Размер
Размеры, в которых выпускается данная модель шлема.
Подходящий размер шлема зависит прежде всего от окружности головы пользователя. Окружность замеряется в самом широком месте головы — обычно на уровне на 1 – 2 см выше бровей и по выступу на затылке; более подробные рекомендации и описания можно найти в специальных источников. Здесь же отметим, что хотя производители используют одни и те же обозначения размеров —
XXS,
XS,
S,
M,
L,
XL и т.д. — конкретные значения размеров у разных брендов могут несколько различаться; к примеру, XL может соответствовать и 60 – 61 см, и 61 – 62 см. Эта, казалось бы, небольшая разница способна заметно повлиять на комфорт и безопасность использования. Поэтому при выборе нужно руководствоваться таблицами размеров конкретного производителя.
Также стоит учитывать, что шлемы с одинаковым обозначением размера могут различаться не только по фактическому размеру, но и по форме внутреннего пространства. Поэтому даже соответствие по таблице размеров не является гарантией того, что изделие окажется подходящим; наиболее надёжный способ — проверить шлем «вживую» перед покупкой.
Материал скорлупы
Материал, из которого выполнена скорлупа — внешняя жёсткая оболочка шлема.
—
Термопластик. Материал, применяемый преимущественно в недорогих мотошлемах; самый популярный вариант в данной категории. Термопластик (чаще всего это поликарбонат) отличается невысокой стоимостью и имеет вполне достаточные, хотя и не очень высокие, характеристики прочности, однако он достаточно тяжёл, к тому же «стареет» по мере использования за счёт перепадов температур и воздействия ультрафиолета; такие шлемы рекомендуется менять раз в 5 лет.
—
Термосмола. По основным свойствам этот материал аналогичен описанному выше пластику; при этом он более прочен и долговечен, однако и стоит несколько дороже, что соответственно сказывается на цене шлемов.
—
Фибергласс (стекловолокно). В данном случае речь идёт не о чистом стеклянном волокне, а о стеклопластике — композите, состоящем из стекловолокна и пластиковой основы. Достаточно прочный и надёжный, но в то же время довольно тяжёлый материал, применяемый преимущественно в шлемах среднего уровня.
—
Карбон. Он же углепластик — композитный материал, сочетающий углеродное волокно и основу из полимерной смолы. Такое сочетание позволяет добиться лёгкости и в то же время чрезвычайно высокой прочности, однако обходится недёшево. Поэтому скорлупа из карбона, как правило,
...является признаком шлема премиум-класса.
— Фибергласс/кевлар. Описанный выше фибергласс, дополненный композитом на основе другого волокна — кевларового. Кевлар по прочности ненамного уступает карбону, при этом стоит дешевле, а весит такой материал заметно меньше фибергласса, что заметно сказывается на массе всего шлема. При этом материалы обычно располагаются слоями.
— Карбон/фибергласс. Шлемы, частично выполненные из карбона, частично — из фибергласса; такая скорлупа обычно имеет «слоёную» конструкцию. Об особенностях каждого из этих материалов см. выше, а их сочетание позволяет объединить достоинства и частично компенсировать недостатки. Так, подобные комбинированные шлемы дешевле, чем чисто карбоновые, а по прочности могут не уступать им. Правда, фибергласс — тяжёлый материал, что соответственно сказывается на весе; однако такие шлемы всё равно получаются довольно лёгкими.
— Карбон/кевлар. Шлемы, сочетающие в конструкции карбон и кевлар — как правило, в виде слоёв, составляющих скорлупу. Оба этих материала подробно описаны выше, а их сочетание примечательно высокой прочностью и меньшей стоимостью, чем у чистого карбона. В то же время подобные шлемы всё равно обходятся недёшево, а весят чуть больше карбоновых.Рейтинг безопасности SHARP
Результаты, показанные данной моделью шлема в рейтинге безопасности SHARP.
SHARP — комплексная методика тестирования, предназначенная для определения степени защиты и уровня безопасности при использовании шлема. Каждый шлем проверяется на прямое (линейное) столкновение, а также на уровень трения при скользящем ударе; в первом случае замеряется ускорение, воздействующее на мозг мотоциклиста, во втором — ещё и сила скручивания, действующая на шею. Тесты проводятся для разных точек воздействия, каждая проверка предполагает как минимум 32 тестовых столкновения (при необходимости — больше). Полученные данные сравниваются с информацией о реальных травмах и на основании этого шлему присваивается рейтинг по пятибалльной шкале — от 1 до 5 звёзд.
Чем выше рейтинг SHARP — тем безопаснее шлем, тем ниже вероятность получить в нём серьёзную травму. Однако при выборе по данному параметру стоит учитывать некоторые нюансы. Во-первых, проверка SHARP проводится только для моделей, продаваемых в Великобритании; а потому отсутствие такой сертификации не означает плохой защиты — оно может говорить о том, что шлем просто не попал на проверку. Во-вторых, стоимость шлема практически не влияет на количество звёзд: ни 5 звёзд у бюджетной модели, ни 2 – 3 у топовой не являются редкостью. В-третьих, программа SHARP проверяет исключительно безопасность при столкновениях, она не затрагивает вопросы удобства, аэродинамики, обзора и т.п. И даже сами специалисты SHARP рекомендуют при выб...оре сначала подобрать несколько наиболее удобных моделей, и лишь потом выбрать из них вариант на наибольшее число звёзд.
Сертификат безопасности
Сертификат или сертификаты безопасности, которым соответствует шлем. На сегодняшний день в мотошлемах встречаются в основном такие виды сертификатов:
—
ECE 22.05. Европейская система сертификации, предусматривающая весьма строгие требования к проверке на безопасность среди государственных и международных стандартов (разве что в ACU требования могут быть ещё жёстче). Согласно ECE 22.05 каждая партия шлемов должна проходить проверку перед отправкой в продажу (для этого отбираются несколько тестовых экземпляров), а сама проверка является довольно жёсткой и проводится с учётом того, что головы мотоциклистов могут иметь разный размер и вес. Шлемы, сертифицированные по данному стандарту, используются даже в профессиональном мотоспорте (хотя, разумеется, сертификацию могут проходить изделия разного уровня и назначения).
—
Snell. Также известен как SMF. Стандарт, разработанный и используемый в США; появился ещё в середине 50-х годов ХХ века, с тех пор регулярно улучшается и дорабатывается. Требования Snell более мягкие, чем у ECE 22.05, однако жёстче, чем в DOT: продукция обязательно проходит постоянный контроль качества, а при испытании учитывается возможная разница в размерах головы (хотя и не учитывается разница в весе).
— DOT. Стандарт, разработанный Министерством транспорта США ещё в 1972 году и с тех пор практически не изменявшийся. Предусматривает весьма мягкие условия ка
...к самого тестирования, так и контроля результатов. Так, проверка проводится только для стандартного размера и веса головы, занимается этим сам производитель и он же определяет, соответствует ли его продукция требованиям DOT, а контроль со стороны Министерства Транспорта ограничивается периодическими выборочными тестированиями. Тем не менее, даже с учётом этого наличие DOT намного предпочтительнее, чем полное отсутствие сертификации.
— ACU. Стандарт, разработанный и поддерживаемый Британским Мотоциклетным союзом (Auto-Cycle Union) — общественной организацией, представляющей интересы мотоциклетного сообщества. Предусматривает два основных варианта маркировки — ACU Gold и ACU Silver; впрочем, второй вариант по ряду причин встречается крайне редко, и обычно используется именно топовая, «золотая» маркировка. Для получения сертификата ACU Gold шлем должен не только соответствовать определённым общепринятым стандартам (описанным выше Snell 2005 или ECE 22.05, британскому BSI Type А и т. п.), но и пройти испытания по правилам ACU, которые предполагают дополнительные проверки. Благодаря этому маркировка ACU Gold соответствует весьма высокому уровню безопасности. Отметим, что некоторое время назад данная система оказалась в центре скандала: появились слухи, что наклейки «ACU Gold» продаются свободно и могут встречаться даже на низкокачественных шлемах, не проходивших (и не способных пройти) официальную проверку. Однако организация ACU приняла меры к исправлению ситуации, да и добросовестные продавцы не идут на подобный обман. Впрочем, если у вас есть сомнения — можно уточнить по официальным источникам (например, сайту ACU в Интернете), соответствует ли выбранный шлем заявленному для него уровню безопасности.Страна происхождения бренда
В качестве страной-производителя обычно считают страну происхождения бренда — «родину» компании, занимающейся продажей шлемов. При этом фактическое место выпуска может не совпадать с заявленной страной-производителем, однако это не является критичным — качество изделия определяется скорее репутацией бренда (и тщательностью контроля качества), чем страной фактического производства.