По направлению
—
Спортивная. Под спортивной ездой в данном случае подразумевается скоростная езда по максимально ровным покрытиям. Соответственно, все подобные шины имеют высокий индекс скорости — не ниже W (270 км/ч). Кроме того, спортивные мотоциклы характеризуются относительно небольшим весом; вследствие этого (а также по некоторым другим соображениям) резина данного направления делается радиальной (см. «Конструкция»). Отметим, что для подобных моделей характерен неглубокий рисунок протектора. Это обеспечивает отличное сцепление на качественном ровном покрытии, но на неровной, мокрой или грязной дороге езда на таких шинах требует осторожности. Особенно это касается
трековых спортивных шин вообще без протектора, так называемые слики, которые вынесены в отдельный пункт и предназначены исключительно для езды в сухую погоду по гоночной трассе. Для городских дорог такие шины категорически запрещено использовать, для вашей же безопасности.
—
Дорожная. Шины, предназначенные, в соответствии с названием, для езды по обычным дорогам с твёрдым (но не обязательно идеально ровным) покрытием. Подобные модели могут выпускаться для самой разнообразной техники — от тяжёлых чопперов и круизёров до небольших классик и ретро байков. Однако во всех случаях дорожные шины характеризуются достаточно высоким индексом нагрузки, что позволяет им без проблем переносить довольно большой вес мотоцикла и
...контакт с неровностями на дороге. Большинство дорожных шин имеют диагональную конструкцию, но встречаются и радиальные. Индекс скорости у такой резины ниже, чем у спортивной (хотя есть модели и на 270 км/ч); кроме того, даже самые «прилизанные» модели имеют довольно глубокий рисунок протектора, обеспечивающий эффективный отвод влаги и надёжный контакт с неровной дорогой.
— Кроссовая. Специализированная разновидность мотоциклетной резины, созданная исключительно для езды по бездорожью и предназначенная, в соответствии с названием, для применения в мотокроссах. Самая заметная внешняя особенность таких шин — глубокий рисунок протектора с характерными выступами, улучшающими сцепление с грунтом.
— Эндуро. Изначально эндуро — это разновидность мотогонок, в которых гонщикам приходилось ездить по участкам разного типа — начиная от ровных дорог с твёрдым покрытием и заканчивая полным бездорожьем. Это и определило основные особенности шин данного назначения: они представляют собой нечто среднее между дорожной и кроссовой резиной (см. выше) и пригодны как для трасс, так и для пересечённой местности. Разумеется, по скоростным характеристикам такая резина проигрывает дорожной, а по проходимости — кроссовой; однако в тех случаях, когда универсальность оказывается важнее продвинутых характеристик, шины эндуро просто незаменимы. Отметим, что внешне такие модели могут быть похожи как на кроссовые (с заметными выступами), так и на дорожные (относительно ровные, с небольшим количеством канавок). В первом случае обычно используется специальный состав резины, благодаря которому обеспечивается достаточный уровень сцепления на твёрдом покрытии, во втором — различные конструктивные ухищрения, направленные на повышение проходимости.
— Adventure. В эту категорию подпадают вседорожные модели типа скремблер и выносливые туристические мотошины, которые выдерживают повышенные нагрузки, обуславливаемые большим количеством вещей в дороге. Резина Adventure подходит для поездок по асфальтированным покрытиям и покорения умеренного бездорожья. Рисунок протектора у шин достаточно агрессивен — он хорошо годится для дорог проселочного типа, и в то же время он порядком гладкий для продолжительного движения по твердому дорожному полотну. Мотоциклы-адвенчеры начинали свой путь в качестве дорожных моделей, переделанных производителями или хозяевами для езды по бездорожью. Ближайшие родственники мотошин типа adventure — покрышки эндуро с более «злым» рисунком протектора.
— Триал. Специализированные шины для соревнований по мототриалу — преодоления сложных трасс на пересеченной местности со множеством естественных или искусственных препятствий. В ходе гонок касаться частями тела преград категорически воспрещается — за это начисляются штрафные баллы. Шины для мототриала проявляют всеядность к различным типам покрытий под колесами байка, обладают улучшенными сцепными качествами, а внутри них накачивается небольшое давление, что сделано в угоду поддержания широкого контактного пятна.
— Для скутеров. Резина для небольшой мотоциклетной техники. Как правило, в скутерах установлены узкие колеса относительно небольшого размера. Покрышки для них выпускаются как в бескамерном исполнении, так и с камерой. Также подобные шины различаются между собой по рисунку протектора: для передвижений в ритме жизни мегаполиса хорошо подходит резина с неглубоким дорожным рисунком, а для смешанного режима поездок с частыми вылазками на грунтовки и бездорожье — покрышки с агрессивным протектором.Ширина
Номинальная ширина шины (ширина профиля) в миллиметрах. Это один из вариантов обозначения; помимо него, может встречаться также обозначение в дюймах, подробнее см. п. «Ширина» выше.
Ширина — неважно, в миллиметрах или в дюймах — это один из параметров, определяющих совместимость с конкретным ободом (другой параметр — посадочный диаметр, о нем см. выше). Основным критерием выбора шины по ширине являются рекомендации производителя для данной модели мотоцикла. Отступать от этих рекомендаций крайне нежелательно: хотя некоторые виды мотоциклов (например, дорожные) и допускают на заднем колесе отклонение по ширине в +/- 10 мм, однако такое колесо все равно будет функционировать в режиме, отличающемся от штатного. На переднем же колесе никаких отклонений не допускается вообще.
Профиль
Высота профиля шины. Данный параметр указывается в процентах от ширины профиля (см. выше).
Чем выше профиль — тем лучше мотоцикл переносит большой вес и повышенные нагрузки при езде по неровным дорогам и тем ниже его устойчивость на высоких скоростях. Поэтому для скоростной езды по высококлассным ровным трассам, мототрекам с твёрдым покрытием и т.п. используют сверхнизкопрофильную резину, с высотой профиля до 60%. Для большинства отечественных дорог, учитывая их общее качество, рекомендуется скорее низкопрофильная резина — 60 — 80%. А шины с высотой профиля более 80% стоит выбирать в том случае, когда ключевыми моментами являются не скорость, а проходимость и стойкость к нагрузкам.
Сейчас на рынке представлены шины с такой высотой профиля:
40 %,
50 %,
55 %,
60 %,
65 %,
70 %,
75 %,
80 %,
90 %,
100 %.
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки обозначает
максимальную нагрузку по весу, которую шина способна безопасно перенести в штатном режиме эксплуатации. Для сокращения маркировки этот параметр обозначают двузначным числом; перевести это обозначение в конкретный вес в килограммах можно по специальным таблицам.
Данное значение нельзя превышать — иначе шина в любой момент может лопнуть вследствие нерасчётных нагрузок. При этом, выбирая моторезину по данному параметру, стоит помнить, что нагрузка распределяется между передним и задним колесом неравномерно. Впрочем, задачу облегчает то, что в документации к своей технике производители мотоциклов могут указывать минимальные или рекомендуемые индексы нагрузки для передней и задней оси.
Тип покрышки
—
Камерная (TT). Шины, состоящие из покрышки и внутренней герметичной камеры, в которую накачивается воздух. Несмотря на «двойные стенки», такие шины уступают по надежности бескамерным — они быстро спускают воздух при проколе, да и в целом имеют более скромные эксплуатационные характеристики. В то же время у камерных покрышек есть и достоинства: они нечувствительны к деформациям обода и сохраняют герметичность даже при появлении зазора между ободом и покрышкой. В свете этого основных сфер применения у подобных шин на сегодня две. Во-первых, это колеса со спицами, где обод не обеспечивает герметичности и без камеры не обойтись; такие колеса устанавливаются на многие отечественные мотоциклы, а также некоторые чопперы. Во-вторых, камерные шины используют некоторые любители экстремальной езды или длительных путешествий в стиле «
эндуро» (см. «По направлению»).
—
Бескамерная (TL). Шины, не использующие внутренней камеры — воздух в таких моделях закачивается в пространство между покрышкой и ободом колеса. Такая конструкция требует цельного обода, не пропускающего воздух, и нормально работает только на литых колесах, без спиц. C другой стороны, именно такими колесами оснащается подавляющее большинство современных мотоциклов. Бескамерные шины считаются более надежными и безопасными, чем камерные, они лучше переносят проколы (в частности,
...дольше держат воздух), да и в ремонте более просты. Поэтому в целом такие шины предпочтительнее камерных (за исключением отдельных специфических случаев, описанных выше).
— TT/TL. Шины, допускающие установку как камерным, так и бескамерным способом — в зависимости от того, какой вариант требуется в данном случае с учетом типа диска и особенностей применения.