Объемное звучание в наушниках
Возможность
имитации многоканального (например, 5.1) звучания в традиционных двухканальных наушниках. Для этого обычно используется декодер Dolby Headphone, обрабатывающий звук таким образом, что слышимый в наушниках звук воспринимается как многоканальный — в частности, предполагаемое положение его источников можно определить намного точнее. А учитывая, что современные наушники Hi-Fi класса по качеству звучания не уступают акустике (а стоят ощутимо дешевле) — эта функция вполне может пригодиться даже требовательным аудиофилам.
HDR
Поддержка ресивером технологии
HDR; также в этом пункте может уточняться конкретный поддерживаемый формат HDR.
HDR расшифровывается как «расширенный динамический диапазон». Данная технология позволяет расширить диапазон яркости, воспроизводимый одновременно на экране; упрощенно говоря, зритель будет видеть более яркий белый и более темный черный. На практике это означает значительное улучшение качества цветопередачи: цвета получаются более яркими и в то же время более достоверными, чем без HDR. Однако для использования этой функции требуется не только ресивер, но и телевизор/проектор с поддержкой соответствующего формата HDR, а также контент, записанный в этом формате.
Что касается конкретных форматов, то в наше время наиболее популярными вариантами являются базовый HDR10, расширенный HDR10+ и высококлассный
Dolby Vision. Вот их особенности:
— HDR10. Исторически первый из потребительских HDR-форматов, менее продвинутый, чем описанные ниже варианты однако чрезвычайно широко распространенный. В частности, HDR10 поддерживают практически все стриминговые сервисы, которые вообще предоставляют HDR-контент, также он является общепринятым для дисков Blu-ray. Позволяет работать с глубиной цвета в 10 бит (отсюда и название). При этом устройства данного формата совместимы и с контентом в HDR10+, хотя его качество будет ограничиваться возможностями оригинального HDR10.
— HDR10+.
...Усовершенствоанная версия HDR10. При той же глубине цвета (10 бит) использует так называемые динамические метаданные, позволяющие передавать информацию о глубине цвета не только для групп из нескольких кадров, но и для отдельно взятых кадров. Благодаря этому достигается дополнительное улучшение цветопередачи.
— Dolby Vision. Продвинутый стандарт, используемый, в частности, в профессиональном кинематографе. Позволяет добиться глубины цвета в 12 бит, использует описанные выше динамические метаданные, к тому же дает возможность передавать в одном видеопотоке сразу два варианта изображения — HDR и обычное (SDR). При этом Dolby Vision основан на той же технологии, что и HDR10, поэтому в современной видеотехнике данный формат обычно сочетается с HDR10 или HDR10+.Мощность на канал
Максимальная мощность звука, которую может выдать усилитель мощности (при наличии такового в ресивере, см. «Тип») на один канал акустической системы. Здесь стоит отметить, что в данном случае принято указывать т.н. RMS (Rated Maximum Sinusoidal), или номинальную мощность. Номинальной считается наибольшая мощность, которую усилитель гарантированно способен без перерывов выдавать в течение часа без каких-либо сбоев или поломок. Кратковременные скачки уровня сигнала могут значительно превышать это значение, однако основным показателем является всё же номинальная мощность.
Мощность усилителя во многом определяет громкость звучания подключённой к устройству акустической системы. На практике громкость также зависит от характеристик колонок — чувствительности, импеданса и т.п.; однако при прочих равных одна и та же акустика на более мощном усилителе будет звучать громче. Кроме того, этот параметр также влияет на совместимость колонок и усилителя — считается, что разница в номинальных мощностях этих компонентов не должна превышать 10-15% (а в идеале мощности вообще должны совпадать). А поскольку для разных помещений требуются колонки разной мощности, это влияет и на выбор усилителя для той или иной обстановки; конкретные рекомендации по соотношению характеристик помещения и мощности акустики можно найти в специальных источниках.
Также отметим, что, если усилитель может работать с нагрузкой разного сопротивления (см.
...«Допустимое сопротивление акустики»), то для разных вариантов и мощность на канал будет разной — чем ниже сопротивление, тем выше мощность. В характеристиках же в этом случае обычно указывается максимальное значение этого параметра — то есть мощность при минимально допустимом сопротивлении. Отношение сигнал/шум
Этот показатель определяет количество посторонних шумов, которыми сопровождается звук, выводимый усилителем ресивера. Он удобен тем, что учитывает практически все возможные значимые шумы — как создаваемые самим устройством, так и обусловленные внешними причинами. Чем выше соотношение сигнал/шум — тем меньше громкость помех по сравнению с основным сигналом, тем чище будет звучать усилитель. Показатель в 70-80 дБ считается нормальным для большинства потребительской электроники, однако в AV-ресиверах, обычно представляющих собой устройства премиум-класса, его можно назвать разве что удовлетворительным. В наиболее же продвинутых моделях этот показатель может значительно превышать 100 дБ.
Допустимое сопротивление акустики
Наименьшее сопротивление динамиков акустической системы, с которым усилитель способен нормально работать. Номинальное сопротивление акустики, обозначаемое также термином «импеданс», является одним из ключевых параметров при подборе компонентов аудиосистемы: для нормальной работы необходимо, чтобы импеданс акустики соответствовал характеристикам усилителя. Если сопротивление колонок будет больше — громкость звука значительно снизится, если меньше — в нём появятся искажения, а в худшем случае возможны даже перегрузки и поломки. Поэтому в характеристиках ресиверов обычно указывается именно минимальное сопротивление — ведь подключение нагрузки слишком низкого импеданса чревато более серьёзными последствиями, чем слишком высокого.
Частотный диапазон
Диапазон частот звука, который ресивер способен выдать на выход (этот параметр может указываться и для моделей без собственного усилителя, подробнее см. «Количество каналов»). От этого параметра зависит полнота передаваемого звука; разумеется, качество звучания в целом сильно зависит от ряда других факторов (к примеру, амплитудно-частотной характеристики), однако чем шире частотный диапазон — тем меньше риск, что усилитель полностью «обрежет» некоторую часть звука. С другой стороны, здесь стоит учитывать, что нормальный диапазон слышимости человеческого уха составляет приблизительно 16 – 20000 Гц, и отклонения от этих границ довольно невелики. И хотя многие современные ресиверы обеспечивают намного более широкий диапазон частот, однако это является скорее маркетинговым ходом, нежели реально значимым показателем (либо своего рода «побочным дефектом» конструкции высококачественного усилителя).
Также стоит учесть, что для воспроизведения всей полноты частот усилителя Вам потребуются и динамики с соответствующими характеристиками.
Тюнер и воспроизведение
—
AM/FM-радио. Наличие встроенного тюнера, позволяющего принимать радиопередачи AM и FM-диапазона без дополнительных устройств (может потребоваться разве что антенна, и то далеко не всегда). В FM можно реализовать передачу качественного стереозвука, однако волны распространяются только в пределах прямой видимости (10-20 км); поэтому большинство станций этого диапазона относятся к «городским музыкальным». В AM дальность передачи измеряется уже сотнями километров, однако качество звука ощутимо ниже; поэтому такие станции обычно специализируются на разговорных программах (в частности, новостях).
—
USB-носитель. Возможность подключить к ресиверу USB-носитель — например, «флэшку» или внешний жёсткий диск — и проигрывать с него содержимое напрямую. Для этого необходим разъём USB. Чаще всего в моделях с такой функцией он располагается на передней панели (см. ниже) — это обеспечивает удобство подключения; в то же время есть и исключения. Также отметим, что само наличие USB не обязательно предполагает возможность воспроизведения с внешних носителей — этот интерфейс может использоваться для служебных целей, например, для обновления прошивки или воспроизведения с ПК (см. «Дополнительно (входы) — USB Type B»).
—
Сетевое потоковое аудио. Возможность воспроизведения потокового аудио через локальную сеть или Интернет (в т.ч. с сервисов вроде Grooveshark или Last.Fm). На
...звание «потоковое» связано с тем, что каждая композиция проигрывается непосредственно из сети, без записи в собственное постоянное хранилище ресивера. Эта функция по определению требует подключения к компьютерным сетям; чаще всего с этой целью используется модуль Wi-Fi (см. «Интерфейсы») или разъём LAN.
— Интернет-радио. Возможность использования ресивера для приёма и воспроизведения передач Интернет-радиостанций. Эта функция во многом схожа с вышеописанным сетевым аудио — в частности, для её работы требуется подключение к сети, а данные передаются в потоковом формате; однако в случае сетевого аудио пользователь сам выбирает, что и когда слушать, здесь же трансляция идёт аналогично обычным радиопередачам и управляется с радиостанции. Собственно, многие крупные станции транслируют свои передачи не только в традиционном эфире, но также и через Интернет; есть и специализированные проекты, вещающие только в Сети. В целом выбор программ значительно обширнее, чем для обычного радиовещания — ведь Интернет-радио не имеет ограничений по дальности. А самих ресиверах могут предусматриваться дополнительные инструменты по управлению таким вещанием — например, каталоги, поиск по жанрам, языкам и т.п.Версия HDMI
Версия интерфейса HDMI, поддерживаемая ресивером. Как правило, этой версии соответствуют все имеющиеся в устройстве HDMI-разъемы — и входы (см. выше), и выходы (см. ниже). Вот варианты, актуальные на сегодня:
— v 1.4. Наиболее старая из актуальных на сегодня версий, выпущенная в 2009 году. Тем не менее, поддерживает 3D-видео способна работать с разрешениями вплоть до 4096х2160 на скорости в 24 к/с, а в разрешении Full HD частота кадров может достигать 120 к/с. Помимо оригинально v.1.4, встречаются также улучшенные модификации — v.1.4a и v.1.4b; они аналогичны по основным возможностям, в обоих случаях улучшения коснулись преимущественно работы с 3D-контентом.
— v 2.0. Значительное обновление HDMI, представленное в 2013 году. В этой версии максимальная частота кадров в 4K выросла до 60 к/с, а пропускная способность аудио — до 32 каналов и 4 отдельных потоков одновременно. Также из нововедений можно упомянуть поддержку ультраширокого формата 21:9. В обновлении v.2.0a к возможностям интерфейса была добавлена поддержка HDR, в v.2.0b эта функция была улучшена и расширена.
— v 2.1. Несмотря на схожесть по названию с v.2.0, данная версия, выпущенная в 2017 году, стала весьма масштабным обновлением. В частности, в ней добавилась поддержка 8K и даже 10 K на скорости до 120 к/с, а также еще более расширились возможности по работе с HDR. Под эту версию был выпущен собственный кабель — HDMI Ultra High Speed, все возможности v.2.1 доступны только при исполь...зовании кабелей этого стандарта, хотя базовые функции можно использовать и с более простыми шнурами.
RCA
Количество аналоговых стереовыходов RCA, предусмотренных в конструкции AV-ресивера.
Сам по себе разъём
RCA (в просторечии — «тюльпан») может применяться в разных интерфейсах. Однако конкретно в данном случае речь идёт о линейном аудиовыходе, отвечающем за аналоговый аудиосигнал. RCA— наиболее популярный разъём, применяемый в современной аудиотехнике для таких выходов. При этом речь может идти как о стандартных выходах для подключения колонок, так и о разъёмах REC, предназначенных для подключения к ресиверу записывающего устройства и отличающихся неизменным уровнем сигнала. (впрочем, таких выходов редко бывает более одного). Кроме того, здесь учитываются также выходы предусилителя.
Отметим, что разъёмы этого типа принято считать по парам; иными словами, один выход состоит из двух разъёмов RCA. Это связано с тем, что по одному проводу в данном случае может передаваться только один канал аналогового звука; соответственно, для передачи стерео требуется два гнезда RCA.
Несколько выходов RCAпозволяют подключать к ресиверу одновременно несколько комплектов акустики — например, для трансляции звука сразу в нескольких комнатах или для записи звука параллельно с его прослушиванием.