Вид
Вид устройства определяется элементной базой — основным типом деталей, на котором построены контуры усилителя мощности. Соответственно, данный параметр актуален только для аппаратуры, имеющей такие усилители; для кабинетов (см. «Тип») он не указывается.
Наибольшей популярностью в наше время продолжают пользоваться традиционные виды усилителей —
транзисторные и
ламповые.
Цифровые модели заметно менее популярны, а
гибридные решения и вовсе встречаются редко. Вот подробное описание каждого из этих вариантов:
— Транзисторный. Усилители этого типа сравнительно просты и недороги, при этом способны обеспечить вполне приемлемое качество звука (хотя всё, разумеется, зависит от класса). Именно «транзитор» рекомендуется начинающим гитаристам в качестве первого «комбика», хотя среди подобных устройств встречаются и довольно продвинутые модели. Из однозначных достоинств транзисторных схем можно назвать долговечность компонентов и способность без проблем переносить частую переноску с места на место. Что касается звука, то в таких устройствах он получается более «сухим», «плоским» и «холодным», чем в ламповых моделях, что многие считают однозначным недостатком. В то же время в случае электрогитар даже этого вполне хватает для начального обучения, репетиций и не особо «навороченных» выступлений; кроме того, в некоторых транзисторных
...усилителях для применяется специфическая обработка сигнала, придающая звуку сходство с ламповым. А комбоусилители для акустических гитар в подавляющем большинстве делаются именно транзисторными.
— Ламповый. Исторически первая разновидность усилителей, которая, тем не менее, до сих пор считается едва ли не эталоном, если речь идёт об электрогитаре (для акустических гитар ламповые схемы практически не применяются). Главное преимущество подобных устройств — пресловутый «тёплый ламповый звук», характерная мягкая, тёплая и в то же время насыщенная окраска звучания. При этом отметим, что уровень искажений у ламповых схем выше, чем у транзисторных, однако эти искажения более приятны для слуха, во многом именно они обеспечивают упомянутую окраску. Широкому распространению ламповых усилителей препятствует прежде всего их высокая стоимость — в разы выше, чем у транзисторных с аналогичными характеристиками. Помимо этого, из недостатков подобных устройств стоит отметить деликатность (лампы плохо переносят удары и толчки), быстрый износ ламп и необходимость их регулярной замены, а также необходимость прогрева после включения. Тем не менее, профессиональные музыканты предпочитают пользоваться в основном ламповыми устройствами.
— Цифровой. Усилители на основе микросхем, использующие цифровую обработку звука. Главным достоинством таких устройств являются обширные возможности по моделированию звучания и обеспечению различных эффектов. В частности, существует немало моделей, копирующих ламповые усилители: имитация получается весьма достоверной, а иногда — практически неотличимой от оригинала. При этом цифровые модели лишены многих недостатков ламповой техники: они проще, дешевле, долговечнее и устойчивее к ударам и сотрясениям. В то же время считается, что цифровая обработка лишает звук индивидуальности, и многие приверженцы высококачественного звука с подозрением относятся к цифровым решениям.
— Гибридный. Гибридными называют устройства, сочетающие в себе транзисторные и ламповые схемы; обычно ламповым делается предусилитель, а транзисторным — усилитель мощности. Фактически это компромиссный вариант между чисто ламповыми и чисто транзисторными моделями, позволяющий объединить достоинства и частично компенсировать недостатки. Так, гибридные решения обходятся заметно дешевле ламповых, они легче, компактнее, не так деликатны и имеют меньше ламп, требующих регулярной замены. А звук при этом получается более мягким, чистым и «теплым», нежели у транзисторных аналогов. В то же время подобный компромисс выбирают не так много музыкантов: те, кто стремится к максимально качественному и достоверному звуку, предпочитают потратиться на ламповую аппаратуру, а нетребовательным пользователям (таким, как аматоры и начинающие гитаристы) вполне хватает транзисторных моделей. Поэтому гибридных моделей в продаже представлено сравнительно немного.Мощность
Номинальная мощность устройства.
Напомним, номинальной в акустике называют наибольшую среднюю (среднеквадратичную) мощность звука или сигнала, которую устройство может выдать в течение неограниченно долгого времени. Отдельные скачки громкости могут в разы превышать данный показатель, однако ключевой характеристикой является именно среднее значение. А вот конкретный смысл данного параметра зависит от типа аппаратуры (см. выше). Так, для комбоусилителей в данном пункте обычно приводится мощность встроенных динамиков; возможности собственного усилителя по определению соответствуют этой цифре, так что для подобной аппаратуры номинальная мощность определяет исключительно общую громкость звучания. Также мощность акустики указывается и для кабинетов, однако здесь уже становится актуальным другой момент — совместимость с внешним усилителем (прежде всего «головой»). Выходная мощность этого усилителя должна быть не выше номинальной мощности кабинета, во избежание перегрузок; а в идеале эти характеристики должны совпадать — это позволит использовать динамик на полную мощность без искажений звука.
Для головы, соответственно, в данном пункте приводится номинальная мощность на выходе, которая определяет возможность работы усилителя с конкретным кабинетом или другой АС. Однако стоит отметить, что в качестве номинальной для голов указывается максимально возможное значение мощности, которое достигается далеко не всегда. Так, во многих моделях предусматривается несколько...звуковых выходов — под пассивную акустику с разным импедансом (напомним, стандартные значения импеданса составляют 2, 4, 8 и 16 Ом); а чем выше импеданс подключенного динамика — тем ниже будет фактическая мощность. В других головах имеется возможность ограничения максимальной мощности — например, чтобы на максимальном уровне устройство выдавало не 100 Вт, а 50 Вт или даже 25 Вт. Иногда эти особенности сочетаются в одном устройстве.
В любом случае при выборе по данному показателю стоит учитывать особенности планируемого применения аппаратуры. К примеру, навряд ли имеет смысл приобретать даже 40-ваттный «комбик» для практики в домашних условиях — для этих целей будет вполне достаточно 15 ватт, а то и меньше. А если речь идет о ламповом устройстве, то в нашем примере максимальная рекомендуемая мощность и вовсе будет составлять всего 5 Вт — специфика ламповых схем такова, что при той же номинальной мощности они получаются эффективнее транзисторных в плане слышимости. Для репетиций в группе без ударной установки (например, две гитары плюс бас) желательна мощность побольше, порядка 40 «транзисторных» ватт, а при наличии ударных — не менее 60 Вт. Транзисторные устройства мощностью до 150 Вт и ламповые до 40 – 50 Вт подойдут для специализированных репбаз и концертов в сравнительно небольших помещениях, а более высокие показатели встречаются в основном в оборудовании для масштабных мероприятий. Подробные рекомендации касательно оптимально мощности для тех или иных условий можно найти в специальных источниках..
Отдельно стоит упомянуть басовые усилители: считается, что для нормального согласования между собой мощность басового «комбика» должна быть в два раза выше мощности гитарного.
Диаметр НЧ (НЧ/СЧ) динамика
Диаметр низкочастотного или низко-среднечастотного динамика, установленного в устройстве. Традиционно указывается в дюймах.
Конкретный смысл данного параметра может быть разным, в зависимости от количества полос (см. выше). В трехполосных системах речь идет о НЧ-динамике, в двухполосных — о динамике, отвечающем за низкие и средние частоты; а если усилитель не имеет разделения на полосы, в данном пункте указывается диаметр основного излучателя.
В целом более мощные динамики обычно делаются более крупными — иначе сложно было бы добиться необходимых показателей громкости. Однако жесткой зависимости здесь нет, и одна и да же мощность вполне может сочетаться с разным диаметром. В таких случаях стоит исходить из того, что более крупный излучатель является более предпочтительным с акустической точки зрения — увеличение размера способствует более полному и насыщенному звучанию средних и особенно низких частот. С другой стороны, увеличение размеров неизбежно сказывается на габаритах и весе всего устройства. Ну и не стоит забывать, что общее качество звука зависит не только от диаметра динамика, но и от большого количества других параметров.
Что касается конкретных размеров, то стандартным вариантом для акустики под электрические и акустические гитары считается
10" и
12"; однако встречаются динамики и меньшего размера (
10",
8" и даже менее). А вот крупные излучатели на
15" применяются в основном в решениях для бас-гитар (хотя среди таких устройств также встречается разнообразие диаметров). Разумеется эти цифры являются относительными, при их оценке стоит также учитывать мощность акустики. Например, для гитарной модели на 10 – 15 Вт упомянутые 12" — это максимально доступный размер динамика, а уже для устройств на 50 – 100 Вт его можно назвать средним. Также отметим, что неплохой заменой одному крупному излучателю могут стать несколько более мелких, обеспечивающих ту же суммарную мощность; так что, к примеру, 8" динамики можно встретить даже в решениях на 200 Вт и более — только таких динамиков обычно устанавливается несколько.
Аналоговое моделирование
Наличие в усилителе функции аналогового моделирования.
Смысл данной функции заключается в том, что при помощи аналоговой обработки звука усилитель определённым образом изменяет звучание, придавая ему ту или иную окраску. Так, во многих моделях предусматривается моделирование звука тех или иных классических гитарных усилителей и/или кабинетов; об абсолютном сходстве, разумеется, речи не идёт, но иногда копия может быть почти неотличимой от оригинала. Другие модели, построенные на транзисторах (см. «Тип»), могут копировать звучание ламповой техники. А аналоговый способ обработки звука для такого моделирования выбран потому, что он позволяет обойтись без лишних преобразований (в отличие от цифрового); это положительно сказывается как на качестве и атмосферности звучания, так и на цене и надёжности оборудования.
Конкретные особенности аналогового моделирования в каждом случае стоит уточнять отдельно, однако оно в любом случае значительно расширяет функционал усилителя и даёт дополнительные возможности по тонкой подстройке звучания.
Блок цифровых эффектов
Наличие блока цифровых эффектов в усилителе.
Отметим, что данная особенность может предусматриваться в любых моделях, не только в цифровых (см. «Вид»). А означает она, что все или как минимум часть предусмотренных в устройстве эффектов (см. ниже) реализуются не аналоговым, а цифровым способом. Происходит это следующим образом: входящий сигнал конвертируется аналого-цифровым преобразователем в набор цифровых данных, затем модуль эффектов (по сути — специализированный микрокомпьютер) прописывает в этих данных необходимые изменения, а дальше информация поступает в цифро-аналоговый преобразователь и превращается обратно в аналоговый аудиосигнал, но уже дополненный эффектами.
Цифровой формат обработки имеет ряд преимуществ перед более традиционным аналоговым. Во-первых, в нем можно предусмотреть более обширный набор эффектов — включая «фишки», недоступные или труднореализуемые при помощи аналоговых схем. Во-вторых, конкретная окраска звука после аналоговой обработки может несколько изменяться из-за посторонних факторов — таких, как перегрев ламп, сбои в отдельных деталях, посторонние помехи и т. п.; цифровая обработка намного менее подвержена таким сбоям — результат на выходе обычно получается неизменно стабильным, а при серьезных неполадках он либо пропадает вообще, либо становится «непригодным к применению». Обратной стороной этих преимуществ нередко называют то, что цифровая обработка якобы снижает достоверность звучания и придает ему неестественную окраск...у. Однако благодаря развитию технологий даже в недорогих современных усилителях для такой обработки применяются преобразователи с высоким битрейтом, которые делают «цифровой» звук неотличимым от аналогового даже для искушенного уха.
Отметим, что конкретные возможности цифровой обработки могут быть разными, для каждой модели их стоит уточнять отдельно.
Эффекты
Встроенные эффекты, предусмотренные в комбоусилителе. Добиваться различных эффектов можно и с помощью внешних «примочек», однако такие примочки нужно искать и подключать отдельно, тогда как встроенные эффекты доступны сразу и без лишних настроек.
—
Overdrive. Искажение в виде характерного электрогитарного «жужжания» на низких частотах и «завывания» на высоких, чуть более мягкое, чем distortion. Популярно, в частности, в хард-роке.
—
Distortion. Достаточно жёсткое и резкое искажение, схожее по звучанию с overdrive, но более интенсивное и яркое. Широко используется в разных стилях метала, встречается и в роке.
—
Reverb. Эффект, основанный на имитации многократного затухающего эхо от каждого звука. В зависимости от длительности и интенсивности повторений может придавать звучанию разную окраску. Используется как художественный приём; помимо прочего, может создавать эффект того, что гитара звучит в определённом помещении (концертный зал, комната с каменными стенами, открытая площадка в горах и т. п.). Отметим, что настройка реверберации может осуществляться как по отдельным параметрам (интенсивность, длительность эха и др.), так и путём выбора предустановленного набора параметров (например, «резкий звук в комнате» или «мягкий звук в зале»).
—
Tremolo. Изначально тремоло — это эффект подрагивания звук
...а, получающийся за счёт небольших и быстрых колебаний громкости каждой ноты. Иногда под этим термином подразумевают вибрато (см. ниже) — вплоть до того, что сами производители гитарных усилителей под эффектом тремоло подразумевают эффект вибрато, и наоборот. Так что конкретную специфику данного эффекта в каждом случае стоит уточнять отдельно. В любом случае тремоло может быть «фиксированным» либо настраиваться по глубине (диапазону изменения громкости) и скорости (частоте подрагиваний).
— Vibrato. Ещё один эффект «подрагивания» звука, который часто путают с тремоло (см. выше) — вплоть до того, что оба этих термина используются как тождественные. Однако это неверно; разница заключается в том, что вибрато осуществляется за счёт быстрых колебаний ноты не по громкости, а по частоте. Аналогичного эффекта можно добиться на самой гитаре за счёт «пульсирующей» подтяжки струны, однако использовать встроенный инструмент усилителя в большинстве случаев значительно удобнее.
— Chorus. Эффект, призванный имитировать хоровое звучание инструмента. Для этого усилитель копирует звук гитары и воспроизводит несколько копий одновременно с оригинальным сигналом, несколько сдвигая их по времени (где-то на 20 – 30 мс с постоянным изменением) и частоте. Правда, полноценного хорового звучания таким способом добиться невозможно, однако эффект является достаточно оригинальным сам по себе.
— Delay. Специфическая разновидность реверберации (см. «Reverb»), получившая распространение как отдельный эффект. Delay имитирует чёткое однократное эхо от воспроизводимого звука; для этого исходный сигнал копируется и воспроизводится с определённой задержкой по времени (не менее 50 мс).
Помимо описанных выше, в современных гитарных комбоусилителях могут встречаться и другие эффекты, в частности:
— Flanger. Эффект, напоминающий свист реактивного двигателя; нередко его сравнивают с взлетающим самолётом. Создаётся аналогично описанному выше Chorus’у, отличается от него меньшим временем задержки и наличием обратной связи.
— Echo. Ещё одна разновидность реверберации, аналогичная дилэю (см. «Delay»). Отличается тем, что в данном случае эхо воспроизводится многократно.
— Octaver. Эффект, при котором к сигналу добавляется его копия, сдвинутая на октаву или две.
— Wah-Wah. Эффект, обеспечивающий характерное «квакающее» звучание.
В любом случае данный список не является исчерпывающим: в современных гитарных усилителях можно встретить и другие, более специфические варианты обработки звука. Уточнить конкретную специфику таких эффектов можно по документации производителя.Под footswitch
Количество разъёмов для
подключения педалей (footswitch), предусмотренное в конструкции усилителя.
Педаль является самым удобным способом для быстрого переключения настроек усилителя: её можно использовать, не отрываясь от игры на гитаре. Конкретные функции, «подвязанные» на разъёмы для педали, могут быть разными: в частности, таким способом могут включаться и отключаться различные эффекты (см. выше). Также в разных моделях может различаться количество разъёмов под педали: в большинстве «комбиков» предусматривается всего один такой разъём, однако встречаются устройства, допускающие подключение сразу нескольких «футсвичей».
На наушники
Тип
выхода на наушники, предусмотренного в конструкции усилителя.
Наушники будут полезны прежде всего в ситуации, когда нельзя шуметь — например, при упражнениях на гитаре в позднее время. А варианты их подключения могут быть такими:
— Mini-Jack (3.5 мм). Выход под стандартный штекер 3.5 мм mini-Jack. Таким штекером оснащается большинство современных наушников, особенно начального и среднего уровня. Однако по качеству и надёжности соединения он заметно уступает более крупному Jack 6.35 мм (см. ниже), поэтому в комбоусилителях встречается сравнительно редко.
— Jack (6.35 мм). Разъём довольно крупного размера, рассчитанный в основном на стационарную аудиотехнику. Как основной способ подключения редко встречается среди наушников, в основном это профессиональные модели. В то же время подключить в такое гнездо наушники с разъёмом 3.5 мм mini-Jack можно при помощи простейшего переходника (во многих «ушах» такие переходники даже включаются в стандартный комплект поставки); а само соединение получается плотным, надёжным и с минимумом помех от точки контакта. Благодаря этому большинство «комбиков» использует именно данный тип разъёма.
Линейный выход
Тип
линейного выхода, предусмотренного в конструкции комбоусилителя.
На такой выход, в соответствии с названием, подается аналоговый аудиосигнал линейного уровня. При этом, в отличие от выхода предусилителя (см. выше), уровень сигнала на линейном выходе не регулируется. Данный интерфейс используется в основном для подключения записывающих устройств, хотя может использоваться и для вывода сигнала на внешний усилитель (собственно, при отсутствии выхода Pre-Amp единственным вариантом такого подключения остается линейный вход). А типы разъемов, применяемые для линейного выхода, могут быть такими:
—
Mini-Jack (3.5 мм). Классический «миниджек» отличается небольшими размерами, однако по надежности и качеству подключения уступает более крупным разъемам; компактность же в случае комбоусилителей чаще всего не играет решающего значения. А потому встречаются подобные выходы крайне редко, в основном в наиболее компактных «комбиках».
— Jack (6.35 мм). Разъем, довольно популярный в стационарной аудиотехнике, в т.ч. довольно продвинутой. Теоретически может обеспечивать даже балансное подключение (см. ниже), однако данная возможность является далеко не обязательной, ее наличие стоит уточнять отдельно. Также отметим, что в такое гнездо при помощи простейшего переходника можно подключить и штекер 3.5 мм mini-Jack.
—
Балансный XLR. Выход XLR — характерный круглый трехконтактный ра
...зъем — с балансным типом подключения. При таком подключении сигнал передается по трем проводам вместо двух, причем особым образом, благодаря которому гасятся наводимые на провод помехи. Это позволяет применять даже довольно длинные кабели без ущерба для чистоты сигнала, благодаря чему данный тип подключения подходит даже для профессиональной аудиоаппаратуры. Собственно, XLR тоже считается профессиональным интерфейсом — как из-за возможности работать с балансным сигналом, так и из-за довольно крупных габаритов и повышенной надежности (разъемы часто оснащаются замками для фиксации штекеров).
— Jack / XLR. Как правило, в данном случае подразумевается комбинированный разъем, сочетающий в себе 6.35 мм Jack и XLR. Об особенностях того и другого см. выше; а комбинированный разъем выглядит как гнездо XLR, дополненное в центре отверстием под штекер Jack.
— Jack / RCA. Наличие в устройстве сразу двух линейных выходов, с разными типами разъемов. Об интерфейсе Jack подробнее см. выше. А RCA представляет собой разъем под коаксиальный кабель со штекером-«тюльпаном»; это один из самых популярных интерфейсов в стационарной аудиотехнике начального и среднего уровня, однако в гитарных усилителях он встречается сравнительно редко.
— Фирменный. Фирменный разъем, не относящийся к какому-либо общепринятому стандарту. Используется в основном для подключения оборудования той же марки, что и «комбик».