Поддерживаемые типы
Технология изготовления батарей, с которой совместимо зарядное устройство. Современные аккумуляторы могут изготовляться по разным технологиям (
Ni-Cd,
Ni-Mh,
Li-Ion,
LiFePO4,
IMR), каждая имеет свои особенности и требования к процедуре зарядки; поэтому под конкретный аккумулятор стоит подбирать зарядное устройство, для которого прямо заявлена совместимость с соответствующей технологией.
— Ni-Cd. Никель-кадмиевые аккумуляторы являются одной из самых старых разновидностей перезаряжаемых элементов. Тем не менее, они и сегодня используются довольно широко — в частности, Ni-Cd батареи считаются оптимальными для устройств со сравнительно высокими токами потребления и повышенными требованиями к надёжности. Такие аккумуляторы устойчивы к низким температурам, просты в хранении, надёжны и безопасны. Одним же из главных недостатков данной технологии считается «эффект памяти»: ёмкость батареи снижается после того, как её поставили на зарядку, не разрядив до конца. Однако этот момент связан скорее с особенностями контроллеров заряда, а не с самой технологией, и применением продвинутых контроллеров можно свести его практически к нулю. А вот из однозначных недостатков можно упомянуть «неэкологичность» как самих батарей, так и их производства.
— Ni-Mh. Никель-металл-гидридные элементы были созданы
...в попытке усовершенствования описанных выше никель-кадмиевых. Создателям удалось добиться более высокой ёмкости (при тех же размерах батареи), кроме того, Ni-Mh элементы экологически безопасны и полностью лишены эффекта памяти даже при использовании простейших контроллеров заряда. Недостатками данного варианта, по сравнению с Ni-Cd, являются сравнительно невысокая стойкость к морозам, меньший срок службы и более сложные условия хранения, особенно длительного.
— Ni-Zn. Технология, являющаяся ровесницей Ni-Cd и тоже дожившая до наших дней. Никель-цинковые элементы примечательны более высокой ёмкостью, чем у других «никелевых» аккумуляторов, а также более высоким напряжением, которое к тому же сохраняется на рабочем уровне практически до исчерпания заряда. Последнее особенно удобно для цифровых фотоаппаратов — эта техника довольно требовательна к напряжению. Тем не менее, по ряду причин Ni-Zn технология особой популярности не получила. Главной из этих причин является малый срок службы (порядка 300 – 400 циклов заряда-разряда).
— Li-Ion. Тип батарей, широко известный прежде всего по портативной электронике вроде смартфонов или плееров, однако с недавних пор успешно применяющийся и в других видах техники. Литий-ионные аккумуляторы сочетают хорошую ёмкость с компактностью, довольно быстро заряжаются и лишены «эффекта памяти». Их главные недостатки — высокая стоимость, слабая пригодность к работе при низких температурах и некоторая вероятность возгорания при перегрузках и сбоях.
— LiFePO4. Разновидность описанных выше Li-Ion аккумуляторов, т.н. «литий-железо-фосфатные». Преимуществами подобных элементов перед классическими литий-ионными являются, в первую очередь, стабильное напряжение разряда (до самого исчерпания энергии), высокая пиковая мощность, длительный срок службы, стойкость к низким температурам, стабильность и безопасность. Кроме того, благодаря использованию в составе железа вместо кобальта такие аккумуляторы ещё и безопаснее в производстве и проще в утилизации. В то же время они заметно уступают литий-ионным по ёмкости.
— IMR. Данная аббревиатура используется для литий-ион-марганцево-оксидных батарей — ещё одной вариации на тему литий-ионной технологии; также встречается обозначение LiMn. Улучшения, представленные в этой версии, включают температурную стабильность (сниженный риск воспламенения при сбоях), долговечность и низкие показатели саморазряда (последнее упрощает длительное хранение). При этом для многих батарей IMR заявлена совместимость со стандартными «зарядниками» для литий-ионных элементов, однако лучше всего всё же пользоваться специализированными устройствами (в частности, из-за низкого внутреннего сопротивления и повышенного риска переразрядки).Независимых каналов заряда
Количество независимых каналов зарядки, предусмотренное в конструкции зарядного устройства.
Если напряжение, ток зарядки и другие параметры в данной модели регулируются на всех аккумуляторных слотах одновременно — это значит, что устройство имеет только один канал. Наличие же нескольких каналов зарядки позволяет выставлять на отдельных слотах собственные параметры работы и, соответственно, одновременно заряжать в одном устройстве разные типы аккумуляторов. При этом канал может охватывать как один слот, так и несколько: например, многие модели на 4 батареи имеют всего 2 канала (по одному на каждые 2 слота).
Обилие каналов расширяет возможности «зарядника» и будет особенно полезным в тех случаях, когда приходится часто заряжать разнотипные батареи; с другой стороны, оно заметно сказывается на стоимости устройства.
Макс. ток заряда
Наибольший ток, который способно обеспечить устройство при зарядке аккумулятора (либо штатное значение тока зарядки, если он не регулируется).
Ток зарядки является одним из важнейших параметров для любого ЗУ: он определяет скорость процесса и совместимость с определёнными батареями. В целом чем выше ток — тем быстрее происходит процесс, тем меньше времени занимает зарядка. В то же время некоторые батареи могут иметь рекомендации по оптимальной силе тока и ограничения по её максимальным значениям. Поэтому бездумно гнаться за мощным ЗУ не стоит: вначале не помешает уточнить, насколько оправданной будет такая мощность.
Отметим, что в многоканальных устройствах (см. «Независимых каналов») максимальная сила тока может достигаться при работе только части каналов. Показатели, обеспечиваемые при работе всех каналов одновременно, для подобных моделей указываются отдельно (см. «Ток заряда (все каналы)»).
Ток заряда (все каналы)
Наибольшая сила тока, обеспечиваемая многоканальным зарядным устройством (см. «Независимых каналов») на полной нагрузке, при работе всех слотов (и, соответственно, каналов). По сути — гарантированный максимум по току, обеспечиваемый многоканальным ЗУ независимо от количества задействованных каналов.
Об общем значении тока заряда см. «Макс. ток заряда». Здесь же отметим, что полная нагрузка является довольно сложным режимом, на котором сила тока может снизиться. Поэтому данный параметр указывается отдельно.
Проверка полярности
Система, определяющая расположение «плюса» и «минуса» подключённого аккумулятора и определяющая, соответствуют ли эти контакты контактам самого ЗУ. Возможности таких систем могут быть разными: одни в случае ошибки выдают предупреждающий сигнал и блокируют подачу питания, другие способны автоматически переключать полярность на контактах в зависимости от того, какой стороной установлена батарея. В любом случае
проверка полярности сводит к минимуму вероятность ошибок в подключении и соответствующих последствий.
Обнаружение неисправности
Система диагностики, способная обнаруживать неисправные аккумуляторы, отключать их от питания и уведомлять пользователя. Функция
обнаружение неисправности полезна не только для проверки работоспособности как таковой: не обнаруженная вовремя неисправность аккумулятора чревата порчей оборудования, а в некоторых случаях — даже возгораниями.
Защита от перегрева
Функция, предотвращающая критический нагрев установленных в ЗУ аккумуляторов. Сам по себе сильный нагрев обычно является признаком неполадки или нештатного режима работы, а повышение температуры может привести к возгоранию и даже взрыву батареи.
Системы защиты от перегрева обычно используют специальные датчики, следящие за состоянием аккумулятора и отключающие нагрев при необходимости.
Комплектация
Помимо основного зарядника в комплектацию могут входить
аккумуляторы,
адаптер прикуривателя,
переходник на другой тип аккумулятора и
сумка (чехол). Подробней о них:
— Аккумулятор. Некоторые современные ЗУ могут комплектоваться аккумуляторами — разумеется, последние оптимально подходят под данную модель. Покупка такого комплекта часто бывает удобнее, чем приобретение «зарядника» и аккумуляторов по отдельности (как минимум, это быстрее).
— Адаптер прикуривателя 12 В. Наличие в комплекте поставки ЗУ адаптера для подключения к гнезду автомобильного прикуривателя. Подробнее о таком подключении см. «Зарядка от прикуривателя»; здесь же отметим, что не все модели с возможностью такой зарядки изначально комплектуются автоадаптерами. Поэтому, если для Вас важна возможность «из коробки» подключить ЗУ к прикуривателю — стоит обратить внимание на модели в соответствующей комплектации.
— Переходники аккумулятора. Такие адаптеры позволяют использовать зарядное устройство с батареями «неродных» типоразмеров (см. выше), причём, как правило более крупных, чем штатные. Например, модель под батарейки АА и ААА может комплектоваться переходниками на C или даже D. Это бывает удобнее, чем использовать ЗУ, изначально рассчитанное на большие типоразмеры: устройство получается более компактным, а при необходимости крупная батарея бе
...з проблем подключается через адаптер.
— Сумка для хранения. Сумка играет роль защитного чехла и может использоваться не только для хранения, но и для транспортировки ЗУ. При этом в ней нередко предусматриваются дополнительные отделения для различных предметов — как комплектных, вроде внешнего блока питания, так и дополнительных, таких как аккумуляторы. Поэтому, а также потому, что она оптимально подходит по размерам, комплектная сумка для хранения намного удобнее импровизированных чехлов.Сетевая вилка на корпусе
Наличие в зарядном устройстве
встроенной вилки для подключения к розетке.
В данном случае подразумевается вилка, выступающая из корпуса — таким образом, при подключении ЗУ фактически «висит» прямо на розетке (или лежит прямо на ней, если розетка установлена горизонтально). Подобные устройства не имеют проводов, которые могут путаться и создавать другие неудобства. С другой стороны, для их подключения требуется довольно много свободного места вокруг розетки, что доступно далеко не всегда.