Макс. объем карты
Максимальный объем карты памяти, которую можно использовать в плеере. Этот параметр напрямую связан с типом карты (см. выше): для каждого типа существуют свои ограничения по объему. В то же время возможности по работе с емкими носителями ограничиваются не только типом карты, но и аппаратной частью плеера. Поэтому немало моделей имеют более низкое ограничение по объему, чем предполагается картой памяти — например, 128 ГБ в модели с поддержкой формата SDXC (теоретический максимум по которому составляет 2 ТБ).
Отметим, что встречается и обратная ситуация — например, когда в устройстве с максимальным объемом в 16 ГБ заявлена поддержка только карт microSD (теоретический максимум — 4 ГБ). Это обычно означает, что плеер может работать и с более новыми форматами (в нашем примере — как минимум microSDHC), однако по какой-то причине в официальных характеристиках этот момент не упомянут (например, производитель мог ошибиться в документации).
ЦАП
Модель цифро-аналогового преобразователя, установленного в устройстве.
ЦАП является одним из ключевых компонентов любого плеера: он трансформирует цифровые данные, записанные в звуковом файле, в аналоговый аудиосигнал, который через усилитель подается на наушники. От качества ЦАП напрямую зависит, насколько точно звук на выходе будет соответствовать изначальному сигналу, а также то, сможет ли плеер работать с продвинутыми форматами цифрового сигнала: многие из них требуют высокой вычислительной мощности, которая имеется далеко не во всяком ЦАП.
Отметим, что модель ЦАП указывается лишь в том случае, если это высококлассный преобразователь с качеством звука выше среднего. На современном рынке представлены, в частности, ЦАП таких производителей:
AKM,
Cirrus Logic,
ESS Sabre,
Texas Instruments,
Wolfson. А плееры с таким оснащением обычно относятся к
Hi-Fi устройствам (см. «Тип»).
Также стоит сказать, что количество ЦАП может быть разным. Простейший вариант —
один модуль на оба канала звука, однако встречаются плееры, оснащенные сразу двумя преобразователями — по одному на канал. Такое «разделение труда» сказывается на стоимости, зато снижает нагрузку на каждый отдельный ЦАП, что положительно сказыва
...ется на качестве и достоверности звучания.Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, которые способен воспроизводить плеер. Чем шире этот диапазон — тем полнее картина звука, тем меньше вероятность, что устройство «отрежет» часть звукового спектра. В то же время при выборе по данному параметру стоит учитывать несколько моментов.
Во-первых, среднестатистическое человеческое ухо способно слышать звуки приблизительно от 16 Гц до 20 кГц; отклонения от этих цифр невелики, а с возрастом диапазон ещё более сужается. На практике это означает, что для нормальной слышимости достаточно всего лишь охватить этот промежуток. А более широкие границы, указанные в характеристиках плеера, будут скорее маркетинговым ходом, нежели реально значимым моментом. Во-вторых, не стоит забывать, что качество звука определяется не только диапазоном, но и рядом других характеристик плеера — соотношением сигнал/шум, амплитудно-частотной характеристикой и т.п.; поэтому широкий диапазон сам по себе не гарантирует приятного звука. И в-третьих, особенности слышимого звука во многом зависят также от применяемых наушников и их частотного диапазона: все преимущества плеера с широким частотным диапазоном могут сойти на нет, если частоты «обрезаются» наушниками.
Мощность
Чем выше мощность — тем более громкий звук можно получить на наушниках, при прочих равных. Кроме того, более высокая мощность позволяет подключать к устройству «уши» с более высоким сопротивлением (хотя жесткой зависимости здесь нет, и модели с одинаковой выходной мощностью могут иметь разные ограничения по сопротивлению наушников). Однако в случае обычных (не Hi-Fi) плееров данный параметр является скорее справочным, чем практически значимым: как правило, мощности усилителя в таких моделях вполне достаточно, чтобы «раскачать» большинство наушников потребительского уровня. А вот для Hi-Fi устройств (см. «Тип») моделей выходная мощность имеет ключевое значение: она определяет совместимость с высокоомными «ушами» студийного класса. Подробную справку по этому вопросу можно найти в специальных источниках.
Сопротивление наушников
Номинальное сопротивление (импеданс) наушников, с которыми может нормально работать плеер.
Большинство наушников потребительского класса имеет сопротивление 16 или 32 Ом, его поддерживают почти все современные плееры. Поэтому обращать внимание на данный параметр стоит лишь в том случае, если вы планируете использовать устройство с высококачественными «ушами» студийного или аудиофильского класса. Характерной особенностью таких наушников является высокое сопротивление, исчисляемое уже сотнями ом, и для них подойдет не всякий плеер.
Также уточнить допустимое сопротивление наушников не помешает, если вы покупаете устройство Hi-Fi класса (см. «Тип»). Некоторые из таких моделей имеют довольно высокое минимальное сопротивление и не совместимы со стандартными 16-омными (а иногда и 32-омными) «ушами».
Коэф. гармонических искажений
Коэффициент гармонических искажений, выдаваемых плеером.
Данный параметр напрямую характеризует количество искажений, вносимое устройством в оригинальный звук: чем ниже коэффициент — тем чище звук, тем меньше таких искажений. Полностью устранить их невозможно, однако их можно снизить до уровня, практически не воспринимаемого человеком. Так, считается, что искажения на уровне 0,5 % уже незаметны даже для опытного слушателя. В то же время в современной аудиотехнике встречаются и намного более низкие значения — вплоть до десятитысячных долей процента. В случае плееров такие показатели играют в основном рекламную роль — они являются признаком высокого уровня устройства.
Отметим, что коэффициент гармонических искажений указывается в основном для Hi-Fi плееров (см. «Тип»), для которых критична максимальная чистота звука; в обычных моделях он имеет второстепенное значение.
Функции и возможности
—
Поддержка CUE. Способность плеера распознавать и использовать файлы формата .cue. Изначально такие файлы применялись как списки треков на Audio CD, в них записывалась последовательность треков, их длительность и название; в наше время файлом .cue часто сопровождаются альбомы и сборники, записанные по принципу «все треки подряд в одном аудиофайле». Если плеер
поддерживает CUE, то такой аудиофайл на нем можно слушать как набор отдельных треков, переключаясь между ними по желанию — плеер будет брать из файла .cue данные о точке начала каждого трека и автоматически проматывать воспроизведение. Иными словами, формат прослушивания будет такой же, как и при воспроизведении музыки в формате «один файл на трек».
—
Форматы без потерь (lossless). Поддержка плеером форматов аудио, которые используют сжатие без потерь (lossless). В отличие от сжатия с потерями (в том же MP3), при таком сжатии звук не урезается, все его детали максимально сохраняются. В наше время существует несколько lossless-форматов, наиболее популярными являются FLAC и APE (см. «Поддерживает аудиформаты»); конкретный набор стандартов, с которыми совместим плеер, стоит уточнить отдельно. Однако в любом случае данная функция будет полезна тем, кто ценит максимально полное и достоверное звучание. При этом стоит учесть два нюанса. Во-первых,
файлы lossless имеют доволь
...но большой объем — один альбом может занимать несколько сотен мегабайт. Во-вторых, для того, чтобы в полной мере оценить такой звук, потребуются высококачественные наушники, а в идеале — и плеер уровня Hi-Fi (см. «Тип»).
— Форматы без сжатия (uncompressed). Поддержка плеером форматов аудио, не предусматривающих сжатия данных. Большинство таких стандартов относится к профессиональным, они обеспечивают очень высокое качество и достоверность звука, однако и места занимают немало. В качестве примера форматов без сжатия можно назвать DSD и DXD (см. «Поддерживает аудио»).
— Работа в режиме ЦАП. Возможность работы плеера в режиме цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) — когда устройство принимает цифровой аудиосигнал из внешнего источника (обычно USB-порта компьютера) и выдает на выход аналоговый звук. Данная функция встречается в основном в Hi-Fi моделях (см. «Тип»). Она будет полезна прежде всего при выводе звука с ПК, ноутбуков или портативных гаджетов: собственные звуковые карты в таких моделях нередко бывают достаточно «слабыми», и при использовании внешнего ЦАП можно добиться намного лучшего качества звука.
— Эквалайзер.Данная функция позволяет регулировать громкость звучания отдельных полос частот, изменяя таким образом общую окраску звука. Эквалайзеры в современных плеерах могут иметь разное количество полос — от 2 (низкие и высокие частоты) в простейших моделях до 8 – 10 в продвинутых. В любом случае подобная настройка может пригодиться как для настройки звучания под собственные предпочтения, так и для компенсации недостатков подключенных наушников или колонок — если они «проваливают» определенные полосы частот. Кроме того, во многих плеерах имеется набор предустановок эквалайзера (пресетов), обычно рассчитанных на разные стили музыки — «Классика», «Рок», «Поп» и т. п.
— FM-приемник. Встроенный тюнер для приема радиопередач в FM-диапазоне. Именно этот диапазон использует подавляющее большинство современных музыкальных радиостанций, поскольку он позволяет транслировать звук в формате стерео. Впрочем, некоторые модели плееров поддерживают и другие стандарты — например, AM, в котором широко представлены станции «разговорного» жанра. Для прослушивания радио обычно требуется подключение наушников — их провод играет роль антенны.
— Запись с FM-приемника. Возможность записи радиопрограмм, принимаемых собственным тюнером плеера (см. выше). Эта функция пригодится, если вы хотите «сохранить для истории» какое-то событие из трансляции — интересное ток-шоу, живое выступление любимой группы в студии радиостанции, звонок в прямой эфир и т.п.
— Диктофон. Возможность работы плеера в режиме диктофона — на запись звука. Как правило, при этом используется встроенный микрофон. Общий функционал такой записи заметно скромнее, чем в специализированных диктофонах, однако для несложных задач она вполне может пригодиться.
— Встроенный динамик. Собственный встроенный динамик позволяет слушать музыку без подключения наушников или колонок. В некоторых ситуациях — например, при совместном просмотре фильма с экрана плеера — данная функция может оказаться весьма полезной. Правда, стоит учитывать, что возможности встроенного динамика обычно достаточно скромны, в итоге громкость и качество звука получаются невысокими.
— Цифровая камера. Собственная цифровая камера, позволяющая использовать плеер для съемки фото и видео. Качество съемки в большинстве случаев невысоко, однако встречаются и исключения — некоторые модели плееров по этому показателю не уступают смартфонам среднего класса. Кроме того, камеры в данном случае предназначены не столько для высокохудожественной съемки, сколько для «фиксации момента». Также стоит отметить, что расположение камеры может быть разным. Чаще всего она устанавливается на тыльной стороне, но встречаются и плееры с фронтальными камерами, позволяющими снимать селфи и пользоваться видеосвязью. А наиболее продвинутые плееры (обычно модели с ОС, см. выше) могут иметь пару камер — основную и фронтальную.Выходы
—
micro-Jack (2.5 мм). Разъем micro-Jack принадлежит к категории TRS-соединений (Tip, Ring, Sleeve). Диаметр штекера составляет 2,5 мм — это наименьший по диаметру разъем TRS. Соединение micro-Jack (2.5 мм) характерно для мобильных устройств и компактной портативной аудиотехники. Разъем имеет обратную совместимость с mini-Jack (3,5 мм) и Jack (6,35 мм), но для этого следует использовать соответствующие переходники. Разумеется, при использовании переходников следует учитывать, что наличие дополнительного соединения снижает общее качестве аудиосигнала. Чтобы не допустить снижения качества, некоторые и MP3-плееров оснащаются выходом micro-Jack параллельно с mini-Jack или Jack.
—
mini-Jack (3.5 мм). Соединение mini-Jack (3.5 мм) — наиболее распространенная разновидность интерфейса TRS (Tip, Ring, Sleeve). Выходом mini-Jack оснащается подавляющее большинство MP3-плееров потребительского класса. Разъем mini-Jack имеет штекер диаметром 3,5 мм — это средняя (промежуточная) разновидность TRS-соединений. Выход mini-Jack способен обеспечить передачу аудиосигнала достаточно высокого качества. Соединение mini-Jack готово удовлетворить запросы как начинающих, так и продвинутых меломанов.
—
Pentaconn (4.4 мм). Соединение Pentaconn — 5-контактный балансный выход. Благодаря этому соединению к MP3-плееру можно подключать мощные усилители или ЦАП. Дополн
...ительно разъем подходит и для подключения хороших высокоомных наушников. Pentaconn использует увеличенный по сравнению с mini-Jack штекер, его диаметр составляет 4,4 мм, он прочнее и надежней 3,5-миллиметрового соединения. Балансное подключение Pentaconn дает возможность работать с аудиосигналами повышенной мощности. Благодаря этому соединению можно передавать сигнал на достаточно большое расстояние.
— Коаксиальный. Коаксиальное соединение (S/PDIF) обеспечивает возможность передачи аудиосигнала повышенного качества. В алгоритме коаксиального сигнала отсутствует стадия цифрового аналогового преобразования, что позитивно отражается на качественных характеристиках звука. Для коаксиального соединения могут использоваться разъемы RCA или TOSLINK. Коаксиальный выход встречается в основном в MP3-плеерах класса Hi-End. Это дорогостоящая техника, которая требует использования достаточно дорогих аксессуаров. Но взамен такие плееры обеспечивают высококлассное звучание, рассчитанное на профессиональных музыкантов и продвинутых меломанов.
— Оптический. Оптическое соединение представлено разъемом TOSLINK и оптоволоконным кабелем. Суть оптического подключения заключается в том, что аудиосигнал преобразовывается из электрического в оптический. На обратном конце кабеля оптика трансформируется назад в цифровое звучание. Находясь в оптическом виде сигнал перестает подвергаться наводкам и прочим помехам. Оптический сигнал не утрачивает исходного качества даже при передаче на большие расстояния. MP3-плееры с оптическим выходом обеспечивают возможность прослушивать аудио в высоком качестве. Подавляющее большинство MP3-плееров с разъемом TOSLINK — это модели премиум-класса, способные удовлетворить запросы музыкантов, меломанов и продвинутых аудиофилов.Дисплей
Характеристики дисплея, установленного в плеере.
—
Цветность (цветной/монохромный). Цветность дисплея выбирается производителем с учетом функционала плеера. Так, для устройства, поддерживающего видео и графические материалы (см. «Прочие форматы»), цветной дисплей является обязательным, а если плеер работает только с аудио — для него вполне достаточно монохромного (одноцветного) экрана, тем более что такие экраны дешевле обходятся и потребляют меньше энергии.
—
Диагональ. Размер дисплея по диагонали напрямую связан с типом устройства (см. выше). Так, классическим аудиоплеерам крупные экраны не требуются, в большинстве из них данный показатель не превышает 1,5"; а вот для медиаплеера 1,5" — это, фактически, абсолютный минимум, обычно же диагональ составляет от 3" и более. Также
крупными экранами оснащаются Hi-Fi плееры, в них подобная особенность предусматривается еще и для удобства работы со специальными инструментами. В целом же крупный экран, с одной стороны, удобен в использовании, с другой — влияет на габариты и цену устройства.
—
Разрешение дисплея. Размер дисплея в пикселях по вертикали и горизонтали. При той же диагонали более высокое разрешение обеспечивает более четкое и детализированное изображение, однако увеличивает стоимость плеера. Кроме того, далеко не каждому плееру нужна высокая детализация: если экран используется только для служебной информации вроде названия песни, можно о
...бойтись и небольшими разрешениями. Поэтому обращать внимание на данный параметр стоит лишь тогда, когда речь идет о медиаплеере (см. «Тип»), на котором планируется часто смотреть видео. В остальных случаях можно исходить из того, что разрешения экрана гарантированно хватит для тех задач, для которых предназначено устройство.
— Тип матрицы. Тип матрицы, используемой в экране.
- OLED. Матрица на органических светодиодах, в которой каждый пиксель фактически представляет собой отдельный светодиод. В портативных плеерах большинство таких экранов — монохромные, для цветных дисплеев удобнее применять другие технологии.
- TFT. Общее название для жидкокристаллических дисплеев. В данном случае обозначение TFT используется в основном для относительно простых экранов, не использующих продвинутых технологий вроде описанной ниже IPS и имеющих достаточно скромные характеристики. Тем не менее, такие экраны могут делаться цветными и иметь высокое разрешение.
- AMOLED. Развитие описанной выше технологии OLED, рассчитанное на создание высококлассных цветных дисплеев. AMOLED экраны отличаются высокой яркостью, насыщенными цветами и хорошими углами обзора. Из их недостатков можно отметить несколько меньший срок службы, чем у тех же IPS, а также склонность выцветать на участках, где часто отображаются яркие фрагменты изображения.
- IPS. Одна из самых популярных технологий цветных экранов, применяемых в современной портативной технике. Обеспечивает хорошее качество цветопередачи и обширные углы обзора; по качеству картинки несколько уступает AMOLED, однако обходится дешевле и служит дольше.
— Сенсорный экран. Сенсорный экран — наподобие тех, что применяются в современных смартфонах. Управление при помощи элементов на экране часто бывает более удобным и универсальным, чем использование кнопок и других аппаратных органов управления. Для нормального использования такой дисплей должен быть довольно крупным. Также отметим, что сенсорный экран является обязательным для моделей с полноценной ОС (см. выше).