Тюнер и воспроизведение
—
AM/FM-радио. Наличие встроенного тюнера, позволяющего принимать радиопередачи AM и FM-диапазона без дополнительных устройств (может потребоваться разве что антенна, и то далеко не всегда). В FM можно реализовать передачу качественного стереозвука, однако волны распространяются только в пределах прямой видимости (10-20 км); поэтому большинство станций этого диапазона относятся к «городским музыкальным». В AM дальность передачи измеряется уже сотнями километров, однако качество звука ощутимо ниже; поэтому такие станции обычно специализируются на разговорных программах (в частности, новостях).
—
USB-носитель. Возможность подключить к ресиверу USB-носитель — например, «флэшку» или внешний жёсткий диск — и проигрывать с него содержимое напрямую. Для этого необходим разъём USB. Чаще всего в моделях с такой функцией он располагается на передней панели (см. ниже) — это обеспечивает удобство подключения; в то же время есть и исключения. Также отметим, что само наличие USB не обязательно предполагает возможность воспроизведения с внешних носителей — этот интерфейс может использоваться для служебных целей, например, для обновления прошивки или воспроизведения с ПК (см. «Дополнительно (входы) — USB Type B»).
—
Сетевое потоковое аудио. Возможность воспроизведения потокового аудио через локальную сеть или Интернет (в т.ч. с сервисов вроде Grooveshark или Last.Fm). На
...звание «потоковое» связано с тем, что каждая композиция проигрывается непосредственно из сети, без записи в собственное постоянное хранилище ресивера. Эта функция по определению требует подключения к компьютерным сетям; чаще всего с этой целью используется модуль Wi-Fi (см. «Интерфейсы») или разъём LAN.
— Интернет-радио. Возможность использования ресивера для приёма и воспроизведения передач Интернет-радиостанций. Эта функция во многом схожа с вышеописанным сетевым аудио — в частности, для её работы требуется подключение к сети, а данные передаются в потоковом формате; однако в случае сетевого аудио пользователь сам выбирает, что и когда слушать, здесь же трансляция идёт аналогично обычным радиопередачам и управляется с радиостанции. Собственно, многие крупные станции транслируют свои передачи не только в традиционном эфире, но также и через Интернет; есть и специализированные проекты, вещающие только в Сети. В целом выбор программ значительно обширнее, чем для обычного радиовещания — ведь Интернет-радио не имеет ограничений по дальности. А самих ресиверах могут предусматриваться дополнительные инструменты по управлению таким вещанием — например, каталоги, поиск по жанрам, языкам и т.п.Воспроизводимые форматы
Форматы аудио и видеофайлов, которые ресивер способен воспроизводить самостоятельно. Модели с функциями плеера, как правило, поддерживают большинство популярных типов мультимедийных файлов (в частности, AVI, MPEG и MKV для видео, MP3, WAV и WMA для аудио), однако набор файлов может иметь и свои особенности. Данный пункт позволяет выяснить их.
Декодеры
Декодер в общих чертах можно описать как стандарт, в котором записан цифровой звук (нередко — многоканальный). Для нормального воспроизведения такого звука необходимо, чтобы соответствующий декодер поддерживался устройством. Первыми ласточками многоканального декодирования были
Dolby Digital и
DTS, постепенно улучшаясь и привнося новые фишки. Заключительной стадией на 2020 год стали декодеры Dolby Atmos и
DTS X. А промежуточными были
Dolby TrueHD,
Dolby Pro Logic II,
DTS-HD,
DTS ES,
DTS Neural:X,
DTS Neo (6, X).
—
Dolby Atmos. Декодер, который использует не жесткое распределение звука по каналам, а обработку аудиообъектов, благодаря чему может применяться практически с любым числом каналов на воспроизводящей системе — звук будет разделен между каналами с таким расчетом, чтобы каждый аудиообъект был слышен максимально близко к положенному для него месту. При использовании Dolby Atmos крайне желательным считается наличие потолочных колонок (или динамиков, направленных в потолок). Впрочем, в крайнем случае можно обойтись и без них.
— DTS X. Аналог описанного выше Dolby Atmos, когда звук распределяется не по отдельным каналам, а через
...аудиообъекты. В цифровом сигнале содержится информация о том, где (по замыслу режиссера) должен находиться слышимый пользователем объект и как он должен перемещаться, а процессор воспроизводящего устройства обрабатывает эту информацию и определяет, каким именно образом нужно распределить звук по имеющимся каналам, чтобы добиться требуемой локализации. Благодаря этому DTS X не привязан к конкретному количеству звуковых каналов — их может быть сколько угодно, система автоматически разделит звук по ним, добиваясь нужного звучания. Также отметим, что данный декодер позволяет отдельно регулировать громкость диалогов.
— IMAX Enhanced. Знак соответствия IMAX Enhanced присваивается тому оборудованию, которое отвечает требованиям сертификации аудиоустройств от компании IMAX Corporation. В сочетании со звуковой технологией DTS обеспечивается фирменное звучание «как в IMAX-кинотеатрах» у себя дома. Наиболее точное воспроизведение такого аудио возможно в системах с большим количеством каналов (от 5.1 и более). Отметим, что для эффекта полного погружения сертификация IMAX Enhanced должна распространяться и на видеооборудование для воспроизведения контента (телевизор, проектор и т.п.).Коаксиальный S/P-DIF
Количество
коаксиальных входов, предусмотренных в конструкции ресивера.
Коаксиальный интерфейс применяется для передачи аудиосигнала в цифровом формате. Фактически — это разновидность интерфейса S/PDIF, использующая для подключения электрический коаксиальный кабель с разъёмами RCA («тюльпан»). Не стоит путать данный интерфейс с описанным выше аналоговым RCA: коаксиальное подключение отличается по типу сигнала, по количеству гнёзд на разъём (здесь достаточно одного), а также плохо работает с обычным RCA-кабелем (желательно использовать экранированный). Пропускной способности S/P-DIF хватает для передачи многоканального звука вплоть до
7.1 (см. «Кол-во каналов»), однако lossless-форматы вроде
Dolby TrueHD или
DTS-HD Master Audio (см. «Декодеры») не поддерживаются.
Что касается количества, то наличие нескольких входов позволяет подключить к ресиверу сразу несколько источников сигнала с соответствующими выходами и переключаться между ними через программные настройки, не возясь с переключением кабелей.
Версия HDMI
Версия интерфейса HDMI, поддерживаемая ресивером. Как правило, этой версии соответствуют все имеющиеся в устройстве HDMI-разъемы — и входы (см. выше), и выходы (см. ниже). Вот варианты, актуальные на сегодня:
— v 1.4. Наиболее старая из актуальных на сегодня версий, выпущенная в 2009 году. Тем не менее, поддерживает 3D-видео способна работать с разрешениями вплоть до 4096х2160 на скорости в 24 к/с, а в разрешении Full HD частота кадров может достигать 120 к/с. Помимо оригинально v.1.4, встречаются также улучшенные модификации — v.1.4a и v.1.4b; они аналогичны по основным возможностям, в обоих случаях улучшения коснулись преимущественно работы с 3D-контентом.
— v 2.0. Значительное обновление HDMI, представленное в 2013 году. В этой версии максимальная частота кадров в 4K выросла до 60 к/с, а пропускная способность аудио — до 32 каналов и 4 отдельных потоков одновременно. Также из нововедений можно упомянуть поддержку ультраширокого формата 21:9. В обновлении v.2.0a к возможностям интерфейса была добавлена поддержка HDR, в v.2.0b эта функция была улучшена и расширена.
— v 2.1. Несмотря на схожесть по названию с v.2.0, данная версия, выпущенная в 2017 году, стала весьма масштабным обновлением. В частности, в ней добавилась поддержка 8K и даже 10 K на скорости до 120 к/с, а также еще более расширились возможности по работе с HDR. Под эту версию был выпущен собственный кабель — HDMI Ultra High Speed, все возможности v.2.1 доступны только при исполь...зовании кабелей этого стандарта, хотя базовые функции можно использовать и с более простыми шнурами.
Дополнительно
Дополнительные входы, предусмотренные в конструкции AV-ресивера, помимо описанных выше. Это могут быть, в частности, такие интерфейсы:
— Балансный цифровой (AES/EBU). Профессиональный интерфейс, предназначенный, в соответствии с названием, для передачи звука в цифровом формате и использующий балансное подключение, позволяющее снизить уровень помех. Подробнее о балансном подключении см. «XLR (балансные)» выше; здесь же отметим, что AES/EBUне совместим с «обычным» XLR, хотя чаще всего использует разъём того же типа. Встречается данный вход в основном в наиболее продвинутых AV-ресиверах.
— Разъём для док-станции. Вход для соединения с док-станцией — специальным приспособлением, применяемым в основном для подключения смартфонов и портативных плееров. Наиболее популярны доки под устройства фирмы Apple — iPhoneи iPod — но могут встречаться аксессуары и для других брендов. Док-станция часто бывает более удобной, чем обычный кабель, т.к. она играет ещё и роль подставки. Кроме того, подключение портативного гаджета подобным способом часто обеспечивает дополнительные возможности управления — например, переключение треков на плеере с пульта управления ресивером.
— Триггерный вход. Данный вход обеспечивает автоматическое включение AV-ресивера при включении другого компонента аудиосистемы, оснащённого триггерным выходом — например, CD-проигрывателя. При включении управляющего компонента, подключённого к триггерному входу, на эт...от вход поступает сигнал, который «будит» и ресивер. Это удобнее, чем включать оборудование по отдельности.
— PC IN. Вход для вывода на AV-ресивер видеосигнала с видеокарты компьютера. Обычно обозначение PC INиспользуется для аналогового разъёма VGA (15 pin D-Sub); он считается устаревшим, однако всё ещё достаточно часто встречается в видеокартах, особенно бюджетного уровня. С другой стороны, в тех же видеокартах распространён более популярный, продвинутый, а главное — универсальный стандарт HDMI(см. выше). Поэтому среди AV-ресиверов вход PC IN особого распространения всё же не получил, им оснащаются лишь некоторые модели топового класса, созданные в расчёте на максимальное разнообразие интерфейсов
— USB A. Стандартный разъем USB — такой же, как в ПК и ноутбуках. Может использоваться в разных форматах, однако чаще всего предназначается для подключения флешек или других накопителей и использования ресивера в роли медиаплеера.
RCA
Количество аналоговых стереовыходов RCA, предусмотренных в конструкции AV-ресивера.
Сам по себе разъём
RCA (в просторечии — «тюльпан») может применяться в разных интерфейсах. Однако конкретно в данном случае речь идёт о линейном аудиовыходе, отвечающем за аналоговый аудиосигнал. RCA— наиболее популярный разъём, применяемый в современной аудиотехнике для таких выходов. При этом речь может идти как о стандартных выходах для подключения колонок, так и о разъёмах REC, предназначенных для подключения к ресиверу записывающего устройства и отличающихся неизменным уровнем сигнала. (впрочем, таких выходов редко бывает более одного). Кроме того, здесь учитываются также выходы предусилителя.
Отметим, что разъёмы этого типа принято считать по парам; иными словами, один выход состоит из двух разъёмов RCA. Это связано с тем, что по одному проводу в данном случае может передаваться только один канал аналогового звука; соответственно, для передачи стерео требуется два гнезда RCA.
Несколько выходов RCAпозволяют подключать к ресиверу одновременно несколько комплектов акустики — например, для трансляции звука сразу в нескольких комнатах или для записи звука параллельно с его прослушиванием.
На наушники
Тип выхода для подключения наушников, установленного в ресивере.
—
3.5 мм (mini-Jack). Этот разъём весьма популярен в современной электронике: в портативных устройствах он является основным вариантом для подключения наушников, да и большинство самих наушников (всех ценовых категорий) имеет «родной» штекер именно под mini-Jack. Однако по ряду технических особенностей в Hi-Fi и Hi-End технике, включая AV-ресиверы, данный интерфейс широкого распространения не получил.
—
6.35 мм (Jack). Из-за своих крупных размеров данный разъём используется преимущественно в стационарной технике и почти не встречается в портативных гаджетах. С другой стороны, он лучше подходит для высококачественных аудиосистем, нежели mini-Jack, многие наушники премиум-класса выпускаются именно со штекером Jack, а модели с 3.5 мм штекером можно подключить к гнезду 6.35 мм при помощи простейшего переходника (часто он даже поставляется в комплекте с самими наушниками). Как следствие, большинство современных AV-ресиверов используют именно этот интерфейс.
Потребляемая мощность
Наибольшая мощность, потребляемая ресивером при работе в штатном режиме. От этого параметра зависит энергопотребление устройства, поэтому если экономия энергии имеет для Вас решающее значение — стоит обратить на него внимание. Также информация о потребляемой мощности пригодится в том случае, если у Вас есть сомнения по поводу заявленных характеристик встроенного усилителя: если суммарная мощность всех каналов больше, чем общая потребляемая мощность ресивера — значит, где-то в цифрах имеется ошибка.