Кол-во каналов
Максимальное количество звуковых каналов, которое аудиосистема способна воспроизвести через собственную акустику.
—
1.0. Один канал аудио допускает лишь монофоническое звучание — достаточное для того, чтобы слышать звук, но не обеспечивающее эффекта объёмности. Достоинством этого варианта является компактность, т.к. для нормальной работы достаточно оснастить устройство одним динамиком. Одноканальный формат встречается в основном в недорогих моделях, а также в наиболее компактных аудиосистемах, где небольшие размеры важнее «навороченного» звука.
—
2.0. Два канала — минимально необходимое количество для воспроизведения звука в формате стерео. Этот формат уже позволяет добиться ощущения объёмности, не требуя слишком большого количества динамиков и усложнения всей системы. Поэтому он весьма популярен.
—
2.1. Модификация описанного выше формата 2.0,
дополненная сабвуфером —специализированным динамиком для низких частот. Применение сабвуфера улучшает качество звука, обеспечивая насыщенное звучание басов.
—
2.2. Дальнейшее расширение описанного выше формата 2.1, предусматривающее наличие двух сабвуферов — это улучшает достоверность передачи низких частот.
— 3.1. Расширенная версия стандарта 2.1, в которой два классических стереодинамика дополнены не тол
...ько сабвуфером, но и третьим, центральным динамиком. Это позволяет повысить качество звука — в частности, за счёт более богатого объёмного звучания.
Отметим, что модели 2.0, не имеющие собственного сабвуфера, могут оснащаться выходом для его подключения (см. ниже).Мощность системы
Общая мощность звука, обеспечиваемая аудиосистемой на максимальной громкости, иными словами — суммарная мощность всех динамиков, штатно предусмотренных в устройстве (включая сабвуфер).
Чем выше мощность — тем громче будет звучать система и тем большую площадь она сможет перекрыть. С другой стороны,
высокая мощность заметно сказывается на цене, габаритах, весе и энергопотреблении устройства. Кроме того, при оценке и сравнении по данному показателю стоит учитывать некоторые нюансы. Во-первых, некоторые производители идут на хитрость и приводят в характеристиках не среднюю, а пиковую мощность звука; такие цифры могут быть весьма впечатляющими, но к реальной громкости они имеют весьма слабое отношение. Так что если вам кажется, что заявленная мощность слишком высока — не помешает уточнить, что именно подразумевается в данном случае. Во-вторых, при сравнении стоит учитывать наличие сабвуфера — он играет вспомогательную роль, однако на него может приходиться более половину от суммарной мощности системы. Из-за этого при равной общей мощности устройство с сабвуфером может оказаться тише модели без сабвуфера: к примеру, система 2.0 на 40 Вт будет иметь по 20 Вт на основной канал, тогда как в модели 2.1 на 40 Вт на сабвуфер может приходиться 20 Вт, и всего по 10 Вт — на основные динамики.
Количество полос
Количество отдельных частотных диапазонов (полос), на которое звук разделяется при воспроизведении через акустику аудиосистемы. Для каждой такой полосы предусматривается отдельный динамик, а иногда — несколько.
Наиболее простой вариант предусматривает 1 полосу; он весьма популярен в современных аудиосистемах, т.к. требует минимального количества динамиков, а качество звука может быть довольно неплохим. Более продвинутые варианты предусматривают 2-3 полосы (низкие и высокие частоты, или НЧ, ВЧ и средние), а в высококлассных моделях количество полос может достигать пяти. Отметим, что, кроме целых, выпускаются модели и с дробным количеством полос — например, 2.5 или 3.5. Такая маркировка говорит о наличии в конструкции динамика, отвечающего сразу за две полосы: например, модель 2.5 имеет отдельные динамики для НЧ и ВЧ плюс комбинированный НЧ+СЧ (по конструкции аналогичный НЧ, но нагруженный ещё и средними частотами).
В любом случае обилие полос, как правило, свидетельствует о высоком классе акустики: чем больше отдельных диапазонов частот — тем уже специализация каждого динамика, тем точнее он способен воспроизводить свою часть сигнала и тем сложнее устроена система.
Эквалайзер
Наличие в аудиосистеме функции эквалайзера.
Эквалайзер позволяет изменять тембр звука, регулируя громкость по отдельным полосам частот. Простейший вариант такой регулировки предусматривает 2 полосы (высокие и низкие частоты), однако чаще всего полос больше. В любом случае эквалайзер может пригодиться как для тонкой настройки звука под собственные предпочтения, так и для компенсации недостатков внешней или штатной акустики, подключённых наушников и т.п. — например, если динамики «проваливают» определённые полосы частот. Кроме того, во многих аудиосистемах имеется набор предустановок эквалайзера (пресетов), обычно рассчитанных на разные стили музыки — «Классика», «Рок», «Поп» и т.п. Может также предусматриваться возможность создания и редактирования собственных пресетов.
Интерфейсы
—
AirPlay. Технология AirPlay разработана компанией Apple. Она основана на Wi-Fi и применяется для беспроводной трансляции контента с «яблочных» девайсов на внешние аудиосистемы. Таким образом, данная функция пригодится тем, кто желает подключить к аудиосистеме iPhone или iPod touch, но не хочет возиться с проводами; впрочем, возможно подключение по AirPlay и других устройств — например, ПК с установленным iTunes и Wi-Fi модулем.
—
AirPlay 2. Второе поколение описанной выше технологии AirPlay, представленное в 2018 году. Среди основных нововведений этой версии — поддержка формата «мультирум», то есть одновременной трансляции нескольких аудиосигналов на разные совместимые устройства, установленные в разных местах. Таким образом можно, к примеру, включить в гостиной радиотрансляцию новостной программы, в спальне — расслабляющую музыку, и т. п. Кроме того, AirPlay 2 получила ряд других улучшений — усовершенствование буферизации, возможность потоковой трансляции на стереоакустику, а также поддержку голосового управления через Siri.
—
Chromecast. Оригинальное название — Google Cast. Технология трансляции контента на внешние устройства, разработанная Google. Позволяет передавать на аудиосистему звуковой сигнал с ПК или мобильного устройства, трансляция стандартно осуществляется по Wi-Fi, при этом приемник и источник сигнала должны находиться в одной Wi-Fi сети (иск
...лючение составляют медиаплееры Chromecast). Отметим, что в источниках сигнала (смартфонах, планшетах, ПК и т. п.) Chromecast реализуется на уровне отдельных приложений. К примеру, на момент создания эта функция была доступна, в частности, в приложениях YouTube и Netflix для Android и iOS, а также в веб-версиях этих приложений для Chrome. Благодаря подобному формату данная технология в наше время чрезвычайно широко распространена, а возможность подключения того или иного гаджета к аудиосистеме с Chromecast обычно ограничивается возможностью установки на этот гаджет соответствующих приложений.
— DLNA. DLNA (Digital Living Network Alliance) — стандарт, позволяющий объединять различные виды домашней электроники и бытовой техники в единую сеть для обмена контентом и управления. В случае аудиосистем DLNA может использоваться, к примеру, для воспроизведения музыки с диска компьютера, подключённого к такой сети, трансляции звука на установленное в другой комнате устройство (например, усилитель) и т.п. Подключение к DLNA может осуществляться как проводным, так и беспроводным способом (по стандарту Wi-Fi), а совместимость устройств не зависит от их производителей — единственным условием является соответствие стандарту DLNA.
— LAN. Стандартный интерфейс для проводного подключения к локальным компьютерным сетям на основе разъёма RJ-45. Его наличие позволяет использовать различные сетевые функции, такие как Интернет-радио (см. «Дополнительно») или DLNA (см. выше). По сравнению с другим сетевым интерфейсом — Wi-Fi — LAN менее удобен из-за наличия проводов, однако более надёжен и обеспечивает большую фактическую скорость передачи данных.
— Wi-Fi. Наличие модуля беспроводной связи Wi-Fi в конструкции аудиосистемы. Данная технология используется как в компьютерных сетях, так и для прямого соединения различных устройств друг с другом; её «дальнобойности» достаточно для работы в пределах жилых помещений даже через стены. В данном случае Wi-Fi может применяться для работы с сетевыми функциями вроде Интернет-радио или DLNA (см. выше). При этом данный вариант удобнее, чем проводной LAN, за счёт отсутствия собственно проводов. Кроме того, поддержка этой технологии является необходимым условием для использования функций AirPlay и Chromecast (см. выше); а в некоторых устройствах Wi-Fi позволяет даже подключать смартфоны, планшеты и другие гаджеты в качестве пультов ДУ.
Одним из самых современных и быстрых стандартов этой технологии беспроводной связи является Wi-Fi 5.. Версия 802.11ac использует диапазон 5 ГГц (менее загруженный и более помехозащищенный, чем 2.4 ГГц), обеспечивая скорость до 1.69 Гбит/с на одну антенну и до 6.77 Гбит/с при нескольких антеннах.
— Bluetooth. Технология прямой беспроводной связи между различными устройствами. Один из самых популярных способов использования Bluetooth в аудиосистемах — работа с аудиосигналом, прежде всего трансляция звука на беспроводные наушники или колонки; а в некоторых моделях предусматривается также возможность подключения смартфона, планшета или другого устройства и использования аудиосистемы в роли внешней Bluetooth-акустики. Правда, стоит учитывать, что изначально Bluetooth заметно уступает проводному соединению по качеству звучания; однако в наше время этот недостаток нередко компенсируется применением той или иной разновидности кодека aptX (см. ниже).
Помимо этого, могут предусматриваться и другие варианты использования Bluetooth — например, обмен файлами между встроенной памятью и тем же смартфоном, или дистанционное управление через приложение. Они не являются обязательными для современных аудиосистем, однако с развитием технологий получают все большее распространение.
В современных аудиосистемах чаще всего применяется стандарт Bluetooth v 5. Его важное новшество — расширение возможностей режима BLE («Bluetooth с низким энергопотреблением»): при необходимости устройство может увеличивать дальность за счёт снижения скорости либо же ускорять передачу ценой уменьшения дальности. Кроме того, был введён ряд улучшений, касающихся одновременной работы с несколькими подключёнными устройствами.
— Поддержка aptX. Поддержка аудиосистемой aptX — кодека, предназначенного для улучшения качества звука, передаваемого по Bluetooth. Соответственно, данная функция автоматически означает наличие встроенного модуля Bluetooth (см. выше). Необходимость применения специальных технологий обусловлена тем, что в оригинальном формате Bluetooth очень сильно сжимает аудиосигнал, что заметно сказывается на итоговом качестве звучания. Технология aptX призвана исправить ситуацию: по заявлению создателей, она обеспечивает чистоту звука, «сравнимую с Audio CD (16-bit/44.1kHz)» и практически не уступающую проводному подключению. Этого нередко хватает даже для комфортного прослушивания lossless-форматов, не говоря уже об MP3 и других популярных форматах со сжатием. Разумеется, для использования aptX его должен поддерживать и источник сигнала.
— Поддержка aptX HD. Поддержка аудиосистемой кодека aptX HD — улучшенной и обновленной версии описанного выше aptX. В этой версии заявлена чистота звука, сравнимая с аудиоматериалами формата Hi-Res (24-bit/48kHz); это позволяет с комфортом слушать не только MP3, но и lossless-форматы и даже аудиоматериалы без сжатия. С другой стороны, поддержка aptX HD обходится довольно дорого, а его преимущества перед оригинальным aptX становятся заметны только на очень высококачественных аудиоматериалах, для которых бытовые аудиосистемы используются редко. Поэтому данная функция особого распространения не получила.
— AAC. Кодек, применяемый в основном в портативной технике Apple, для улучшения звука, передаваемого по Bluetooth. В этом смысле он аналогичен aptX (см. соответствующие пункты), однако заметно уступает ему по возможностям: если звучание aptX сравнивают с Audio CD, то AAC находится на уровне MP3-файла среднего качества. Впрочем, для прослушивания тех же MP3 этого вполне хватает, разница становится заметна лишь на более продвинутых форматах.
— LDAC. Фирменный Bluetooth-кодек компании Sony. По пропускной способности и потенциальному качеству звучания превосходит даже aptX HD, обеспечивая показатели на уровне Hi-Res звука 24-bit/96kHz; существует даже мнение, что это максимальное качество, которое имеет смысл предусматривать в беспроводных наушниках — дальнейшее улучшение будет попросту незаметным для человеческого уха.
— Сетевое потоковое аудио. Возможность работы аудиосистемы с сетевыми потоковыми (стриминговыми) аудиосервисами вроде Deezer, Spotify, Tidal и т.п. Такие сервисы предназначены для трансляции контента (в данном случае — в основном музыки) через Интернет; при этом проигрываемые файлы не сохраняются в аудиосистеме, а воспроизводятся напрямую с соответствующего ресурса во Всемирной сети. В наше время существует множество стриминговых сервисов, различающихся по ассортименту музыки и условиям доступа; конкретный список поддерживаемых сервисов стоит уточнять отдельно. Однако в любом случае главными преимуществам онлайн-стриминга можно назвать обширный выбор контента и практически моментальный доступ к желаемой композиции; некоторые сервисы также могут работать как радио, автоматически подбирая музыку согласно предпочтениям производителя.
— Громкая связь. Возможность использования устройства в качестве системы громкой связи для мобильного телефона. В таком режиме аудиосистема соединяется с аппаратом, чаще всего при помощи Bluetooth (см. выше), и голос абонента на другом конце линии выводится не на телефон, а на динамики аудиосистемы. Это часто бывает удобнее, чем держать телефон у уха; кроме того, громкая связь полезна, если в разговоре нужно поучаствовать нескольким людям.
— NFC-чип. NFC — это беспроводная технология малого радиуса действия (порядка 10 см). В аудиосистемах NFC используется в основном для упрощения связи по стандарту Wi-Fi или Bluetooth (см. выше). При наличии этого чипа внешнее NFC-совместимое устройство можно просто поднести к аудиосистеме и подтвердить соединение — это проще, чем настраивать параметры вручную.Синхронизация колонок
Модель поддерживает возможность синхронизации работы нескольких колонок, подключенных к одному источнику сигнала. Такое решение позволяет реализовать действительно стереозвучание, улучшить качество и мощность воспроизведения звука, а также расширить стереофоническую панораму. Единственное, обе колонки должны поддерживать соответствующий тип подключения. Для разных брендов могут быть свои технологии объединения колонок (JBL Connect, JBL PartyBoost, Sony Party Chain), а может быть универсальная TWS.
Входы
—
RCA. Интерфейс RCA использует коаксиальные кабели с характерными штекерами-«тюльпанами», и соответствующие разъёмы. Он может применяться для передачи разных типов данных, однако в данном случае подразумевается подключение аудиосигнала с предусилителя в аналоговом формате, по одному каналу аудио на разъём. RCA широко используется в современной аудиотехнике, однако его устойчивость к помехам весьма скромна.
—
Mini-Jack (3.5 мм). Стандартный разъём для большинства современной портативной аудиотехники. В аудиосистемах применяется в основном для подключения подобной техники — в первую очередь карманных медиаплееров. Использует аналоговую передачу сигнала, при этом устойчивость к помехам, как и у RCA, невысока, а качество может быть даже ниже вследствие того, что оба канала стереозвука передаются по одному кабелю.
—
Коаксиальный S/P-DIF. Электрическая разновидность стандарта S/P-DIF, использующая для передачи сигнала коаксиальный кабель с разъёмом-«тюльпаном». Не стоит путать данный интерфейс с описанным выше аналоговым RCA — несмотря на идентичность разъёмов, эти стандарты принципиально различаются: «коаксиал» работает в цифровом формате и по одному кабелю позволяет передавать даже многоканальный звук. По сравнению с оптическим S/P-DIF данный интерфейс менее устойчив к помехам, однако более надёжен, поскольку электрические кабели не столь деликатны.
...
>
— Оптический. Одна из разновидностей стандарта S/P-DIF — наряду с описанным выше коаксиальным. В данном случае передача сигнала осуществляется через оптоволоконный кабель TOSLINK. Главным достоинством данного интерфейса является полная нечувствительность к электрическим помехам, при этом его возможностей достаточно даже для работы с многоканальным звуком. Из недостатков стоит отметить высокую цену соединительных кабелей, а также необходимость аккуратного обращения с ними.
— Под микрофон. Вход для подключения микрофона к аудиосистеме; может использовать разные типы разъёмов (3.5 мм mini-Jack, 6.35 мм Jack и т.п.). Данная функция является обязательной для моделей с караоке (см. «Дополнительно»), однако может применяться и для других целей.
— Инструментальный. Разъемы, используемые для подключения музыкальных инструментов (акустических или бас-гитар, клавишных и т.п.). Чаще всего они выполняются в виде гнезд формата Jack 6.35 мм. Аудиосигнал со звукоснимателей имеет свою специфику, поэтому инструментальный вход обычно характеризуется более высоким уровнем входного сигнала и специальным согласованием импеданса, чтобы обеспечить оптимальное качество звука.Выходы
—
RCA. Интерфейс RCA использует коаксиальные кабели, с характерными штекерами-«тюльпанами», и соответствующие разъёмы. Он может применяться для передачи разных типов данных, однако в данном случае подразумевается вывод аудиосигнала в аналоговом формате, по одному каналу аудио на разъём. RCA широко используется в современной аудиотехнике, однако его устойчивость к помехам весьма скромна.
— Mini-Jack (3.5 мм). Один из стандартных разъёмов в современной аудиотехнике, широко используется в портативных устройствах, а также для подключения наушников. Однако отметим, что в данном случае подразумевается гнездо, отвечающее за линейный выход — интерфейс для передачи аудиосигнала в аналоговом формате на внешнее устройство, например, усилитель. Разъём для наушников в нашем каталоге указывается отдельно, даже если он относится к стандарту mini-Jack 3.5 мм; подробнее о выходе на наушники см. ниже.
—
Коаксиальный S/P-DIF. Электрическая разновидность стандарта S/P-DIF, использующая для передачи сигнала коаксиальный кабель с разъёмом-«тюльпаном». Не стоит путать данный интерфейс с описанным выше аналоговым RCA — несмотря на идентичность разъёмов, эти стандарты принципиально различаются: «коаксиал» работает в цифровом формате и по одному кабелю позволяет передавать даже многоканальный звук. По сравнению с
оптическим S/P-DIF данный интерф
...ейс менее устойчив к помехам, однако более надёжен, поскольку электрические кабели не столь деликатны.
— Оптический. Одна из разновидностей стандарта S/P-DIF — наряду с описанным выше коаксиальным. В данном случае передача сигнала осуществляется через оптоволоконный кабель TOSLINK. Главным достоинством данного интерфейса является полная нечувствительность к электрическим помехам, при этом его возможностей достаточно даже для работы с многоканальным звуком. Из недостатков стоит отметить высокую цену соединительных кабелей, а также необходимость аккуратного обращения с ними.
— На сабвуфер. Отдельный выход для подключения внешнего сабвуфера — специализированного низкочастотного динамика. Использование такого динамика позволяет значительно улучшить звучание низких частот, сделать бас мощным и насыщенным, на что не способны динамики общего назначения. Отметим, что подобный выход может пригодиться и в системах, имеющих встроенный сабвуфер — внешние «сабы» в большинстве случаев мощнее и дают больше возможностей по настройке звука.
— На наушники. Отдельный выход для подключения наушников. Чаще всего с этой целью используется стандартное гнездо 3.5 мм mini-Jack или 6.35 Jack, но могут встречаться и другие варианты — например, фирменный разъём производителя. В любом случае наушники могут пригодиться в ситуации, когда нужно соблюдать тишину — например, если Вы хотите послушать музыку в позднее время, когда окружающие уже спят — или наоборот, в шумной обстановке, когда окружающие звуки заглушают динамики аудиосистемы.
— Композитный. Полноразмерный композитный интерфейс включает три разъёма — один для передачи видео и два под левый и правый канал стерео. Однако в данном случае под композитным выходом обычно подразумевается только видеоразъём (за звук отвечает штатная акустика аудиосистемы, транслировать его на телевизор обычно нет смысла). В любом случае данный выход позволяет подключать аудиосистему не только к новейшим, но и к откровенно устаревшим телевизорам. Его недостатками являются невысокое качество изображения и несовместимость с HD.
— Компонентный. Выход для передачи видеосигнала в аналоговом формате. Внешне схож с описанным выше композитным интерфейсом, т.к. тоже использует три RCA-кабеля; однако в данном случае по этим кабелям передаются три компонента видеосигнала (отсюда и название). Компонентный интерфейс считается наиболее продвинутым среди популярных аналоговых видеостандартов, он обеспечивает наиболее высокое среди них качество изображения и даже способен работать с HD-разрешениями. Из недостатков стоит отметить невозможность передачи звука — для этого понадобится отдельное подключение.
— S-Video. Аналоговый интерфейс для передачи видео. В некотором роде схож с описанным выше компонентным, поскольку также предусматривает отдельные провода для передачи компонентов видеосигнала; однако в данном случае этих проводов всего два. Это, с одной стороны, позволило ограничиться одним разъёмом вместо нескольких, с другой — несколько снизило качество «картинки» и ограничило пропускную способность, так что об HD при таком подключении речи не идёт.
— SCART. Универсальный аудио/видеоинтерфейс, использующий характерный крупный разъём с 21 контактом (20 штырьков плюс обод по периметру разъёма). Долгое время был стандартом для европейской видеотехники, однако на сегодняшний день считается устаревшим из-за невысокой пропускной способности и значительных габаритов. Отметим, что SCART может работать с сигналами разных форматов, что позволяет использовать переходники — в частности, для подключения внешних устройств по композитному и компонентному интерфейсам.
— HDMI. Универсальный цифровой интерфейс, позволяющий передавать HD-видео и многоканальный звук по одному кабелю. Является практически стандартом для современной видеотехники, в частности, присутствует в большинстве телевизоров. В аудиосистемах выход этого типа используется аналогично описанному выше коаксиальному S/P-DIF — то есть для вывода аудиосигнала в цифровом виде.Сенсорное управление
Наличие в аудиосистеме
сенсорного управления.
Сенсоры считаются более продвинутыми элементами управления, чем кнопки, поворотные ручки и т. п. Во-первых, они придают устройству стильный и технологичный внешний вид. Во-вторых, сенсорные панели не имеют лишних выступающих частей, благодаря чему хорошо противостоят загрязнениями и легко чистятся. В-третьих, такое управление чисто «на ощупь» приятно для многих пользователей: сенсор срабатывает от легкого прикосновения, на него не нужно жать, как на кнопку. С другой стороны, данная функция заметно сказывается на стоимости аудиосистемы.