Тип
— ЦАП. Собственно цифро-аналоговые преобразователи в изначальном понимании этого слова — устройства, предназначенные для конвертации цифрового звука, передаваемого по оптическому, коаксиальному или USВ-интерфейсу, в аналоговый аудиосигнал линейного уровня, обычно формата стерео. Иногда может также предусматриваться коммутация цифрового сигнала (вывод в неизменном виде на тот или иной цифровой выход), редко — также обратное, аналого-цифровое преобразование и/или обработка звука при помощи встроенных фильтров и регуляторов.
—
ЦАП с усилителем. Цифро-аналоговые преобразователи (см. соответствующий пункт), дополненные встроенным усилителем для наушников и выходом на наушники. Применение этой функции может быть разным: в одних устройствах «уши» используются для того, чтобы контролировать звук, поступающий на выходы ЦАП, другие модели фактически представляют собой высококлассные компактные усилители для наушников, подключаемые к цифровому выходу ПК, игровой консоли или другого аналогичного устройства.
ЦАП
Модель цифро-аналогового преобразователя, установленного в устройстве.
Под ЦАП в данном случае подразумевается «сердце» устройства, основная схема, которая непосредственно обеспечивает конвертацию цифрового звука в аналоговый. Название модели ЦАП приводят в основном в рекламных целях — как иллюстрацию того, что в устройстве применены высококлассные комплектующие. Кроме того, зная модель, можно найти подробную информацию о конкретном ЦАП; хотя на практике такая необходимость появляется нечасто, она все же может возникнуть в некоторых специфических случаях.
Частота дискретизации ЦАП
Частота дискретизации цифро-аналогового преобразователя, используемого в устройстве.
Под ЦАП в данном случае подразумевается «сердце» устройства, основная схема, которая непосредственно обеспечивает конвертацию цифрового звука в аналоговый. А частота дискретизации — это изначально одна из характеристик цифрового звука. В данном случае смысл ее таков: частота дискретизации ЦАП должна быть не ниже соответствующего показателя во входящем аудиосигнале, в противном случае устройство не сможет эффективно справиться с конвертацией.
Отношение сигнал/шум
Соотношение сигнал/шум, обеспечиваемое преобразователем.
Данный параметр описывает соотношение громкости чистого звука, выдаваемого устройством, к громкости собственных шумов (которые неизбежно создает любое электронное устройство). Таким образом, чем выше соотношение сигнал/шум — тем чище звук, тем меньше собственные шумы ЦАП влияют на аудиосигнал. Показатели до 80 дБ можно считать приемлемыми, до 100 дБ — неплохими, 100 – 120 дБ — хорошими, более 120 дБ — отличными. Впрочем, стоит помнить, что на общее качество звука влияет не только этот параметр, но и множество других.
Отметим, что с соотношением сигнал/шум часто связывают такую характеристику, как динамический диапазон (см. выше). Они схожи по общему смыслу, оба описывают разницу между посторонним фоном и полезным сигналом. Однако уровень шума при вычислениях берется разный: для соотношения сигнал/шум учитывается фон преобразователя «на холостом ходу», а для динамического диапазона — шум, возникающий при выдаче низкоуровневого сигнала. Этим и обусловлена разница в цифрах.
Динамический диапазон
Динамический диапазон преобразователя определяется как соотношение между максимальным уровнем сигнала, который он способен выдавать, и уровнем собственного шума при подаче сигнала с малой амплитудой. Совсем упрощенно этот параметр можно описать как разницу между самым тихим и самым громким звуком, который может выдавать устройство.
Чем шире динамический диапазон — тем более продвинутым считается ЦАП, тем более качественный звук он может выдать, при прочих равных. Минимальным значением для современных устройств является около 90 дБ, в топовых моделях этот показатель может достигать 140 дБ.
Также отметим, что данный параметр по своему смысл схож с соотношением сигнал/шум, однако замеряются эти характеристики по разному; подробнее об этом см. ниже.
Коэф. гармонических искажений
Коэффициент гармонических искажений, выдаваемых преобразователем при работе.
Чем ниже данный показатель — тем чище получается звук, выдаваемый устройством, тем меньше искажений вносится в аудиосигнал. Полностью избежать таких искажений невозможно, но можно снизить их до уровня, не воспринимаемого человеком. Считается, что человеческое ухо не слышит гармоники, уровень которых составляет 0,5% и ниже. Тем не менее, в высококлассной аудиотехнике коэффициенты искажений могут быть намного более низкими — 0,005 %, 0,001 % и даже меньше. В этом есть вполне практический смысл: искажения от отдельных компонентов системы суммируются, и чем ниже коэффициент гармоник у каждого компонента — тем меньше искажений в итоге будет в слышимом звуке.
Разрядность
Разрядность аналого-цифрового преобразователя, установленного в устройстве.
Принцип преобразования аналогового звука в цифровой заключается в том, что синусоида звукового сигнала делится на отдельные «ступеньки», и данные о каждой «ступеньке» кодируются в цифровом виде. Такая кодировка имеет два параметра: частоту дискретизации и разрядность. О первом см. соответствующий пункт; а от разрядности зависит, насколько точно высота каждой «ступеньки» будет соответствовать высоте той точки синусоиды, на которую она приходится. Фактически чем выше разрядность АЦП — тем выше качество его работы, тем точнее устройство конвертирует аналоговый звук в цифровой.
Минимальным показателем для АЦП, применяемых в современных аудиоинтерфейсах, считается
16 бит — это соответствует разрядности звука в формате Audio CD и считается вполне достаточным даже для высококачественного звучания. Тем не менее, встречаются и более продвинутые преобразователи —
24- и даже 32-битные.
Частота дискретизации
Частота дискретизации аналого-цифрового преобразователя, установленного в устройстве.
Принцип преобразования аналогового звука в цифровой заключается в том, что синусоида звукового сигнала делится на отдельные «ступеньки», и данные о каждой «ступеньке» кодируются в цифровом виде. Такая кодировка имеет два параметра: разрядность и частоту дискретизации. О первой см. соответствующий пункт; а частота дискретизации описывает, на сколько цифровых «ступенек» делится синусоида. Чем она выше — тем больше «ступенек» будет приходиться на каждую секунду звука и тем ближе к оригиналу будет аналоговый звук, восстановленный из цифрового формата.
Минимальным показателем, необходимым для полноценного воспроизведения звука во всем диапазоне слышимых частот, считается 44,1 кГц; это соответствует качеству звука AudioCD. А в наиболее продвинутых АЦП частота дискретизации может составлять 192 кГц (уровень DVD-Audio) и даже 384 кГц.
Динамический диапазон
Динамический диапазон аналого-цифрового преобразователя, установленного в устройстве.
В данном случае динамическим диапазоном является соотношение между минимальным и максимальным уровнем сигнала на входе, который может воспринять устройство. Чем выше данный показатель — тем эффективнее работает АЦП, тем полнее он воспринимает подаваемый на вход аудиосигнал. Желательно, чтобы этот диапазон был не уже, чем динамический диапазон источника аналогового сигнала — иначе преобразователь либо будет работать с перегрузкой, либо будет глушить тихие фрагменты во входящем сигнале.