Тип топлива
Тип топлива, на который штатно рассчитано устройство.
Данный параметр актуален для моделей, использующих нагрев от пламени (в устройствах, работающих с электрической дугой, топливо не используется как таковое).
—
Пропан-бутан. Газовое топливо в виде смеси сжиженных под давлением легких углеводородов, прежде всего пропана (C3H8) и бутана/изобутана (C4H10), отсюда и название. Такую смесь не только бывает проще получить, чем сравнительно чистый пропан или бутан — у нее еще и выше температура пламени (2400 – 2700 °С против 2100 – 2500 °С).
—
Пропан. Газовое топливо на основе пропана. Доля последнего должна составлять не менее чем 75 % (в зависимости от конкретной марки топлива). Пропан (C3H8) — это один из легких насыщенных углеводородов; он хорошо поддается сжижению и транспортировке в баллонах, однако дает более низкую температуру пламени, чем пропан-бутановая смесь (см. соответствующий пункт) — 2100 – 2500 °С против 2400 – 2700°С.
—
Бутан. Газовое топливо на основе бутана (содержащее не менее 60 % бутана по масса). С точки зрения эксплуатационных характеристик бутан практически не отличается от описанного выше пропана
—
Ацетилен. Газовое топливо на основе ацетилена (C2H2). Ацетилен считается «классикой жанра» в газовой сварке и резке — в первую очередь благодаря высокой температур
...е пламени (3100 – 3600 °С), позволяющей применять его для любых газопламенных работ.
— Метан. Газовое топливо на основе метана (CH4). Метан очень распространен и легок в получении — в частности, он является основным компонентом природного газа. Однако температура пламени у этого топлива невысока — 2000 – 2200 °C, что ограничивает его применение при сварке: варить с помощью метана можно только относительно легкоплавкие материалы. Кроме того, метан имеет довольно невысокую теплотворную способность, расходуется он в разы быстрее, чем тот же пропан-бутан.
— МАФ. Газовое топливо на основе МАФ — т. н. метилацетилен-алленовой фракции (плюс около 25 % пропана для стабилизации). По характеристикам горения аналогично ацетилену (см. соответствующий пункт), дает чуть более низкую температуру пламени (от 2900 °С), однако имеет более высокую теплотворную способность. При это МАФ стоит в 2 – 3 раза дешевле, лучше сжимается и не требует наполнителей для хранения в баллонах, благодаря чему в один стандартный баллон вмещается почти вчетверо больше МАФ, чем ацетилена — 21 кг против 5,5 кг, при том же общем весе тары.
— МАПП. Газовое топливо на основе МАПП — т. н. метилацетилен-пропадиеновой фракции. По характеристикам и особенностям аналогично описанному выше МАФ, также применяется как заменитель ацетилена. При этом данный вид топлива может использоваться при более высоких давлениях, чем ацетилен, что удобно, в частности, при подводной резке. С другой стороны, пламя МАПП содержит более высокую концентрацию водорода, из-за чего плохо подходит для сваривания крупных деталей из стали (хотя при небольших объемах работ этот момент не является критичным).
— Коксовый газ. Топливо на основе коксового газа — газа, получаемого при коксовании угля. Благодаря простоте в производстве обходится недорого, но дает сравнительно невысокую температуру сгорания (до 2300 °С), так что варить таким топливом можно только легкоплавкие материалы. Впрочем, для кислородной резки этого вполне достаточно.
— Универсальный (газ). Данная маркировка означает, что горелка может работать с разными видами газового топлива. Впрочем, набор совместимых типов топлива может быть разным, его стоит уточнять отдельно.
— Бензин . Наиболее популярная разновидность топлива для паяльных ламп; впрочем, может применяться и в резаках (см. «Тип»). Бензин легко испаряется, что облегчает его применение в подобных приборах, и имеет самую высокую температуру горения среди всех популярных видов жидкого топлива — около 1300 – 1400 °С в атмосферном воздухе. Кроме того, к достоинствам данного вида топлива можно отнести доступность: купить бензин можно и в хозяйственном магазине, и на заправке.
— Керосин. Еще одна популярная разновидность жидкого топлива, наряду с бензином (см. соответствующий пункт). Дает сравнительно невысокую температуру пламени — до 800 °С; однако в чистом кислороде этот показатель может достигать 2000 °С. В то же время отметим, что чисто керосиновых нагревательных приборов выпускается крайне мало: поскольку по физическим свойствам такое топливо очень схоже с бензином, более популярны комбинированные устройства, способные работать как на бензине, так и на керосине.
— Дизель . Жидкое топливо, именуемое в просторечии соляркой. Дает более низкую температуру пламени, чем бензин — порядка 1100 °С — и хуже испаряется, что затрудняет применение в паяльных лампах. С другой стороны, дизель более экономичен: во-первых, при горении он образует больше тепловой энергии, что позволяет снизить расход, во-вторых, стоит дешевле бензина.Макс. температура
Максимальная температура пламени, выдаваемого нагревательным прибором. Отметим, что данный показатель может быть ниже, чем теоретическая температура сгорания топлива — это связано с физическими особенностями процесса.
В целом чем более термостоек материал, с которым планируется работать — тем выше должна быть температура пламени. Также требуемая температура может различаться для разных видов работ: например, для кислородной резки не требуется такого сильного нагрева, как для сварки. Подробные рекомендации касательно оптимальной температуры для разных задач и материалов можно найти в специальных источниках.
Макс. расход топлива
Максимальный расход топлива при работе прибора. Как правило, достигается на максимальной мощности. Зная этот параметр, можно оценить, сколько времени устройство сможет гарантированно проработать на определенном запасе топлива (фактическое время работы может оказаться и выше).
Вес
Общий вес инструмента. Для моделей, оснащенных собственным резервуаром для топлива, указывается «сухой» вес, без учета горючего; аналогично вес баллона с горючим не учитывается в устройствах, имеющих вид насадки для баллона.