Функции платы
Дополнительные функции платы, предусмотренные в электронном батарейном моде (см. «Батарейный мод»).
—
Варивольт. Батарейные моды, позволяющие регулировать напряжение, подаваемое на атомайзер. За счет этого изменяется мощность питания и, соответственно,
регулируется мощность нагрева и общий режим парения. При этом, в отличие от вариватта (см. ниже), изменение напряжения в варивольте осуществляется только вручную, независимо от сопротивления атомайзера. На практике это значит, что если пользователь хочет получить ту же мощность на атомайзере с другим сопротивлением — ему придется перенастраивать варивольт.
—
Вариватт. Батарейные моды с возможностью автоматического поддержания заданной мощности, подаваемой на атомайзер. Автоматизированной версия варивольтов, которая способна автоматически подстраиваться под изменение сопротивления атомайзера. Напряжение в вариватте выставляется для конкретного сопротивления атомайзера; если сопротивление меняется, то электроника автоматически выставляет напряжение на выходе батарейного мода таким образом, чтобы мощность оставалась неизменной. Благодаря этому можно ставить на батарейный блок нагреватели с разным сопротивлением, не переживая о перенастройке параметров питания — вариватт самостоятельно выберет нужное напряжение, сохраняя интенсивность парения на привычном уровне. Главный недостаток данного в
...арианта по сравнению с варивольтом — относительно высокая стоимость, а по сравнению с термоконтролем (см. ниже) — необходимость выбирать мощность экспериментальным способом, методом проб и ошибок.
— Вариватт + варивольт. Батарейные моды, способные работать в двух разных режимах — варивольт или вариватт, по желанию пользователя. Эти режимы подробнее описаны отдельно, а их сочетание в одном батарейном блоке может пригодиться тем, кто ценит преимущества вариватта, однако не прочь поэкспериментировать и с варивольтом.
— Термоконтроль+вариватт. Батарейные моды, сочетающие описанные выше возможности вариватта с функцией термоконтроля. Термоконтроль позволяет отслеживать температуру спирали, поддерживать её на оптимальном уровне и отключать питание при приближении к критическому нагреву. Сочетание двух этих регулировок является наиболее продвинутым на сегодня вариантом, фактически избавляющим вейпера от необходимости вручную подбирать оптимальные параметры питания. При этом пар получается приятным на вкус (как из-за собственной температуры, так и благодаря тому, что вероятность пережечь фитиль сводится практически к нулю), а заряд аккумулятора расходуется оптимальным образом. Серьёзным недостатком термоконтроля, помимо довольно высокой стоимости, является ограниченная совместимость с атомайзерами: для корректной работы этой функции требуется «голова» со спиралью из никеля или титана, а такие модели встречаются сравнительно нечасто, да и сами по себе стоят недёшево.
— Термоконтроль. Батарейные моды, настройки которых ограничены лишь термоконтролем. Подробнее эта функция описана выше; здесь же отметим, что сам по себе термоконтроль не позволяет управлять интенсивностью парения, поэтому данный вариант особого распространения не получил.Обновление прошивки
Возможность
обновления прошивки электронной сигареты — точнее, батарейного мода (именно там обычно размещается вся управляющая электроника).
Данная возможность чаще всего встречается в моделях с продвинутыми регулировками вроде вариватта или термоконтроля (см. «Батарейный мод») — для устройств попроще сложная прошивка не требуется (хотя бывают и исключения). Крупные производители электронных сигарет периодически выпускают для своей техники программные обновления, которые улучшают качество работы и устраняют ошибки, замеченные потребителями. Так что данная возможность весьма желательна для устройства с обширным функционалом и сложной электронной начинкой.
Мин. сопротивление
Наименьшее сопротивление нагревательной спирали электронной сигареты.
Смысл данного параметра будет разным, в зависимости от того, о какой именно части устройства идет речь (см. «Тип»). Так, для атомайзеров данный параметр приводится в том случае, если в комплекте поставляются запасные нагреватели — соответственно, он указывается для «головы» с наименьшим сопротивлением. Для батарейного мода это наименьшее сопротивление, которое к нему можно подключать. А в стартовых наборах минимальное сопротивление также обычно указывается по батарейному моду; низкоомные «головы» в таких случаях могут как входить, так и не входить в комплект поставки.
Данные о минимальном сопротивлении в любом случае важны при взаимном подборе атомайзера и батарейного мода (в том числе при создании пользовательских намоток) — подключение испарителя со слишком низким сопротивлением чревато перегрузками и различными неприятным последствиями вплоть до возгорания. Однако особенное значение данный параметр имеет для любителей т.н. сабома — парения при низком сопротивлении нагревателя (до 1 Ом), которое позволяет достичь высокой насыщенности пара (при снижении сопротивления возрастает мощность). Работать с сабомными нагревателями способны далеко не все аккумуляторы, так что пригодность батарейного мода для такого парения нужно уточнять особо.
Аккумулятор
Тип аккумулятора, которым оснащен батарейный мод или на который он рассчитан (если батарея не входит в комплект).
Современные вейпы могут использовать как съемные, так и
несъемные батареи. Первые удобны тем, что севший аккумулятор можно быстро заменить на свежий, а пока одна батарея используется, вторую можно поставить на зарядку. Однако для многих вейпов с таким питанием приходится отдельно докупать и сами батареи, и «зарядники» для них (подробнее об этом типе аккумуляторов см. п. «Съемный»). Несъемные элементы, в свою очередь, нельзя быстро менять, зато они более компактны, сразу входят в комплект поставки и предельно просты в использовании: при исчерпании заряда не нужно возиться с внешними зарядными устройствами, достаточно подключить комплектный зарядник (а то и просто USB-кабель).
В качестве съемных элементов в вейпах используются в основном 3,7-вольтовые литий-ионные аккумуляторы цилиндрической формы, вот их основные типоразмеры:
— 18650. Самый популярный в наше время типоразмер сменных аккумуляторов на 3,7 В. Такие элементы имеют диаметр 18 мм и длину 65 мм, а их распространенность обусловлена сочетанием неплохих рабочих характеристик со сравнительно компактными размерами. Количество батарей этого типа может быть разным: для моделей сравнительно невысокой мощности (до 100 Вт) достаточно
одного аккумулятора 18650, в более мощных модах встречает
...ся 2, а в отдельных моделях — даже 3 и более аккумуляторов 18650.
— 20700. Формат сменных батарей, применяемый заметно реже, чем 18650 — из-за более крупных размеров (диаметр 20 мм, длина 70 мм). Количество таких элементов также может быть разным — от одного в сравнительно маломощных моделях до двух или даже трех.
— 21700. Еще один сравнительно редкий типоразмер сменных батарей; имеет ту же длину, что и 20700 (70 мм), но более крупный диаметр (21 мм). Используются такие элементы преимущественно по одному, вейпы на два аккумулятора 21700 почти не выпускаются.
— 26650. Довольно специфический типоразмер: такие элементы имеют в длину те же 65 мм, что и 18650, однако диаметр у них почти в полтора раза больше — 26 мм. Это обеспечивает высокую емкость и мощность, однако крупный размер ограничивает применение данного типа питания, оно встречается лишь в единичных моделях вейпов (хотя существуют устройства даже на два аккумулятора). А в некоторых батарейных модах под такие элементы допускается замена 26650 на 18650 — благодаря одинаковой длине.
Встроенные батареи, в свою очередь, различаются по технологии, по которой они изготовлены. В наше время используются в основном Li-Ion (литий-ионные) либо Li-Pol (литий-полимерные) несъемные аккумуляторы. Они схожи по основным характеристикам: компактны, имеют хорошую емкость, лишены «эффекта памяти», однако плохо переносят как морозы, так и жару. Основная разница заключается в том, что в первой разновидности электролит жидкий, а во второй — твердый полимерный. Благодаря этому Li-Ion элементы несколько дешевле, а Li-Pol — менее чувствительны к перегрузкам и более безопасны при нештатных режимах.Емкость
Емкость аккумулятора, которым оснащена электронная сигарета или отдельно продаваемый батарейный мод. Данный параметр указывается только для моделей с несъемными аккумуляторами (см. «Тип аккумулятора»): сменные элементы могут выпускаться в разной емкости.
Чем емче аккумулятор — тем дольше можно использовать устройство, не перезаряжая батарею. Правда, фактическое энергопотребление и, соответственно, автономность у разных моделей будут разными, поэтому сравнивать по емкости между собой можно только устройства со схожими рабочими напряжениями и сопротивлениями атомайзеров.
В целом, если для вас важна автономность — вполне можно исходить из принципа «чем емче батарея, тем лучше»; а для экономии средств можно выбрать и относительно слабый аккумулятор. Также стоит сказать, что существуют схемы расчетов оптимальной емкости батареи в зависимости от мощности, сопротивления атомайзера и т. п.; эти схемы можно найти в специальных источниках.
Мощность
Максимальная мощность питания, выдаваемая аккумулятором.
Это один из основных параметров батарейного блока, определяющих его совместимость с атомайзером. В стартовые наборы (см. «Тип») по определению включаются атомайзеры, оптимально подходящие к данному аккумулятору по мощности, и данный параметр имеет в основном справочное значение. А вот при выборе комплектующих по отдельности на него стоит обратить особое внимание. Более
высокая мощность позволяет добиться более насыщенного пара, однако лишь до определенных пределов — слишком сильный нагрев приводит к ухудшению вкуса, а то и пригоранию фитиля (что тем более не способствует улучшению ощущений от парения). Так что атомайзер должен нормально переносить мощность аккумулятора, иначе в лучшем случае придется постоянно ограничивать мощность при помощи варивольта или вариватта (см. «Батарейный мод»), а в худшем — нормальное использование вообще будет невозможным.
Стоит учитывать, что для классических испарителей-баков с одной спиралью достаточной считается мощность до 40 Вт; более же мощные батареи рассчитаны в основном на продвинутые обслуживаемые модели, дрип-атомайзеры и
бакодрипки (см. «Вид атомайзера»), имеющие более одной спирали и, соответственно, более «прожорливые» в плане потребления энергии. Также отметим, что фактическая мощность нагрева зависит от напряжения, и на практике она
...может быть ниже заявленной — в зависимости от сопротивления атомайзера. Подробнее об этом см. «Макс. напряжение».Съемный
Данная особенность указывается для батарейных модов, которые рассчитаны на использование
съемных аккумуляторов — обычно стандарта 18650 или 26650 (см. «Тип аккумулятора»). При этом такие аккумуляторы чаще всего не входят в комплект поставки, их необходимо приобретать отдельно. Это, с одной стороны, не позволяет использовать устройство «из коробки», с другой — дает возможность выбрать элементы питания на свое усмотрение, в зависимости от того, какой атомайзер предполагается использовать и какая мощность аккумулятора нужна.
Собственно, возможность выбора батарей на усмотрение пользователя является одним из ключевых преимуществ данного варианта перед несъемными аккумуляторами (см. «Тип аккумулятора»). Еще одно преимущество заключается в том, что можно купить несколько комплектов аккумуляторов и быстро менять севшие батареи на свежие (а снятые батареи заряжать отдельно, не занимая под это дело батарейный мод). С другой стороны, сами батарейные моды получаются тяжелее и крупнее, чем неразборные аналоги, а при сравнимом качестве самих батарей — нередко ещё и дороже. Кроме того, для зарядки аккумуляторов потребуется еще и отдельное зарядное устройство — даже при наличии порта microUSB использовать его рекомендуется лишь в крайнем случае (подробнее см. ниже), а многие модели такого разъема вообще не имеют.
Дисплей
Наличие
дисплея в конструкции электронной сигареты — если точнее, батарейного мода (см. «Тип»): ставить дисплей на атомайзер не имеет смысла по целому ряду причин, в частности, потому, что там недостаточно места. А вот на батарейном блоке, даже небольшом, вполне можно разместить экран. Обычно это простейшая монохромная матрица (черно-белая или в другой расцветке, скажем, белые символы на синем фоне), способная выводить данные в одну, от силы две строчки. Однако даже с таким оснащением управление становится более удобным и наглядным: на экране могут выводиться самые разные цифровые и текстовые данные, например, выставленное значение напряжения или мощности, режим работы (вариватт/варивольт, если поддерживаются оба), заряд аккумулятора, сообщение о начале и окончании зарядки, уведомления о неполадках и т.п. А в некоторых моделях могут предусматриваться даже продвинутые сенсорные дисплеи (см. ниже)
Материал корпуса
Материал, из которого выполнен корпус устройства.
Данный параметр актуален в первую очередь для батарейных модов: они могут выполняться из самых разнообразных материалов, тогда как атомайзеры разнообразием не отличаются (стандартный вариант — нержавеющая сталь, за единичными исключениям; подробнее см. ниже). Собственно, для готовых комплектов (в т.ч. POD-систем, см. «Тип») в данном пункте как раз и указывается материал батарейного мода. Вот более подробное описание конкретных вариантов:
—
Нержавеющая сталь. Самый, пожалуй, популярный материал для электронных сигарет и их комплектующих — всех видов и ценовых категорий. При относительно невысокой стоимости нержавеющая сталь прочна, надежна, долговечна и не подвержена царапинам и коррозии. Из недостатков данного материала можно отметить разве что довольно большой вес, однако этот момент некоторые, наоборот, считают достоинством: массивный металлический корпус создает впечатление солидности и качества. Также сталь, как и любой металл, может холодить кожу при низкой температуре воздуха и скользить в руках; однако во избежание всего этого на корпусе могут предусматриваться различные накладки (например, из резины или софт-тач пластика), устраняющие этот недостаток.
—
Цинковый сплав. Еще один довольно популярный материал, фактически представляющий собой компромиссный вариант между «нержавейкой» и алюминием. Ц
...инк весит меньше стали и стоит дешевле алюминиевых сплавов; при этом данный материал отлично противостоит коррозии и имеет высокую прочность, что и обусловило его распространенность.
— Алюминий. Едва ли не самый продвинутый металл с точки зрения практических характеристик: алюминий легок, прочен и абсолютно нечувствителен к коррозии. Основной его недостаток — довольно высокая цена, притом что описанные преимущества редко являются решающими в сравнении с той же сталью или цинком. Поэтому алюминиевые корпуса встречаются довольно редко; в то же время стоит отметить, что этот материал встречается не только в батарейных модах, но и в атомайзерах.
— Пластик. Недорогой материал, имеющий к тому же небольшой вес и способный принимать самые разнообразные расцветки. Впрочем, на этом преимущества пластика, по сути, исчерпываются: по прочности и стойкости к царапинам он заметно уступает металлам, а от сильного нагрева может оплавиться. Правда, существуют продвинутые сорта пластика, однако вместо них в вейпах большинство производителей предпочитает использовать сталь или другой металл. Как следствие, пластиковые корпуса встречаются редко, причем преимущественно среди моделей начального уровня.
— Медь. Материал, используемый преимущественно как дизайнерский — для придания корпусу необычного внешнего вида (медь имеет характерный красноватый оттенок). С точки зрения практических свойств такие корпуса схожи со стальными — в частности, они прочны, массивны и устойчивы к царапинам. С другой стороны, медь хуже переносит влагу, на ней могут появиться разводы даже от постоянного контакта с кожей. Однако главный недостаток этого материала — высокая цена, она и обусловила специфику его применения.
— Латунь. Еще один металл, используемый преимущественно из эстетических, а не из практических соображений. По свойствам аналогичен описанной выше меди и отличается лишь цветом (оттенки желтого) и несколько большей стойкостью к окислению (хотя все зависит от конкретного вида латуни).
— Дерево. Деревянные корпуса интересно выглядят благодаря характерной расцветке и узорам. В то же время этот материал не слишком практичен: он подвержен трещинам и расколам от ударов, легко царапается, а от длительного воздействия влаги может набухнуть и покоробиться. К тому же стоят деревянные корпуса довольно дорого (отчасти это плата именно за стиль). Так что выбирать батарейный мод в подобном оформлении стоит лишь в тех случаях, если возможность «выделиться из толпы» для вас важнее описанных недостатков.
— Керамика, Специальная высокопрочная керамика отличается высокой стойкостью к износу: поцарапать такой корпус очень сложно, благодаря чему он долгое время выглядит как новый. С другой стороны, этот материал может треснуть от удара (тогда как металл с большой вероятностью лишь слегка погнется). Поэтому керамические корпуса встречаются крайне редко — тем более что и стоят они недешево.