Возраст
Минимальный возраст ребёнка, на который рассчитан комплект.
Разумеется, данный параметр является достаточно приблизительным, однако отступать от него всё равно не рекомендуется: слишком «взрослый» набор может оказаться слишком сложным, а то и опасным для ребёнка (например, маленькие дети склонны тянуть в рот разные предметы, и игрушки с мелкими деталями для них крайне нежелательны).
Сейчас на рынке представлены комплекты для детей разного возраста:
от 1 года,
2+,
3+,
4+,
5+,
6+,
8+.
Масштаб
Масштаб, в котором выполнен автотрек или желазная дорога.
Данный показатель описывает, во сколько раз предметы набора меньше, чем настоящие машины или поезда; например, 1:72 означает уменьшение в 72 раза. Соответственно, чем больше число в знаменателе — тем меньше масштаб и тем мельче будут отдельные элементы набора.
Форма трассы
Общая форма трассы автотрека (см. «Тип»). Отметим, что многие трассы допускают изменение формы за счёт перестановки отдельных участков; для таких случаев учитывается наиболее сложная форма, которую можно собрать из элементов набора — например, трасса, собираемая в виде восьмёрки или кольца, относится к «восьмёркам». Конкретные же варианты формы могут быть такими:
—
Прямая. Трассы простейшей прямой формы; могут иметь подъёмы и спуски, однако при взгляде сверху форма такого трека всё равно получается прямой. Отметим, что помимо самостоятельных трасс, в данную категорию могут входить также аксессуары, предназначенные для дополнения уже имеющихся наборов.
—
Кольцевая. Трассы без акробатических элементов, замкнутые в кольцо; обычно имеют овальную форму. Простейшая разновидность трасс, позволяющих устраивать «бесконечные» гонки — заезды с большим количеством кругов.
—
Восьмерка. Разновидность кольцевых трасс, замкнутая в виде восьмёрки. Подобная форма позволяет увеличить длину трека без значительного увеличения его общих габаритов. Также в данную категорию относятся трассы в форме двойной восьмёрки, с четырьмя закруглениями–«лепестками».
—
Трюковая. Трассы, разработанные в расчёте на выполнение различных трюков: заездов по &la
...quo;мёртвой петле», прыжков и т. п. Могут иметь настраиваемую конструкцию, позволяющую изменять порядок прохождения трюков на усмотрение игроков. Встречаются как прямые, так и закольцованные трюковые трассы
— Многоуровневая. Трассы, имеющие несколько «этажей» с переходами между ними. Отметим, что перепады высот могут быть и на других видах трасс, в частности, трюковых; однако в данном случае подразумевается именно наличие полноценных уровней — горизонтальных участков на разной высоте, между которыми могут перемещаться машинки. Помимо прочего, подобные комплекты могут выполняться в виде многоэтажных парковок.Кол-во машинок
Количество машинок, входящее в комплект поставки автотрека (см. «Тип»). Отметим, что некоторые производители выпускают машинки для своих трасс и отдельно, так что при желании можно докупить их к имеющемуся набору. Впрочем, количество машинок часто подстраивается под особенности трека — в частности, количество полос.
Запуск машинок
Способ запуска, предусмотренный в конструкции. Данный параметр указывается для автотреков (см. «Тип»).
—
Пусковая установка. Запуск при помощи механической системы, которая по принципу действия чаще всего напоминает катапульту: для старта нужно резко нажать или ударить по специальной кнопке, механизм даст машинке «пинок» и приведёт её в движение.
—
Регулятор скорости. В данном случае подразумевается проводной пульт управления машинками; в нём может предусматриваться регулировка скорости, однако встречаются треки, где пульт служит лишь выключателем и скорость машинок не регулируется. Машинки в таких наборах движутся по специальным направляющим, из которых получают питание для движения.
—
Ручной генератор. Автотреки с электрическим питанием, в которых каждая машинка получает электричество от своего ручного генератора. Такие комплекты имеют две интересных особенности. Во-первых, они не требуют батареек: электричество, необходимое для движения, вырабатывается за счёт вращения ручки генератора. Во-вторых, изменяя скорость вращения ручки, можно изменять скорость движения машинки. Это очень удобно для соревнований: побеждает тот, кто грамотнее управляет генератором, обеспечивая максимальную скорость и в то же время не позволяя машинке слетать с трассы. Поэтому треки с данной особенностью, как правило, двухполосные (см. «Кол-во
...полос»), а машинки в них движутся по специальным направляющим, через которые на них поступает питание.
— Инерционный. Запуск при помощи инерционного механизма, установленного в самой машинке. Такой механизм, по сути, представляет собой аккумулятор кинетической энергии; «заряжается» подобный аккумулятор обычно оттягиванием машинки назад, после чего её достаточно отпустить — и инерционный механизм даст машинке мощный толчок, позволяющий с ходу пройти всю трассу. Инерционный принцип работы встречается в основном в трюковых треках (см. «Форма трассы»).
— Датчик движения. Довольно необычный способ старта и управления: машинка оснащается электродвигателем и встроенным датчиком, способным отслеживать движения пользователя. Для начала движения нужно помахать рукой над датчиком, причём чем быстрее махание — тем выше будет скорость. Датчик движения удобен тем, что позволяет обойтись без лишних пультов и проводов; он требует определённых «лишних движений», но это обычно не проблема для детей, которые в большинстве своём и так энергичны и непоседливы.
— Электромотор. Как правило, в данном случае подразумевается электромотор, установленный непосредственно в машинку, хотя встречаются и более специфические варианты (вроде механизма с парой вращающихся роликов, установленного на трассе и дающего импульс машинке всякий раз, когда она проходит через него). Отметим, что встроенный электромотор часто питается не от батареек, а от суперконденсатора, и перед началом движения машинку нужно установить на зарядное устройство, чтобы накопить энергию в суперконденсаторе.
— Шлагбаум. Шлагбаумом в данном случае называют приспособление, перегораживающее трассу и открывающееся по нажатию кнопки или рычага. Данный тип старта применяется преимущественно в трюковых трассах, где машинка набирает разгон, скатываясь с наклонного спуска. Старт располагается в начале спуска, и специальный стопор перекрывает дорогу, не позволяя машинке съехать вниз, а при «открытии шлагбаума» этот стопор убирается и машинка свободно скатывается с горки.
— Ручной. Отсутствие у автотрека какого-либо специального механизма для старта и движения: двигать машинки нужно исключительно руками. Данный вариант встречается в основном в наборах для младшей возрастной категории, которые рассчитаны на самые незамысловатые игры.