По направлению
Общая специализация дрона.
Этот параметр уточняется в тех случаях, когда аппарат имеет четко выраженную специализацию и заметно отличается по оснащению/функционалу от обычных коптеров
развлекательного назначения. По направлению в наше время выделяют такие варианты дронов:
мини-дроны,
гоночные аппараты (в том числе в виде гоночных мини-дронов),
селфи-дроны, наборы для баттлов, а также
промышленные/коммерческие решения. Вот особенности каждого из этих вариантов:
—
FPV-дроны. Квадрокоптеры с «видом от первого лица» (First Person View) передают видимое камерой изображение в режиме реального времени. Т.е. оператор при такой трансляции будет лицезреть на экране то же, что непосредственно попадает в поле зрения объектива. Это может быть полезно для фото- и видеосъемки с воздуха, более точного управления дроном, выполнения ряда специфических задач в разведывательных или военных целях. Для просмотра изображения с камеры применяются смартфоны, планшеты или другие аналогичные гаджеты, также встречаются пульты ДУ со встроенными экранами (см. «Дисплей для трансляции FPV») и специализированные маски наподобие очков виртуальной реальности (см. «Шлем для трансляции FPV»).
— Мини-дрон. Миниатюрные аппараты, имеющие габариты не более 150 мм (в длину и ширину) и
...вес не более 100 г. Это позволяет с легкостью транспортировать их с места на место, а также совершать полеты даже в ограниченных пространствах — вплоть до городских квартир. При этом многие мини-дроны имеют исключительно развлекательное назначение, однако встречаются модели и с довольно продвинутыми характеристиками. А вот дальность связи у такой техники, как правило, довольно сильно ограничена (хотя, опять же, возможны исключения); то же касается и грузоподъемности.
— Гоночный. Аппараты, изначально созданные для дрон-рейсинга — гонок на беспилотниках. Такие гонки предполагают не только быстрое прохождение трасс, но и умение точно вписаться в заданную траекторию; поэтому гоночные квадрокоптеры отличаются не только скоростью, но и точностью управления. Кроме того, среди подобных машин могут встречаться модификации для сложного пилотажа (фристайла, 3D) — в их характеристиках акцент еще более смещен на точность и отзывчивость. При этом стоит учитывать, что большинство гоночных моделей не только дороги, но и довольно сложны в управлении и рассчитаны на опытных пилотов; так что навряд ли имеет смысл покупать такой аппарат для первоначального обучения или развлекательного применения.
— Гоночный мини-дрон. Разновидность описанных выше гоночных аппаратов, отличающаяся уменьшенными габаритами и имеющая соответствующие особенности. С одной стороны, эти особенности включают простоту в транспортировке и возможность применения в ограниченных пространствах, с другой — относительно невысокую грузоподъемность и радиус действия связи.
— Селфи-дрон. Коптеры, созданные прежде всего для съемки селфи. Среди основных особенностей такой техники — небольшие размеры и отсутствие классического пульта: управление осуществляется либо через смартфон, либо при помощи жестов через специальный компактный контроллер. Такой формат работы избавляет от необходимости носить с собой громоздкий пульт и позволяет оператору выглядеть в кадре естественно — позировать для фото, а не отвлекаться на управление дроном. А в некоторых продвинутых моделях предусматриваются дополнительные функции, делающие съемку еще более удобной: распознавание лиц с автофокусировкой и автоцентрированием, режим Follow Me (см. «Режимы полета») и т. п.
— Промышленный / коммерческий. Высококлассные коптеры, предназначенные для профессионального применения: фото- и видеосъемки с большой высоты в высоком разрешении, «осмотра» промышленных объектов и земельных участков, опрыскивания полей и т. п. Помимо крупных размеров, отличаются большой дальностью действия и высотой полета (и то, и другое обычно исчисляется километрами), высокой грузоподъемностью и обширным функционалом. Так, многие модели допускают установку тяжелых продвинутых камер (некоторые даже изначально рассчитаны на определенные модели профессиональных камер), другие имеют встроенную «оптику» с расширенными возможностями (например, с высокой кратностью увеличения или поддержкой съемки в ИК-диапазоне). В конструкции обычно предусматривается большое обилие датчиков. А отдельные модели могут иметь и более специфические функции — например, обнаружение других воздушных судов поблизости. Само собой, обходится подобный функционал недешево.
— Боевой (наборы для батлов). Дроны, предназначенные для организации воздушных боев. Как правило, продаются комплектами по две машины — дабы поединок можно было организовать сразу, не докупая ничего дополнительно; а большинство моделей позволяет устраивать и групповые бои (как минимум «все против всех») — для этого достаточно купить несколько одинаковых комплектов. Роль «пушки» в подобном коптере обычно играет ИК-излучатель, а попадания фиксируются при помощи соответствующих датчиков. Для управления же обычно используется смартфон или другой гаджет, причем в управляющем приложении могут предусматриваться весьма интересные и необычные функции — к примеру, статистика каждого игрока с очками опыта, получаемыми за бои, а также специальные «умения» (временная неуязвимость, необычный маневр и т. п.), покупаемые за эти очки и активируемые нажатием на соответствующую иконку в приложении.Макс. время полета
Максимальное время полета квадрокоптера на одном полном заряде аккумулятора. Данный показатель является довольно приблизительным, так как чаще всего указывается для идеальных условий — в реальном использовании время полета может оказаться меньше заявленного. Тем не менее, по этому показателю вполне можно оценить общие возможности коптера и сравнить его с другими моделями — большее заявленное время полета на практике обычно означает более высокую автономность.
Отметим, что для современных коптеров хорошим показателем считается время полета
от 20 мин и более, а в самых «долгоиграющих» моделях оно может превышать 40 мин.
Съемка HD (720p)
Максимальное разрешение и частота кадров, поддерживаемые камерой коптера при съемке в стандарте
HD (720p) .
HD 720p — первый из стандартов видео высокого разрешения. Заметно уступая форматам Full HD и 4K по характеристикам, он, тем не менее, дает довольно неплохую детализацию без значительных требований к камере и вычислительной мощности. Поэтому поддержка HD встречается даже в сравнительно недорогих коптерах. А в высококлассных моделях она может предусматриваться как дополнение к более продвинутым стандартам.
В дронах HD-камеры обычно используют классическое разрешение 1280х720; другие, более специфические варианты, практически не встречаются. Что касается частоты кадров, то чем она выше — тем более плавным получается видео, тем меньше смазывается движение в кадре. В целом значения до 24 к/с можно назвать минимальными, от 24 до 30 к/с — средними, от 30 до 60 к/с — высокими, а скорости более 60 к/с применяются в основном для
замедленной съемки HD.
Съемка Full HD (1080p)
Максимальное разрешение и частота кадров, поддерживаемые камерой коптера при съемке в стандарте
Full HD (1080p).
Традиционное разрешение такого видео — 1920х1080; именно оно чаще всего используется в дронах, хотя изредка встречаются и более специфические варианты — например, 1280х1080. В целом это далеко не самый продвинутый, но более чем приличный стандарт видео высокого разрешения, такое изображение дает достаточную для большинства случаев детализацию и неплохо выглядит даже на крупном экране телевизора — в 32" и более. При этом добиться высокой частоты кадров в формате Full HD сравнительно несложно, а места такое видео занимает меньше, чем материалы в более высоких разрешениях. Поэтому съемка Full HD может предусматриваться даже в коптерах, поддерживающих более продвинутые форматы видео вроде 4K.
Что касается собственно частоты кадров, то чем она выше — тем более плавным получается видео, тем меньше смазывается движение в кадре. С другой стороны, скорость съемки напрямую влияет на требования к мощности «начинки» и на объемы готовых файлов. В целом значения до 24 к/с можно назвать минимальными, от 24 до 30 к/с — средними, от 30 до 60 к/с — высокими, а скорости более 60 к/с применяются в основном для
замедленной съемки Full HD.
Съемка Ultra HD (4K)
Максимальное разрешение и частота кадров, поддерживаемые камерой коптера (встроенной или комплектной) при съемке в стандарте
Ultra HD (4K)
UHD — куда более продвинутый стандарт видео, чем Quad HD и тем более Full HD. Такой кадр приблизительно в 2 раза больше кадра FullHD по каждой стороне и, соответственно, в 4 раза больше по общему числу пикселей. Конкретные разрешения при этом могут быть разными, в коптерах наибольшей популярностью пользуются 3840х2160 и 4096х2160. Таким образом, съемка в данном стандарте дает отличную детализацию; с другой стороны, она выдвигает довольно высокие требования к «начинке» камеры и объемам памяти. Поэтому поддержка 4K является безошибочным признаком высококлассной встроенной камеры. В то же время отметим, что в современных дронах можно встретить и более солидные разрешения — см. «Съемка выше 4K».
Что касается собственно частоты кадров, то чем она выше — тем более плавным получается видео, тем меньше смазывается движение в кадре. С другой стороны, скорость съемки напрямую влияет на требования к мощности «начинки» и на объемы готовых файлов. В целом значения до 24 к/с можно назвать минимальными, от 24 до 30 к/с — средними, от 30 до 60 к/с — выше средних, а скорость в 60 к/с уже позволяет говорить о
скоростной съемке UltraHD. Правда, для полноценной скоростной съемки, позволяющей создавать замедленные видео, желательна еще большая частота кадров, которая в ка
...мерах коптеров пока не встречается; однако современные технологии развиваются быстро, и ситуация может измениться в ближайшее время.Углы обзора
Угол обзора, обеспечиваемый штатной камерой квадрокоптера; для оптики с регулируемым зумом, как правило, учитывается максимальное значение.
Угол обзора — это угол между линиями, соединяющими центр объектива с двумя противоположными крайними точками видимого изображения. Обычно измеряется по диагонали кадра, но могут быть и исключения. Что касается конкретных значений этого параметра, то в современных коптерах они могут составлять от 55 – 60° до 180° и даже более. При этом более широкий угол (при прочих равных) позволяет одновременно вместить в кадр большее пространство; а более узкий охватывает меньшее пространство, однако попавшие в кадр предметы выглядят более крупными, на них проще рассмотреть отдельные небольшие детали. Так что при выборе по этому параметру стоит учитывать, что для вас важнее: широкий охват или дополнительный эффект приближения.
Слот для карты памяти
Собственный
слот для сменных карт памяти — как правило, формата SD или microSD.
Практически все дроны с этой функцией имеют камеру — встроенную или съемную (см. «Тип камеры»). А карта памяти предназначается в основном для хранения отснятых материалов; нередко слот под такой носитель предусматривается не в корпусе коптера, а прямо в комплектной камере. В любом случае данная особенность позволяет вести запись средствами самого дрона — независимо от того, какое устройство применяется для управления аппаратом (тогда как без слота для карт памяти для этого может понадобиться смартфон, ноутбук или другой гаджет, способный сохранять транслируемые на него материалы). А после возвращения «на базу» отснятые фото и видео можно без проблем скопировать на ноутбук, планшет, смартфон или другую аналогичную технику — многие такие устройства имеют собственные слоты для карт памяти. Правда, стоит помнить, что до возвращения «домой»съемный носитель остается недоступым; так что для максимальной надежности стоить пользоваться функцией прямой трансляции FPV (см. выше) и вести запись сразу на два носителя — бортовой и внешний. Это даст гарантию на случай потери коптера, а карта памяти, в свою очередь, может оказаться полезной при нестабильной связи — она сохранит фрагменты видео, упущенные в трансляции.
Отметим, что карты SD и microSD имеют несколько разновидностей и классов скорости, а слоты под них могут иметь ограничения по максимальному об
...ъему носителя. Так что параметры совместимых карт нужно уточнять по документации к каждому конкретному дрону.Режимы полета
—
Функция возврата домой. При наличии данной функции квадрокоптер может автоматически возвращаться в точку старта. Конкретные нюансы этой функции могут быть разными. Так, одни модели возвращаются «домой» по команде пользователя, другие способны делать это самостоятельно — например, при потере сигнала с пульта или при критическом снижении заряда батарей; во многих аппаратах предусматриваются сразу оба варианта. Также отметим, что данная функция встречается даже в моделях, не имеющих GPS-модуля (см. «Датчики») — коптер может ориентироваться в пространстве и другим способом (по инерционным датчикам, по сигналу от пульта ДУ и т. п.).
—
Режим «Follow me». Режим, позволяющий квадрокоптеру постоянно следовать за пользователем на небольшом расстоянии — наподобие «личного дрона». Способ реализации такого режима и необходимое для него оборудование могут быть разными: одни модели отслеживают направление на передатчик и силу сигнала с него, другие постоянно получают данные с GPS-модуля смартфона или другого гаджета и следуют по этим координатам, и т.п. Как бы то ни было, подобный режим может пригодиться не только в развлекательных, но и во вполне практических целях — например, для применения квадрокоптера в роли «воздушной камеры», постоянно находящейся рядом с оператором и в то же время не занимающей рук.
—
Dronie (отдаление). Изначально термином «dronie» называют
...селфи (фото или видео), снятое с беспилотника. Для таких задач в основном и предназначен данный режим. А суть его заключается в том, что коптер плавно отдаляется от определенного объекта по заданной траектории, удерживая этот объект в центре кадра. Классический вариант полета в режим Dronie — отдаление сначала по горизонтали, затем по горизонтали и вверх; впрочем, в отдельных моделях траекторию движения коптера можно дополнительно настраивать. Управление кадром тоже может осуществляться по-разному — начиная от простого наведения на определенную точку и заканчивая выбором объекта на экране с дальнейшим «умным» слежением за этим объектом. Как бы то ни было, при всей своей простоте подобная техника съемки позволяет создавать достаточно интересные видеоролики: к примеру, таким способом можно в одном видео запечатлеть сначала группу людей крупным планом, затем — красоту пейзажа вокруг них.
— Rocket (отдаление вверх). Режим полета, в котором коптер плавно поднимается на заданную высоту по строго вертикальной траектории. Аналогично описанному выше Dronie, применяется в основном при съемке видео: сначала определенная сцена снимается крупным планом, а при подъеме вверх камера охватывает все более широкую область вокруг этой сцены. Как правило, в режиме Rocket можно заранее задать высоту, по достижению которой аппарат остановится.
— «Orbit mode» (облет по кругу). Режим, позволяющий запустить коптер по круговой орбите вокруг указанной точки. Также применяется в основном для съемки видео: в таких случаях камера остается постоянно наведенной на заданный объект, а вот ракурс и фон, благодаря движению дрона, постоянно изменяются. В настройках «орбиты», как правило, можно задать ее радиус, высоту и направление движения, а также угол наклона камеры.
— Helix (облет по спирали). Еще один режим, используемый в качестве художественного приема для съемки видеороликов. В таком режиме коптер, удерживая заданный объект в центре кадра, движется вокруг него по спирали, постепенно удаляясь и увеличивая высоту. Это позволяет получить максимальное разнообразие ракурсов и углов охвата.
Отметим, что режимы Dronie, Rocket, Helix и Orbit изначально появились как часть фирменного инструментария QuickShot в дронах серии Mavic от DJI. Однако позже аналогичные функции были внедрены и другими производителями, поэтому сейчас эти названия используют как нарицательные.
— План полета (Waypoints). Возможность задать квадрокоптеру определенный маршрут полета, по контрольным точкам. Эта функция очень похожа на облет по точкам GPS (см. выше), однако осуществляется она иначе, без применения GPS-навигации. Один из самых популярных вариантов — построение маршрута в приложении для смартфона, через которое управляется коптер; при запуске программы смартфон выдает на аппарат последовательность команд, соответствующую маршруту. В целом режим Waypoints не так точен, как облет по точкам GPS, и дает меньше возможностей. Поэтому данная функция имеет в основном развлекательное назначение; при наличии в коптере камеры она может оказаться полезной для съемки селфи или несложного видеоролика.
— Облет по точкам GPS. Режим, позволяющий запускать квадрокоптер по определенному маршруту — заранее задав машине отдельные точки маршрута (по координатам GPS) и порядок их прохождения. Кроме того, могут предусматриваться дополнительные настройки — например, скорость и высота на отдельных отрезках маршрута. Данная функция во многом схожа с режимом Waypoints (см. ниже), однако она встречается в основном в аппаратах среднего и топового класса. При этом использование GPS обеспечивает более высокую точность, что позволяет применять дрон в профессиональных целях. Например, если задать таким образом маршрут для съемки с воздуха, оператор сможет полностью сосредоточиться на работе с камерой, не отвлекаясь на управление коптером.
— Акробатический режим. Специальный режим для выполнения фигур высшего пилотажа. Отметим, что конкретный смысл этого режима может быть разным, в зависимости от уровня и назначения коптера. Так, в простейших развлекательных моделях обычно предусматриваются автоматические программы, позволяющие выполнять определенные фигуры пилотажа буквально «одним нажатием кнопки». А в продвинутых аппаратах в пилотажном режиме отключается система стабилизации, и дрон очень чутко реагирует на команды оператора; это требует высокой точности в управлении, зато дает максимальный контроль над полетом.Управление жестами
Возможность управления коптером при помощи жестов.
Способ реализации данной функции может быть разным. Простейший и самый недорогой вариант — управление со смартфона, когда команды отдаются за счет поворотов и наклонов гаджета. Есть модели, где акселерометр и гироскоп встроены непосредственно в пульт, и управлять можно жестами руки с пультом. Еще один, более дорогой и оригинальный способ — распознавание положения рук пользователя при помощи встроенной камеры. В таких аппаратах обычно имеется набор команд, привязанный к довольно специфическим движениям. Например, сложив пальцы в «рамочку», можно включить режим серийной фотосъемки, взмахом руки — подозвать к себе, а протянутую ладонь устройство воспримет как посадочную площадку.
В целом
управление жестами обеспечивает как минимум дополнительное развлечение, а в некоторых случаях может быть полезным и с практической точки зрения.