Тип
—
Активные. Акустические системы, оснащённые собственным встроенным усилителем мощности. Для таких АС достаточно сигнала линейного уровня (с предусилителя), благодаря чему они предельно просты в использовании. С другой стороны, встроенному усилителю требуется питание, так что подобные колонки приходится подключать ещё и к розетке.
—
Пассивные. Акустические системы, не имеющие встроенного усилителя мощности. Соответственно, подключать такие АС нужно к внешнему усилителю (или устройству, имеющему такой усилитель — например, аудиоресиверу), при этом приходится обращать особое внимание на совместимость компонентов. С другой стороны, пассивная акустика считается более подходящей для создания высококлассных аудиосистем, чем активная: она позволяет выбрать усилитель мощности на своё усмотрение, к тому же в корпусе колонок отсутствует «лишняя» электроника, что снижает вероятность возникновения наводок.
—
Пассивная/активная. Акустические системы, сочетающие пассивные основные колонки с активным сабвуфером. По ряду технических причин активные сабвуферы удобнее пассивных: в частности, они избавляют пользователя от необходимости искать специализированный НЧ-усилитель, да и возможностей по настройке дают больше (последнее может пригодиться для «вписывания» звука в конкретное помещение). Поэтому многие производители выпускают пассивно-активные комплекты.
Количество динамиков
Количество отдельных динамиков, предусмотренных в каждой колонке. Не стоит путать этот параметр с описанным ниже количеством полос — за одну полосу могут отвечать несколько динамиков; считается, что это может улучшить некоторые параметры звучания, к тому же позволяет добиться высокой мощности при относительно небольших габаритах колонки. В остальном же количество динамиков является скорее справочным, нежели практически значимым показателем.
При наличии в комплекте АС колонок с разным количеством динамиков обычно указывается максимальное значение данного параметра (чаще всего — по фронтальной колонке). При этом
пассивные излучатели (при их наличии, см. «Особенности конструкции») в подсчете не учитываются.
Количество полос
Количество отдельных частотных полос, на которое звук разделяется при воспроизведении через АС. Для каждой такой полосы предусматривается отдельный динамик, а иногда — несколько (подробнее см. «Количество динамиков»).
Среди многополосных моделей потребительского уровня чаще всего встречаются варианты на
2 или
3 полосы — НЧ/ВЧ и НЧ/СЧ/ВЧ соответственно. Большее количество, как правило, свидетельствует о высоком классе акустики, т.к. она точнее способна воспроизводить сигнала и соответственно сложнее устроена. Но есть и небольшие
сателлиты с одним динамиком (
однополосные) на случай нетребовательного слушателя.
Отметим, что, кроме целых, выпускаются модели и с дробным количеством полос — например,
2.5 или
3.5. Такая маркировка говорит о наличии в конструкции динамика, отвечающего сразу за две полосы: например, модель 2.5 имеет отдельные динамики для НЧ и ВЧ плюс комбинированный НЧ+СЧ (по конструкции аналогичный НЧ, но нагруженный ещё и средними частотами).
Чувствительность
Чувствительность акустической системы.
Эту характеристику указывают на основании того, какую громкость звука акустика способна выдать при подведении к ней сигнала определенной стандартной мощности. Проще говоря, чем выше чувствительность АС — тем громче она будет звучать при той же выходной мощности усилителя. Таким образом, чувствительная акустика может эффективно использоваться даже в сочетании со сравнительно маломощными «усилками». С другой стороны, низкая чувствительность тоже имеет свои преимущества: она позволяет добиться более равномерной АЧХ и снижает вероятность перегрузки усилителя. В наименее чувствительных современных АС данный показатель
не превышает 84 дБ, в наиболее чувствительных он составляет
95 – 96 дБ и
более.
Отметим, что на практике обращать внимание на этот параметр приходится тогда, когда акустику планируется использовать с отдельно подобранным усилителем мощности. Поэтому для активных систем (см. «Тип») чувствительность имеет чисто справочное значение, и при выборе ее, как правило, можно не учитывать.
Импеданс
Импедансом называют номинальное электрическое сопротивление акустической системы. В наше время используется набор стандартных значения импеданса; наибольшее распространение получили колонки на
4 Ом,
6 Ом,
8 Ом и
16 Ом.
Основное значение данный параметр имеет для пассивной акустики (см. «Тип»). При подключении таких колонок к усилителю мощности крайне желательно, чтобы их импеданс соответствовал сопротивлению АС, на которое рассчитан усилитель; при несоответствии возможны либо перегрузки и искажения в звучании (если импеданс колонок ниже оптимального), либо снижение мощности (в противоположном случае).
Что касается активной акустики, то здесь импеданс имеет в основном справочное значение — колонки в таких системах изначально подбираются под соответствующие усилители. Правда, существует мнение, что более высокое сопротивление снижает уровень помех и положительно сказывается на чистоте звука; однако разница в импедансе между разными моделями обычно не настолько велика, чтобы это влияние было заметно на фоне остальных факторов, определяющих качество звучания.
Частота кроссовера
Частота кроссовера, предусмотренного в конструкции АС.
Кроссовер устанавливается исключительно в модели с несколькими полосами (см. «Количество полос»). Это электронный фильтр, который обеспечивает разделение входящего аудиосигнала на отдельные частотные диапазоны и направляет каждый диапазон на «свой» комплект динамиков. А частота кроссовера показывает, где проходит граница между этими диапазонами. Если полос больше двух — то и подобных границ будет несколько: например, для четырехполосной системы может быть указано «0.15 / 0.8 / 2.8 кГц» или «0.12 / 1 / 3.8».
В большинстве случаев данный параметр имеет в основном справочное значение: частоты встроенного кроссовера подбираются под рабочие характеристики динамиков, установленных в АС.
Фронт
Номинальная мощность одной фронтальной колонки АС.
Подробнее о номинальной мощности см. «Суммарная номинальная мощность» ниже. Здесь же отметим, что чем выше мощность — тем громче может звучать компонент системы — разумеется, при правильно подобранном усилителе. Кроме того, и для согласования с усилителем этот параметр весьма важен: желательно, чтобы выходная мощность на соответствующем канале усилителя была не больше, чем мощность колонки. Если входящий сигнал будет мощнее — возможны искажения в звучании и даже повреждения динамиков, а если слабее — то громкость звучания понизится (иными словами, нельзя будет использовать весь потенциал акустики), но этот момент будет критичен лишь для прослушивания на максимальной громкости.
Тыл
Номинальная мощность тыловой колонки АС. Подробнее о номинальной мощности см. «Фронт» выше.
Центр
Номинальная мощность центральной колонки АС. Подробнее о номинальной мощности см. «Фронт» выше.