Дисплей
— Диагональ дисплея. Размер экрана по диагонали; традиционно указывается в дюймах. Более крупные экраны удобны как в просмотре, так и в сенсорном управлении. С другой стороны, этот параметр напрямую влияет на габариты, энергопотребление и цену всего планшета (увеличение стоимости нередко связано еще и с тем, что большему экрану желательно также большее разрешение). Редкие птицы из семейства современных планшетов имеют экраны на
7 дюймов; многие из них похожи на слегка увеличенные смартфоны. Размеры в
8 дюймов и
9 дюймов можно считать базовыми.
10-дюймовая и
11-дюймовая диагональ — это довольно крупный показатель для планшета потребительского класса; а
экраны в 12",
13",
14" и более характерны в основном для моделей профессионального уровня.
— Разрешение. Разрешение экрана в планшете — размер матрицы в точках (пикселях) по горизонтали и вертикали. По этому параметру экраны в современных планшетах условно делят на три категории:
HD,
Full HD,
2K и выше. Чем выше разрешение дисплея — тем более четкое, детализированное и сглаженное изображение он способен воспроизвести. Высокое разрешение особенно важно для дисплеев с бо
...льшой диагональю. В то же время оно заметно сказывается на стоимости — как из-за высокой цены самих экранов, так и из-за повышенных требований к производительности системы.
.
— PPI. Аббревиатура от «points per inch», т.е. «точек (пикселей) на дюйм». Этот параметр определяет, сколько пикселей располагается на линии длиной в 1 дюйм (2,54 см), проведенной по горизонтали или вертикали экрана; он напрямую зависит от разрешения и размера дисплея. В целом чем больше значение PPI — тем более четкой, сглаженной и, соответственно, качественной будет картинка на экране. А при определённой плотности пикселей человеческий глаз вообще перестает различать отдельные точки, воспринимая полностью сглаженное изображение.
— Тип матрицы. Технология, по которой изготовлен дисплей планшетного ПК. На сегодняшний день используются матрицы таких типов:
- — TN-Film (Twisted Nematic+Film). Самая старая из современных технологий изготовления жидкокристаллических экранов. Такие матрицы отличаются малым временем отклика, но имеют небольшие углы обзора, и обеспечивают относительно невысокое качество изображения. Некоторое время они были довольно популярны благодаря невысокой стоимости, однако на сегодняшний день практически сошли со сцены из-за развития и удешевления более продвинутых технологий.
- — IPS (In Plane Switching). Такие матрицы характеризуются отличной цветопередачей и широкими углами обзора во всех плоскостях просмотра. Изначально они имели довольно большое время отклика и стоили дорого, однако технологии не стоят на месте — усовершенствованные версии IPS являются более «быстрыми» и недорогими. Благодаря этому данный тип матрицы встречается во всех типах планшетов, даже среди устройств бюджетного класса.
- — PLS (Plane to Line Switching). Тип матрицы, разработанный инженерами компании Samsung как недорогая и более качественная альтернатива оригинальной IPS, с повышенной яркостью и контрастностью. По ряду причин применяется преимущественно в устройствах среднего и высшего ценового диапазонов.
- — LTPS (Low Temperature Poly Silicon). Технология производства TFT-дисплеев с использованием кремния. Показатели яркости, контрастности и углов обзора на уровне экранов произведенных на основе IPS. Ключевой особенностью данной технологии является возможность встраивания управляющей электроники прямо в экран, но при этом данные дисплеи остаются легкими и тонкими. Такая технология достаточно дорога в производстве, но за счет того что не нужно использовать дополнительные чипы для управления изображением, цена конечных устройств находится на приемлемом уровне.
- — MVA. Аббревиатура от «Multi-domain Vertical Alignment». Одна из наиболее популярных на сегодняшний день разновидностей технологии VA. Является своего рода переходным вариантом между TN-film и IPS (см. выше), совмещая ряд преимуществ обеих типов. С одной стороны, MVA-матрицы обеспечивают довольно качественную цветопередачу и глубокий черный цвет, с другой — время отклика в них ненамного ниже, чем в TN-film. В то же время подобные экраны не лишены недостатков: при строго перпендикулярном взгляде оттенки черного могут «смазываться» и сливаться, а цветовой баланс в целом ощутимо зависит от угла обзора. В планшетах не получила широкого распространения.
- — AMOLED. Аббревиатура от «Active Matrix Organic Light Emitting Diode», то есть активная матрица на органических светодиодах. В отличие от большинства других типов экранов AMOLED-матрица сама по себе является источником света и не требует отдельной подсветки, что ощутимо снижает энергопотребление. При этом такие экраны характеризуются высоким качеством контрастности и цветопередачи, а изображение на них хорошо видно даже при ярком внешнем освещении. Главными недостатками AMOLED являются сложность в производстве (как следствие — высокая цена), а также склонность к неравномерному износу («выгоранию») пикселей при длительной работе на высокой яркости, что может нарушить цветопередачу. С другой стороны, довести дисплей до такого износа весьма сложно, а производители AMOLED-матриц постоянно работают над новыми модификациями технологии, призванными устранить указанные недостатки.
- — Super AMOLED. Доработанная и усовершенствованная версия технологии AMOLED, созданная компанией Samsung; компания LG выпускает такие экраны под маркой Ultra AMOLED. Одним из ключевых улучшений данной технологии стало то, что в Super AMOLED экранах сенсорный слой встраивается прямо в дисплей (а не делается отдельным). Это положительно сказалось как на качестве цветопередачи и яркости изображения, так и на точности и скорости работы сенсоров. Кроме того, экраны этого типа на 20 % ярче оригинальных AMOLED, на 80 % меньше бликуют и потребляют на 20 % меньше энергии.
- — Super Clear TFT. Технология, созданная Samsung совместно с Sony как альтернатива Super AMOLED дисплеям (спрос на которые оказался настолько высок, что у производителей просто не хватило мощностей на выпуск нужного количества). Создана на основе обычной TFT с некоторыми улучшениями и дополнениями; по качеству изображения несколько проигрывает Super AMOLED, но ненамного, зато производство Super Clear TFT значительно дешевле и проще.
- — OLED. Различные разновидности матриц, основанных на органических светодиодах. По таким особенностям, как цветопередача, контраст, энергопотребление, такие экраны аналогичны описанным выше AMOLED; отличия могут заключаться в мелких деталях технологии. В целом OLED-дисплеи являются довольно продвинутыми, они встречаются преимущественно в топовых моделях планшетов. Главные недостатки OLED-экранов — высокая цена (которая, впрочем, постоянно снижается по мере развития и совершенствования технологии), а также подверженность органических пикселей выгоранию при длительной трансляции статичных изображений или картинки со статичными элементами (панель уведомлений, экранные кнопки и т.п.).
— Частота развертки. Максимальная частота обновления дисплея, иными словами — наибольшая частота кадров, которую он способен эффективно воспроизвести. Чем выше этот показатель — тем более плавным и сглаженным получается изображение, тем меньше заметны «эффект слайдшоу» и размытие предметов при движении на экране. В то же время стоит учитывать, что частота обновления в 60 Гц, поддерживаемая практически любым современным планшетом, вполне достаточна для большинства задач; даже видеоролики высокого разрешения в наше время почти не используют большую частоту кадров. Однако высокая частота развертки — 90 Гц, 120 Гц, 144 Гц — может пригодиться в играх и некоторых других задачах, также она улучшает общие впечатления от интерфейса ОС и приложений — движущиеся элементы в таких интерфейсах перемещаются максимально плавно и без смазывания.
— HDR. Технология, позволяющая расширить динамический диапазон экрана. В данном случае подразумевается диапазон яркости — проще говоря, наличие HDR позволяет экрану отображать более яркий белый и более темный черный цвет, чем на дисплеях без поддержки этой технологии. На практике это дает заметное повышение качества картинки: улучшается насыщенность и достоверность передачи различных цветов, а детали на очень светлых или очень темных участках кадра не «тонут» в белом или черном цвете. Однако все эти преимущества становятся заметны лишь при условии, что воспроизводимый контент изначально записан в HDR. В наше время применяется несколько разновидностей данной технологии, вот их особенности:
- HDR10. Исторически первый из потребительских HDR-форматов, чрезвычайно популярный и в наши дни: в частности, поддерживается практически всеми стриминговыми сервисами с HDR-контентом и стандартно применяется для такого контента на дисках Blu-ray. Обеспечивает глубину цвета в 10 бит (более миллиарда оттенков). При этом на аппаратах с этой технологией можно воспроизводить и контент формата HDR10+ (см. ниже) — разве что его качество будет ограничиваться возможностями оригинального HDR10.
- HDR10+. Усовершенствованная версия HDR10. При той же глубине цвета (10 бит) использует так называемые динамические метаданные, позволяющие передавать информацию о глубине цвета не только для групп из нескольких кадров, но и для отдельно взятых кадров. Благодаря этому достигается дополнительное улучшение цветопередачи.
- Dolby Vision. Продвинутый стандарт, используемый, в частности, в профессиональном кинематографе. Позволяет добиться глубины цвета в 12 бит (почти 69 млрд оттенков), использует упомянутые выше динамические метаданные, к тому же дает возможность передавать в одном видеопотоке сразу два варианта изображения — HDR и обычное (SDR). При этом Dolby Vision основан на той же технологии, что и HDR10, поэтому в современной электронике данный формат нередко сочетается с HDR10 или HDR10+.
— Стекло Gorilla Glass. Специальное закаленное стекло, применяемое для покрытия дисплеев в современных гаджетах, включая планшеты. Отличается повышенной стойкостью к царапинам и ударам; а вот конкретные свойства покрытия Gorilla Glass зависят от его версии. Этот параметр также может уточняться в характеристиках планшета; вот наиболее актуальные на сегодня версии:
- Gorilla Glass v3. Выпущена в 2013 году, однако все еще встречается в современных устройствах. Это связано прежде всего с выдающейся стойкостью к царапинам: по этому показателю третья версия «гориллы» оставалась непревзойденной аж до 2020 года (причем Gorilla Glass Victus, перехватившая первенство, в планшетах пока практически не используется).
- Gorilla Glass v4. Покрытие, созданное в 2014 году. Основной акцент при разработке был сделан на стойкости к ударам, благодаря чему этот показатель, по сравнению с предыдущей версией, увеличился вдвое (при толщине стекла всего в 0,4 мм). А вот стойкость к царапинам несколько снизилась.
- Gorilla Glass v5. Версия, представленная в 2016 году. Стойкость к ударам, по сравнению с предшественником, выросла в 1,8 раз, благодаря чему такое стекло остается целым в 100 % случаев падения с высоты 1,2 м (на ровную твердую поверхность) и в 80 % случаев падения с высоты 1,6 м. Также несколько улучшилась стойкость к царапинам, однако до показателей v3 этот материал все равно не дотягивает.
- Gorilla Glass v6. Версия образца 2018 года с упором на улучшение ударостойкости. Вдвое прочнее 5-й версии, гарантированно выдерживает однократные падения с высоты 1.6 м и многократные (до 15 раз подряд) с высоты 1 м.
- Gorilla Glass Victus. После v3 это первая версия Gorilla Glass, где создатели уделили стойкости к царапинам не меньше внимания, чем ударозащите. Стекло Victus дебютировало в 2020 году. Ударостойкость для него заявлена на уровне 2 м при единократном падении и 1 м при многократном (до 20 раз подряд).
- Gorilla Glass Victus+. Улучшенная модификация защитного стекла Gorilla Glass Victus, выпущенная в 2022 году. Приближена к керамике по устойчивости к царапинам. Так, в соответствии с минералогической шкалой твердости Мооса стекло начинает царапаться на уровне 7/10, тогда как оригинальная версия Victus царапается на уровне 6/10.
Соотношение дисплей/корпус
Данный параметр показывает, какая часть площади передней панели планшета приходится на дисплей. Чем выше соотношение дисплей/корпус — тем более тонкими являются рамки и тем компактнее планшет (при той же диагонали), тем изящнее и эстетичнее он выглядит. Также этот показатель важен при удержании планшета двумя руками сразу (например, в играх):
тонкие рамки или вообще
безрамочные модели позволяют дальше дотягиваться пальцами, не снимая рук с устройства.
Макс. объем карты
Наибольший объём карты памяти, с которой планшет способен корректно работать. Подробнее о самих картах см. «Слот для карт памяти»; здесь же отметим, что вместительные носители часто используют продвинутые технологии, которые не поддерживаются ранними моделями, а иногда у планшетов просто не хватает мощности на обработку больших массивов данных. Поэтому для удобства выбора в нашем каталоге и указывается максимальный поддерживаемый объём.
На практике бывают случаи, когда некоторые устройства могут превышать заявленные характеристики — например, работать с 8-ГБ носителем при заявленных 4 ГБ максимального объёма. Однако ориентироваться стоит именно на официальные данные, т.к. при их превышении нормальная работа с картой не гарантирована.
Съемка Ultra HD (4K)
Разрешение и максимальная частота кадров, обеспечиваемые основной камерой при
съемке видео в формате UltraHD (4K) с нормальной скоростью, без использования замедленной съемки (если она имеется).
UHD 4K — самый продвинутый из широко распространенных стандартов видео высокого разрешения (существуют и более продвинутые стандарты, однако в планшетах они не встречаются).
От частоты кадров, в свою очередь, зависит то, насколько плавным будет выглядеть видео, насколько четко в нем будут видны быстро движущиеся предметы. При обычной (не замедленной) съемке в современных HD-стандартах, включая UHD, фактически используется два варианта — 30 к/с и
60 к/с. Второй вариант позволяет добиться очень плавного видео, с хорошей детализацией движения в кадре и почти без смазывания на динамичных сценах. Однако влияет на цену.
Емкость батареи
Емкость аккумулятора, штатно установленного в планшете.
Теоретически более
емкий аккумулятор обеспечивает более долгую работу на заряде. Однако на практике автономность планшета зависит еще и от его энергопотребления — а на него влияют характеристики процессора и экрана, установленная ОС и другие факторы. Поэтому сравнивать по емкости батареи можно лишь модели со схожими характеристиками (и то такое сравнение будет довольно приблизительным); а для оценки автономности лучше всего смотреть на прямо заявленное время работы в разных режимах.
Быстрая зарядка
Сама по себе
быстрая зарядка, как следует из названия, уменьшает время зарядки по сравнению со стандартной процедурой. Для этого используется повышенное напряжение и/или сила тока, а также специальное «умное» управление процессом. Но вот возможности и особенности такой зарядки могут быть разными, в зависимости от конкретной технологии, используемой в аппарате. Эту же технологию должно поддерживать и зарядное устройство — только так можно на 100 % гарантировать корректную работу. Правда, некоторые виды быстрой зарядки взаимно совместимы — однако этот момент стоит уточнять отдельно, и не всегда совместимость является полной.
Вот краткое описание наиболее популярных в наше время технологий:
— Quick Charge (1.0, 2.0, 3.0, 4.0, 5.0). Технология, созданная Qualcomm и используемая в гаджетах с процессорами от этой компании. Чем позднее версия — тем совершеннее технология: к примеру, в Quick Charge 2.0 было 3 фиксированных варианта напряжения, а в версии 3.0 появилась плавная регулировка в диапазоне от 3,6 до 20 В. Чаще всего гаджеты с более новой версией Quick Charge совместимы и с более старыми зарядниками, но для полноценного использования желательно совпадение по версиям.
Отметим также, что те или иные версии Quick Charge стали основой для некоторых других технологий — таких, как Asus BoostMaster и Meizu mCharge. Однако, опять же, взаимную совместимость устройств с поддержкой этих технологий нужно уточнять отдельно.
...
>
— Pump Express. Собственная разработка компании MediaTek, применяемая в гаджетах с процессорами этого бренда. Также доступна в нескольких версиях, с улучшениями и дополнениями по мере развития.
— Samsung Charge (Samsung Fast Charge, Adaptive Fast Charging). Фирменная технология быстрой зарядки от Samsung. Без особых изменений используется еще с 2015 года, в свете чего выглядит довольно скромно на фоне более новых стандартов. Тем не менее, способна обеспечить неплохую скорость, особенно на первых 50 % заряда.
— Huawei Power Up. Одна из фирменных технологий Huawei. По формальным характеристикам схожа с Quick Charge 2.0, но используется как с Qualcomm, так и с другими марками мобильных процессоров, так что совместимость не гарантируется. В целом считается устаревшей, постепенно вытесняется более продвинутыми стандартами вроде SuperCharge Protocol.
— Huawei FastCharge Protocol. Относительно простая технология быстрой зарядки, применяемая в гаджетах от Huawei. По сути — аналог Huawei Power Up, принципиально отличающийся лишь названием.
— Huawei SuperCharge Protocol. Еще одна фирменная технология от Huawei, представленная в 2016 году; на 2021 год доступна в нескольких версиях. В отдельных устройствах мощность такой зарядки превышает 60 В — не рекордный, но весьма солидный показатель.