Назначение
Общее назначение очков указывается на основе того, с каким устройством они должны использоваться:
—
Для ПК/консоли. Очки, подключаемые при работе к внешнему устройству и получающие видеосигнал с этого устройства. Чаще всего предполагается подключение к компьютеру или игровой приставке, однако встречаются модели с возможностью подсоединения к мобильным гаджетам, к дронам и т. п. В целом обеспечивают неплохой компромисс между доступностью и функционалом, к тому же на такие очки можно выводить довольно продвинутую графику. С другой стороны, для полноценного использования подобных моделей нередко требуются мощные видеокарты.
—
Для смартфона. Модели, предназначенные для превращения смартфона в устройство виртуальной реальности. Для этого смартфон устанавливается в специальное гнездо на очках таким образом, чтобы его экран был повернут к глазам пользователя; сами очки экранов не имеют. А эффект виртуальной реальности достигается за счет работы датчиков смартфона и (акселерометр, гироскоп) и использования специальных приложений, созданных специально для такого формата работы. Ключевое преимущество очков данного типа — простота и невысокая стоимость: чаще всего это чисто механические устройства, без встроенной электроники (и даже продвинутые модели с дополнительной «начинкой» стоят заметно дешевле других типов очков). С другой стороны, качество виртуальной реальности напрямую зависит от возмож
...ностей смартфона, притом что не все аппараты корректно обрабатывают подобный контент. Кроме того, очки должны быть совместимы с используемым смартфоном, а это не всегда гарантируется (подробнее см. «Макс. диагональ телефона»).
— Самостоятельное устройство. Очки, функционирующие полностью автономно и не требующие использования внешних устройств. Для этого в конструкции предусматривается собственный процессор, «оперативка», видеоадаптер, накопитель для хранения контента и аккумулятор для питания. Таким образом, с подобным гаджетом виртуальная реальность становится доступной буквально в любой точке земного шара; а по стоимости такие очки сравнимы с моделями для ПК/консолей. С другой стороны, возможности у автономных устройств заметно скромнее: относительно невысокая мощность видеоадаптеров не позволяет выдавать такую же продвинутую графику, как на ПК или консолях, объем встроенной памяти обычно невелик, а время непрерывной работы ограничивается зарядом аккумулятора.
— Для квадрокоптера (FPV-очки). Видеоочки, используемые для управления дронами и моделями радиоуправляемых беспилотников (БПЛА) с целью предоставления вида «от первого лица». FPV-очки позволяют пилотам получать видеопоток с камеры БПЛА в режиме реального времени. Для этого в конструкции таких очков предусматривается два отдельных миниатюрных экрана на каждый глаз и сложная оптика для обеспечения бинокулярного зрения. Линзы нередко имеют регулировку фокусного расстояния для подстройки под зрительный аппарат и различные потребности пилота. Многие FPV-очки оборудованы встроенным приемником и антеннами для получения сигналов от видеокамеры на борту БПЛА, а также управления квадрокоптером. FPV-системы активно применяются в сегменте гоночных дронов, аэрофотосъемки и даже при ведении боевых действий. Очки с видом «от первого лица» предоставляют пилоту более полное восприятие окружающей обстановки и улучшают управляемость летательного аппарата.Макс. диагональ телефона
Наибольшая диагональ смартфона, с которым совместимы соответствующие очки (см. «Назначение»). Отметим, что этот параметр может указываться как для универсальных моделей, не имеющих специализации под конкретные мобильные телефоны, так и для гаджетов под определенные аппараты (подробнее см. «Совместимые модели телефонов»). Максимальная диагональ связана как с особенностями оптики, так и с физическими размерами «посадочного места» под мобильник — слишком крупный гаджет туда попросту не поместится.
Отметим, что даже самые миниатюрные очки для смартфонов вполне корректно работают с устройствами диагональю в
5 – 5,5". Так что обращать внимание на данный параметр имеет смысл в том случае, если ваш аппарат имеет больший размер экрана. В наше время можно встретить очки для гаджетов на
5,6 – 6" и даже на
6" и более.
Разрешение дисплея
Разрешение встроенных дисплеев в очках, имеющих такое оснащение — то есть моделях для ПК/консолей, а также автономных устройствах (см. «Назначение»).
Чем выше разрешение — тем более сглаженную и детализированную «картинку» выдают очки, при прочих равных. Благодаря развитию технологий в наше время не редкостью являются модели с экранами Full HD (1920x1080) и даже более высоких разрешений. С другой стороны, этот параметр заметно сказывается на стоимости очков. Кроме того, стоит помнить, что для полноценной работы с дисплеями высокого разрешения нужна мощная графика, способная воспроизводить соответствующий контент. В случае очков для ПК и приставок это выдвигает соответствующие требования к внешним устройствам, а в автономных моделях приходится использовать продвинутые встроенные видеоадаптеры (что еще больше влияет на стоимость).
Частота обновления
Частота обновления, поддерживаемая встроенными экранами очков, проще говоря — максимальная частота кадров, которую способны выдавать экраны.
Напомним, экраны предусматриваются в моделях для ПК/консолей и в автономных устройствах (см. «Назначение»). А от данного показателя напрямую зависит качество картинки: при прочих равных более
высокая частота кадров обеспечивает более плавное изображение, без рывков и с хорошей детализацией в динамичных сценах. Обратная сторона этих преимуществ — увеличение цены.
Также стоит учитывать, что в некоторых случаях фактическая частота кадров будет ограничиваться не возможностями очков, а характеристиками внешнего устройства или свойствами проигрываемого контента. Например, относительно слабая видеокарта ПК может «не вытянуть» сигнал с высокой частотой кадров, или определенная частота может быть задана в игре и не предусматривать возможности повышения. Поэтому не стоит гнаться за большими значениями и достаточно будет
очков частотой 90 к/с.
Акселерометр
Наличие в очках собственного встроенного
акселерометра.
Акселерометр представляет собой датчик, фиксирующий ускорения, которым подвергается устройство. Он выполняет две основные функции: определяет положение очков относительно горизонта (по направлению силы тяжести) и отслеживает рывки и сотрясения (впрочем, эта функция в VR-очках второстепенна). Такой датчик необходим для полноценного «погружения» в виртуальную реальность, поэтому он обязательно предусматривается в очках, выполненных в виде самостоятельных устройств (см. «Назначение»). А вот модели для ПК/консолей могут и не оснащаться акселерометром — это означает, что очки предназначены не для классической VR, а для более специфических задач (например, управления дроном с видом от первого лица).
Что касается моделей для смартфонов, то они в большинстве своем не имеют данной функции, так как акселерометрами оснащаются все современные смартфоны. Однако встречаются и исключения — высококлассные модели, рассчитанные на конкретные аппараты: в них акселерометр может работать в связке с датчиком смартфона, что обеспечивает максимально точное позиционирование картинки.
Гироскоп
Наличие в очках собственного встроенного
гироскопа.
Гироскоп фиксирует направление, скорость и угол поворота устройства — как правило, по всем трем осям. Без такого датчика невозможно добиться полноценного «погружения» в виртуальную реальность, поэтому он имеется во всех автономных очках, а также в большинстве моделей для ПК/консолей (см. «Назначение»). Во втором случае исключение составляют лишь отдельные модели со специфическим назначением — «личные кинотеатры», очки для пилотирования дронов и т. п. В свою очередь, очкам для смартфонов изначально гироскопы не требуются, так как подобные датчики есть в самих смартфонах. Однако и тут бывают исключения — продвинутые модели, созданные под конкретные аппараты топового уровня: в них встроенный гироскоп работает совместно с гироскопом подключенного смартфона, обеспечивая максимальную точность позиционирования.
USB A
Наличие в очках хотя бы одного разъема USB A. Это полноразмерный разъем USB, такого же типа, как стандартные USB-порты в компьютерах и ноутбуках. А вот его функции могут быть разными, в зависимости от функционала очков (см. «Назначение»). Так, в моделях для ПК и консолей USB — это один из разъемов подключения, используемый в связке с видеоинтерфейсом типа HDMI или DisplayPort: по видеоразъему передается изображение, а через USB-соединение — данные с датчиков на очках, необходимые для изменения картинки и создания «эффекта погружения». А в самостоятельных устройствах USB A используется для подключения различных дополнительных аксессуаров — например, флешек с приложениями или другим контентом. Также возможно применение этого разъема для зарядки аккумулятора, хотя такой способ использования в целом для него не характерен.
microUSB
Наличие в очках разъема microUSB. Это наиболее популярная из уменьшенных версий разъема USB, широко применяемая прежде всего в портативной технике. Впрочем, в VR-очках по ряду причин этот интерфейс встречается редко — в единичных моделях очков для смартфона, а также некоторых самостоятельных устройствах (см. «Назначение»). В обоих случаях он предусматривается в основном для зарядки встроенного аккумулятора (очки для смартфонов тоже могут иметь такое питание — например, для работы встроенных Bluetooth-наушников).
DisplayPort
Наличие в очках входа
DisplayPort; также здесь может уточняться версия этого интерфейса.
DisplayPort является одним из самых популярных в наше время цифровых видеоинтерфейсов высокого разрешения (впрочем, возможна и передача звука). Он особенно распространен в компьютерной технике, а в ПК и ноутбуках Apple фактически является стандартом. Входом этого типа оснащаются только очки для компьютеров и приставок (см. «Назначение») — он используется для приема видеосигнала (и аудиосигнала, при необходимости) с внешнего устройства. Что касается версий DisplayPort, то здесь варианты могут быть такими:
— v.1.2. Самая ранняя (2010 год) из актуальных на сегодня, но в то же время более чем функциональная версия. Полноценно поддерживает видео в качестве до 5K (30 к/с), а с определенными ограничениями — до 8K.
— v.1.3. Обновление, выпущенное в 2014 году. Представило возможность полноценной работы с 8K-разрешениями на 30 к/с, а с 4K и 5K — на 120 и 60 к/с соответственно.
— v.1.4. Обновление 2016 года, в котором пропускная способность была еще более увеличена — вплоть до поддержки 5K видео на 240 к/с и 8K — на 120 к/с. Кроме того, появилась совместимость с технологией HDR 10, улучшающей цветопередачу и общее качество картинки.