Мощность
Номинальная мощность устройства.
Напомним, номинальной в акустике называют наибольшую среднюю (среднеквадратичную) мощность звука или сигнала, которую устройство может выдать в течение неограниченно долгого времени. Отдельные скачки громкости могут в разы превышать данный показатель, однако ключевой характеристикой является именно среднее значение. А вот конкретный смысл данного параметра зависит от типа аппаратуры (см. выше). Так, для комбоусилителей в данном пункте обычно приводится мощность встроенных динамиков; возможности собственного усилителя по определению соответствуют этой цифре, так что для подобной аппаратуры номинальная мощность определяет исключительно общую громкость звучания. Также мощность акустики указывается и для кабинетов, однако здесь уже становится актуальным другой момент — совместимость с внешним усилителем (прежде всего «головой»). Выходная мощность этого усилителя должна быть не выше номинальной мощности кабинета, во избежание перегрузок; а в идеале эти характеристики должны совпадать — это позволит использовать динамик на полную мощность без искажений звука.
Для головы, соответственно, в данном пункте приводится номинальная мощность на выходе, которая определяет возможность работы усилителя с конкретным кабинетом или другой АС. Однако стоит отметить, что в качестве номинальной для голов указывается максимально возможное значение мощности, которое достигается далеко не всегда. Так, во многих моделях предусматривается несколько...звуковых выходов — под пассивную акустику с разным импедансом (напомним, стандартные значения импеданса составляют 2, 4, 8 и 16 Ом); а чем выше импеданс подключенного динамика — тем ниже будет фактическая мощность. В других головах имеется возможность ограничения максимальной мощности — например, чтобы на максимальном уровне устройство выдавало не 100 Вт, а 50 Вт или даже 25 Вт. Иногда эти особенности сочетаются в одном устройстве.
В любом случае при выборе по данному показателю стоит учитывать особенности планируемого применения аппаратуры. К примеру, навряд ли имеет смысл приобретать даже 40-ваттный «комбик» для практики в домашних условиях — для этих целей будет вполне достаточно 15 ватт, а то и меньше. А если речь идет о ламповом устройстве, то в нашем примере максимальная рекомендуемая мощность и вовсе будет составлять всего 5 Вт — специфика ламповых схем такова, что при той же номинальной мощности они получаются эффективнее транзисторных в плане слышимости. Для репетиций в группе без ударной установки (например, две гитары плюс бас) желательна мощность побольше, порядка 40 «транзисторных» ватт, а при наличии ударных — не менее 60 Вт. Транзисторные устройства мощностью до 150 Вт и ламповые до 40 – 50 Вт подойдут для специализированных репбаз и концертов в сравнительно небольших помещениях, а более высокие показатели встречаются в основном в оборудовании для масштабных мероприятий. Подробные рекомендации касательно оптимально мощности для тех или иных условий можно найти в специальных источниках..
Отдельно стоит упомянуть басовые усилители: считается, что для нормального согласования между собой мощность басового «комбика» должна быть в два раза выше мощности гитарного.
Импеданс
Импеданс, заявленный в характеристиках устройства
Вообще импеданс — это номинальное сопротивление переменному току (такому, как акустический сигнал), создаваемое устройством, рассчитанным на такой сигнал (например, динамиком). Стандартные значения импеданса, встречающиеся в гитарной аппаратуре — 2, 4, 8 и 16 Ом; но вот конкретный смысл данного параметра зависит от типа этой аппаратуры (см. выше). Так, для кабинетов и комбоусилителей в данном пункте указывается фактическое сопротивление динамиков, установленных в устройстве. При этом для кабинета импеданс напрямую определяет совместимость с конкретным усилителем (прежде всего «головой»): внешний усилитель должен быть изначально рассчитан на возможность работы с такой нагрузкой, иначе он либо перегрузит динамики, либо не сможет их эффективно «раскачать». А вот во втором случае встроенный усилитель по определению оптимально совместим с динамиками. Так что для комбоусилителей данный параметр имеет в основном справочное значение; исключение составляют лишь ситуации, когда к динамику такого устройства подключается внешний усилитель мощности — в таких случаях действуют те же правила, что и для кабинетов (впрочем, в подобном формате «комбики» используются крайне редко).
Что касается усилителей-«голов», то для них в характеристиках приводится импеданс кабинетов и другой внешней пассивной акустики, на который рассчитано устройство. При этом многие «головы» имеют возможность работы сразу с несколькими стандартными...значениями импеданса (например, 4 и 8 Ом) — в таких случаях в характеристиках указывается максимальное значение (в нашем примере — 8 Ом). Однако стоит иметь в виду, что максимальную мощность такие модели способны выдать лишь при минимальном значении нагрузки; подробнее см. «Мощность».
Диаметр НЧ (НЧ/СЧ) динамика
Диаметр низкочастотного или низко-среднечастотного динамика, установленного в устройстве. Традиционно указывается в дюймах.
Конкретный смысл данного параметра может быть разным, в зависимости от количества полос (см. выше). В трехполосных системах речь идет о НЧ-динамике, в двухполосных — о динамике, отвечающем за низкие и средние частоты; а если усилитель не имеет разделения на полосы, в данном пункте указывается диаметр основного излучателя.
В целом более мощные динамики обычно делаются более крупными — иначе сложно было бы добиться необходимых показателей громкости. Однако жесткой зависимости здесь нет, и одна и да же мощность вполне может сочетаться с разным диаметром. В таких случаях стоит исходить из того, что более крупный излучатель является более предпочтительным с акустической точки зрения — увеличение размера способствует более полному и насыщенному звучанию средних и особенно низких частот. С другой стороны, увеличение размеров неизбежно сказывается на габаритах и весе всего устройства. Ну и не стоит забывать, что общее качество звука зависит не только от диаметра динамика, но и от большого количества других параметров.
Что касается конкретных размеров, то стандартным вариантом для акустики под электрические и акустические гитары считается
10" и
12"; однако встречаются динамики и меньшего размера (
10",
8" и даже менее). А вот крупные излучатели на
15" применяются в основном в решениях для бас-гитар (хотя среди таких устройств также встречается разнообразие диаметров). Разумеется эти цифры являются относительными, при их оценке стоит также учитывать мощность акустики. Например, для гитарной модели на 10 – 15 Вт упомянутые 12" — это максимально доступный размер динамика, а уже для устройств на 50 – 100 Вт его можно назвать средним. Также отметим, что неплохой заменой одному крупному излучателю могут стать несколько более мелких, обеспечивающих ту же суммарную мощность; так что, к примеру, 8" динамики можно встретить даже в решениях на 200 Вт и более — только таких динамиков обычно устанавливается несколько.
Эквалайзер
Тип эквалайзера, предусмотренного в конструкции устройства
Эквалайзер позволяет изменять громкость отдельной части звукового диапазона (полосы частот), изменяя, таким образом, окраску всего звучания. Это одна из самых важных функций, связанных с настройкой звука; поэтому она может предусматриваться непосредственно в самих гитарных усилителях. А тип эквалайзера указывается по числу полос, доступных для регулировки.
Чем больше этих полос — тем точнее можно настроить звук, однако тем сложнее и дороже получается аппаратура. В свете этого простейший вариант предполагает всего
2 полосы — низких и высоких частот; нередко такой эквалайзер имеет вид двух отдельных ручек регулировки уровня НЧ и ВЧ. При этом отметим, что подобный функционал можно встретить как в бюджетных, так и в высококлассных гитарных усилителях: во втором случае предполагается, что если нужна более тонкая регулировка — можно воспользоваться внешним оборудованием. Впрочем, наибольшей популярностью в наше время пользуются
трехполосные решения (низкие, средние и верхние частоты): такой эквалайзер дает достаточно обширные возможности по настройке звучания и при этом обходится сравнительно недорого (а если требуется более тонкая регулировка — можно воспользоваться внешним оборудованием).
4-полосные эквалайзеры заметно менее распространены, однако тоже достаточно популярны (в том числе в недорогих
...устройствах); а в отдельных моделях предусматривается 5 и более (до 12) полос регулировки.Аналоговое моделирование
Наличие в усилителе функции аналогового моделирования.
Смысл данной функции заключается в том, что при помощи аналоговой обработки звука усилитель определённым образом изменяет звучание, придавая ему ту или иную окраску. Так, во многих моделях предусматривается моделирование звука тех или иных классических гитарных усилителей и/или кабинетов; об абсолютном сходстве, разумеется, речи не идёт, но иногда копия может быть почти неотличимой от оригинала. Другие модели, построенные на транзисторах (см. «Тип»), могут копировать звучание ламповой техники. А аналоговый способ обработки звука для такого моделирования выбран потому, что он позволяет обойтись без лишних преобразований (в отличие от цифрового); это положительно сказывается как на качестве и атмосферности звучания, так и на цене и надёжности оборудования.
Конкретные особенности аналогового моделирования в каждом случае стоит уточнять отдельно, однако оно в любом случае значительно расширяет функционал усилителя и даёт дополнительные возможности по тонкой подстройке звучания.
Эффекты
Встроенные эффекты, предусмотренные в комбоусилителе. Добиваться различных эффектов можно и с помощью внешних «примочек», однако такие примочки нужно искать и подключать отдельно, тогда как встроенные эффекты доступны сразу и без лишних настроек.
—
Overdrive. Искажение в виде характерного электрогитарного «жужжания» на низких частотах и «завывания» на высоких, чуть более мягкое, чем distortion. Популярно, в частности, в хард-роке.
—
Distortion. Достаточно жёсткое и резкое искажение, схожее по звучанию с overdrive, но более интенсивное и яркое. Широко используется в разных стилях метала, встречается и в роке.
—
Reverb. Эффект, основанный на имитации многократного затухающего эхо от каждого звука. В зависимости от длительности и интенсивности повторений может придавать звучанию разную окраску. Используется как художественный приём; помимо прочего, может создавать эффект того, что гитара звучит в определённом помещении (концертный зал, комната с каменными стенами, открытая площадка в горах и т. п.). Отметим, что настройка реверберации может осуществляться как по отдельным параметрам (интенсивность, длительность эха и др.), так и путём выбора предустановленного набора параметров (например, «резкий звук в комнате» или «мягкий звук в зале»).
—
Tremolo. Изначально тремоло — это эффект подрагивания звук
...а, получающийся за счёт небольших и быстрых колебаний громкости каждой ноты. Иногда под этим термином подразумевают вибрато (см. ниже) — вплоть до того, что сами производители гитарных усилителей под эффектом тремоло подразумевают эффект вибрато, и наоборот. Так что конкретную специфику данного эффекта в каждом случае стоит уточнять отдельно. В любом случае тремоло может быть «фиксированным» либо настраиваться по глубине (диапазону изменения громкости) и скорости (частоте подрагиваний).
— Vibrato. Ещё один эффект «подрагивания» звука, который часто путают с тремоло (см. выше) — вплоть до того, что оба этих термина используются как тождественные. Однако это неверно; разница заключается в том, что вибрато осуществляется за счёт быстрых колебаний ноты не по громкости, а по частоте. Аналогичного эффекта можно добиться на самой гитаре за счёт «пульсирующей» подтяжки струны, однако использовать встроенный инструмент усилителя в большинстве случаев значительно удобнее.
— Chorus. Эффект, призванный имитировать хоровое звучание инструмента. Для этого усилитель копирует звук гитары и воспроизводит несколько копий одновременно с оригинальным сигналом, несколько сдвигая их по времени (где-то на 20 – 30 мс с постоянным изменением) и частоте. Правда, полноценного хорового звучания таким способом добиться невозможно, однако эффект является достаточно оригинальным сам по себе.
— Delay. Специфическая разновидность реверберации (см. «Reverb»), получившая распространение как отдельный эффект. Delay имитирует чёткое однократное эхо от воспроизводимого звука; для этого исходный сигнал копируется и воспроизводится с определённой задержкой по времени (не менее 50 мс).
Помимо описанных выше, в современных гитарных комбоусилителях могут встречаться и другие эффекты, в частности:
— Flanger. Эффект, напоминающий свист реактивного двигателя; нередко его сравнивают с взлетающим самолётом. Создаётся аналогично описанному выше Chorus’у, отличается от него меньшим временем задержки и наличием обратной связи.
— Echo. Ещё одна разновидность реверберации, аналогичная дилэю (см. «Delay»). Отличается тем, что в данном случае эхо воспроизводится многократно.
— Octaver. Эффект, при котором к сигналу добавляется его копия, сдвинутая на октаву или две.
— Wah-Wah. Эффект, обеспечивающий характерное «квакающее» звучание.
В любом случае данный список не является исчерпывающим: в современных гитарных усилителях можно встретить и другие, более специфические варианты обработки звука. Уточнить конкретную специфику таких эффектов можно по документации производителя.