Мультимедиа
—
ОС Android. Программная прошивка на основе ОС Android значительно расширяет возможности магнитолы, фактически превращая ее в портативный компьютер. Такая прошивка не только сама по себе содержит обширный набор ПО, но и позволяет устанавливать дополнительные приложения весьма разнообразного назначения. В то же время, в отличие от других устройств под данной ОС, возможность подключения к Интернету для Android-магнитол является далеко не обязательной — немало моделей не имеют ни Wi-Fi/3G/4G модулей, ни возможности подключения соответствующих адаптеров. А вот наличие Bluetooth и/или GPS (см. ниже), равно как и сенсорного экрана, является практически обязательным в таких устройствах (хотя и здесь возможны исключения).
Также стоит отметить, что на рынке встречаются модели с разными версиями Android (
Android 7,
Android 8,
Android 9 и т.д.). Чем новее ОС (
Android 10 или
Android 11) — тем более продвинутой в целом она является, однако в данном случае нет смысла подробно описывать различия между версиями. Дело в том, что для магнитол нередко используются сильно модифицированные редакции Android, и различия между версиями нередко оказываются незначительными на фоне различий между конкретными редакциями даже в пределах одной версии. А вот на что данный параметр влияет напрямую — так это на с
...овместимость с конкретным ПО: у многих приложений имеются ограничения по самой старой версии Android, на которой их можно запускать. Но и не стоит забывать, что на момент выхода устройства могла быть одна версия ОС, а на момент продажи она могла обновиться до более современной.
— Windows CE 6.0. Специальная редакция операционной системы Windows, предназначенная для использования во встраиваемой и компактной технике — в том числе автомагнитолах. По общей специфике схожа с описанной выше Android, однако на сегодня является устаревшей — официальная поддержка была прекращена еще в 2018 году. Поэтому модели под управлением данной ОС встречаются редко и чаще всего представляют собой ранние модели штатных магнитол (см. «Монтажный размер»).
— GPS-модуль. Встроенный модуль спутниковой навигации GPS позволяет определять текущее местоположение устройства; а вот дальнейшее использование этих данных может быть разным, в зависимости от конкретной модели. Большинство магнитол с таким оснащением представляют собой довольно продвинутые устройства с крупными цветными экранами, на которых хорошо видно карты. Таким образом, наличие GPS как минимум позволяет устройству работать в качестве навигатора. Помимо этого, могут предусматриваться и другие варианты использования данной функции, в том числе довольно специфические — например, добавление координат к видео, отснятому в режиме видеорегистратора (см. ниже) и даже поиск находящихся поблизости друзей из социальных сетей.
— Режим видеорегистратора. Возможность использования магнитолы в роли видеорегистратора — точнее, основного блока видеорегистратора, т.к. для работы понадобится ещё и внешняя камера. В данном режиме магнитола работает на запись, фиксируя на USB-устройство, карту памяти или иной накопитель видео, которое снимает камера. Подобное видео может оказаться очень полезным при происшествии на дороге — например, как доказательство в деле о ДТП. Как правило, модели с этой функцией имеют некоторые специальные возможности полноценных регистраторов — автозапуск съёмки, циклическую запись и т.п.
— Подключение парктроника. Возможность подключения к магнитоле парктроника — устройства, позволяющего определять расстояние до препятствия в слепой зоне автомобиля (например, прямо перед передним и задним бампером). Парктроник значительно облегчает парковку и маневрирование в стесненных условиях; данные с его датчиков нередко бывает удобнее выводить не на отдельный внутренний блок, а на уже имеющуюся магнитолу.
— Bluetooth. Технология, предназначенная для прямой беспроводной связи между различными устройствами. Может применяться для разных целей. В автомагнитолах наиболее популярными вариантами являются, в частности: прямая трансляция аудио со смартфона, планшета и т.п. на автомобильную акустику; работа магнитолы в роли автокомплекта при телефонном разговоре (когда голос абонента транслируется через ту же акустику); дистанционное управление плеером на подключённом устройстве с магнитолы и т.п. Конкретный функционал Bluetooth зависит от модели, его в каждом случае стоит уточнять отдельно.
— Wi-Fi-модуль. Наличие в автомагнитоле модуля беспроводной связи Wi-Fi. Данная технология изначально была создана для создания беспроводных компьютерных сетей (в т.ч. с целью подключения к Интернету), однако в последнее время может применяться и для прямой связи различных устройств друг с другом. Способы использования данной функции в автомагнитолах могут быть разными. Так, одни модели поддерживают классическое подключение к Wi-Fiточкам доступа для выхода в Интернет — аналогично тому, как это осуществляется в планшетах. Другие способны напрямую соединяться, к примеру, со смартфоном для дистанционного управления и обмена различными данными. А в магнитолах с 3G-модемом (см. ниже) может даже предусматриваться возможность «раздавать» мобильный Интернет на другие Wi-Fiустройства поблизости.
— 3G ready. Возможность подключения к магнитоле внешнего модема для мобильных сетей 3G. Подробнее о самой 3G-связи см. ниже; здесь же отметим, что ее поддержка заметно сказывается на цене всего устройства, притом что требуется далеко не всегда. В свете этого выпускаются магнитолы, не оснащенные собственным 3G-модемом, но допускающие подключение внешнего адаптера. Такие модели подойдут тем, кто не уверен, нужна ли ему будет 3G-связь: можно приобрести магнитолу, не переплачивая за встроенный модем, а при необходимости докупить адаптер отдельно. Правда, стоит учитывать, что внешний модем обычно занимает USB-порт, что может создать сложности с подключением флешек и другой периферии.
— 3G-модем. Встроенный модуль мобильной связи, рассчитанный на сети третьего поколения 3G (UMTS). Варианты применения такого подключения могут быть разными, в зависимости от конкретной магнитолы: прослушивание музыки и просмотр видео из Интернета, доступ к картам или обновлениям карт (в устройствах с GPS, см. выше), а в некоторых моделях — даже голосовые звонки и полноценный веб серфинг. Скорость передачи данных при этом может составлять до 70 Мбит/с (на практике чаще всего до 10 – 15 Мбит/с), что сравнимо со стационарным подключением к Интернету. При этом на смену третьему поколению постепенно приходит еще более быстрая 4G-связь (см. ниже), однако для магнитол в большинстве случаев достаточно и 3G (тем более что такие модемы стоят сравнительно недорого).
— 4G ready. Магнитолы с возможностью подключения внешнего 4G-адаптера. Полностью аналогичны описанным выше моделям 3G ready, за исключением того, что в данном случае речь идет о связи 4G (LTE); о ней см. ниже.
— 4G (LTE) модем. Встроенный модуль мобильной связи, рассчитанный на сети 4 поколения 4G LTE. По применению полностью аналогичен описанному выше 3G-модему (и даже может работать в 3G-сетях, при отсутствии LTE-покрытия). Основное отличие состоит в том, что сети 4G обеспечивают еще большую скорость подключения — до 173 Мбит/с, а в перспективе еще выше. С другой стороны, 4G-сети пока имеют не столь распространены, как 3G, поэтому перед покупкой магнитолы с таким модемом не помешает убедиться в наличии LTE-покрытия в вашем регионе.
— NFC-чип. Вспомогательный модуль беспроводной связи с малым радиусом действия (до 10 см). В автомагнитолах используется в основном для облегчения беспроводного соединения с другим устройством по Wi-Fi или Bluetooth: вместо настройки подключения достаточно поднести NFC-совместимое устройство (например, смартфон или планшет) к чипу магнитолы и подтвердить соединение. Возможны и другие способы применения данной технологии — например, автоматический старт воспроизведения музыки со смартфона при поднесении его к магнитоле. Однако такие способы встречаются реже, к тому же их набор зависит от конкретной модели магнитолы и возможностей внешних устройств.
— DAB-радио. Возможность приёма магнитолой цифрового радиовещания. Главными отличиями такого вещания от аналогового (например, того же FM) являются высокое качество звука, практически полное отсутствие помех и обширные возможности по передаче дополнительной информации — текстовой и даже видео. Кроме того, качество сигнала не ухудшается при снижении мощности передатчика: сигнал либо есть в чистом виде, либо его нет вообще. Стоит учитывать, что цифровое радиовещание пока ещё встречается значительно реже, чем аналоговое. Кроме того, помимо оригинального DAB, существует расширенный стандарт DAB+; при этом «плюсовые» тюнеры совместимы и с обычным DAB-вещанием, но не наоборот. Поэтому перед покупкой устройства с данной функцией не помешает уточнить, есть ли цифровое вещание в Вашем регионе и совместим ли с ним тюнер магнитолы.
— Поддержка AirPlay. Совместимость магнитолы с технологией AirPlay. Эта технология применяется в портативных гаджетах Apple для беспроводной трансляции музыки и видео на внешние устройства; соответственно, обращать внимание на модели с данной функцией имеет смысл в том случае, если вы планируете использовать магнитолу с iPhone или другим «яблочным» устройством. При этом по сравнению с другой фирменной технологией Apple — CarPlay — данная технология имеет более ограниченные возможности, она предназначена исключительно для трансляции контента. С другой стороны, AirPlay обходится значительно дешевле и может предусматриваться даже в сравнительно простых и недорогих магнитолах.
— Поддержка MirrorLink. Поддержка магнитолой MirrorLink— технологии, разработанной для подключения смартфонов к автомобильным мультимедийным системам. Идея MirrorLinkсостоит в том, что на мобильном аппарате работают различные приложения (к примеру, навигация или плеер), а водитель и пассажиры могут взаимодействовать с ними (управлять, получать информацию) через бортовое оборудование авто — сенсорный дисплей и панель управления магнитолы, пульт управления на руле и т.п. Данная технология поддерживается преимущественно смартфонами премиум-класса под управлением Android.
— Dual Zone. Эта функция позволяет использовать магнитолу для воспроизведения одновременно двух источников звука, с выводом одного из них на передние, а другого — на задние динамики акустической системы автомобиля. Таким образом, можно до определённой степени разделить то, что будет слышать водитель и пассажир: например, на задние сидения можно транслировать музыку или звук с видеопроигрывателя, а на передние — радиопередачу с новостной программой или сводкой о состоянии на дорогах. Регулировка громкости при этом также осуществляется отдельно. Функция Dual Zone будет полезна в первую очередь в минивэнах и других авто с объёмными салонами, а также в машинах представительского класса.
— Поддержка MHL. Технология MHL применяется в портативных устройствах для передачи цифрового аудио- и видеосигнала через универсальный разъем вроде microUSB или USB Type C; это позволяет обойтись без отдельных видеовыходов и положительно сказывается на компактности. Пропускная способность такого подключения аналогична HDMI, ее достаточно даже для HD-разрешений. Конкретно же для автомагнитолы поддержка MHL означает, что к данной модели можно подключить MHL-совместимый гаджет и пользоваться всеми возможностями данной технологии. А они включают как трансляцию видео и аудио, так и дополнительные функции — в частности, зарядку аккумулятора гаджета и управление им через сенсорный экран головного устройства. В самой магнитоле для работы с MHL может использоваться как совместимый порт HDMI, так и другой разъем — например, USB.Фильтр нижних частот (ФНЧ)
Возможность настраивать срез низких частот, не затрагивая других частотных диапазонов. Благодаря этому можно полностью убрать низкие частоты (например для салонной акустики, когда за бас «отвечает» сабвуфер), не затрагивая другие частоты. Такой способ регулировки значительно проще, чем настраивание отдельных полос эквалайзера (см. выше).
Функция усиления баса (BassBoost)
Функция, позволяющая усилить звучание басов. В некотором роде аналогична эквалайзеру, однако, в отличие от него, при использовании BassBoost усиление басов включается и выключается буквально одним нажатием кнопки — это удобнее и безопаснее, чем возиться с настройками эквалайзера.
DSP процессор
Наличие в магнитоле встроенного
DSP — процессора цифровой обработки звука.
Такой процессор повышает общее качество звучания и обеспечивает дополнительные возможности по его регулировке. Одна из важнейших функций DSP — временная коррекция: она позволяет так настроить работу акустики, чтобы звук с динамиков, расположенных на разном расстоянии от пользователя, доходил до него одновременно. Подобное согласование заметно улучшает впечатление от звучания. Кроме того, в магнитолах с DSP обязательно имеется цифровой кроссовер (разделение по частотам) и эквалайзер с довольно большим количеством полос.
Наличие процессора заметно сказывается на цене магнитолы, однако в большинстве случаев это оправданная плата за качество звука. А вот однозначным недостатком «процессорных» моделей является сложность в монтаже и настройке, для этого лучше всего обратиться к специалисту.
Регулировка громкости
Тип регулятора громкости, предусмотренный в магнитоле. Чаще всего в этой роли применяются
поворотные ручки,
сенсоры или
механические кнопки; вот более подробное описание каждого из этих вариантов.
— Поворотный регулятор. Традиционный регулятор в виде круглой ручки, не теряющий популярности и в наше время — собственно, именно он устанавливается в большинство современных автомагнитол. Такая распространенность, помимо прочего, обусловлена тем, что поворотная ручка совместима и с цифровыми, и с аналоговыми схемами регулировки громкости — а значит, ее можно применять в устройствах любого уровня, от топовых до самых простых и недорогих. Кроме того, подобный регулятор заметно выделяется на панели магнитолы, так что найти и повернуть его можно даже на ощупь, не отвлекаясь лишний раз от дороги. К недостаткам поворотных ручек можно отнести разве что некоторую громоздкость по сравнению с кнопками и сенсорами, однако этот момент крайне редко оказывается значимым.
— Механические кнопки. Традиционные механические кнопки — точнее, чаще всего одна двусторонняя кнопка-«качелька», вертикальная или горизонтальная. В отличие от описанных выше поворотных ручек, могут применяться исключительно с цифровыми контурами управления громкостью; поэтому большинство магнитол с кнопками представляет собой продвинутые устройства с обширным функционалом и типоразмером не менее 2DIN
...(либо экраном не менее 5", для штатных моделей). В таких случаях преимущество кнопок перед поворотными регуляторами заключается в том, что «качельку» можно сделать очень узкой и установить даже на очень тонкой рамке экрана, тогда как для ручки требуется довольно широкая дополнительная панель. А если сравнивать данный вариант с сенсорами, то механические кнопки обходятся несколько дешевле, а управлять ими можно и вслепую, не отводя взгляда с дороги на панель магнитолы. С другой стороны, механика склонна изнашиваться по мере использования, что снижает надежность; а многим пользователям кнопки попросту нравятся меньше, чем сенсоры. Из-за этих, а также некоторых других причин, данный вариант применяется сравнительно редко.
— Сенсорные кнопки. Органы управления в виде сенсоров, срабатывающих не от нажатия, а от прикосновения. Как и механические кнопки (см. выше), такое управление совместимо только с цифровой регулировкой громкости и применяется в основном в продвинутых магнитолах с крупными экранами. При этом сенсоры придают устройству максимально продвинутый и «технологичный» внешний вид, привлекательный для многих пользователей с чисто эстетической стороны. Главный недостаток данного варианта заключается в том, что сенсорные кнопки обычно не выступают из панели — так что найти нужный сенсор вслепую практически невозможно, и при управлении магнитолой неизбежно приходится отвлекаться от дороги. Впрочем, при более-менее приличных навыках вождения и должной внимательности этот момент не является серьезным недостатком, так что данный тип управления в высококлассных магнитолах используется заметно чаще традиционных кнопок.Ф-ции управления
—
Пульт ДУ. Наличие у магнитолы пульта дистанционного управления. Данная функция будет удобна прежде всего для пассажиров, находящихся за водителем — с задних сидений до самой магнитолы не дотянуться. Кроме того, пульты нередко имеют больше клавиш, чем штатная панель управления, что позволяет получать доступ к различным дополнительным функциям с ходу, не копаясь в настройках.
—
Пульт ДУ на руль. Пульт дистанционного управления (см. выше) с возможностью крепления на руле. Такой пульт позволяет водителю управлять функциями магнитолы, не снимая руки с рулевого колеса и не отвлекаясь таким образом от управления машиной.
—
Управление со штатных кнопок руля. Возможность управления магнитолой со штатных кнопок, изначально предусмотренных на руле именно с этой целью. Данная функция аналогична описанному выше пульту на руле, с поправкой на то, что «пульт» в данном случае встроен прямо в руль. Перед покупкой подобной магнитолы нужно обязательно уточнить ее совместимость с конкретной моделью авто.
—
Управление со смартфона. Наличие программного обеспечения (приложения), которое позволяет управлять магнитолой при помощи смартфона, планшета и т.п. Речь идет не просто о переключении песен на телефоне, а полноценная регулировка всех функций устройства.
—
Голосовое управление. Возмож
...ность управлять магнитолой при помощи голосовых команд. Реализация такого управления может быть разной: в одних моделях для его активации нужно нажать кнопку, другие постоянно «слушают» окружающую обстановку и сразу реагируют на кодовые слова. В любом случае данная функция позволяет водителю управлять магнитолой, не отводя взгляда от дороги, что положительно сказывается на безопасности движения. Отметим, что в чистом виде голосовое управление в современных магнитолах встречается всё реже, вытесняясь продвинутыми технологиями вроде CarPlay и Android Auto (см. «Ф-ции управления»), которые также включают голосовые функции.
— Система Apple CarPlay. Поддержка автомагнитолой технологии CarPlay. Эта технология предназначена для подключения к магнитоле портативных устройств от Apple— прежде всего iPhone, хотя технически возможна работа с любым «яблочным» гаджетом, имеющим прошивку iOS 7.1 или новее, а также фирменный разъём типа 8-pin Lightning. Благодаря этой технологии многие функции смартфона (включая голосового помощника Siri, навигацию, управление звонками и сообщениями, а также музыкой) интегрируются в магнитолу; использовать их через бортовую электронику бывает значительно удобнее, чем держать iPhone в руках. При этом CarPlayделает особый акцент на безопасности: она разработана с максимальным использованием голосового управления, дабы водителю как можно реже приходилось отвлекаться на экран магнитолы. К примеру, упомянутые сообщения можно диктовать голосом и прослушивать «в исполнении» Siri. Само соединение осуществляется проводным способом, через упомянутый разъём Lightning.
— Система Android Auto. Поддержка автомагнитолой технологии Android Auto. Аналогично описанной выше CarPlay, данная технология предназначена для объединения портативных устройств с бортовой электроникой авто — только, как можно догадаться из названия, в данном случае речь идёт о гаджетах под управлением ОС Android. При подключении такого гаджета магнитола фактически играет роль внешнего дисплея для мобильного устройства, со своим оптимизированным интерфейсом и соответствующими возможностями. Функции, доступные через Android Auto, включают работу с навигацией (включая доступ мобильного устройства к внешним GPS-антеннам и модулям), управление музыкой, приём и совершение звонков, прослушивание и составление SMS, а также поиск в Интернете. Работа с Android Autoдоступна только для версий Android 5.0 Lollipopи более поздних; кроме того, если мобильное устройство использует фирменную прошивку, его совместимость с магнитолой не помешает уточнить отдельно.Прочие выходы
Дополнительные выходы, предусмотренные в конструкции магнитолы и не относящиеся к описанным выше. Это могут быть, в частности, такие интерфейсы:
— Коаксиальный. Цифровой выход для передачи звука (в т.ч. многоканального) через кабель RCA, электрическая версия интерфейса S/P-DIF. Не стоит путать данный стандарт с аналоговым RCA (см. «Подключение АС»): во-первых, здесь используется цифровой формат передачи данных; во-вторых, весь сигнал передаётся по одному кабелю; в-третьих, обычные кабели RCAдля коаксиального подключения подходят слабо, желательно иметь экранированные. В отличие от оптического S/P-DIF, данная разновидность до определённой степени подвержена электрическим помехам; с другой стороны, она не требует особой аккуратности при обращении с проводом.
— Оптический. Разновидность S/P-DIF, использующая для передачи сигнала оптоволоконный кабель TOSLINK. Как и описанная выше коаксиальная версия, поддерживает многоканальный звук. В то же время оптоволокно, с одной стороны, совершенно не подвержено электрическим помехам, с другой — требует довольно деликатного обращения (в частности, не терпит резких перегибов).
— На штатный дисплей. Выход для подключения того или иного штатного дисплея. Это может быть экран, который изначально установлен на приборной панели авто, либо монитор, приобретаемый отдельно; конкретные модели совместимых экранов стоит уточнять по документации к магнитоле.
— Высоковольтный. Выход для подключен...ия колонок, предусматривающий повышенное рабочее напряжение — 4 В вместо традиционных 2 В. Это позволяет увеличить соотношение сигнал/шум и улучшить общее качество звучания. С другой стороны, подключение динамиков к такому выходу бывает связано с дополнительными сложностями.
Видеовход (композитный)
Количество
композитных видеовходов, предусмотренное в конструкции магнитолы.
Композитный видеовход обычно представляет собой разъем RCA («тюльпан») характерного желтого цвета. Он может использоваться для подключения любого источника видеосигнала с соответствующим выходом — например, портативного DVD-плеера. Отметим, что в данном случае подразумевается только вход, предназначенный для работы с видео; для вывода звука придётся использовать другой интерфейс, например, линейный (см. выше). Качество изображения при подключении через композитный разъем относительно невысоко, HD-разрешения не поддерживаются, однако это навряд ли можно назвать серьёзным недостатком, учитывая характеристики дисплеев в современных магнитолах (да и отдельно выполненных автомобильных телевизоров/мониторов, на которые может транслироваться сигнал с магнитолы).
Чем больше композитных видеовходов предусмотрено в магнитоле — тем больше источников сигнала к ней можно подключить одновременно.
RGB-вход
Вход для приема аналогового видеосигнала в формате RGB («синий-зелёный-красный», каждый цвет по своему каналу). Для передачи такого сигнала могут применяться разные типы интерфейсов, но в автомагнитолах чаще всего встречается небольшой разъем круглой или продолговатой формы; конкретный вариант стоит уточнять по официальной документации. Используется же
вход RGB чаще всего для подключения навигационных модулей.