Показания
Показания, которые могут выводиться на дисплей велокомпьютера.
—
Текущая скорость. Отображение скорости движения в данный конкретный момент.
—
Средняя скорость. Отображение средней скорости движения за определенный период, обычно от начала поездки до текущего момента. Эту скорость компьютер вычисляет по формуле «общее расстояние, деленное на общее время». Отметим, что при таких подсчетах может браться во внимание только время в движении, без промежуточных остановок (за исключением самых кратковременных).
—
Максимальная скорость. Отображение максимальной скорости, достигнутой за определенный период — за поездку, за сутки, за все время с момента последнего сброса настроек, и т. п. Конкретные особенности данной функции в разных моделях могут различаться, их нужно уточнять отдельно.
—
Отношение текущая/средняя скорость. Соотношение скорости поездки в данный момент к средней скорости за всю поездку. Данная функция позволяет оценивать текущий темп движения и сравнивать его с темпом на уже пройденном участке.
—
Текущая пройденная дистанция. Отображение дистанции, пройденной с начала поездки.
—
Суточная пройденная дистанция. Отображение дистанции, пройденной за текущие сутки. Смену суток модели с данной фун
...кцией отслеживают за счет собственных часов (см. «Функции»).
— Общая пройденная дистанция. Отображение общей пройденной дистанции за период, начиная последнего сброса настроек велокомпьютера. В некоторых моделях может предусматриваться возможность обнулить этот счетчик без общего reset’а.
— Текущее время в пути. Отображение времени, прошедшего с начала текущей поездки. Как правило, отсчет времени начинается с момента начала движения; во время кратковременных остановок он может продолжаться либо ставиться на паузу, эти моменты стоит уточнять отдельно.
— Общее время в пути. Отображение общего времени, проведенного в движении за определенный период — обычно с момента последнего сброса настроек велокомпьютера (либо сброса данного счетчика отдельно, в некоторых устройствах есть и такая возможность). Как правило, учитывается только время в движении, без учета промежуточных остановок, за исключением самых коротких, до полуминуты-минуты.Количество строк
Количество строк на экране велокомпьютера.
В данном случае подразумеваются только строки, предназначенные для отображения основных данных — значений скорости, времени и т. п.; строки для служебных символов не учитываются. Таким образом, число строк — это число параметров, которые могут одновременно отображаться на дисплее велокомпьютера: например, на двустрочном экране можно видеть текущую скорость и время поездки. А в некоторых моделях на одну строку может приходиться и два параметра. Самих же строк в большинстве велокомпьютеровдве, реже —
три или
четыре, использовать большее количество не имеет смысла.
Функции
—
Слот для карт памяти. Слот для сменных карт памяти, чаще всего в типоразмере microSD (конкретные поддерживаемые разновидности могут быть разными, их стоит уточнять отдельно). Такие карты не только расширяют встроенную память велокомпьютера, но также могут применяться для обмена данными с другими устройствами: например, с помощью такого носителя можно выгрузить на ноутбук GPS-треки поездок или загрузить с того же лэптопа навигационные карты. Данная функция встречается преимущественно в продвинутых моделях.
—
Ударозащита. Наличие в устройстве усиленной защиты от ударов и сотрясений; в некоторых моделях заявлена также повышенная стойкость к вибрациям. Здесь стоит отметить, что любой велокомпьютер делается с расчетом на тряску и толчки, неизбежно возникающие при езде на велосипеде. Поэтому ударозащита обычно означает именно повышенную стойкость, позволяющую переносить не только стандартную дорожную тряску, но и экстремальное применение вроде даунхилла или велокросса. При этом конкретную степень такой защиты не помешает уточнить отдельно.
—
Подключение к смартфону. Возможность подключения велокомпьютера к смартфону — как правило, с помощью Bluetooth (см. «Датчики»). Теоретически возможно соединение и с другими гаджетами, однако смартфон, в отличие от них, можно использовать на ходу (в креплении на руле или просто держа при себе). Соединение со смартфоном мо
...жет предусматривать множество разных функций, их набор стоит уточнять отдельно. Один из наиболее популярных вариантов — «прямая трансляция» данных с велокомпьютера в фитнесс-приложение на смартфоне, а то в специальные социальные Интернет-сервисы для тренировок.
— Подключение к ПК. Возможность подключения велокомпьютера к ПК или ноутбуку. Классический способ применения этой функции — загрузка собранных велокомпьютером данных на ПК для их последующей обработки. Отметим, что само подключение может осуществляться разными способами: в одних моделях используется простейший USB-кабель (обычно включаемый в комплект), в других — беспроводной адаптер, который нужно приобретать отдельно.
— Крепление на руку. Возможность крепления велокомпьютера на руку пользователя. Данная возможность встречается исключительно в беспроводных моделях (см. «Тип»); как правило, для этого используется специальный ремешок, приобретаемый отдельно. Для некоторых пользователей такое крепление более удобно, а при экстремальной езде оно может оказаться еще и более надежным, чем стандартная установка на руль.
— Расчет калорий. Функция расчета затраченных пользователем калорий. Отметим, что устройства с данной возможностью не измеряют фактические энергозатраты — они вычисляют количество сожженных калорий по данным о скорости, расстоянии, перепаде высот, частоте пульса и т. п. Результат при этом получается приблизительным, однако идеальная точность в данном случае и не требуется.
— Построение маршрута. Функция, встречающаяся исключительно в моделях с GPS-модулем (см. «Датчики»). Как правило, предполагает подключение к ПК и построение маршрута по карте в специальном приложении, после чего эти данные загружаются в велокомпьютер — и пользователь может ехать по маршруту, получая подсказки о направлениях с экрана устройства. А после поездки можно выгрузить фактический маршрут с результатами заезда. Некоторые модели с данной функцией даже имеют интеграцию с «социальными» спортивными сервисами, которые позволяют делиться маршрутами и соревноваться с другими пользователями.
— Автоматический старт-стоп. Функция автоматического старта и остановки замеров. Модели с такой функцией включаются при начале движения, когда датчик оборотов подает первый сигнал, и отключаются (прекращают фиксировать параметры) через некоторое время после остановки. Это избавляет пользователя от необходимости включать/выключать велокомпьютер вручную.
— Часы. Наличие в велокомпьютере собственных часов. Здесь подразумевается не просто счетчик времени, позволяющий фиксировать время поездки, а именно полноценные часы, отображающие текущее время суток. Помимо общего удобства (возможности в любой момент узнать, который час), данная функция имеет и более специфические варианты применения: к примеру, по часам отслеживается смена суток при отсчете суточной пройденной дистанции (см. «Показания»).
— Таймер и секундомер. Возможность работы велокомпьютера в режиме таймера и секундомера; обычно предусматриваются обе эти возможности, поэтому они в данном случае объединены. От отсчетов времени в пути (см. «Показания») данные функции отличаются тем, что отсчет можно начинать и прекращать по команде пользователя — обычно нажатием кнопки. Секундомер может пригодиться, в частности, для замера общего времени в пути, с учетом всех остановок; таймер — для отсчета определенного времени тренировки.
— Уровень заряда батареи. Индикатор, отображающий текущий уровень заряда батареи. Может иметь разный внешний вид и специфику использования: так, в одних моделях указатель заряда выводится на экран по команде пользователя, в других — отображается постоянно, обычно в верхней части. Показания индикатора довольно приблизительны, однако он все равно заметно облегчает слежение за состоянием батареи и снижает риск исчерпания заряда в самый неподходящий момент.
— Энергонезависимая память. Наличие в велокомпьютере энергонезависимой памяти. Различная информация, прежде всего данные измерений, сохраняются в такой памяти даже при перебоях с энергоснабжением — например, при извлечении батареи или разрядке аккумулятора «в ноль».
— Статистика экономии топлива. «Экологическая» функция, рассчитанная в основном на тех, кто переживает о сохранении окружающей среды. Позволяет оценить, сколько топлива сэкономил пользователь, проехав определенную дистанцию на велосипеде вместо того, чтобы воспользоваться машиной. Впрочем, экологической сознательностью дело не ограничивается: данные об экономии топлива могут оказаться мощной мотивацией и с финансовой точки зрения.Влагозащита
Наличие в устройстве
влагозащиты и ее уровень по стандарту IP. Данная особенность обычно означает как минимум возможность без последствий выдерживать пребывание под дождем, а часто — и более продвинутые возможности, вплоть до полного кратковременного погружения в воду.
Параметр принято обозначать буквами IP и двумя числовыми символами после них (например, IP54, IP67). Цифры обозначают конкретную степень защиты: первая — от посторонних предметов и пыли (максимум 6), вторая — от воды (максимум 8). Максимальный уровень защиты по данному стандарту — IP68, то есть полная герметичность.
Вместо одной из цифр может указываться буква Х — это означает, что сертификация по данному показателю не проводилась: например, устройство IPX8 имеет влагостойкость 8, но не проверялось на защиту от пыли. Впрочем, высокая степень защиты от воды автоматически влечет за собой хорошую пылестойкость.
Источник питания
Тип источника питания, используемого устройством.
— Батарея. Сменная батарея стандартного типоразмера. Чаще всего речь идет именно об одноразовой батарейке: теоретически сменные элементы могут выпускаться и в виде аккумуляторов, но большинство современных велокомпьютеров рассчитано на «таблетки» вроде CR2032, а они делаются преимущественно одноразовыми. Одно из главных достоинств данного варианта по сравнению с аккумуляторами — возможность быстро, буквально за минуту-две, заменить севшую батарею на свежую. Правда, батарейки приходится периодически докупать, что связано с дополнительными затратами. Однако велокомпьютеры с таким питанием имеют невысокое потребление энергии, а сами батарейки довольно энергоемки, благодаря чему срок работы на одном элементе может измеряться неделями, а то и месяцами.
— Аккумулятор. Вариант, встречающийся исключительно в высококлассных велокомпьютерах с обилием функций и высоким энергопотреблением. Использовать в таких устройствах батарейки не оправдано — их приходилось бы менять раз в день-два. Вместо этого предусматривается аккумулятор, обычно встроенный, который можно дозаряжать при необходимости. Правда, для зарядки нужно время и источник энергии; но, как правило, такого аккумулятора хватает минимум на день интенсивной эксплуатации, что позволяет ставить его на зарядку по вечерам и снимать утром. Разве что при длительном велопоходе «вдали от цивилизации» с этим могут возникнуть трудности; но их мож...но решить с помощью пауэрбанка или другого портативного источника энергии.