Назначение
Тип звукоснимателей («голов»), на которые рассчитан фонокорректор
— MM. Звукосниматели с подвижным магнитом: игла при движении по дорожкам колеблет постоянный магнит, создающий ток в неподвижных катушках. Среди главных достоинств таких устройств — простота и сравнительно невысокая цена. Они обеспечивают довольно высокий уровень выходного сигнала, что, в свою очередь, упрощает конструкцию и снижает стоимость фонокорректоров. Правда, MM-картриджи в целом несколько уступают MC по качеству и достоверности звучания; однако эти моменты во многом субъективны, к тому же прямо зависят от ценовой категории «головы». Отметим, что к фонокорректорам данного назначения можно подключать и некоторые виды MC-звукоснимателей (модели с высоким уровнем выходного сигнала).
— MC. Звукосниматели, использующие схему с подвижной катушкой — она соединена с иглой и при работе колеблется относительно неподвижных магнитов, за счет чего и создается ток сигнала. Считается, что такие звукосниматели превосходят MM-картриджи по качеству звучания; в то же время они заметно сложнее и дороже. Причем последнее актуально и для фонокорректоров: они сложны в конструировании и требуют высокого коэффициента усиления, т. к. уровень выходного сигнала у
MC-звукоснимателей обычно невысок — не более 0,5 мВ (встречаются и исключения, но крайне редко).
—
MM/MC. Фонокорректоры, допускающие работу и с MM, и
...с MC-«головами»; выбор обычно осуществляется вручную, при помощи переключателя. Подробнее об особенностях того и другого типа звукоснимателей см. соответствующие пункты. Здесь же отметим, что подобные универсальные корректоры удобны, однако нередко уступают специализированным моделям по рабочим характеристикам.Диапазон частот
Диапазон звуковых частот, воспроизводимых фонокорректором. Оценивая этот параметр, стоит иметь в виду несколько важных моментов. Во-первых, в данном случае учитывается не вся полоса пропускания, а диапазон, в котором неравномерность АЧХ фонокорректора (по стандарту RIAA) не превышает указанного производителем значения. Во-вторых, человеческое ухо способно воспринимать звук лишь в пределах 16 – 20 000 Гц (у некоторых людей — до 22 000 Гц). В идеале аудиосистема должна перекрывать весь этот диапазон — иначе часть низких и/или высоких частот может оказаться обрезанной; а вот предусматривать более широкий диапазон с практической точки зрения не имеет смысла. Тем не менее, встречаются фонокорректоры с довольно солидными показателями, например, 5 – 35 000 Гц. Такие характеристики обычно являются «побочным эффектом» высококачественных аудиосхем, они указываются производителем с рекламными целями.
Еще один момент, который стоит учитывать при выборе — частотный диапазон других компонентов аудиосистемы. К примеру, навряд ли стоит принципиально искать фонокорректор с нижним порогом в 16 Гц, если усилитель мощности поддерживает частоты только от 40 Гц и выше.
В качестве примечания к этому пункту может указываться неравномерность RIAA, имеющаяся в данном диапазоне частот. В большинстве моделей он составляет от ±1 до ±6 дБ; чем ниже значение — тем ровнее АЧХ и тем качественнее звук.
Соотношение сигнал/шум (MС)
Соотношение сигнал/шум, обеспечиваемое фонокорректором при работе со звукоснимателем типа MC (см. «Назначение»)
Этот параметр описывает соотношение между средним уровнем выходного сигнала и средним уровнем собственных шумов устройства. Чем он выше — тем чище получается звучание, тем меньше в нем посторонних помех. С другой стороны, стоит помнить, что общее качество звука, обеспечиваемое фонокорректором, зависит от целого ряда других параметров. В итоге продвинутая модель с высоким качеством звука может иметь более низкое соотношение сигнал/шум, чем бюджетное устройство.
Отметим, что схемы под MC-картриджи обычно дают более низкое соотношение сигнал/шум, чем под MM; это связано с техническими особенностями тех и других.
Коэффициент гармонических искажений (MC)
Коэффициент гармонических искажений, обеспечиваемый фонокорректором при работе со звукоснимателем типа MC (см. «Назначение»).
Чем ниже данный показатель — тем меньше искажений дает фонокорректор, тем более достоверным получается сигнал на выходе. Полностью избежать таких искажений невозможно, однако можно снизить их до уровня, не воспринимаемого человеком. Так, считается, что уровень гармоник в 0,5 % и ниже уже не слышен даже «тренированным ухом». Однако стоит также учитывать, что на качество слышимого звука влияют также искажения от других компонентов аудиосистемы. Поэтому коэффициент гармоник фонокорректора должен быть не просто ниже 0,5 %, а как можно более низким. Неплохим показателем считаются значения в сотые доли процента, отличным — в тысячные и ниже.
Коэффициент усиления (MC)
Коэффициент усиления, обеспечиваемый фонокорректором при работе со звукоснимателем типа MC (см. «Назначение»).
Данный параметр описывает, насколько увеличивается уровень сигнала на выходе фонокорректора относительно уровня на входе. Традиционно он записывается в децибелах; перевести децибелы в «разы» можно по специальным формулам или таблицам. Зная коэффициент усиления, можно оценить фактический уровень выходного сигнала при использовании того или иного звукоснимателя. Например, если в характеристиках указано 74 дБ (5010х), а звукосниматель выдает 0,5 мВ, то в итоге уровень сигнала на выходе фонокорректора без дополнительных регулировок будет составлять 0,5*5010 = 1005 мВ, чего более чем достаточно для прямого подключения к усилителю мощности (минимальным уровнем для этого считается 150 мВ). В то же время отметим, что среди MC-фонокорректоров встречаются модели с довольно невысоким коэффициентом усиления, рассчитанные на специфические форматы применения — например, на работу в роли предусилителя для MM-фонокорректора.
Входная емкость нагрузки (MC)
Входная емкость фонокорректора при работе со звукоснимателем типа MC (см. «Назначение»).
От данного параметра зависит совместимость с конкретным звукоснимателем. Правило подбора в данном случае таково: суммарная емкость фонокорректора и соединительных проводов должна соответствовать емкости «головы», в крайнем случае — хотя бы не превышать ее (иначе звучание заметно ухудшится). Для того, чтобы упростить это согласование, может предусматриваться возможность настройки входной емкости (см. «Регулировки»).
Входная чувствительность (MC)
Входная чувствительность фонокорректора при работе со звукоснимателем типа MС (см. «Назначение»).
Входная чувствительность — это наименьший среднеквадратичный (RMS) уровень сигнала на входе, при котором фонокорректор способен нормально «воспринять» этот сигнал, корректно его обработать и усилить. Соответственно, от этого показателя напрямую зависит совместимость со звукоснимателем: уровень сигнала с «головы» должен быть не ниже, чем входная чувствительность фонокорректора. В противном случае для нормальной работы могут потребоваться повышающие трансформаторы или другое аналогичное оборудование.
Отметим, что у большинства MC-звукоснимателей уровень сигнала в разы ниже, чем у MM; соответственно, и фонокорректоры под них имеют большую чувствительность — в десятые доли милливольта. Однако встречаются также модели с более высоким «порогом восприятия» — более 100 мВт.
Входной импеданс (MC)
Входной импеданс фонокорректора при работе со звукоснимателем типа MC (см. «Назначение»).
Входной импеданс — это сопротивление переменному току на входе Phono. Это один из параметров, определяющих совместимость фонокорректора с конкретным звукоснимателем. Общее правило гласит, что входной импеданс корректора должен быть больше выходного сопротивления звукоснимателя. А самая популярная формула для точных расчетов — «10:1»: входное сопротивление должно быть в 10 раз выше выходного сопротивления «головы». Впрочем, в некоторых ситуациях оптимальным может оказаться и другое соотношение импедансов; подробнее эти моменты описаны в специальных источниках.
Существуют модели с изменяемым входным импедансом, подробнее см. «Регулировка».
Выходы
—
RCA. Чаще всего в данном случае подразумевается линейный выход в виде пары разъемов RCA («тюльпан») — по одному на каждый канал стерео. Этот выход предназначен для передачи аудиосигнала линейного уровня на другие компоненты системы — например, аудиоресивер или активную акустику. Сам же разъем RCA считается стандартным для линейного интерфейса, входы этого типа имеются в большинстве стационарных аудиоустройств.
—
XLR. Еще одна разновидность линейного выхода (см. «RCA» выше), в данном случае — построенная на разъемах XLR. Главным преимуществом этого интерфейса является то, что он обеспечивает т. н. балансное подключение, позволяющее работать с кабелями большой длины без ухудшения качества звука. Кроме того, сами разъемы обеспечивают плотное соединение и оснащаются фиксаторами для дополнительной надежности. С другой стороны, они заметно крупнее тех же RCA, а потому применяются в основном в профессиональных фонокорректорах, для которых упомянутые достоинства являются ключевыми.
—
USB (type B). Выход для подключения фонокорректора к компьютерной технике. Наличие этого разъема позволяет оцифровывать аудиокомпозиции с грампластинок и других носителей (например, с магнитофонных лент и катушек) и сохранять их в памяти компьютера для дальнейшей обработки или для передачи на смартфон/MP3-плейер, к примеру.
—
Коаксиальный S/P-DIF.
...Аудиовыход для передачи звука в цифровом виде через разъем RCA. Не стоит путать этот разъем с «обычным» линейным RCA — в данном случае используется одно гнездо и принципиально другой формат передачи сигнала, также желательно иметь специальный экранированный кабель. По возможностям коаксиальный интерфейс аналогичен оптическому и отличается от него, с одной стороны, большей чувствительностью к помехам, с другой — более прочным и неприхотливым кабелем.
— Оптический. Еще одна разновидность цифрового аудиовыхода, использующая, в соответствии с названием, оптоволоконный кабель. Главным преимуществом такого подключения является полная нечувствительность к электромагнитным помехам. С другой стороны, сам кабель довольно деликатен и требует аккуратного обращения.
— На наушники. Специализированный выход для подключения наушников прямо к фонокорректору. Обычно использует разъем 3.5 мм mini-Jack или 6.35 мм Jack. Отметим, что прямое подключение «ушей» в данном случае предусматривается не столько для обычного прослушивания музыки, сколько для специальных задач. К примеру, диджей, играющий сет, или звукооператор, записывающий музыку с пластинки на внешнее устройство, с помощью наушников могут постоянно контролировать звук, поступающий на выходы фонокорректора..
— Триггерный. Служебный выход, позволяющий использовать фонокорректор для автоматического включения других компонентов аудиосистемы. При «пробуждении» корректор через этот выход подает управляющий сигнал, и подключенные к нему устройства с триггерными входами включаются автоматически. Это избавляет от необходимости включать каждый компонент отдельно.