Кол-во фрез
Количество фрез, которым штатно укомплектован мотоблок. Отметим, что для моделей с поддержкой активных почвофрез (см. ниже) данный параметр не указывается: такие насадки являются съемными, и на один агрегат можно устанавливать активные почвофрезы с разными рабочими характеристиками.
Говоря о количестве, под фрезой подразумевают отдельную «звездочку» из нескольких загнутых ножей, установленную на рабочей оси агрегата. Количество таких «звездочек» подбирается в зависимости от ширины обработки, которую хочет обеспечить производитель: одна фреза захватывает полосу в среднем от 12 до 18 см, и для более-менее приличной ширины захвата их нужно несколько.
Конструкция
—
Вал отбора мощности. Наличие вала отбора мощность в конструкции мотоблока. Такой вал обеспечивает передачу вращения от двигателя на дополнительное оборудование, используемое с мотоблоком — сеялки, косилки, мульчеры, уборочные машины и другие агрегаты, требующие механического привода для работы. Таким образом, данная функция значительно расширяет возможности мотоблока и ассортимент оборудования, совместимого с ним. С другой стороны, она усложняет конструкцию, увеличивает её вес, а главное — цену. Также стоит учитывать, что разные внешние агрегаты могут иметь разные типы хвостовиков под вал отбора мощности и разные требования к скорости вращения; совместимость по этим моментам необходимо уточнять отдельно.
—
Шкив отбора мощности. Функция, аналогичная описанной выше — валу отбора мощности. Отличительной особенностью является его расположение и соответственно способ навешивания дополнительного оборудования. Вал размещен за заднем торце, в то время как шкив на боковой части корпуса.
—
Транспортировочные колеса. Наличие в конструкции культиватора/мотоблока специального колеса (колёс), облегчающих транспортировку агрегата в нерабочее время. В культиваторах такие колёса позволяют не тащить устройство прямо по земле (что может повредить рабочий инструмент) или в руках (что неудобно вследствие большого веса), а в мотоблоках — дают дополнительную точку опоры как для
...перемещения, так и для стоянки. Не стоит путать эти колёса с основными колёсами устройства: на основных агрегат перемещается при работе (а во многих моделях — постоянно), транспортировочные же используются исключительно в нерабочее время.
— Задний ход. Возможность движения агрегата задним ходом — для этого направление вращения колес или фрезы меняется на противоположное. Данная функция дает дополнительные возможности по маневрированию; она особенно полезна в тяжелой технике, которую неудобно было бы тянуть на себя вручную.
— Блокировка дифференциала. Возможность отключить в мотоблоке дифференциал — специальный механизм, предназначенный для того, чтобы «согласовывать» между собой движение колёс при повороте. Дифференциал необходим для нормальной управляемости на относительно ровной земле, однако он ухудшает общую проходимость — таковы технические особенности механизма. Поэтому в некоторых мотоблоках может предусматриваться возможность заблокировать дифференциал; это может пригодиться как на пересечённой местности, так и при некоторых работах с высокой и неравномерной нагрузкой на колёса.
— Ограждения для растений. Специальные устройства, также называемые «защитой для фрез». Обычно они выглядят как два металлических диска на обоих концах оси, где расположены фрезы. Эти диски предотвращают попадание растений в рабочий инструмент и позволяют обрабатывать землю в непосредственной близости от уже посаженных растений, не боясь повредить их фрезами культиватора. На наличие такой защиты обязательно стоит обратить внимание, если Вы собираетесь использовать устройство для междурядной культивации.
— Регулировка рукоятки по высоте. Возможность изменять высоту, на которой располагаются рукоятки мотоблока. Эта функция предназначена для подстройки рукояток под рост оператора — для людей разного роста наиболее удобная высота тоже будет разной.
— Боковой поворот рукоятки. Возможность развернуть рукоятку мотоблока вбок — так, что оператор сможет идти не за агрегатом, а рядом с ним. Данная функция будет полезна в тех случаях, когда пользователю неудобно или нежелательно находиться сзади мотоблока — например, если нельзя топтать обработанную землю, если применяемая насадка выбрасывает назад грунт или траву, или если эта насадка сильно выступает назад, и из-за нее до ручек не дотянуться.
— Фары. Наличие фар позволит работать с культиватором/мотоблоком независимо от времени суток и внешних источников света — в темноте достаточно включить фары. Также они могут потребоваться при использовании мотоблока в качестве тягача — как в темное время суток, так и в некоторых других случаях, предусмотренных ПДД.Кол-во передач
Количество передач, предусмотренных в самоходном культиваторе/мотоблоке, проще говоря — количество скоростей передвижения. Встречаются как самые простые
мотоблоки на 1 передачу или на
2 передачи, так и более продвинутые с
тремя,
четырьмя и даже на
6 передач. Более низкие передачи не отличаются быстротой, но позволяют эффективно справляться с высокими нагрузками, а также лучше подходят для старта с места; более высокие дают малое тяговое усилие, однако хорошую скорость. Таким образом, наличие нескольких передач дает возможность подстраивать режим работы агрегата под особенности ситуации. Количество передач также актуально и для заднего хода, ведь встречаются
мотоблоки и культиваторы на 1 передачу и
более.
Объем двигателя
Рабочий объём бензинового или дизельного двигателя культиватора/мотоблока. Для ДВС одного типа (см. «Тип ДВС») от объёма обычно напрямую зависит мощность и потребление топлива. Также от объёма двигателя может зависеть классификация мотоблока как транспортного средства по ПДД той или иной страны; на это стоит обратить внимание, если Вы планируете использовать агрегат в роли тягача и ездить по дорогам.
Мощность двигателя
Мощность двигателя мотоблока/культиватора в ваттах. Такое обозначение стандартно применяется для электрических двигателей, но может использоваться также и для бензиновых/дизельных, наряду с лошадиными силами (о них см. п. «Мощность двигателя» выше).
Более мощный двигатель позволяет добиваться более высокой производительности, ширины и глубины обработки. С другой стороны, высокая мощность заметно сказывается на цене, весе и габаритах агрегата, а также на потреблении электричества/топлива. В свете этого мощность двигателя подбирается производителем с учётом того, к какой «весовой категории» относится мотоблок, какие характеристики он должен показать. Так, наиболее лёгкие модели имеют мощность
до 1,5 кВт, именно такой аппарат лучше всего подойдёт для небольшого участка в 6 – 8 соток. Мотоблоки
до 3 кВт способны справиться уже с 10 – 15 сотками, мощность в
3.5 – 5 кВт подойдёт для участка от 50 соток до пары гектаров. Агрегаты
на 5 – 10 кВт относятся уже к профессиональному уровню, им «по зубам» просторы в 7 – 10 га; а наиболее тяжёлые и мощные современные мотоблоки имеют мощность
более чем в 10 кВт.
Объем топливного бака
Объём топливного бака культиватора/мотоблока; зная этот параметр и расход топлива (см. выше), можно определить максимальное время работы агрегата на одной заправке. Если Вы планируете использовать устройство на больших участках или для работы в течении длительного времени, имеет смысл подыскать модель с объёмным баком — её не придётся часто заправлять. С другой стороны, для недолгой работы на небольших участках большой бак не требуется — в этом случае он только увеличивает вес и габариты агрегата.
Объем масла в картере
Штатный объём масла в картере двигателя, проще говоря — количество масла, которое должно находиться в двигателе для его нормальной работы. Данный параметр актуален в основном для четырёхтактных агрегатов (см. «Тип ДВС») — в двухтактных, как правило, бензин и масло заливаются в виде смеси, и отдельная ёмкость для смазки отсутствует. Допускаются определённые отклонения от этого объёма, однако в целом они нежелательны.
Диаметр колес
Диаметр основных колёс мотоблока/культиватора. Для ровных участков достаточно небольшого диаметра, а для сложного рельефа лучше подходят большие колёса — они значительно легче справляются с ямами, кочками и различными препятствиями.