Тип
Тип определяет прежде всего способ связи с выносным датчиком оборотов колеса. Напомним, большинство велокомпьютеров оснащаются таким датчиком, он крепится на вилке, а на колесе закрепляется специальный магнит; при вращении колеса устройство фиксирует прохождения магнита мимо датчика и по их частоте определяет обороты. Варианты соединения могут быть такими:
—
Проводной. Достоинствами проводного подключения являются невысокая стоимость, надежность соединения, а также то, что датчику оборотов не требуется собственной батарейки. Да и батарейка самого компьютера при таком соединении «живет» дольше, чем при беспроводном. С другой стороны, такие устройства несколько менее удобны в установке, чем беспроводные, а при неудачном падении или столкновении есть риск оборвать провод.
—
Беспроводной. Подобное подключение позволяет обойтись без лишних проводов, что заметно упрощает установку велокомпьютера. В то же время обходится оно дороже проводного, а батареек в такой системе используется две — в самом компьютере и в датчике оборотов, и следить придется за обеими. Кроме того, при наличии рядом большого числа других беспроводными велокомпьютеров возможны сбои соединения.
Каденс
Функции отображения каденса, предусмотренные в данном велокомпьютере. Отметим, что для использования этих функций требуется установка отдельного датчика, он не всегда входит в комплект поставки.
Каденсом называют частоту педалирования (вращения педалей). Эта информация может пригодиться, в частности, для выбора оптимальной передачи и для оценки общей эффективности тренировки. Частота вращения педалей не должна быть ни слишком низкой (это увеличивает нагрузку и сильно изнашивает коленные суставы), ни слишком высокой (это приводит к быстрому утомлению). Оптимальные же ее значения могут быть разными, в зависимости от конкретных условий; данные об этом можно найти в специальных источниках.
Помимо отображения текущей частоты педалирования, в велокомпьютерах может встречаться функция вывода среднего каденса (обычно за поездку) и максимального каденса (за тот или иной период, в зависимости от модели). Эти данные могут использоваться для разных целей, в основном они важны для профессиональных спортсменов и увлеченных энтузиастов.
Количество строк
Количество строк на экране велокомпьютера.
В данном случае подразумеваются только строки, предназначенные для отображения основных данных — значений скорости, времени и т. п.; строки для служебных символов не учитываются. Таким образом, число строк — это число параметров, которые могут одновременно отображаться на дисплее велокомпьютера: например, на двустрочном экране можно видеть текущую скорость и время поездки. А в некоторых моделях на одну строку может приходиться и два параметра. Самих же строк в большинстве велокомпьютеровдве, реже —
три или
четыре, использовать большее количество не имеет смысла.
Функции
—
Слот для карт памяти. Слот для сменных карт памяти, чаще всего в типоразмере microSD (конкретные поддерживаемые разновидности могут быть разными, их стоит уточнять отдельно). Такие карты не только расширяют встроенную память велокомпьютера, но также могут применяться для обмена данными с другими устройствами: например, с помощью такого носителя можно выгрузить на ноутбук GPS-треки поездок или загрузить с того же лэптопа навигационные карты. Данная функция встречается преимущественно в продвинутых моделях.
—
Ударозащита. Наличие в устройстве усиленной защиты от ударов и сотрясений; в некоторых моделях заявлена также повышенная стойкость к вибрациям. Здесь стоит отметить, что любой велокомпьютер делается с расчетом на тряску и толчки, неизбежно возникающие при езде на велосипеде. Поэтому ударозащита обычно означает именно повышенную стойкость, позволяющую переносить не только стандартную дорожную тряску, но и экстремальное применение вроде даунхилла или велокросса. При этом конкретную степень такой защиты не помешает уточнить отдельно.
—
Подключение к смартфону. Возможность подключения велокомпьютера к смартфону — как правило, с помощью Bluetooth (см. «Датчики»). Теоретически возможно соединение и с другими гаджетами, однако смартфон, в отличие от них, можно использовать на ходу (в креплении на руле или просто держа при себе). Соединение со смартфоном мо
...жет предусматривать множество разных функций, их набор стоит уточнять отдельно. Один из наиболее популярных вариантов — «прямая трансляция» данных с велокомпьютера в фитнесс-приложение на смартфоне, а то в специальные социальные Интернет-сервисы для тренировок.
— Подключение к ПК. Возможность подключения велокомпьютера к ПК или ноутбуку. Классический способ применения этой функции — загрузка собранных велокомпьютером данных на ПК для их последующей обработки. Отметим, что само подключение может осуществляться разными способами: в одних моделях используется простейший USB-кабель (обычно включаемый в комплект), в других — беспроводной адаптер, который нужно приобретать отдельно.
— Крепление на руку. Возможность крепления велокомпьютера на руку пользователя. Данная возможность встречается исключительно в беспроводных моделях (см. «Тип»); как правило, для этого используется специальный ремешок, приобретаемый отдельно. Для некоторых пользователей такое крепление более удобно, а при экстремальной езде оно может оказаться еще и более надежным, чем стандартная установка на руль.
— Расчет калорий. Функция расчета затраченных пользователем калорий. Отметим, что устройства с данной возможностью не измеряют фактические энергозатраты — они вычисляют количество сожженных калорий по данным о скорости, расстоянии, перепаде высот, частоте пульса и т. п. Результат при этом получается приблизительным, однако идеальная точность в данном случае и не требуется.
— Построение маршрута. Функция, встречающаяся исключительно в моделях с GPS-модулем (см. «Датчики»). Как правило, предполагает подключение к ПК и построение маршрута по карте в специальном приложении, после чего эти данные загружаются в велокомпьютер — и пользователь может ехать по маршруту, получая подсказки о направлениях с экрана устройства. А после поездки можно выгрузить фактический маршрут с результатами заезда. Некоторые модели с данной функцией даже имеют интеграцию с «социальными» спортивными сервисами, которые позволяют делиться маршрутами и соревноваться с другими пользователями.
— Автоматический старт-стоп. Функция автоматического старта и остановки замеров. Модели с такой функцией включаются при начале движения, когда датчик оборотов подает первый сигнал, и отключаются (прекращают фиксировать параметры) через некоторое время после остановки. Это избавляет пользователя от необходимости включать/выключать велокомпьютер вручную.
— Часы. Наличие в велокомпьютере собственных часов. Здесь подразумевается не просто счетчик времени, позволяющий фиксировать время поездки, а именно полноценные часы, отображающие текущее время суток. Помимо общего удобства (возможности в любой момент узнать, который час), данная функция имеет и более специфические варианты применения: к примеру, по часам отслеживается смена суток при отсчете суточной пройденной дистанции (см. «Показания»).
— Таймер и секундомер. Возможность работы велокомпьютера в режиме таймера и секундомера; обычно предусматриваются обе эти возможности, поэтому они в данном случае объединены. От отсчетов времени в пути (см. «Показания») данные функции отличаются тем, что отсчет можно начинать и прекращать по команде пользователя — обычно нажатием кнопки. Секундомер может пригодиться, в частности, для замера общего времени в пути, с учетом всех остановок; таймер — для отсчета определенного времени тренировки.
— Уровень заряда батареи. Индикатор, отображающий текущий уровень заряда батареи. Может иметь разный внешний вид и специфику использования: так, в одних моделях указатель заряда выводится на экран по команде пользователя, в других — отображается постоянно, обычно в верхней части. Показания индикатора довольно приблизительны, однако он все равно заметно облегчает слежение за состоянием батареи и снижает риск исчерпания заряда в самый неподходящий момент.
— Энергонезависимая память. Наличие в велокомпьютере энергонезависимой памяти. Различная информация, прежде всего данные измерений, сохраняются в такой памяти даже при перебоях с энергоснабжением — например, при извлечении батареи или разрядке аккумулятора «в ноль».
— Статистика экономии топлива. «Экологическая» функция, рассчитанная в основном на тех, кто переживает о сохранении окружающей среды. Позволяет оценить, сколько топлива сэкономил пользователь, проехав определенную дистанцию на велосипеде вместо того, чтобы воспользоваться машиной. Впрочем, экологической сознательностью дело не ограничивается: данные об экономии топлива могут оказаться мощной мотивацией и с финансовой точки зрения.