качество сигнала, из-за чего слабо подходит для профессиональных задач вроде студийной записи. Как следствие, «чисто микрофонная» разновидность гнезда 3.5 мм встречается относительно редко, но все же имеет право на существование. Также стоит учитывать, что в микрофонах могут применяться штекеры mini-Jack под разное число контактов (от 2-х до 4-х).
—
Jack (6.35 мм). По форме и расположению контактов гнезда Jack (6.35 мм) аналогичны соответствующим разновидностям стандарта 3.5 мм, однако имеют более крупные размеры. За счет большей площади контакта и меньшей склонности к помехам штекеры этого формата встречаются в микрофонах всех ценовых категорий. Кроме того, через разъем 6.35 мм часто осуществляется балансное подключение — особая разновидность соединения, применяемая в профессиональной аудиотехнике и позволяющая без помех передавать сигнал даже по довольно длинным проводам.
—
XLR. В аудиотехнике чаще всего и
...спользуются трехконтактные разъемы XLR для подключения микрофона. XLR обеспечивает надежное и плотное соединение, а в гнездах интерфейса нередко предусматриваются замки для фиксации штекеров. Подключение через данный разъем осуществляется в том числе и балансным способом — по трем проводам вместо двух. Особенность такой передачи сигнала состоит в том, что внешние помехи фильтруются, по сути, самим проводом, что позволяет передавать качественный аудиосигнал даже при большой длине кабелей. Нередко разъем XLR может совмещаться с Jack (6.35 мм).Линейный
Тип линейного входа, предусмотренного в устройстве. Используется линейный вход для подачи звука с внешнего источника на аудиоинтерфейс.
Для линейного входа могут использоваться следующие типы разъемов:
—
mini-Jack (3.5 мм). Гнездо под стандартный штекер mini-Jack (3.5 мм). Разъем служит в качестве аудиовхода на два канала стерео. Рассчитан он преимущественно на портативную электронику вроде смартфонов, карманных плееров и т.п. В стационарных устройствах более популярны Jack (6.35 мм), XLR и RCA.
—
Jack (6.35 мм). Распространенный аудиоразъем для передачи аналогового сигнала. По конструкции эта разновидность гнезда максимально похожа на mini-Jack (3.5 мм), однако отличается размерами. Разъем Jack (6.5 мм) обеспечивает плотный контакт и менее подвержен помехам. Также он поддерживает балансное подключение — качественную передачу аудиосигнала по довольно длинным проводам с эффективной защитой от помех.
—
XLR. Стандарт XLR относится к профессиональным — не только из-за высокого качества передачи сигнала, но также из-за довольно крупных размеров и наличия замков для надежного закрепления штекеров. При этом по одному кабелю можно передавать только один канал звука, так что выходы XLR обычно устанавливаются парами — в расчете на звук формата стерео. Также отметим, что эти разъемы могут сочетаться с гнездами Jack (6.35 мм). А еще они позволяют
...реализовать подключение в балансном формате с высокой степенью помехостойкости и использованием проводов довольно большой длины без влияния на частоту аналогового сигнала.
— RCA. Разъем под коаксиальный кабель со штекером типа «тюльпан». Стандартный вход RCA состоит из двух гнезд — под стереозвук, левый и правый канал. Через один аналоговый разъем RCA может передаваться только один канал звука, поэтому количество таких разъемов соответствует количеству каналов, поддерживаемых устройством.USB
Количество и тип USB-портов в оснащении устройства. Чаще всего в аудиоинтерфейсах встречаются полноразмерные разъемы USB A, а их число может варьироваться от 1 до 3 шт. На смену таким портам в современных моделях внедряются более компактные USB type C, допускающие возможность вставлять штекер любой стороной. Несколько реже аудиоинтерфейсы могут быть оборудованы портами USB B, настольные модели — разъемами microUSB.
ПО в комплекте
Программное обеспечение, поставляемое в комплекте с аудиоинтерфейсом, может различаться в зависимости от производителя и модели. В подавляющем большинстве оно представлено драйверами, утилитами для управления устройством, ПО для записи и редактирования звука, виртуальными инструментами или эффектами, всевозможными плагинами. Какие конкретно программные компоненты включены в комплект поставки аудиоинтерфейса, желательно уточнять отдельно.
Поддержка ОС
Поддерживаемые ОС обеспечивают совместимость устройства с компьютерами под управлением разных платформ. Распространение в аудиоинтерфейсах получили следующие варианты:
—
Windows. В подавляющем большинстве аудиоинтерфейсы предоставляют драйверы и программное обеспечение для совместимости с популярной операционной системой Windows. При этом важно уточнить поддерживаемые версии ОС — в современных реалиях это Windows 10 и Windows 11.
—
macOS. Поддержка работы с компьютерами и ноутбуками Apple, в которых используется фирменная платформа macOS.
—
iOS. Возможность работы с мобильными приложениями для создания и обработки звука, реализуемая при использовании смартфонов Apple под управлением операционной системы iOS.
—
iPadOS. В этом варианте аудиоинтерфейсы поддерживает работу с «яблочными» планшетами, работающими под предводительством фирменной «операционки» iPadOS.
—
Android. Совместимость аудиоинтерфейса с мобильными устройствами на базе популярной платформы Android. При этом предполагается использование мобильных версий приложений для создания и обработки звука.
—
Linux. Поддержка платформы Linux менее распространена среди аудиоинтерфейсов и не все устройства предоставляют официальные драйверы для этой операционной систе
...мы.
— Chrome. Совместимость устройства с ноутбуками под управлением операционной системы Chrome OS. Таковые встречаются в широком обиходе нечасто, однако имеют место быть.