Назначение
—
Для руководителя . «Директорское» кресло призвано не только обеспечить комфорт руководителю, но и подчеркнуть его статус и авторитет. Поэтому подобные модели обычно имеют массивную конструкцию и более крупные размеры, чем обычные кресла для персонала, а также используют более дорогие материалы (в первую очередь кожу и её аналоги) — что и обеспечивает соответствующий солидный дизайн. Многие кресла для руководителей также имеют специфическую форму со слегка «проваленным» сидением, подголовниками и т.п.; всё это призвано повысить комфорт сидящего.
—
Для персонала. Кресла, рассчитанные в первую очередь на рядовых офисных сотрудников. С практической стороны в большинстве своём менее удобны, чем модели для руководителей — в частности, редко оснащаются подголовниками (см. ниже) и поддержкой поясницы. В то же время ключевая разница состоит всё же в том, что в данном случае упор сделан не на дизайн, а на практичность. Так, в конструкции используются преимущественно недорогие, но достаточно прочные материалы (ткань, сетка и т.п.), вес кресел невелик, что позволяет с лёгкостью перемещать их с места на место, а форма сидения и подлокотников обычно подобрана с таким расчётом, чтобы сидящему удобно было часто вставать и садиться обратно. Однако модели для персонала порой бывают настолько хороши и функциональны, что их смело можно отнести и к руководительским креслам, поэтому такие вари
...анты могут иметь двойное назначение — для руководителя и персонала.
— Для посетителей. Специфика кресел данного типа состоит в том, что они, как правило, постоянно находятся на одном месте, при этом пользуются ими разные люди, которым приходится сидеть относительно недолго. Поэтому подобные модели чаще всего имеют основания в виде ножек или полозьев (см. «Конструкция основания»), а их конструкция в целом довольно проста и редко предусматривает какие-либо дополнительные регулировки. Тем не менее, в данном классе встречаются как простые изделия из недорогих материалов, обеспечивающие минимум комфорта, так и весьма солидно выглядящая мебель, рассчитанная на богато обставленные кабинеты и не уступающая по качеству отделки «директорским» креслам.
— Детское. Кресла, рассчитанные для детей, имеют соответствующие конструктивные особенности — уменьшенные размеры и специфическую форму сиденья и спинки. Кроме того, среди подобных моделей встречаются варианты в довольно ярком оригинальном оформлении — с цветными рисунками, необычной формой спинок и сидений и т.п.
— Геймерское. Модели, созданные специально для геймеров, выделяются характерным «агрессивным» дизайном, намекающим на кресла гонщиков и пилотов. При этом они нередко оказываются не менее удобны, чем настоящие гоночные автокресла, а оснащение включает как минимум механизм Tilt, а чаще — более совершенное решение вроде мультиблока или синхромеханизма (см. выше). В целом это довольно продвинутая разновидность кресел — но и недешёвая, соответственно.Макс. вес пользователя
Наибольший вес, который гарантированно способно выдержать кресло при регулярном использовании — иными словами,
максимальный вес сидящего человека, позволяющий постоянно пользоваться изделием в штатном режиме без боязни неожиданной поломки. Отметим, что многие модели способны без проблем перенести кратковременное превышение веса, однако перегружать конструкцию (а тем более делать это постоянно) в любом случае не стоит: нерасчётные нагрузки значительно усилят её износ, и поломка может произойти в самый неожиданный момент.
Высота спинки
Высота спинки кресла; для моделей с изменяемой высотой спинки, как правило, указывается максимальное значение.
Высота спинки измеряется от сидения до верхнего края. По сути, это высота опоры, доступной для спины. В некоторых ситуациях на этот показатель можно не обращать особого внимания — например, если кресло предназначается для посетителей и роль спинки в нем чисто символическая. Однако если сидеть в кресле предстоит часто и подолгу — стоит учесть и этот момент. В идеале лучше всего попробовать «вживую» несколько кресел и выяснить, какая высота спинки для вас является наиболее комфортной. Если же такой возможности нет — стоит решить, до какой области на теле должна доставать спинка (до лопаток, до основания шеи и т. п.) и замерить, на какой высоте от сидения находится эта область в сидячем положении. А если вам нужна конкретно опора для затылка — стоит выбирать среди моделей, оснащенных подголовниками.
Спинка считается
высокой, если она имеет высоту не менее 65 см. Благодаря таким размерам кресло обеспечивает опору практически на всю спину сидящего человека, а нередко — еще и на затылок. В то же время стоит учитывать, что далеко не всякая высокая спинка является подголовником.
Размеры сиденья (ШхГ)
Размеры установленного в кресле сиденья в ширину и глубину (от спинки до переднего края). Для моделей с изменяемой глубиной (см. «Регулировки») учитывается максимальное значение, при выдвинутом вперед до упора сидении.
Большинство современных кресел конструируется в расчете на среднего взрослого человека, так что обращать внимание на размеры стоит прежде всего людям крупного, или, наоборот, миниатюрного телосложения. По ширине средним показателем считается 45 – 55 см, самые узкие модели имеют ширину
до 40 см , в самых широких она может
превышать 60 см. Аналогично глубина менее 40 см считается небольшой, до 60 см — средней, более 60 см — большой.
Высота сиденья
Высота сиденья от пола. Оптимальной высотой для человека среднего роста считается 40 – 50 см, однако этот момент во многом субъективен, и удобство кресла для конкретного пользователя сильно зависит от его предпочтений и особенностей телосложения. В свете этого немало моделей имеют возможность изменения высоты в определенном диапазоне (см. «Регулировки»). Для выбора же лучше всего «вживую» определить, на какой высоте вам комфортно сидеть, и подыскать модель с соответствующими характеристиками.
Механизм
Тип механизма, обеспечивающего различные регулировки (см. ниже).
—
Перманент-контакт. Механизм, призванный обеспечить постоянный контакт спины сидящего со спинкой кресла. Соответственно, доступные при его использовании регулировки касаются только спинки, но список таких регулировок довольно обширен: по высоте, наклону и глубине спинки. В то же время встречается перманент-контакт в основном в недорогих моделях кресел.
—
Freestyle. Известен также как механизм постоянной поддержки спины. Ещё один достаточно простой вариант, касающийся лишь регулировки спинки кресла. Спинка и сиденье в таких моделях соединены гибким пластиковым чехлом, в котором находится пружина; за счёт специального винта можно изменять степень сжатия пружины, регулируя таким образом степень жёсткости качания.
—
Tilt (качание). Также известен как Top Gun. Механизм, обеспечивающий возможность качания назад-вперёд, а также регулировку жёсткости качания; кроме того, в большинстве случаев предусматривает также настройку высоты сиденья по принципу описанного выше пиастра. Регулировочная ручка отвечает при этом за две функции — управление газ-лифтом и блокировку качания; управление жёсткостью качания обычно осуществляется отдельно. Данный тип механизма предполагает жёстко связанную спинку и сиденье.
—
Deep Tilt (глубокое качание). Разно
...видность механизма tilt (см. соответствующий пункт), обеспечивающая, в соответствии с названием, возможность более глубокого качания. Проще говоря, в таком кресле можно очень далеко откинуться назад, практически лечь. Правда, сидение и спинка в таких моделях всё равно жёстко связаны друг с другом, а фиксация обеспечивается только в одном положении — вертикальном (рабочем).
Данный вариант характерен преимущественно для изделий среднего и высшего ценового диапазона.
— Freelock. Как и описанный выше Tilt, этот механизм обеспечивает возможность свободного качания и регулировку жёсткости. В подобных креслах, правда, не предусматривается фиксации в одном положении — с другой стороны, спинка в них не имеет жёсткого соединения с сиденьем и может отдельно регулироваться по высоте и наклону.
— Мультиблок. Фактически — улучшенная и дополненная версия описанного выше Tilt. Мультиблоки не только позволяют качаться и регулировать жёсткость качания, но ещё и предусматривают возможность фиксации кресла в четырёх положениях (вместо одного). Кроме того, они обычно оснащаются т.н. «антишок-эффектом»: при разблокировке наклон кресла не изменяется самостоятельно, для этого надо приложить небольшое усилие. Это предотвращает рывки и удары по телу сидящего при отключении креплений.
— AnyFix. Разновидность механизма качания, позволяющая фиксировать кресло в любом промежуточном положении — а не только в заданных производителем, как в случае с Tilt и мультиблоками (см. выше). Обеспечивает максимальную свободу в регулировке по наклону, однако и обходится довольно дорого.
— MultiFix. Ещё одна, наряду с AnyFix, разновидность механизма наклона, позволяющего фиксировать кресло в любом промежуточном положении. По сути, с точки зрения пользователя эти механизмы принципиально различаются только названием. Соответственно, преимущества и недостатки у «мультификсов» те же: с одной стороны, это удобство в настройке, с другой — более высокая стоимость, чем, к примеру, у «тилтов». Также отметим, что сидение и спинка в таких креслах обычно соединены жёстко и наклоняются вместе.
— Синхромеханизм. Название этого механизма обусловлено тем, что спинка и сиденье в нём синхронизированы особым образом: при качании они отклоняются не одинаково, а в соотношении 2:1. Считается, что это обеспечивает оптимальное с анатомической точки зрения соответствие положению человеческого тела при наклоне назад. Кроме того, подобные механизмы обычно имеют несколько фиксированных положений наклона, настройку жёсткости качания и систему «антишок» (подробно описана в абзаце «Мультиблок» выше). Данный вариант считается одним из наиболее подходящих для высококачественных «директорских» кресел (см. «Назначение»).
— Асинхронный. Асинхронный механизм предполагает наличие спинки и сиденья, способных изменять наклон независимо друг от друга; как правило, и там и там предусматривается несколько фиксированных положений. Подобные конструкции обеспечивают широкие возможности по настройке под индивидуальные предпочтения, однако сама настройка не столь удобна, как в большинстве описанных выше продвинутых механизмов.
— Пиастра. Один из простейших механизмов, встречается преимущественно в моделях бюджетного уровня. Позволяет изменять лишь высоту сиденья. Работа механизма основана на действии газ-лифта — герметичного резервуара с поршнем, куда закачан газ под высоким давлением. Газ-лифт находится в опорной стойке кресла, под сиденьем, а за регулировку отвечает ручка, расположенная обычно сбоку от этой стойки, в пределах досягаемости сидящего. При нажатии на эту ручку крепление разблокируется, и кресло можно регулировать по своему желанию — приподняться и позволить газ-лифту толкнуть сиденье вверх, или нажать на него и уменьшить высоту. При отпускании ручки сиденье фиксируется в заданном положении. Газ-лифты часто используются вместе с другими, описанными ниже вариантами, а к типу «пиастра» относятся лишь конструкции, не имеющие других механизмов для регулировки — в основном это кресла бюджетного класса.
— React. Механизм, разработанный компанией «Legett&Platt»; специфическая особенность React заключается в том, что он сочетает качание спинки с движением сидения взад-вперёд. Это, по заявлению создателей, обеспечивает максимально комфортное и в то же время естественное движение корпуса при качании. Ещё одна интересная черта — React не требует ручной настройки под вес пользователя, механизм сам регулирует усилие, необходимое для качания. Фиксированных положений обычно целых 8. Кресла с таким механизмом внешне могут напоминать модели для персонала (см. «Назначение») — в частности, они имеют чётко отделённые друг от друга спинку и сидение — однако при всех своих преимуществах React и стоит недёшево, вследствие чего всё-таки больше рассчитан на руководителей.
— Relaxing Active System. Ещё один высококлассный «анатомический» механизм, созданный в расчёте на максимально удобное и естественное движение; применяется в основном в мебели от фирмы Elano. Как и описанный выше React, сочетает качание спинки с движением сидения вперёд-назад; кроме того, может предусматриваться также изменение наклона подголовника в зависимости от наклона спинки. При этом кресла с Relaxing Active System обычно выполняются в солидном классическом дизайне, с использованием кожи, благодаря чему выглядят богато и представительно, однако и стоят соответственно.
— Aircraft. Разновидность механизма качания, применяемая преимущественно в креслах торговой марки AMF. В креслах с этой особенностью место крепления сидушки к подставке расположено не в центре сидушки, а ближе к переднему краю, у самых коленей. Считается, что это обеспечивает дополнительный комфорт и более естественное положение тела, чем при традиционном расположении крепления. В остальном этот механизм схож с системами Tilt (см. выше).
— Двойной пружины. Механизм на основе спаренной пружины, поддерживающей спинку кресла и создающей сопротивление, когда сидящий человек откидывается назад. Сопротивление пружин можно регулировать, изменяя таким образом угол, на который будет отклоняться спинка под весом пользователя. Применяется такой механизм в некоторых геймерских креслах (см. «Назначение»).Подголовник
Наличие
подголовника в конструкции кресла.
Роль подголовника может играть как подставка, выполненная отдельно от спинки, так и верхняя часть спинки — если она имеет явно выраженную характерную форму или в комплекте поставляется подушка, которую можно установить по желанию пользователя. Простейшие высокие спинки, не имеющие характерной верхней части, подголовниками не считаются.
В любом случае данная особенность обеспечивает дополнительный комфорт — особенно при откидывании на спинку. С другой стороны, если в кресле приходится сидеть в основном прямо и спинка играет символическую роль — возможно, оптимальным выбором будет модель
без подголовника (тем более что такие кресла и стоят дешевле).
Высота спинки
Возможность
сдвигать спинку вверх-вниз. Пригодится для подстройки изделия под рост и телосложение пользователя, что особенно актуально при наличии поддержки поясницы или же при использовании кресла людьми разного роста.
Степень жесткости качания
Возможность изменять усилие, необходимое для наклона кресла (или только спинки, если сидение закреплено неподвижно).
Регулировка степени жесткости качания обеспечивает подстройку под вес и предпочтения конкретного пользователя.